Перевал Матча-2

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Формальные

Категория трудности
Высота 4300
Характер ледово-скальный
Ориентация восток-запад

Карта

Map-matcha2.GIF

Matcha2-plan.JPG

Описания

2008 год, прохождение на спуск. Перевал соединяет ледник Зеравшанский с ледником Матча-2 (р.Ак-Терек).

Подъем. Под самым склоном ледник открытый, все трещины видны. Идем без связок в кошках. Двигаемся на подъем по левому по ходу краю снежника, крутизна 25-30 градусов. В некоторый момент снимаем кошки и траверсом влево по осыпному склону выходим на перевал. Занимает это примерно 1,5 часа.

Спуск по простым осыпным скалам. Верхняя спусковая петля висит на большом камне. Путь спуска маркирован крючьями и проходит прямо вниз. 3,5 веревки по скалам и 3,5 веревки по льду. Лед до сорока градусов. На последней веревке несомненное украшение перевала - бергшрунд. Верхняя стенка 7-8 метров с нависанием. К счастью, внизу есть небольшой мостик через разлом. Все веревки сдергиваем снизу. Дальше не крутой рваный заснеженный склон. Трещины обходим в связках на кошках. Ночевки внизу на травянистых площадках правее озера. Спуск с перевала до ночевок занял 8 часов.

80-е годы. Перевал Матча-2 расположен в Туркестанском хребте, сразу же севернее вершины Матча, и связывает долину реки Герез-Су с Зеравшанским ледником и долиной. Путь от последней зеленой лужайки у истоков Ак-Терека через перевал в среднее течение Зеравшанского ледника занимает 1 день. Для перехода через перевал требуется полное альпинистское снаряжение.

Проснулись в 5:00. Позавтракали, собрали лагерь и в 6:30 вышли к перевалу. Вначале путь идет среди нагромождений конечной морены к ледничку, расположившемуся на восточном склоне Туркестанского хребта между вершинами Кшемыш-баши и Матча, снежно-ледовый купол которой виден впереди. В глубине открывшегося цирка, в провале северного гребня вершины Матча у ее северной сверкающей стены, находится почти не выделяющееся перевальное седло. К нему ведет крутой, до 45 градусов ледово-фирновый склон высотой 300 метров, ограниченный с северного края вверху разрушенными скалами средней трудности. Подъем на верх конечной морены занял около 2-х часов, набор высоты 410 метров. Далее по пологому языку и слегка растресканному леднику идем под крутой взлет ледника под перевальными склонами (1 час, набор высоты 220 метров). Подъем по нему начинаем прямо в лоб, на перекрытие бергшрунда, где приходится повесить перила. С переменной страховкой на три такта поднимаемся по фирновому склону к скалам. Здесь продолжаем подъем по полкам и гребешкам вдоль перевального фирнового склона, используя для попеременной, местами одновременно, страховки уступы. Идем плотно друг за другом, нужна большая осторожность, т.к. на скалах много живых камней. Последняя веревка по фирну крутого кулуара выводит в 12:40 на гребень перевала, в 30 метрах от тура (набор высоты от ночевки 930 метров).

С перевала открывается величественный вид на массив Ак-Терека с пиком Скалистым (5621 метр) - высшей точкой Матчинского узла, перевал Кшемыш и истоки Зеравшанского ледника, окруженные отвесными стенами пиков Кшемыш-баши, Щуровского и Обрыв. На юго-западе, за поворотом Зеравшанского ледника с севера на запад, возвышается снежно-ледовый конус пика Белый (4700 метров).

В 13:30 начинаем спуск с перевала сначала по мелкой осыпи, покрывающей разрушенные скалы, затем по снежнику крутизной 25-30 градусов. Проглиссировав 250-300 метров, выходим на покрытую снегом поверхность заключительного цирка Зеравшанского ледника (30 минут от перевала). Снег скрывает широкие трещины, ледничковые озера, воронки. Во избежание неприятностей связываемся. После первого пологого уступа второй, более крутой (до 30 градусов). Спускаемся по нему, держась ближе восточных склонов вершины Обрыв, оставляя слева зону очень широких трещин у поворота ледника и подножья перевала Матча. Огибаем восточные склоны вершины Обрыв, используя моренные гряды, и выходим за поворот, где ледник заметно расширяется (от перевала 1,5 часа, потеря высоты 570 метров).

Фотографии

Подъем

Matcha2-up6.JPG

Matcha2-up5.JPG

Matcha2-up3.JPG

Matcha2-up4.JPG

Matcha2-up2.JPG

Matcha2-up8.JPG

Matcha2-up7.JPG

Matcha2-up.JPG

Седловина

Спуск

Matcha2-spusk.JPG