Размышления о типах Руководителей на примере постановки Бивуака. (Постановка палатки «Зима» с ветрозащитной стенкой из снежных блоков)
Хочется высказать пару мыслей о руководителях команд. Многолетние наблюдения за пестрым составом Руководителей хорошо подтверждают один старый метод отбора офицеров, распространенный в прусской армии (вычитанный автором в одной занятной книжке). Все офицеры делились на 4 категории:
1. тупые и энергичные люди к службе в армии не допускались;
2. тупые и ленивые составляли фельдфебельский и младший офицерский состав;
3. умные и энергичные занимали звено от капитана до полковника;
4. умные и ленивые были армейской элитой – генералы и маршалы;
Было бы весьма конструктивно использовать эту систему в распределение должностей руководителей туризма (как минимум хотя бы 1-й пункт).
Глупый и энергичный руководитель постоянно суетится, всюду суется, не позволяя команде проявить собственную инициативу или хотя бы здравый смысл. Прослушать лекцию и посмотреть демонстрацию постановки бивуака такой руковод пытается честно, но всегда находиться куча отвлекающих факторов: надо поболтать с подругой, сбегать за рюкзаком, поняв, что рюкзак не нужен, сбегать отнести его обратно, сфотографироваться на фоне гор и на всех остальных фонах, время от времени выкрикивать: «Смотрите! Птичка!» и т.п. Во время мероприятия он (она) часто меняет людей на разных фронтах работы, так и не дав тем понять, что от них требуется. Палатку у него ставит маленькая девочка, ростом в аршин, вырезает блоки в снежном карьере другая девочка, а трое здоровенных парней возятся с примусом, так как руководителю пришло в голову, что горячий чай это именно то, чего в текущую минуту совершенно не достает. Отчасти это и так, потому что единственное чем данная команда в состоянии согреться это чай – у участников нет ни рукавиц (2 пары на 4-х), ни валенок, ни бахил, ни пуховок, шапки есть не у всех. Ребята одеты в джинсы (сразу же промокшие от снега), а рукговодитель в видавшие виды брезентовую штормовку, ровесницу дедушки руководителя. Самый лучший инструмент будет выдан самому бестолковому участнику (это в лучшем случае, в худшем инструмент будет просто затоптан в снег и безвозвратно утрачен), да и само понятие инструмента у такой бригады довольно условно. Шансов построить снежную стену у команды нет никаких, зато она вызывает реакцию бурного восторга у вечнопьяной судейской шоблы, которая никогда не пропускает подобного зрелища, и, рассевшись неподалеку с бутылками пива, тихо балдеет.
Руководитель глупый и ленивый обычно выползает из палатки в состоянии абстинентного синдрома ближе к полудню, увидев, что демонстрация постановки бивуака началась, здраво решает, что это ему совершенно ни к чему и вяло плетется на опохмел к вечнопьяной судейской шобле. На этом его роль в постановке бивуака завершена. Предоставленная сама себе команда, устанавливает элементарную армейскую дедовщину. Демонстрацию постановки бивуака никто, конечно, не смотрит, предпочитая покурить на солнышке на ближайшей кочке. Но во время постановки шансы у такой команды неплохи. Лучший инструмент захватывают более сильные ребята, они же с помощью матершинных покрикиваний заставляют работать более инертных участников. Недостаток знаний восполняется знакомым школьным принципом – посмотри у соседа и сделай так же. Время от времени ребята по одному бегают смотреть, как постановкой занимаются другие команды и перенимают нехитрую житейскую мудрость. Вероятность Поставить бивуак у них 50 на 50.
Руководитель умный и энергичный внимательно смотрит демонстрацию и вникает во все. Далее он делает все правильно: грамотно расставляет участников, выбирает снег, размечает постановку и размещает карьер, инструмент у него припасен заранее. Но затем он САМ ставит бивуак от начала до конца, поскольку это ему интересно самому. Обычно такая команда занимает одно из призовых мест, он по прошествии нескольких лет, когда руководитель насыщает свой интерес в области ковыряния в снегу или по причине болезни отсутствует на соревнованиях, внезапно выясняется что НИКТО в команде ни ничего не умеет (блоки, однако, режут неплохие). Это печально.
Руководитель умный и ленивый ничего не делает сам. Его задача научить команду работать и он это делает. Идеальный тип руководителя, к сожалению, встречается не часто.
Вот, собственно, и все. Если сей трактат поможет кому-нибудь расширить собственное сознание, автор будет предельно счастлив.
(Председатель Общества Апатитских Идиотов )
Upd:
Почему руководитель, а не инструктор?
Все очень просто. Сообщение было написано для руководителей ШТЛ. В нашем турклубе практические навыки дает руководитель, который поведет команду. А разве в таком случае он не является инструктором?
Upd:
Слова глупый и умный здесь не имеют никакого значения к врожденным качествам человека. (Смотри в толковом словаре раздел "отношение к делу, работе")