Привалы и ночлеги

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Методичка для проведения семинара по привалам и ночлегам в школе БУ

Подготовлено В.Б.Потапенко

Тема: Привалы и ночлеги

1. Форма проведения: семинар в аудитории

2. Продолжительность: 40 мин.

3. Цель: закрепить (возможно — дополнить) знания слушателей после проведенных лекций по привалам и ночлегам

4. Количество слушателей и их подготовка: отделение от 3 до 10 человек (в зависимости от количества инструкторов) школы БУ, предварительно прослушавших лекцию по привалам и ночлегам

5. Характеристика места занятия: школьное помещение с хорошей освещенностью, со стульями и партами, должно быть достаточно места для того, чтобы слушатели устроились компактной группой за столом/партой, видели друг друга и инструктора, могли без помех пользоваться листами карт и иллюстрациями

6. Проводящий (е): инструктора и стажеры клуба

7. Необходимое снаряжение: каждый слушатель должен иметь смутные знания о привалах и ночлеге в разных климатических и природных условиях

8. Материалы: карты и иллюстрации (предъявляются инструктором каждому слушателю поочередно).

№ этапа занятия Наименование и краткое содержание этапа занятия Продолжи-тельность Указания инструктору по организации этапа занятия
1. Рассадить слушателей, представиться, узнать имена и кто не был на лекции 6 мин. Р: распределить слушателей между инструкторами, рассадить компактно вокруг столов по отделениям, слушатели и инструктор в отделении хорошо видят друг друга

М: рассказ, беседа, опрос

К: все ли на месте, есть ли необходимые карты и иллюстрации, все ли готовы к началу семинара, узнать кто не был на лекции.

Б: все ли отвечают на вопросы и слушают друг друга

З: предварительно оценить уровень владения материалом слушателей, умозрительно выделить тех кто «не в теме» которым остальные должны будут помогать советами.

2. Сообщение цели занятия: «Сегодня мы закрепим и возможно дополним знания, полученные на лекции по привалам и ночлегам. Вашему вниманию будет представлен ряд заданий с примерами возможных ситуаций в походе. Учитывая ситуацию нужно выбрать место для привала, обеда и ночлега. Время на выполнение заданий ограничено, поэтому при выборе места прошу сразу приводить аргументы в пользу вашего выбора. На одно задание максимум 5 минут.» 2 мин. Р: слушатели компактно сидят вокруг стола по отделениям, хорошо видят друг друга и своего инструктора

М: рассказ

К: все ли вас слушают

Б: никто не перебивает

З: обратить внимание на степень интереса участников к теме семинара

3. Слушателям предлагаются задания на темы:

3.1 Привалы (остановки)

  • а) запланированная («группа готова начать движение, вы знаете что перекус будет на этом участке дороги. Вопрос: через сколько мы планируем там оказаться? Выберите место под перекус.» Ответ: Через час, для организации перекуса нам нужно съехать с дороги. Карта: участок прямой дороги со съездом в лесной полосе.);
  • б) непредвиденная («небольшая поломка на маршруте. В середине поселка у одного из участников перестал работать задний переключатель, он может ехать только на очень маленькой скорости. Механику требуется время на устранение неисправности. Вопрос: Что нужно сделать группе?» Ответ: желательно покинуть поселок и на время ремонта сделать небольшой привал);
  • в) через промежуток времени («группа начинает спуск с перевала. Вопрос: через сколько будет первая остановка?» Ответ: через 10 километров или 20 минут);
  • г) продолжительность привала («группа остановилась перекусить на остановке, в это время внезапно пошел сильный дождь, время перекуса закончилось. Ваши действия?» Ответ: по народной примете, такой дождь не будет идти долго, группе следует переждать его под крышей остановки);

3.2 Обеды

  • а) запланированные («Вопрос: где вы выберете место для обеда?» Ответ: оно должно обеспечить группу водой и дровами. Карта: участок дороги в равнинной местности с реками в лесу и на поле);
  • б) непредвиденные («в 11 группа подъехала к реке, чтобы перейти на другую сторону потребовалась переправа, на это ушло часа полтора. Дальше по пути броды не планируются. Вопрос: Что нужно сделать группе?» Ответ: Перенести время обеда и сделать его возле реки);

3.3 Ночлеги

  • а) без палатки («ваша группа на двухдневном выходе, у вас есть тент. Вопрос: что нужно сделать для организации ночлега?» Ответ: Натянуть тент, выровнять поверхность, застелить полиэтиленом, выложить дно пенками, по бокам положить бревна, на ночь разжечь нодьи на расстоянии около метра от ног);
  • б) продолжительность («Длинная узкая песчаная коса, лето, жара. Вы едете по ней уже целый день, завтра нужно проехать еще километров 30 по ней же, сегодня ваша группа ударно потрудилась, лагерь ставили в темноте. Вопрос: Когда завтра вставать?» Ответ: желательно до рассвета, чтобы в сильную жару сделать большой перерыв, это около 5 часов утра. Предполагается, что накануне группа придерживалась такого же графика, поэтому много проехали и ставились в темноте);
  • в) в горах («Ваша группа планирует ночевать в горах. Вопрос: как поставить палатку на склоне усыпанном небольшими камнями?» Ответ: сложить камни выравнивая площадку под палаткой);
  • г) безопасная («Вы пришли к предполагаемому месту ночевки в горах, слева от дороги очень узкая полоска земли и скальный выступ, справа от дороги зеленая лужайка возле реки, на траве немного камней. Вопрос: Что будете делать, где ставить лагерь?» Ответ: Если есть возможность перейти реку, то поискать место для лагеря с той стороны. Если такой возможности нет, то ставить лагерь на узкой полоской земли под выступом. Основное – то что камни лежат НА траве, т.е. упали недавно и ночью могут прилететь еще);
35 мин. Р: Инструктор перемешивает карточки с примерами и выдает слушателям поочередно;

М: опрос; беседа (рассказ-напоминание того, что не помнят);

показ (Инструктор показывает то, что не смогли показать слушатели);

повторение (слушатели повторяют за инструктором, выполняют новые задания)

К: проверка знаний

Б: все ли вовлечены в процесс

З: стремиться привести максимум аргументов из личного опыта в пользу или против соответствующего выбора, рассмотреть задание с разных сторон.

4. Разбор полетов 7 мин. Р: Инструктор рассказывает, все слушают

М: рассказ (повторение закрепленных на семинаре знаний)

К: все ли на месте, нормально ли воспринимают

Б: все ли в порядке

З: Перечислить основные тезисы семинара – наличие дров, воды и безопасность.

Принятые сокращения: Р — расстановка участников, М — методические приемы, К — контроль процесса, Б — меры безопасности, З — замечания.

Прикрепить файл с карточками