Страховка на воде Безопасность на суше

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Лекция N8. Страховка на воде. Безопасность на суше.

Лектор: Дягилев Дмитрий. Конспект: lutrin.

Введение.

"Мир полон опасностей" © кто-то умный

Когда вы идете по улице летом, вам может упасть на голову кирпич, а зимой сосулька и это будет случайностью. Но если вас переедет поезд, когда вы насвистывая прогуливаетесь по тоннелю метро, это уже будет наплевательским отношением к своей безопасности. Поэтому, так же как вы задумываетесь о своей безопасности, прогуливаясь по просторам мегаполиса, нужно о ней думать и отправляясь в поход.

Как вы уже поняли безопасность в походе – это не только способы спасения человека на водах, но снаряжение, опыт, мозги и много много других факторов. Не забывайте, что о безопасности похода стоит задумываться не в прямой видимости бурного и неизвестного порога, а еще дома, на этапе планирования. При выборе маршрута, планировании раскладки, выборе снаряжение.

Когда планируется маршрут возникает вполне закономерный вопрос: «А как по карте понять, какая «кака» меня там ждет». Ну что ж, наш журнал ответит и на него. Все уже придумано до нас, бородатыми мужиками в брезентовых штормовках, которые являлись первооткрывателями водного туризма. А придумали они некоторую шкалу категорий сложности. С помощью этой шкалы весьма нетрудно предположить что вас будет ожидать на той или иной речке. Но не стоит забывать о том, что к.с. присваиваются как маршрутам (сиречь рекам), так и самим препятствиям. Поэтому на речке 3-й к.с. вполне можно встретить непроходимый порог 6 к.с. Как это определить? Все просто, к.с. препятствий можно увидеть и на картах, а вообще при выборе маршрута, лучше всего посоветоваться с непосредственными участниками, которые там уже ходили и могут вам много чего рассказать.

Ну вот вы подобрали для себя два приятных маршрута, оба 3 к.с., на которую вы вполне можете замахнуться. Но почему-то, об одной говорят как о спокойной и легко проходимой, а о другой отзываются с большой опаской и уважением. Почему так происходит? А об этом нам расскажут типы рек:

Типы рек.

  • Равнинные реки (реки текущие на равнинах, имеют очень маленький уклон и препятствия максимум 2 к.с., расход и скорость воды минимальны, идеальны для походов выходного дня и «покатушек»);
  • Корельские реки (отдельный тип рек, уже не равнинный, но и еще не горный. Отнесены в отдельную категорию благодаря специфичному продольному рельефу, где сильные перепады высоты чередуются весьма длинными участками с практически равнинным уклоном. За счет этого несложны в прохождении, так как после порога человека всегда легко выловить на плесе);
  • Горные реки (берут начало высоко-высоко в горах, где летает только гордый птица орел... в общем вы поняли. Имеют очень большой уклон у истока и становятся более пологими к устью. За счет того, что протекают в горах чередуют пороги с не менее крутыми уклонами. И поэтому при их прохождении крайне важна правильно выставленная страховка);
  • Таежные реки (Текут в районе Урала, Сибири. Основная особенность это суровый климат и большое удаление от цивилизации. Как правило, кроме сложности самого маршрута, добавляется еще и сложность заброски и сложность снятия.);
  • Горно-таежные реки (Реки, текущие в тайге, а значит обладающие всеми прелестями таежных рек, но при этом, так же имеет бонусы горных.).

Теперь зная типы рек и их характеристики, можно сказать, что 3 к.с. Карельской реки, совсем не 3 к.с. Кавказской реки. Если после неудачного прохождения порога в Карелии у вас есть все шансы выбраться на берег, а после удачного прохождения вы можете некоторое время отдохнуть на плесе. То после неудачного прохождения порога на Кавказе вы имеете шансы пройти самосплавом весь маршрут, да и сам маршрут не дает расслабится, пока вы не зачалитесь, что там сделать не так уж и легко.

Ну вот и разобрались с маршрутом, выбрали и утвердили. Теперь можно поговорить о снаряжении.

Каски.

О касках было рассказано в одной из предыдущих лекций, перечислю здесь только основные понятия:

  • Каска должна быть именно для водного туризма (не велосипедная, не строительная и т.д.);
  • Каска должна подходить вам по размеру и удобно сидеть на голове;
  • Желательно не брать каску старого образца, наиболее рекомендуемая каска сейчас, это BUMPER.

Спасательные жилеты

Выбор спасжилета во многом зависит от типа судна, на котором вы будете плыть, а так же от типа реки.

Бывают спасжилеты двух видов:

  • Пеночные;
  • Надувные.

Надувные жилеты наиболее широко используются при сплаве на катамаранах и рафтах. Потому что это единственные суда, на которых можно себя чувствовать комфортно в надувном спасе. За счет того, что на означенных судах посадка сверху, надувной спасжилет движений не стесняет, да и на воде не дает вам утонуть, даже если вы потеряли сознание. Но при попадании в бочку имеет неприятный эффект, так он почти непотопляем, вас не притапливает и вы не достаете до донной струи, которая вас может вытолкнуть наружу. Так что достаточно часто люди при самосплаве приспускают емкости жилета.

Пеночные жилеты наиболее широко используются при сплаве на байдарках и каяках. Потому что имеют небольшой объем, не стесняют свободы действий, тупо позволяют помещаться в каяке. Но есть у них и пара минусов, за счет того, что их объем невелик, они и на воде держат хуже, следовательно в сильных бочках вас может притапливать. Более того, за счет структуры жилета, при потере сознания вы не потонете, но и голова не будет находится над водой, так надейтесь, что вас всенепременно выловят.

При выборе пеночного жилета, так же обращайте внимание на вес, на который рассчитан спас. Чем бурнее и серьезнее речка, тем больший вес стоит брать, так как сила притапливающего вас потока порой бывает весьма велика. Особое внимание обратите на наличие паховых ремней. Они не дают жилету слезть с вас, если вы в воде, вдруг, поднимете руки. Да и подъемная сила жилета в воде будет распределятся более равномерно и удобно.

Спасательный конец.

1Morkovka.png
Рис. 1 Спасательный конец. "Морковка"

Гораздо чаще его называют «морковкой». Представляет из себя яркий матерчатый мешок, с одной стороны которого установлен поплавок, а сквозь него пропущена (и смотана внутри) страховочная веревка (Рис. 1). На обоих концах веревки навязаны петли, а к ним прикручены карабины. «Морковка» является спасательным средством пассивной страховки. То есть для того чтобы быть спасенным «клиенто» должен сам проявлять активность в виде ловли «морковки» и ее удержания.

Установка страховки и пользование ею.

Первое и нерушимое правило таково: «Входя в порог в должны быть уверены, что вы на судне, что у вас есть весло, а на вас надеты спас и каска. Не менее важно знать маршрут прохождения порога, а так же быть уверенным, что установлена страховка и знать где она установлена».

Как уже стало понятно из написанного выше, страховка бывает двух типов:

  • активная;
  • пассивная.

Об активной страховке мы поговорим чуть позже, а пока остановимся поподробнее на пассивной.

Пассивная страховка.

При установке пассивной страховки следует помнить, что «морковка» предназначена не для вытягивания «клиента» а для его причаливания, поэтому она должна быть весьма жестко и прочно закреплена за береговую линию. Общая методика установки пассивной страховки такова (Рис. 2):

2Install.png
Рис. 2 Установка пассивной страховки

  1. Определить место возможного переворота;
  2. Определить, что за этой точкой не других порогов, сливов и т.д.;
  3. Определить промежуток, за который человек успеет всплыть и соориентироваться;
  4. В конце этого промежутка найти упор и закрепить конец (точка крепления должна быть монументально и расположена высоко);
  5. Определить точку, с которой кидается «морковка», как можно ближе к струе и удобная для бросания. (Проследить, чтобы на пути следования веревки не было препятствий и внезапных фотографоф);
  6. Определить точку, в которую придет спасаемый, так что там было улово и возможность выбраться на берег;
  7. Кинуть «морковку» и проверить, что она приходит туда, куда планировалось. (человек, кидающий «морковку», должен видеть порог или человека, сообщающего о перевороте, при броске надо учитывать течение реки и пропускать веревку со стороны противоположной течению).

Активная страховка.

Активной называется страховка, при которой предполагается, что спасаемые недвижимый или неодушевленный. То есть, либо это судно и куски багажа, либо это человек в бессознательном состоянии (в случае водного похода, не факт, что он в таком состоянии с порога приплыл).

Одним из методов активной страховки является «ловля на живца». В это случае, спасающий прицепляется морковкой к берегу, хватает другую "морковку" (тоже прикрепленную к берегу) и бросается в пучину на помощь товарищу или судну.

Вторым методом, применяемым при активной страховке, является страховка судном. В этом случае, как правило, используют катамаран, но особо опытные весьма успешно используют и байдарки. Одним из важных аспектов является умение держать судно ниже по течению, чем спасаемый, в противном случае, есть шанс раздавить спасаемого об камень.

Самоспасение, или что делать, если вы вне судна.

Ну вот вы вошли в порог, но что-то пошло не так и справится с проблемой уже нет сил, ваше судно перевернулось или вас из него выкинуло. Что делать? Наш журнал ответит и на этот вопрос.

  1. Если вы еще в судне, немедленно вылезайте из него;
  2. Помогите вылезти вашему товарищу, если у него возникли с этим сложности;
  3. Всплывите над водой и постарайтесь поймать судно. Держась за судно, плывите сбоку от него, ни в коем случае не плывите впереди судна, вы имеете шанс быть раздавленными;
  4. Всеми силами не давайте встать судну перпендикулярно струе, в этом случае вы, скорее всего, его не удержите;
  5. Используйте струю и структуру воды в своих целях, ищите камни и улова за ними, в которых вы вполне сможете передохнуть посреди бурлящего хаоса;
  6. Старайтесь понять, в каком месте установлена страховка и следите за бросающим. Поймав «морковку» пристегните карабин к судну, если судна нет не пристегивайте карабин к жилету, а просто зажмите под мышкой или прижмите к груди;
  7. Если, паче чаяния, вы все-таки проплыли страховку и видите, что уже подходите к следующему порогу, забудьте обо всем, бросайте судно и гребите к берегу. Ваша жизнь дороже багажа, а документы стоить возить всегда при себе (при бросании судна обратите внимание на товарища, его бросать не стоит).

И еще одно правило, в случае самосплава расчитывайте в основном на себя, не надейтесь на страховку или чудо. Ни в коем случае не опускайте руки, если пропустили/не поймали «морковку». Помните: «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих» © Шутник на пляже.

Будьте аккуратны, точны и предусмотрительны и будет вам счастье.

З.Ы. Обновление рисунков так же приветствуется. )

пишите_письма_буду_рад