Пер. Айлюлю(1Б)

1. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2125
  2. http://caucatalog.narod.ru/base/aiyulyu_pass.html

Описание

1. По тропе вдоль сначала р. Аманауз, а затем р. Псыш, мимо навесного моста и погранзаставы, доходим до р. Белая. Ближе к р. Псыш есть уютные лесные поляны, где удобно устроить лагерь. Переправившись вброд на левый берег, выходим на тропу, которая приводит нас к водопаду. Тропа верхом обходит скальную теснину реки Белой и дальше ведет по левому орографически берегу.
  2. От водопада тропа уходит вверх с большим набором высоты. Движение вверх в зоне леса продолжается до выхода к зоне альпийских лугов. На границе леса тропа прерывается. Отчетливо видны леса, поляны вдоль р. Псыш и Белая, ледник Буша и ближние горы Токмак и Псыш. Тропа поворачивает влево и поднимается траверсом в висячую долину р. Белая. Место очень живописное. Теперь - прямо к заболоченному лугу, отмеченному несколькими крупными камнями. Тропа периодически теряется. Отсюда открывается подъем на перевалы Дорбун и Айюлю. Раньше здесь были кошары, но последние годы скот в долине не выпасали. Здесь имеются хорошие места для организации лагеря или перекуса.
  3. Дальнейшее движение происходит в направлении орографчески левого борта долины по поросшим травой моренным валам. Тропа периодически теряется. Поднявшись в следующую висячую долину, необходимо придерживаться правого борта долины. Отчетливо видна тропа, поднимающаяся трав траверсом в верхний цирк через моренные валы.
  4. Дальнейшее движение проходит по тропе и моренным валам мимо Овального озера (2700), находящегося в предперевальном цирке. Подниматься приходится по россыпи камней и далее по снегу. Тропа, маркированная каменными турами, периодически пересекает крупные и мелкие осыпи. Предперевальный взлет не крутой и частично закрыт снежником.
  5. С перевала открывается великолепная панорама: у ног - заснеженный цирк с большим овальным озером, дальше - подернутые дымкой, лесистые отроги глубоких ущелий, а над ними - вершины Главного Кавказского и Софийского хребтов. В центре - пирамида с пилообразной вершиной - гора Пшиш. С перевала седловина пер. Темир-Калак.
  6. Обширное плато на высоте 2850м на спуске с пер. Айюлю преодолевается легко, среди осыпей, снежников и сглаженных скал - цепочка больших и малых озер. Несложный спуск приводит к первому на спуске озеру, которое обходится справа. От озера открывается вид на пер. Олений. Дальше спуск осуществляется по ступеням огромной "лестницы", сработанной древними ледниками. Труднопроходимые завалы из каменных глыб надо обойти ориентируясь по каменным турикам. Тропа периодически теряется.
  7. За моренным валом, у подножия горы Дукка-Баши есть озеро, глубина которого - не менее 10м, а ширина - около 200м. Долинные ветры вызывают на озере рябь, а условия освещенности таковы, что поверхность воды при этом расцвечивается радужными бликами. Туристы из Московского Дома ученых, одними из первых (в 50-х гг.) освоивших маршрут к озеру, назвали его Семицветным. На его берегу имеются удобные места для ночлега и отдыха. От пер. Айюлю до озера Семицветного около 3 часов хода.
  8. Верхняя часть долины замкнута скалами горы Дукка-Баши. Путь к верховьям реки Дукки преграждает завал из обломков скал, принесенных еще в древности ледником. Тут все поросло кустами рододендрона, до начала августа они покрыты белыми цветами.
  9. В километре от озера Семицветного по долине вдоль реки уходит старинная тропа к перевалу Дукка. У начала подъема на пер. Дукка стоит пост пограничников, которые проверят у вас наличие пропуска в погранзону.