ШОР2008. Вторая тренировка. Методическое указание

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Цель занятия

Тренировка знакомит с назначением и устройством компаса, помогает ответить на вопрос "как выбрать правильный компас".

Требования к участникам

  • Участники должны иметь представление о существовании магнитного поля земли.
  • Каждый должен иметь собственнный компас. Модель и внешний вид не имеют значения.
  • Народ должен быть одет по погоде, так как бегать не придется.

Место проведения

Лесопарк или сквер с длинными прямыми просеками/дорожками, идущими по углом 45 градусов к северу.

Порядок проведения тренировки

  • Вводная информация об устройстве компаса: компас состоит из платы (корпуса), вращающейся колбы с градусной шкалой и магнитной стрелки. Магнитная стрелка в магнитном поле земли принимает ориентацию север-юг. Используя эту особенность, можно определять на местности направления, идущие под определенными углами к направлению на север (азимуты). Дать понятие визирной линии - линии, вдоль которой мы будем "целиться" на ориентир. Это может быть специальная риска, нанесенная на плате компаса. Визирной линией может служить и просто край платы.
  • Рассказать об особенностях работы с компасом:
    • Корпус необходимо держать ровно, стараясь не качать и не трясти, иначе стрелка будет "уходить" по шкале, и показания будут неверными.
    • При взятии азимута три точки: глаз наблюдателя, точка опоры ног о землю и ориентир образуют вертикальную плоскость. В этой плоскости должна проходить визирная линия. Компас при этом должен располагаться строго горизонтально.
    • У каждого есть "ведущий глаз" - если смотреть только этим глазом, закрыв второй, то картинка смещается меньше по сравнению с другим. Вертикальная визирная плоскость должна проходить именно через ведущий глаз. Это надо учитывать, выбирая компас на правую или левую руку, или пользуясь правым ии левым краем обычной прямоугольной платы. В этом случае плата компаса не будет заслонять землю под ногами!
  • Разбиться на небольшие группы и дать участникам задание стоя определить азимуты на некоторые ориентиры. Следить за четкостью действий, правильным положением компаса.
  • Продолжить использование компаса в движении. Дать понять, что при движении на компас воздействует множество факторов, осложняющих работу: тряска, ускорение, наклон платы, необходимость смотреть под ноги. Для этого каждый встает на открытом пространстве, замечает вдали ориентир, берет азимут направления и начинает движение, не глядя на компас. Через некоторое время останавливается и проверяет, удалось ли сохранить первоначальный азимут. А так же обратное упражнение - определяем азимут тропинки, а затем движемся по ней, наблюдая за стрелкой компаса.
  • В итоге замечаем, что для правильного использования компаса необходима тренировка. При ходьбе по прямым стрелка не должна сильно оклоняться, или отклоняться на известную величину, которую можно учитывать и вносить поправки.
  • Дать рекомендации по выбору компаса:
    • Для туризма подходит любой жидкостной компас без пузырей в колбе.
    • Проверить точность сборки компаса "на глаз" очень трудно. В идеале надо с ним походить, наблюдая, как ведет себя стрелка, нет ли систематического отклонения (в хорошем компасе стрелка должна равномерно колебаться возле правильного положения).
    • Компас на палец очень удобен для бега, но у него короткий визир - пользоваться им новичку сложнее.

Результаты

В результате занятия участники должны овладеть основными навыками работы с компасом: брать азимут на неподвижные ориентиры, а так же двигаться по выбранному азимуту.