А мне кажется, что существующая сегодня система содержит принципиальный разрыв. Т.е. цепочка "слушатель - инструктор" разорвана принципиально, ввиду отсутствия в ней универсальных (т.е. адекватных большинству, или системных) мотивов.
У меня была идея в качестве решения в виде системы, основанной на платной сертификации. Конечно, она, наверное, чужда культурному духу современного туризма, но, на мой взгляд, могла бы ввести те самые универсальные мотивы.
Идея простая -
1. Нужен центр сертификации, в котором за деньги после дообучения/тщательного тестирования выдавать корочку (это сейчас почти есть)
2. Ввести правила, что, во-первых, чтобы заявить официальную школу (в том же центре) в ней работали сертифицированные инструкторы, во-вторых, что каждый участник похода, начиная с опред. категории (думаю, 3 кс) должен пройти такую школу. (это тоже почти есть).
3. Создать трест инструкторов (по сути, проф. организацию), которая бы могла бы посылать работать инструкторов в разные школы, если в этом есть нужда и, скажем, какая-либо тур. организация имеет недостаток своих кадров. Есс-но, инструкторы трудятся за деньги. (тут разрыв).
4. Школы туризма проводятся с профессиональными кадрами, со слушателей, есс-но, берутся деньги на зарплату инструкторам. Все оф. школы проводятся по единым методикам центра сертификации, кот. занимается их разработкой. Слушатель тоже получает сертификат, есс-но. Ну и жестко объяснять общественности, что только в сертифицированных школах есть гарантия качества и результата. Другими словами, что прочие школы - отсебятина, самодеятельность и вообще черте-что (отчасти есть, отчасти разрыв).
Подобная схема, являясь модульной, ИМХО, решила бы множество проблем:
- существовал бы реальный орган, где люди профессионально занимались бы вопросами тур. подготовки и готовили бы профессиональных инструкторов
-вновь возникла бы профессия инструктора туризма и класс людей, занимающихся этим профессионально, с полной отдачей и очень высоким качеством
- для тур. органов возникла бы возможность контроля качества ввиду унификации программ подготовки как слушателей, так и инструкторов
- властям проще было бы контролировать тур. движение, соответственно и уровень доверия к нему повысился бы
Ну и в целом, возник бы институт тур. подготовки как таковой, со всеми плюсами, которого по сути, на сегодня не существует.
Сегодня то, что есть, носит, скорее, рекомендательный характер. Что изначально неверно. Характер должен быть рекомендательно-принудительным =)
Сейчас принципиальный разрыв в том, что инструкторы занимаются подготовкой как хобби, что в систему встраивается плохо. Отсюда и проблемы - не каждого такое хобби привлекает, а кого и привлекает, то время от времени, по желанию. А уж про мотивацию получения сего трудоемкого удостоверения вообще промолчу...