Немного свежих впечатлений о Турции.
I. Пару слов о маршруте. Он великолепен, за что огромное спасибо Юре. У меня есть возможность сравнить Турцию 2015 года и этот поход, и разница огромна. На этом маршруте было очень много интересных техничных дорог, грунтовых срезок, красивейших перевалов, ущелий, а чисто асфальтовых прогонов - совсем немного. При этом сложного таскалова практически не было – почти всё заезжалось в седле, а если где и не заезжалось, то затаскивалось вручную с разумными и относительно недолгими усилиями. В 2015 году был сплошняком асфальт, населёнка и ночёвки в чужих турецких садах или около того. Из минусов этого маршрута, да, не особо надейтесь на подножный корм. Удастся сорвать пару гранатов – и то хорошо.
II. Отдельно нужно написать про самые интересные места:
1. Собственно Каппадокия, долины вокруг городка Гёреме. Самое интересное заключается в том, что это чисто велосипедный аттракцион, все долины в той или иной степени проезжаемы, по крайней мере сверху вниз. Поэтому самый оптимальный способ знакомства, заезжать по асфальтовым дорогам наверх и спускаться по долинам вниз. Один такой цикл требует около 350 м набора, при этом следует выделить немало времени на съёмки и осмотр пешком. Я бы выделил на осмотр долин не меньше двух полных дней. За неполный один день (за вычетом сборки/починки велов и посещения кафешек) мы смогли частично проехать вверх долину Голубей, полностью спуститься по долине Любви и буквально на закате проехать вниз кусочек Красной и Розовой долины. Красную и Розовую долину на мой взгляд нужно обязательно посетить на велосипеде, там шикарные синглтреки (не очень сложные, но захватывающие) и безумно красиво.
2. Пещерные города (голубятня) в районе каньона Gomeda Vadisi. Из всех пещерных городов в которые мы мельком заглядывали, этот показался самым интересным для облаза. Пещерный город многоэтажный, для доступа во многие места вероятно понадобиться специальное снаряжение (у меня получилось пролезть около 3х этажей вверх). На полный осмотр вероятно придётся выделить довольно много времени.
3. Подземный город Деринкую. Невероятно интересная смесь оборудованных и не очень оборудованных пещер. Нетуристические проходы местами прикрыты достаточно формально и дают большое пространство для облаза и приключений. Настоящие шкурники прилагаются. Туристическую освещённую часть можно облазить примерно за час.
4. Пещерные церкви в районе Soğanlı-Valley. Интересны с точки зрения частично сохранившихся христианских фресок. В районе достаточно много церквей и задержаться при желании можно надолго, но не имея реального культурно-исторического интереса скорее всего незачем.
5. Султановы болота. Пожалуй, самый странный из всех достопримов. Он оказался платным и довольно-таки скучным. Смотреть там откровенно не на что. Но всё же огромные стаи птиц, пролетающие над тобой на закате в невероятно густых зарослях тростника, создают какую-то совершенно неповторимую меланхолично-созерцательную атмосферу.
6. Спуск с пер. Гевенолугу запомнился невероятно длинной и очень интересной техничной дорогой с обилием крупных камней. Единственное место за весь поход, где мне пришлось ждать группу достаточно долго. Категорически не рекомендую ехать в обратном направлении.
Дальнейшая дорога также была крайне интересна потрясающими видами и интересными спусками с периодическими наборами.
7. Водопады Капузбаши. «Стандартные» туристические водопады. Впечатляют, но много времени не требуют.
8. Каньон EĞNİ YAYLASI. Сам каньон осенью не очень интересен и ходить по тропе вдоль него не очень интересно. Но как оборудованная бесплатная стоянка был весьма полезен. Имеются качели, подвешенные над водой на длинных цепях. Самое невероятное ощущение - качаться ночью в абсолютной темноте, глядя на раскинувшееся звёздное небо.
9. Перевал после поселения рудокопов перед Позанты. Один из самых красивых перевалов в моей жизни. Аэродинамичные сосны с плоскими вершинами, и спуск вниз по гребню с долиной по обе стороны. Потрясающие виды встречались на каждом шагу после поселения.
10. Связка каньонов Киликийские ворота и Капыкая. Невероятно красивые места, которые прекрасно проезжаются на маунтинбайке. Это те, красоты, которые реально стоило увидеть и проехать в седле. Киликийские ворота поражают размахом, который не передают фотографии и дорогой, проходящей буквально по обрыву.
Как итог, хочется обратить внимание, что маршрут начинается, проходит и заканчивается в невероятно красивых природных достопримечательностях, которые интересно увидеть именно на велосипеде, а не каким-либо иным способом. Это практически идеальное построение маршрута, основным недостатком которого является недостаток времени, чтобы всё рассмотреть более подробно.
Собственно. Берите - и катите. Маршрут прекрасен, не избит, а Турция дешевле Крыма.
11. Нюанс! Море. Море в районе Тарсуса было просто невероятно грязным. Не стоит даже надеяться сделать здесь шикарную морскую ночёвку.
III. Еда. В Турции появилось вменяемое на мой скромный взгляд мясо. А конкретнее мы использовались что-то по смыслу похожее на тушёнку под названием Kavurma (13 лир за 100г.) и вяленое мясо – бастурма (16 лир за 120 грамм). Ну и не стоит забывать про рыбные консервы. Местный тунец очень хорош, вкусен, многие даже предпочитали его тушёнке. В общем 3 пакета сублиматов привезли назад.
IV. Отношение с населением. Никаких особых проблем мы не встретили. Претензий к внешнему виду точно не было ни у кого. У одного деревенского магазина была напряжённая ситуация с местным неадекватным ребёнком с явными отклонениями, который хватал продукты и снарягу. Делал он это беcсистемно, явно не с целью кражи, но и отгонять его от наших велосипедов никто из взрослых не стал.
V. Погода. Погода шикарна. На самом маршруте не было ни капли дождя, и даже облака были редкостью. Впрочем, как и в 2015 году в чуть более поздние сроки. Температура колебалась от лёгких заморозков ночью в горах до +27 днём ближе к побережью. Исходя из этого, сильно сдвигать сроки похода в любую сторону было бы неоправданно (слишком жарко или слишком холодно).
VI. Вода. Стояла засушливая осень и некоторые источники воды были пересохшие. Но нужно понимать, что турки очень тщательно заботятся о наличии воды на дорогах и даже на самых заброшенных перевалах мы находили рабочие источники с питьевой водой. Иногда в жару возникала некоторая озабоченность при нахождении очередного пересохшего родника, но сравнительно быстро удавалось доехать до нового, с водой.