Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 17 янв 2016 13:52 #21

  • GrayWolf
  • GrayWolf аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1215
graterta пишет:
если поход на 7 дней, конечно, запасной день там смотрится странно. а если это 3 недели, то уже нормально, имхо )
В велотуризме план и факт могут сильно отличаться, по сравнению с пешим туризмом, например. Различия в скорости min-max колоссальны 1 км/ч - 4 км/ч в пешем или 1 км/ч - 30 км/ч в вело. Если вы расчитывали ехать, а вместо этого спешиваетесь и идете пешком - вы отстаете от плана, прогуливаете запасной день, дневку, полудневку на культурку, режете маршрут и т.п.
Собственно говоря, для того мы вас и учим в школе разным премудростям, чтобы такого не было.
Поэтому каждый из вас должен быть заинтересован в развитии своих специальных скоростных и техничных качествах, а так же быть собранным и уметь быстро выполнять все общественные работы по лагерю, чтобы у вас оставалось больше времени на всяческие приятности и удовольствия в любом походе. :о)
Мотивационный ролик, в этом походе 5КС у нас были и дневки, и полудневки. ;о)
Последнее редактирование: 17 янв 2016 13:57 от GrayWolf.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 17 янв 2016 22:26 #22

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
graterta пишет:
как часто устраивается запланированная дневка\полудневка, и от чего зависит эта частота при планировании маршрута (сложность, покрытие дорог, предполагаемый климат, уровень участников...)?

Это зависит только от целей похода. Обычно в своих велосипедных походах я стараюсь делать одну дневку после 3-4 ходовых дней. Потому что просто надоедает вкручивать. Хочется добраться до какого-нибудь красивого, или интересного места, и, например, погулять по окрестностям пешком. Но своих пристрастий я тут никому не навязываю. Да и ситуации бывают разные, и на велотуризме свет клином не сошелся.

Например, в горных походах, при прохождении самых интересных и красивых участков мне нравится чередовать ходовые дни с дневками (да вот, именно так - день идем, день отдыхаем).
Отдыхаем - это не значит, что валяемся и ничего не делаем. Это значит, что гуляем по окрестностям с фотоаппаратом, видеокамерой, посещаем всякие водопады-каньоны, совершаем экскурсии на вершины и перевалы налегке.
Хотя бывает, что после прохождения какого-нибудь хитрого перевала ухандакаешься так, что потом весь день приходится отлеживаться и отходить. Но это - скорее исключение, чем правило.
Бывает и по другому - когда "я понимаю, что мы все устали, но вот этот перевал нам надо пройти завтра. Кровь из носу. Потому что погода явно портится, и послезавтра мы его уже так просто не пройдем. Значит, завтра у нас ходовой день, а послезавтра - дневка. Нам надо дойти до границы леса, а там непогода уже не страшна."

А в предгорьях, где ничего особо сложного (и особо интересного) нет, можно идти в режиме 4 дня ходовых, одна дневка.

Резервные дни - это на случай непогоды В средней полосе под дождем ехать на велосипеде неприятно, но ничего страшного в этом нет. А в приличных горах непогода может представлять вполне реальную опасность. Например, из-за густой облачности, или снегопада ( снег может всыпать и в июле ). Иногда в горном или в водном походе приходится пережидать ветреную погоду (когда ветер сбивает с ног, или на озере высокая волна). Так что резервные дни - это когда сидим и ждем, пока не утихнет. Полдня, день, два, три - сколько надо, столько и сидим. Возможно, даже за счет дневок - конечно, не хотелось бы, но иногда (не часто), приходится.
Бывает, что резервные дни не расходуются (вот стоит хорошая погода, и это же здорово). Ну тогда можно всегда устроить двойную дневку в каком-нибудь особо симпатичном месте, ближе к концу маршрута.

Я обычно в своих походах делаю резервные дни из расчета - один день на неделю похода.

Существуют походы в стиле "пленер", (когда в группе едут художники), и тогда дневки устраиваются не по заранее спланированному графику, а по услышании массовых воплей ВОТ! ЭТО ОНО! Эту долину надо рисовать! (График движения при этом никто не отменял. Завтра рисуем, но потом три дня идем.)

А если это - семейный простенький поход с детьми, то там все может быть совсем по другому. Когда в группе много детей, то лучше делать режим "полдня идем - день стоим".

Вот как-то так.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 18 янв 2016 15:04 #23

  • talovds
  • talovds аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 142
В Беларуси - не хватило полуднёвки в сонном Минске!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 20:16 #24

  • Vviktor
  • Vviktor аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 92
MR пишет:
Тему ночевки (бивуака) давай все-таки разовьем ;)
Сначала ответь на вопрос, какие вообще работы входят в постановку лагеря и необходимы на бивуаке?
А дальше разберемся с порядком и правильным порядком.
Думаю, в порядке убывания приоритета, необходимо:
1. Создать необходимый запас воды
2. Оборудовать берлогу
3. Набить брюхо
4. Напомнить окружающим хищникам чьи в лесу ягоды)))
Некоторые вещи в зависимости от обстоятельств можно делать параллельно. Последнее мероприятие опционно:)
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 20:23 #25

  • MR
  • MR аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1479
Давай продолжать :)
А чем будешь брюхо набивать? Достанешь орешки и сухофрукты из кармана?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 20:27 #26

  • Vviktor
  • Vviktor аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 92
Интересно, чем обоснован такой график движения 50 едем, 10 отдыхаем?
Нравится организмам такой рваный график?
Если сравнить с питанием/голоданием, то там рекомендуется не обманывать организм кормом время от времени.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 20:37 #27

  • Vviktor
  • Vviktor аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 92
MR пишет:
Давай продолжать :)
А чем будешь брюхо набивать? Достанешь орешки и сухофрукты из кармана?
Набить брюхо - это процесс. А значит требует времени))
Вообще, на мой взгляд непрофессионала, каждое действие (включая остановки, стоянки всех типов)) должны быть осмыслены и подготовлены. Странно останавливаться на 10 минут и проторчать 40. Это, скорее всего, "дорогостоящий пример недостаточного планирования". А если становимся на обед/ночлег, то каждый член группы заранее должен знать свои обязанности, сроки и взаимосвязи. Чтобы оставалось времени на получить удовольствие!)))
Наверное, часть знаний мы получим в следующих лекциях. Например распределение обязанностей/ролей.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 20:59 #28

  • Vviktor
  • Vviktor аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 92
Почему выделил воду?
В зависимости от условий, это и еда и питье и купание. Наличие достаточного количества воды очень желательно.
Если наш руководитель плохо слушал лекцию по ориентирование и топографию и завёл нас вместо Крыма в пустыню сахара. Еду велосипедисты, как правило возят с собой, а вот с водой могут быть проблемы. Без воды очень плохо. Поэтому её всегда держим в голове)
Это всего лишь мое мнение. А вы как считаете?
Последнее редактирование: 18 янв 2016 21:05 от Vviktor.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 21:09 #29

  • MR
  • MR аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 1479
Vviktor пишет:
Почему выделил воду?
Почему не выделил дрова? :P
Набить бьюхо - это не лагерная работа, а личное дело каждого ;) А вот напилить, нарубить, разжечь и приготовить - это другой разговор.

Витя, а давай мы сначала проведем семинар по Привалам и ночлегам, который не за горами, а уже потом (если останутся вопросы) мы расскажем порядок работ в лагере?

Но главные правила все-таки можно озвучить (нагло стибрила из лекции другого турклуба, чтобы не излагать правильные мысли заново ;) ):
Четкая организация и дисциплина - каждый участник должен знать свои обязанности и сразу приниматься за их выполнение. Руководитель группы должен следить за тем, чем заняты участники и при необходимости давать четкие задания.
Искать себе работу - если человек выполнил порученное ему задание, он должен помочь остальным. Работа должна кончаться по возможности одновременно для всех.
Не ленись!!! - это главное правило. Оно означает, что все участники группы должны принимать активное участие в постановке лагеря, без напоминаний помогать своим товарищам. Пока работа не закончена, участники не имеют права заниматься своими личными делами.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 18 янв 2016 22:57 #30

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
Vviktor пишет:
Интересно, чем обоснован такой график движения 50 едем, 10 отдыхаем?
Нравится организмам такой рваный график?
Если сравнить с питанием/голоданием, то там рекомендуется не обманывать организм кормом время от времени.

Знаешь, я вот очень люблю ходить в вело (и не только в вело) походы в одиночку, когда сам себе руковод, штурман, завхоз и механик. Хожу, езжу, плаваю и катаюсь не для справок, и не для спортивных результатов, а исключительно для удовольствия и отдыха. Естественно, в этом случае режим движения определяется только здравым смыслом и требованиями моего организма. Так вот, этот мой организм где- то примерно такой режим (50+10) и просит ему обычно устроить. Причем режим один и тот же, и на веле, и на лодке, и на лыжах, и пешком. Чем это обосновано- не знаю. Но естественно, в догму это тоже превращать не надо.
Поправку могут внести и рельеф, и ветер, и пейзаж, и настроение...
Например, летом лучше пройти лишних 5 мин, но передых устроить на открытом месте (комаров сдувает), зимой- в густом лесу (теплее будет).

На тяжёлых горных участках (когда лезешь с рюкзаком на крутой перевал, пот градом, и к высокогорью ещё не привык) режим другой - 30+10, а то и 20+20. Иначе и помереть можно прямо на склоне.
Кстати, в приличных горах бывают участки, на которых лучше не задерживаться. Например, камне- или лавиноопасный склон. Тут даже кратковременная остановка (типа, отлить) будет сопряжена с опасностью. Понятно, что в этом случае режим движения будет совсем другим. Отдохнуть перед началом опасного участка, а потом, помолясь, быстро двигать.

А если едет (идет, плывет) группа, то одна из обязанностей руководителя -следить за состоянием всех участников, и своевременно останавливаться. Чтобы не загнать никого до полусмерти ненароком.

За всех руководов говорить не буду, (они все разные), но сам (если еду не один) стараюсь придерживаться простого принципа: график движения и отдыха определяется состоянием самого слабого (уставшего) участника.

Вот как-то так...
Последнее редактирование: 18 янв 2016 23:10 от maxcomp.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 19 янв 2016 09:51 #31

  • graterta
  • graterta аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 79
после определенной высоты, на которой начинает ощущаться дискомфорт или горняшка, мы ехали по сто метров набора (по времени получалось что-то вроде 20-30 минут). и делали длинные остановки, не менее 20-30 минут (по состоянию). каждые сто метров в высокогорье - новый рубеж для организма.
высокогорье вообще все сложно с графиком движения
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 19 янв 2016 10:37 #32

  • Vviktor
  • Vviktor аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 92
maxcomp пишет:
...мой организм где- то примерно такой режим (50+10) и просит ему обычно устроить. Причем режим один и тот же, и на веле, и на лодке, и на лыжах, и пешком. Чем это обосновано- не знаю. Но естественно, в догму это тоже превращать не надо.
Максим, учитывая твой километраж, дело не в недостатке тренировки) Возможно, если б ты ехал Москва-Владивосток, режим был другой? Вряд ли ты устанешь, проехав в среднем темпе 15-20км. И какой тогда смысл останавливаться, если ты не устал, всё отлично и дорога зовёт?))
Речь не о движении в группе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 19 янв 2016 12:31 #33

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
Vviktor пишет:
maxcomp пишет:
...мой организм где- то примерно такой режим (50+10) и просит ему обычно устроить. Причем режим один и тот же, и на веле, и на лодке, и на лыжах, и пешком. Чем это обосновано- не знаю. Но естественно, в догму это тоже превращать не надо.
Максим, учитывая твой километраж, дело не в недостатке тренировки) Возможно, если б ты ехал Москва-Владивосток, режим был другой? Вряд ли ты устанешь, проехав в среднем темпе 15-20км. И какой тогда смысл останавливаться, если ты не устал, всё отлично и дорога зовёт?))
Речь не о движении в группе.

Эээ..., в моих велопоходах дневной километраж учитывать очень трудно. Он меняется от 25 до 170 км, в зависимости от времени года, целей поездки, настроения, состояния дороги и рельефа местности.

Есть масса поводов остановиться, даже если не устал:
Оказался в красивом месте, надо покрутить головой с целью обзирания окрестностей, пофоткать.
Уперся непроходимые в заросли земляники (черники, малины, ежевики) - дорогу перед собой проесть.
Обнаружил стратегически важный родничок (пляж,стоянку) - сохранить координаты в ГПС, может, кому из друзей пригодится.
Выскочил на берег реки - можно выкупаться, а то и костер разложить, пообедать. (летом)
Обнаружил тихое, заветренное место - Чайку хлебнуть из термоса и печеньку сожрать. (зимой)
Дорога раздвоилась, или куда-то не туда завернула - на топокартах погадать, тыкву почесать - (куда тут ехать-то?)

Но обычно после часа езды все таки организм начинает просить слезть с велосипеда.
После часа ходьбы - хочется скинуть рюкзак, дать отдохнуть плечам.
После часа гребли - надо вылезти из лодки и походить пешком.

Бывает, иногда мне хочется просто взять и немножко поупираться (на хорошо знакомой местности.) А если приспичило зимой проехать 100+ км , то особо не постоишь. Световой день слишком короткий, да и холодно стоять. Так, на пару минут, не более того.

Да, я могу при необходимости проехать на велосипеде без единой остановки 50-60 км. Пробовал, получилось. И даже удовольствие некоторое в этом есть. (преодолеть самого себя)

Но если поход не упирательский, а разведывательный, плодово-ягодный, или краеведческий, (а таких у меня большинство), то такой необходимости просто нет.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 19 янв 2016 14:02 #34

  • graterta
  • graterta аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 79
есть еще один фактор - ветрище =) дует такой ветрище в лицо, и уже через полчаса так и подмывает отдохнуть. а подгоняет он в спину - и крутишь себе вяленько, пока попа не устанет
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 21 янв 2016 15:36 #35

  • GrayWolf
  • GrayWolf аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1215
Vviktor пишет:
Максим, учитывая твой километраж, дело не в недостатке тренировки) Возможно, если б ты ехал Москва-Владивосток, режим был другой? Вряд ли ты устанешь, проехав в среднем темпе 15-20км. И какой тогда смысл останавливаться, если ты не устал, всё отлично и дорога зовёт?))
Виктор, человеческий организм устроен таким образом, что когда вы наконец почувствуете усталость вам будет необходимо остановиться для возобновления своих энергоресурсов и потратить на это значительно больше времени, чем в случае со своевременным питанием. Когда мы едем на соревнованиях и хотим показать результат, с собой берется такая еда, для приема которой нет необходимости останавливаться - гели и батончики. В остальных случаях (скатки, ПВД, походы) остановка позволяет питаться всем более разнообразно и удовлетворять одномоментно все накопившиеся за час потребности.

Если вам интересно физиологическое обоснование режима 50/10, почитайте книгу Эллен Колеман "Питание для выносливости", она находится в открытом доступе в любом поисковике и написана очень доступным языком, так что читать ее весьма интересно и познавательно. ;о) Понять основы жизнеобеспечения вам помогут 3 и 12 раздел.

Ну а как произвести примерный расчет своих энергозатрат и сопоставить все это с продуктовой корзинкой, вам расскажут на соответствующей лекции о питании и это вам тоже пригодится для понимания оптимальной скорости движения к перевозимому весу продуктов и частоте их поедания. :lol:
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 03 фев 2016 11:39 #36

  • maxcomp
  • maxcomp аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 304
К вопросу о безопасности.

В горной местности надо внимательно относиться к выбору места для ночевки. В некоторых местах останавливаться не стоит. Если со склона прилетит нечто подобное, то каска, думаю, уже не спасет.


(Восточный Саян, 2007 год)
Последнее редактирование: 03 фев 2016 11:41 от maxcomp.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лекция "Привалы и ночлеги" 14.01.16 03 фев 2016 14:16 #37

  • Polyakova
  • Polyakova аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 1607
В горной местности вообще все весело!) Не только в плане камней...
Более предметно мы все это будем обсуждать в следующем году на занятиях школы специализированного уровня при подготовке к походам 4КС. Надеюсь, что как раз-таки получится выбраться в горы ;-)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: AP, Glouch, MR, cimus
Время создания страницы: 0.280 секунд
Работает на Kunena форум