Записки ЗамБеза

Автор: Rastorguev, 12.07.2007 04:00
Просмотров: 2848

6-8 июля в Полушкино прошел Кубок России по пешеходному ТМ

От нас участвовало 2 судьи, 2 судьи-спасателя и 2 КУРСАНТа (один КУРСАНТ - Тарэк - не явился)

6-7-8 июля в Полушкино на карьерах проходил уже очередной (уже 3-й) Кубок России по пешеходному турмногоборью памяти Виталия Кондратьева.

 

6-го числа была длинная командная дистанция. В свое время (к Чемпионату России) ее разработал сам Виталий. Поэтому ее по-максимуму берегут – подвергают минимальным изменениям. Один из гвоздей программы – переправа первого вброд с берега на остров и навесная переправа, а затем вся команда вброд с острова на другой берег. Воды было столько же, сколько и в прошлом году. Т.е. мне по шейку. Как и в прошлые годы. Страховка осуществлялась с катамаранов. Первую протоку закрыл экипаж Алексея Казакова (он же Боди) из команды Черника. Вторую протоку перекрыл экипаж наших водников (слава Богу собрались – были бо-о-ольшие проблемы). Товарищ первый переправлялся, разумеется, вплавь. Задача экипаж – определить: когда он начал тонуть. Самым грамотным критерием, все-таки, остается: голова скрылась под водой – тонешь. Без учета стилей плавания и тому подобных вещей. Все это и ранее уже было (см. предыдущие Записки...) Чего ранее не было. Точнее было, но не в таких количествах. У участников сводит ноги. Огромное количество участников выходили на берег и падали от боли. Разгоряченные участники с уже подуставшими ногами резко прыгали в воду (уже не холодную, но и НЕ парное молоко) – мышцы резко остужались – спазм волокон – судорога. В рамках Правил, оказание медицинской помощи НЕ ЕСТЬ повод для снятия команды / участника, если судья / медик, оказывающий помощь, считает, что участник в состоянии продолжать движение. Сажаем пострадавшего на землю и начинаем отгибать-отпускать носок К участнику. Чаще просто стучим кулаком по стопе в районе пальцев ноги участника. Хорошо стучим. Со всей дури... Потом начинаем разминать мышцу. То же со всей силой. На самом деле ничего нового. Обычная работа по судорогам. Только еще надо успевать отслеживать действия живых участников и вовремя отпустить пострадавшего, если он рванет помогать команде не дожидаясь полного выздоровления, дабы не вызвать нарекания, что судья задержал команду, а потому снимите нам время...   Весело... Было бы... Если б не было так грустно...

 

7-го числа была ЛИЧКА. Дистанция экспериментальная. Всего 3 блока этапов. 5-го – 6-го класса. В сумме на 5 класс дистанции не тянет – мало этапов. Тогда участников запустили в два круга. Этапов стало в два раза больше. Да еще и командную эстафету добавили. Участник первый передает эстафету второму, тот третьему и т.д. Участник шестой передает эстафету своему же первому и понеслись по-новой.

 

Первый этап: бревна одним концом лежат на земле, а другим – на поперечине, укрепленной на деревьях, стоящих на склоне. От поперечины до земли метров 10. а сами бревна почти горизонтальные. Почти... Да еще тонкие и трясуться. Требуется пройти по бревну. Пристегнуться к поперечине своей веревкой и сдюльфернуть. Пешком по бревнам прошли три, может быть четыре человека. Остальные проползли или лезли по бревнам, как по очень толстой веревке.

 

Второй этап: вульгарный жюмар.

 

Третий этап. По судейской навеске пройти до заданной точки. Перестегнуться на дюльфер и сдюльфернуть по короткой судейской веревке. К концу судейской пристегнуть свою веревку, сдюльфернуть до низу и сдернуть свою веревку. Вторую свою веревку заранее пристегнуть к началу судейской навески. После дюльфера ее надо будет натянуть и по собственной наклонной / крутонаклоной навеске подняться вверх. Сдернуть свою веревку.

 

Вот на этом-то этапе, на судейской навеске, были дрова. Судейская дюльферная веревка не была ввязана в навеску, а пристегнута к ней с помощи “SHUNTa. Очень трудно (практически невозможно) заранее точно рассчитать насколько вытянется веревка под нагрузкой.А надо будет в нужном месте завязать бергшафт и ввязать в него судейскую дюльферную веревку. Затем натянуть переправу, да так, что бы дюльферная веревка оказалась НАД заданной зоной. Поэтому натянули веревки. По веревкам прошли к заданной зоне. Повесили “SHUNT”ы и пристегнули к ним дюльферные веревки. На вечернем совещании представители потребовали судейскую страховку на перестежку. На самом деле законное требование – они лучше знают своих участников. Главный судья согласился. Сразу потребовалось пять дополнительных веревок и пять страховщиков. Располагать страховщиков было возможно только на целевом краю судейской навески. Страховочная веревка шла параллельно навеске до “SHUNT”а и затем пристегивалась к участнику. Запасные веревки были, а запасных судей не хватало. От МГТУ приехали судить Таня Киселева и Илья Дьяконов. Их поставили на страховку. В придачу дали Илью Кузнецова с БМТ. Он приехал КУРСАНТом (люди гибнут за зачет). Потом привели еще двух товарищей. Один из них – помощник начальника вчерашней дистанции.

 

Из какой команды был первый ЛЯПун я не понял. Участник встегнул в себя судейскую страховку и выстегнулся из всего. Не пристегнувшись к дюльферу. Илья Дьяконов его удержал

 

Вторым номером на этом этапе были дрова. Судейские. В том числе мои...  Изначально планировалось, что на пристегнутые “SHUNT”ы будет только вертикальная нагрузка. После вчерашнего совещания к “SHUNT”ам пристегнули карабины и сквозь них пропустили судейские страховки. Тогда, при срабатывании страховки, один конец веревки тянет вертикально вниз, а другой вдоль навески по горизонту. Равнодействующая сил действует под углом 45 градусов вниз. Если “SHUNT”ы пристегнуты в одну сторону, то равнодействующая все равно прижимает кулачок “SHUNT”а к веревке, а если в другую – появляется составляющая, уменьшающая силу прижатия кулачка “SHUNT”а к веревке и он может поползти в сторону страхующего. На всех ПЯТИ нитках “SHUNT”ы были поставлены неправильно. А мне и в голову не пришло, что постановщики (очень опытные ребята) вообще МОГУТ такое сделать. Я не слазил проверить постановку “SHUNT”ов. Косяк. С моей стороны.

 

Барышня начала дюльферять. Илья Кузнецов чуть прижал веревку. “SHUNT”пополз по навеске. Илья намертво зажал веревку. Уменьшающая прижим составляюшая усилилась. “SHUNT” пополз быстрее. Если длина веревки между барышней и Ильей неизменна, а “SHUNT” смещается к Илье, значит растояние между барышней и “SHUNT”ом увеличивается. Значит барышня спускается все ниже и ниже. Быстро-быстро. Пока не ударилась о склон (слава Богу о склон, а не о горизонтальную землю). Удар. Травма лица. Шок. По большей части нервный, а не болевой.

 

ВОПРОС для знатоков теормеха. Что было бы, если бы Илья вопреки всем научениям и обыденной логике БРОСИЛ веревку? Фактически бросил страховку. Уменьшающая прижим составляюшая исчезла бы. “SHUNT” остановился. А дальше???

 

Не люблю я “SHUNT”ов. Никаких. И никогда не любил. Досужее изобретение PETZELя, пропиаренное всей мощью PETZELя. Изобретенное, возможно, для спеликов, т.к. старик-PETZEL был спеликом.

 

Бог троицу любит. Был и третий косяк: ЛЯП с дровами. Помощник начальника длинной дистанции страховал через восьмерку закрепленную на опоре. Веревку в восьмерку заправлял как и все мы. А страховал без рукавиц. Горная методичка по ТМ такое, между прочим, допускает. А Коля Устиновский (один из главных современных теоретиков безопасности дистанций – идейный противник Теплоухова) отвергает. Как страховку без рукавиц, так и подобное закрепление веревки в восьмерке при страховке.

 

Очередной ЛЯПун встегнулся в судейскую страховку и отцепился от навески. Не встегнувшись в дюльфер. Полет. Рывок. Ссожженные руки. Неплавное, но и НЕ СВОБОДНОЕ, продолжение полета. Удар. Несильная травма колена – участник побежал дальше.

 

На смену Паше Главный судья поставил меня.

 

 – Джин (Женя Вахтин-прим.автора), достань мне рукавицы.

 

 – Где я тебе их возьму?

 

 – Хочешь продолжения полетов?

 

Через пару минут рукавицы были у меня.

 

 

Последняя дистанция (короткая командная) была дистанция как дистанция. Обыкновенная дистанция пятого класса. Даже вспомнить особо нечего. Хотя есть чего. Как четыре человека (Алексей Дегтярев, Джин, Дьяконов и я) за два часа повесили всю судейскую навеску на дистанции пятого класса. В 4 нитки... Среди ночи...

 

Но это уже...  другая история