Записки замбеза

Автор: Расторгуев Михаил, 28.02.2005 03:00
Просмотров: 2726

 18,19,20 февраля в Полушкино проходил Чемпионат России по лыжному туристскому многоборью. Ставила его спетая-спитая-схоженная-сработанная команда МГСУ под “управлением” Леши Дегтярева.

ПЕРЕПРАВА

 

            18,19,20 февраля в Полушкино проходил Чемпионат России по лыжному туристскому многоборью. Ставила его спетая-спитая-схоженная-сработанная команда МГСУ под “управлением” Леши Дегтярева.

            Заместителем Главного по безопасности (Зам.безом) вновь пригласили меня. И это радует. Чувствуется, что общий класс этой команды выше моего, особенно у Алексея Дегтярева и Андрея Лантратова, но Зам.безов не хватает. В пару мне дали молодого перспективного Женю Вахтина, с которым я начинал работать еще летом 2003 года на Чемпионате России по пешеходному ТМ. Тогда он числился судьей при участниках. За это время Женя сильно прибавил. Еще на предварительном просмотре трасс мы независимо высказывали одни и те же опасения по поводу их безопасности. Очень не исключено, что в дальнейшем Зам.безом будет он (он ближе этой команде), а без меня обойдутся.

            Самым “затычным” местом всех соревнований ожидалась (и оказалась) переправа по льду Москва-реки. Первый участник должен был пройти по льду метров 30-35, и вкрутить пару ледобуров. Остальные участники натягивали навесную переправу и спускались в эту точку по “навеске”. Далее по “тонкому льду” еще 30 метров выходили на другой берег Москва-реки.

            У правого берега Москва-реки глубина больше, при этом течение сильнее. Следствие – лед тоньше. Лед на Москва-реке встал позже обычного. На “Первой пороше” (18-19 декабря) Москва-река была абсолютно чистая. Тогда-то и встал вопрос: “Что делать, если Москва-река не замерзнет?” Были намечены (и объявлены через Интернет) два варианта: “тонкий лед” и “судейская навесная переправа через Москва-реку”.

            За неделю до соревнований, в субботу, у правого берега четко читалась полуметровая промоина, чуть-чуть подернутая тонким льдом. Первый раз я прыгал через нее, обвязавшись веревкой. Следующие разы спокойно перешагивал. В местах крепления веревок (там где участники будут крутить свои буры) проверили толщину льда, закрутив пару 20-см ледобуров. Толщина льда оказалась 16-19 см. В субботу вечером я подписал разрешение на “тонкий лед”. В воскресение я спокойно переходил по тому месту, где еще вчера прыгал.

            В понедельник по Москве и области прошел средней силы буран. Выпало сантиметров 15-20 снега, температура воздуха повысилась.

            Где-то во вторник позвонил Алексей Дегтярев и спросил, брать ли из Москвы веревки для навесной переправы. Я ответил, что не надо – 15-см лед не успеет растаять за неделю, только при “жестоком плюсе”. Тем не менее веревки были взяты.

            В среду надо было доукрепить оборудование некоторых этапов и еще раз проверить лед. Толщина льда осталась той же, однако по льду, но под снегом, пошла вода. Снег у правого берега стал мокрым. Да и у левого местами выступала вода. Я спокойно в своих “пластиках” переходил по линии этапа с берега на берег. На месте предполагаемой станции перестежки мои следы даже не промокали.

            В четверг утром вновь вышли на лед. Я спокойно пошел по своим следам и у самого берега (правого берега) провалился одной ногой под лед. Успел среагировать и упасть вперед на берег. Вторая нога осталась сухой. Провалился я в том месте, где за неделю до того, в субботу, приходилось перепрыгивать.

            Выйдя на берег, я начал оценивать ситуацию. За сутки она сильно изменилась в худшую сторону. Вновь появились промоины. Причем появились они, уже ближе к этапу, чем были неделю назад. Под тяжестью свжевыпавшего снега и в условиях плюсовой температуры лед осел. Вода пошла по льду. Ширина зоны тонкого льда увеличилась с 0,5 метра (неделю назад) до 4х – 5ти метров.

            На подобный случай на базе Васильевское, где располагались судьи, были присмотрены две недлинные (к сожалению) лестницы из 5-см. бруса. Здесь же присмотрели две неширокие (к сожалению) 7-м. доски 30-мм. толщины. Судьи этапа под руководством Нач.диса сколотили еще одну лестницу из подручных кругляков. Все это планировалось использовать для организации мостков первому участнику.

            В четверг вечером, уже после совещания с представителями команд и технической комиссии, я отправился к переправе.

            Перед выходом мне сказали,что:

1)      протаптывая на лыжах этап “подъем на лыжах по склону” один судья съехал на Москва-реку и провалился по плечи. За 10 минут до того на этом месте стоял один Нач.дис. Бескида с Сильверетами остались на дне Москва-реки. Иначе судья выбраться бы не смог. Провалился судья в том месте, где мы планировали просто перевести участников через Москва-реку на “правобережные” этапы дистанции (длинная дистанция проходила по обеим берегам Москва-реки; старт и финиш у базы Васильевское на левом берегу);

2)      Главный судья Алексей Дегтярев не примет дистанцию пока оба Зам.беза и Нач.дис не попрыгают одновременно на установленных мостках.

            Идти пришлось пешком, от самой базы, по льду Москва-реки. Разумеется левым берегом. На всем протяжении (около двух километров) пришлось идти, наступая в воду под снегом. Однако ощущения опасности не возникло ни разу.

            Мостки на переправе уже были уложены и Нач.дис. (Петя Казимирчик) с Женей Вахтиным на них уже попрыгали. Они пригласили в свою компанию меня, чтобы выполнить требование Дегтярева. Попрыгали втроем на глазах у остальных судей. Потом попрыгали судьи. Я стоял метрах в 1,5 от мостков и чувствовал, как сотрясается лед от их прыжков.

            Из отверстия, “просверленного” ледобуром накануне в точке предполагаемой станции била струя. Снег вокруг потемнел. Засунули в отверстие карандаш, и убедились, что толщина льда по-прежнему более 15ти сантиметров. Что-то будет завтра.

            По льду Москва-реки (разумеется вдоль левого берега) я прошел к полынье, оставшейся от проваливания судьи. Полынья была не на месте предполагаемого нами перехода участников через Москва-реку, а метров в 40 ниже. И, самое главное, в среду мы с Дегтяревым видели эту промоину и наметили место перехода в 40 метрах выше ее. Я нашел “дырку” от нашего ледобура. В нее даже не текла вода. Почему судья не видел полыньи (даже подернутой льдом) и как Нач.дис. мог стоять на той точке за 10 минут до проваливания – непонятно.

            Все свои опасения и соображения я доложил Дегтяреву. Он пересчитал класс дистанции и убедился, что даже без этого блока этапов (переправа+тонкий лед) дистанция останется 5го класса (объявлять “навесную переправу через Москва-реку” было уже поздно). Алексей собрал мощный консилиум: всех Нач.дисов, Зам. По судейству, Зам.безов и задал вопрос: “Снимать этапы или нет?”

            Если снять этот “блок этапов” – дистанция потеряет “изюминку”. Если оставить и получить ЧП – Москва еще долго не сможет принимать крупные соревнования по ТМ.

            Я опасался за мостки и полыньи вокруг них, но был спокоен за лед на “станции” – будет много воды, и только. Женя Вахтин был уверен в мостках и опасался за лед на “станции”. Первый и единственный случай, когда мы с ним разошлись во мнениях.

            Решение отложили до утра – снять этапы можно в любой момент, даже после начала стартов, но до прихода первой команды на этап.

            Ночью чуть-чуть похолодало и ситуация чуть-чуть-таки исправилась.

            Утором “консилиум” съездил на переправу и решил, что “блок” можно оставить.

            Еще вчера вечером местные рыбаки позарились на веревочку и отвязали опору “исходного” берега. Утром судьям этапа надо было восстанавливать опору. В метре от мостков под лед провалился Ваня Дягтерев (однофамилец Главного судьи).

            Я примчался на переправу, как только узнал об инциденте. Ваня провалился в промоину, которую я и Женя Вахтин “читали” еще вчера. Почему сегодня ее не “прочитал” Ваня – загадка.

            Немного успокоило (слабое успокоение), что Ваня стоял на дне по пояс в воде. Значит, в случае ЧП наши участники как минимум не утонут. Дальше – дело техники: врач соревнований здесь, а теплое помещение совсем рядом.

            Дистанция прошла без ЧП. С мостков никто не упал, под лед никто не провалился. Немного залило станцию перестежки. В начале дистанции был слой воды 2-3 см., к середине дня (концу дистанции) возросло до 5-6 см. У одной из команд обломилась “серьга” ледобура. (Такие дефекты техническая комиссия может “поймать” только с соответствующими приборами, а у нас их нет).

            На следующий день (проходила личная дистанция), стоя на льду промерзшего до дна разлива в карьере полигона МГЦТК, я услышал разговор двух зрителей, что сегодня нормальный лед, а вчера было вот столько воды (ладонями рук показывался столб 40-60 см.) и 2 или 3 бура вырвало.

            Что ж, с течением времени слой воды возрастет до человеческого роста, а количество провалившихся и утонувших достигнет хорошо, если не десятка.

 

 

НАВЕСКА

 

            В соревнованиях участвовало 18 команд. Предварительную заявку прислало еще больше. Световой день (и пропускная способность дистанции) ограничены. Нужно увеличивать количество “ниток” на этапах. Выплывает требование “равенства коридоров”. Количество возможных опор ограничено. Их значительно меньше, чем требуется “ниток”. Почти везде можно повесить двойные перила с навязанными на них “бергшафтами”. Более одного человека от команды нитку, обычно, не грузит (если не считать “транспорт” с “пострадавшим”, но он грузит нитку только частью своего веса – остальной вес приходится на ноги “транспортера”). А 2-3 человека (и даже 3-4 человека) своим весом сдвоенные перила не порвут.

            Исключение составляет навесная переправа. Здесь 3-4 человека натягивают веревки полиспастом. Одной сдвоенной веревкой на 3 и даже на 2 коридора не обойдешься.

            Можно, конечно, между двумя опорами, для каждой нитки сделать свои сдвоенные перила. Те нитки, что ближе к опорам, вытянуться меньше. Те, что дальше – вытянуться больше. Говорить о “равенстве коридоров” станет тяжело.

            Решение такое. (Сам ли Леша Дягтерев его придумал, или подсказал кто, но я впервые услышал это от него при постановке дистанций Чемпионата России по пешеходному ТМ летом 2003 года). Между двумя надежными опорами горизонтально подвешивается бревно. На него и крепятся все нитки. Если бревно толстое и короткое – вопросов никаких. Если длинное и тонкое – не обломалось бы. Можно для подстраховки вдоль бревна пустить сдвоенную основную веревку, закрепив ее на опорах. В случае разлома бревна переправы повиснут на сдвоенной веревке и участники не пострадают. Натяжение переправ сразу упадет и сдвоенные перила нагрузит вес все тех же 3-4 участников. Однако, при сдергивании своих веревок, команды могут перетереть судейскую сдвоенную основную веревку – не все так просто.

            А что будет с дистанцией?

            Дистанция рухнет. Вместо 3-5 ниток останется только две (максимум). Равенство прохождения дистанции для тех, кто прошел до инцидента и после станет не то, что спорным – просто никаким.

            Значит бревно “рухать” не должно.

            Зам.без требует, чтобы бревно было как можно короче, и как можно толще. Да еще выдвигает требования к породе дерева. (В 1998 году на зональных соревнованиях в Полушкино судейская навесная переправа через Москва-реку рухнула при прохождении ее Мишей Лукьяновым из Вестры – обломился 30-см. ствол ольхи).

            Нач.дис понимает, что кубометр СУХОЙ сосны весит 600 кг., а березы – 800 кг. Сколько весят сырые сосна, береза, липа? (Применять ольху или осину – нежелательно, они хрупкие). Сколько еще это бревно тащить. Нужные бревна “растут” далеко не рядом с каждой опорой.

            Вот так, на конфликте интересов и рождается решение. Благо, что и Зам.без. и Нач.дис. понимают – дистанция “рухнуть” не должна. Один из основных способов решения проблем – дополнительные оттяжки за середину бревна.

            Этапы “навесная переправа” стояли на всех трех дистанциях. Везде было по 4-5 ниток. И везде принцип оборудования этапа был все тот же – горизонтальное бревно на двух опорах.

            В первый и второй день переправы стояли на одних и тех же опорах (т.е. в одном и том же месте). В первый день участники тянули переправу сами, во второй день работала судейская навеска.

            Еще при предварительном просмотре дистанции, я указал на деревья, за которые нужно тянуть оттяжки.

            При постановке дистанции, на “исходном” берегу установили толстую осину, а на “целевом” березу. Береза была длинная и страшная – уж больно тонкая у одного края. Комель березы упирался в надежную опору, а тонкая верхушка в “жиденькую” елку. Главный судья сразу указал на это. К сожалению, во всей обозримой округе это было единственное пристойное “бревно”.

            Отложив нужную длину на необходимое количество коридоров, я поставил 4(!!!) двойные оттяжки, так чтобы нагрузка пришлась не на опору, а на эти оттяжки.

            Указанные мною оттяжки поставлены не были. Посчитали, что рабочая толщина “бревен” достаточна.

            При прохождении этапа первой командой, осина трещала так, что Андрей Лантратов (Зам. Главного по судейству) сам поставил центральную оттяжку. Оттяжку пришлось тянуть высоко вверх, чтобы она не мешала участникам, но свое дело она сделала. Опасений за осину стало меньше.

            На “целевом” берегу береза стонала и плакала так, что судьи опасались находиться с ней рядом. Пришлось срочно ставить оттяжку и сюда, а потом все оставшееся время молиться, чтобы ничего не произошло. Во время дистанции оттяжку пришлось пару раз подтягивать. Но даже когда работали все 4 нитки, никаких инцидентов не произошло.

            На следующий день на этих опорах стояли 4 нитки судейской “навески” личной дистанции. Все необходимые оттяжки были заранее натянуты и проверены. Я всего один раз появился на этапе и больше туда не ходил.

            В последний день участники тянули 34-метровую переправу через Центральный карьер. На “исходном” берегу была подвешена береза, на “целевом” уложены две нетолстые липы. Качество “целевой” опоры сомнений не вызывало.

            На “исходном” берегу очень хотелось поставить оттяжки. Но ставить их было некуда. Поэтому специально (с большим “геморроем”) подвесили толстую березу, максимально толстую, какую сумели дотащить.

            Когда на опору “подвесилось” три команды – береза стонала и плакала. Казалось, что необходимость в оттяжке – очевидная. Когда же через некоторое время “подвесилось” пять команд (заняв все 5 коридоров) – береза прогнулась, но молчала. В дальнейшем береза спокойно перенесла “подвеску” и трех и еще раз пяти команд. Может быть с шумом перетерся какой-нибудь “внутренний” лед и береза всего лишь обрела свою природную гибкость?