Приэльбрусье 2004. Как это было

Автор: Рома Бутов, 20.07.2005 04:00
Просмотров: 3454

Вот, специально к отъезду горной школы накатал сумбурный рассказик о нашем прошлогоднем походе. Распечатайте, возьмите с собой - может, пригодится, хе-хе...

Попозже допишу и удобрю фотками.

Приэльбрусье – 2004.

Описанные ниже приключения произошли в августе 2004 года, во время новичкового горного похода в Приэльбрусье. Все, что предшествовало этому походу, хорошо знакомо тем, кто когда-либо начинал заниматься горным туризмом. Тренировки, лекции, поиск снаряжения, поезд, Нальчик, Джан-Туган. В Джан-Тугане провели традиционные тренировки и прошли акклиматизацию, и, наконец, рано утром выехали на Уазике-буханке в поселок Верхний Баксан, где и начали свой маршрут.

Было нас семеро. Назову имена героев, отсортированные в случайном порядке: Надя, Олеся, Маша, Генри, Юра, Ваня и Рома. Такая вот компания. Мы хотели пройти поход второй категории сложности – кольцевой маршрут вокруг Эльбруса. Почти все участники первый раз в высоких горах, а у меня это первое горное руководство. Итак, машина уехала, а мы потащили рюкзаки к нашей первой цели – озеру Сылтран.

Озеро Сылтран.

Озеро это пользуется заслуженной популярностью у новичковых групп типа нашей. Находясь на высоте около3000 метров, оно окружено полукольцом крутых склонов, снежные языки спускаются прямо в воду. А на другом берегу – альпийские луга с отличными местами для стоянки. Для меня это будет уже третье посещение этого замечательного уголка, а вот, например, известный специалист по Приэльбрусью – Михаил Расторгуев – бывал на Сылтране не менее двадцати раз.

Один у озера недостаток (или достоинство?) – подъем к нему проходит по короткой, но крутоспадающей долине и является серьезным испытанием для сердечно-сосудистой системы туристов.

Первые минуты подъема были действительно ужасны. Отвыкший от походов организм отказывался развивать требуемую мощность, казалось, что первый переход будет заодно и последним, а до озера мы не дойдем никогда в жизни. Но через час начался прекрасный сосновый лес, перестала донимать жара и почти незаметно мы набрали метров 500 высоты. Выйдя из зоны леса, мы оказались в зарослях необыкновенно крупной земляники и сразу же устроили очередной привал.

Пройдя еще переход, остановились на обед между рукавами реки Сылтрансу. Юра достал два примуса Шмель и мы принялись вспоминать, что куда в них наливается. Не помню уже, чем было продиктовано мое решение взять в поход примуса вместо привычных газовых горелок. То ли хотелось мне участников закалить, то ли самому хотелось помучаться – не помню. Так или иначе, за время этого похода я многое узнал о примусах, которыми последний раз пользовался лет пять назад.

Разжечь примуса все-таки удалось, и дежурные занялись приготовлением обеда. И вдруг, когда обед был почти готов, один из примусов вспыхнул, полоснув нас огненным факелом! В суматохе каны опрокинули, облили супом Олесю и еле усмирили непослушный примус. Готовить новый обед времени не было, поэтому пришлось довольствоваться остатками супа и холодной речной водой.

Забегая вперед, скажу, что на протяжении всего похода наши огнедышащие помощники не давали нам заскучать. Словно драконы, то один, то другой примус обдавали нас огненными струями, грозили сжечь, убить, покарать смельчака дежурного, отважившегося совладать с этими хранилищами стихии. В такие минуты в охваченном огнем лагере все зовут на помощь примусиста Юру, и он, чертыхаясь и бросая личные дела, устремляется на помощь, сжимая в обгоревших руках примусный ключ и стеклоткань.

Ну а мы после неудачного обеда вновь поперлись наверх. Не буду подробно описывать ужас последующих трех часов – скажу только, что было трудно. До озера мы все же дошли. Озеро на месте, вода в нем такая же ледяная, как и раньше, что, впрочем, не помешало девушкам искупаться. На часах всего 16-00, и в принципе можно продолжить рабочий день, поднявшись на седловину перевала Сылтран, и там уже заночевать. После недолгих внутренних колебаний эстетика взяла верх над спортивным зудом, и мы остановились на замечательных ночевках возле озера.

Приготовили ужин, я и Генри запили макароны традиционными пятью рюмками спирта и отправились гулять вокруг озера. После не очень удачной попытки познакомиться с другой группой мы пошли на снежник и стали лепить снежную бабу. Баба получилась – ого-го! Правда, Генри переусердствовал, приделывая нашему творению роскошные снежные перси, в какой-то момент тяжеленные снежки отвалились, и мы, немного расстроившись, пошли спать.

Два перевала.

Приятно, что утром обошлось без традиционной возни и торможения, характерных для первых дней похода. Погода была прекрасной, и в лучах восходящего солнца мы быстро поднялись по тропе на перевал Сылтран. Записка, шоколадка, фотосессия – и вот мы уже бежим по снежникам и осыпям вниз. Бодро шагая по тропе, за пару часов дошли до ключевого места – поворота в другую долину. Теперь нам нужно снова ишачить наверх, к нашему следующему перевалу под названием Ирик.

Недолго длился первый подъем – сраженные усталостью, мы попадали на траву возле бурлящей реки и принялись готовить обед. Впереди были видны противные осыпные склоны, на которые нам предстояло подняться. А полуденное солнце обнимало теплыми лучами, приглашало остаться, поставить палатки и никуда не идти. Но мы не поддались на природные провокации и вышли с обеда без задержек – ведь нам надо сегодня замочить еще один перевал.

Пропустим снова грустные подробности двухчасового подъема по осыпям и моренам. Кое-как мы доползли до ледника, и теперь в нашем нелегком труде появилось небольшое разнообразие – до перевала мы будем подниматься, вытаптывая ступени и обходя укрытые снегом трещины.

Перевал Ирик достаточно популярный, бывает, за день его проходят сразу несколько групп. Поэтому в снегу протоптана мощная тропа, которая поможет нам не заблудиться и обойти трещины.

Пока мы отдыхали у выхода на ледник, мимо нас весело пробежала группа, спускавшаяся с перевала, и пожелала удачи. После всевозможных взаимных приветов мы тоже двинулись в путь, и вдруг… Мы посмотрели на тропу и сразу захотели догнать предыдущую группу и сказать им что-нибудь нехорошее. А дело вот в чем: спускаясь глиссером, эти приветливые и вежливые туристы сломали все три тысячи ступеней, ведущих на перевал! Нет чтобы съехать рядом… Ну а нам пришлось заново бить тропу. В этом тяжелом деле отличился Генри. Нечасто в этом походе можно было его назвать молодцом, но сегодня был явно его день.

Перешагивая трещины, мы подошли к заключительному участку подъема – довольно крутому снежному склону. Забравшись наверх, быстро вышли на седловину и в очередной раз получили удовольствие от открывшихся с высоты красот.

Спуск проходил по очень подвижной живой осыпи. Громыхая камнями и пластиковыми ботинками, кое-как съехали до подобия тропы. Наверх даже смотреть не хочется – всюду царство унылых разрушенных скал и живых камней. Интересно, какие цели преследуют туристы, проходящие подобные участки на подъем?

По пути прошли огромный камень характерной кубической формы. Возле него есть площадки, на которых можно остановиться на ночевку – время-то уже довольно позднее. Но мы решили спуститься сегодня вниз, в зеленую долину реки Ирикчат, где ночевать будет не в пример комфортнее. Спуск был не из легких – пришлось корячиться на скользких бараньих лбах, спускаться попой вниз со скальных уступов, перепрыгивать потоки ручья.

Зато к лугам Ирикчата мы спустились с приятным чувством хорошо сделанной работы. Поставили палатки и в сумерках стали готовить ужин, а чтобы было веселее, облили бензином кучу мусора и подожгли. Костер получился большой и долгий.

Страна красного песка.

Новый день начался приятным пологим подъемом по тропе. Незаметно мы прошли два перехода, и для подъема на перевал Ирикчат осталось одолеть последний крутой подъем. На перевал поднялись быстро и весело – все-таки два первых дня похода не прошли даром, и теперь мы втянулись в напряженный походный режим.

Перевал Ирикчат очень красивый, умеренно сложный для категории 1Б и приятный для прохождения в обе стороны. С седловины открывается замечательный вид на Эльбрус, видимый от подножия до вершины. На севере, там, куда лежит наш путь, раскинулось огромное ледовое плато Джикаугенкез. А склоны самого перевала выбелены чистейшим свежевыпавшим снегом, никогда я не видел Ирикчат таким заснеженным. На седловине, укрывшись от ледяного утреннего ветра, мы надели кошки и пошли на спуск. Склон сначала очень крутой, но постепенно выполаживается и переходит в ледовое плато. Хорошо, что еще довольно ранний час и снег не успел растаять и раскиснуть на солнце, поэтому кошки не забиваются, и спуск получился тоже очень приятным.

Убрав кошки, мы пошли по ровному ледовому плато к виднеющимся вдалеке красным холмикам. Дойдя, наконец, до осыпей и попрощавшись с ледником, мы оказались в удивительном мире. Скалы и осыпи здесь образованы вулканическими породами – результатами древнего извержения Эльбруса. Цвет у всех камней разный – и кирпично-красный, и черный, и фиолетовый, и белый в крапинку. Но преобладает все-таки красный цвет, из-за чего большинство посетителей сравнивает эту местность с марсом. Действительно, все очень напоминает другую планету из фантастических фильмов. Дополняет космический пейзаж темно-красная река, прорезающая песчаные склоны.

Левым берегом реки ведет тропа – по ней мы и побежали, оставляя следы в красном песке. Тропа вывела нас на широкий разлив реки, где-то здесь нам надо переправиться на другой берег. Я сбегал вниз по течению в надежде отыскать переход через реку по камням. Увы, река везде представляет собой бурный поток, ниже начинается подобие каньона, и мне пришлось вернуться. Придется переходить реку вброд, для этого выбрали место, где река разливается особенно широко. Благополучно переправившись на другой берег, мы остановились подсушиться и пообедать. Кстати, питьевую воду удалось найти только здесь – обнаружилось несколько прекрасных крохотных озер.

Пообедав, мы продолжили движение к цели сегодняшнего дня – поселку Джилысу. Наш путь лежал через пологие травянистые холмы. Это место интересно с исторической точки зрения – в книге Эльбрус и его отроги говорится о существовавшем здесь когда-то древнерусском государстве. Нам довелось даже совершить археологическую находку. Произошло это так: шедший немного в стороне Генри вдруг вскрикнул и бросился бежать куда глаза глядят. Успокоившись, эрудированный Генри поведал нам, что он нашел древнее капище. Я тоже весьма суеверный человек, поэтому решил не обследовать находку, а скорее идти в Джилысу, тем более что время уже поджимает. Хотя лично я бы на месте древних людей сделал бы место для жертвоприношений повыше, там, где красная река течет среди мертвых берегов…

Мы все больше и больше сбрасывали высоту, потом вышли на тропу, ведущую гребнем травянистого отрога, и, наконец, нам открылась река Малка, крыши поселка Джилысу и великолепный водопад Султан. По тропе мы спустились к поселку и закончили длинный и полный открытий ходовой день.

В Джилысу мы первым делом посетили магазин, где купили невероятное количество пива, а потом я пошел в дом администрации. Там пришлось заплатить за установку палаток, и после этого мы стали осматривать достопримечательности. В Джилысу привлекают внимание три объекта: водопад Султан, горячие источники и песчаные замки.

Водопад Султан интересен не только тем, что он мощный и высокий, но и тем, что вода низвергается не с уступа, а из проточенного в скале канала. Песчаные замки – это удивительные образования причудливых остроконечных форм, высотой несколько метров. Одина из фигур особенно хороша. Песчаные столбы образуют колонны, на которых каким-то чудом держится  такой же песчаный свод. Утром мы не поленились подняться на склон к этому чуду природы и сфотографироваться рядом.

Ну а целебные источники в Джилысу есть на любой вкус, вернее, от любой болезни. Легко поужинав пивом и хичинами, мы прошли несколько целебных процедур. Самый заметный источник – это бревенчатая ванна с теплым нарзаном, туда мы первым делом и направились. Поступая в ванну мощным потоком, нарзан, как ему и положено, пузырится и бурлит – получается эдакое джакузи. Нарзан, прямо скажем, не горячий, но все же достаточно теплый. После ванны часть команды не преминула посетить источник мужской силы. Источник этот газовый, из небольшой пещеры в скале дует какая-то гадость. Для прохождения профилактики и лечения необходимо прислониться тазом к этой дырке и постоять некоторое время. Мы не стали злоупотреблять целебными процедурами, и, потолкавшись немного у скалы, удалились.

Придя к нашим палаткам, мы ели хичины, запивая пивом, разговаривали и легли спать, когда уже стемнело.

К перевалу Балкбаши.

Утром мы не на шутку перепугались. Оказалось, что за ночь мой левый глаз опух, размяк, пожелтел и в целом стал похож на гнилой апельсин. Наши медики собрались на консилиум, заставляли меня смотреть туда-сюда, тыкали пальцем в место недуга, но квалифицированного диагноза так и не вынесли. Только предположили возможные причины заболевания – вчерашнее пьянство и ныряние с головой в нарзанную ванну. Мы приняли решение продолжать поход, основываясь на предположении о том, что перевал категории 1Б можно пройти и с одним глазом.

Выйдя, наконец, с ночевки, мы подошли к Малке и форсировали бурную реку по шатким мосткам. Пока шли мимо источников, каждый встречный считал своим долгом подсказать нам расположение целебного источника для глаз, полагая, видимо, что именно с целью лечения моего несчастного глаза мы и пришли сюда через три перевала.

На другом берегу реки есть грунтовая дорога, которая, петляя между живописных холмов, плавно набирает высоту. С очередного холма открывается зеленая долина реки Кызылсу, по которой нам предстоит подъем на наш следующий перевал. Пока ничего сложного нет – идем по хорошей тропе вдоль реки.

От самого Джилысу за нами увязалась собака, похожая на овчарку. Собака была молодая, почти щенок, и с вываленным языком весело носилась вокруг нас. Пса почему-то сразу обозвали Хичином, и глупое животное даже стало реагировать на эту кличку. Через несколько часов пути стало ясно, что возвращаться в Джилысу Хичин явно не собирается. Всем своим видом нахальный кобель показывал, что всю свою собачью жизнь он мечтал убежать из бассейна Малки в бассейн Кубани через перевал Балкбаши. Мы не могли одобрить намерения Хичина – кормить нам его было нечем, да и пропал бы пес, оказавшись в незнакомой долине. Поэтому пришлось, скрепя сердце, прогнать Хичина, закидав камнями.

Мы уходили все дальше и дальше по реке Кызылсу, и все хуже становилась тропа, которая теперь вела траверсом склона высоко над рекой. Тропа нехоженая, видимо, к перевалу Балкбаши туристы предпочитают идти другим берегом реки, через травянистое плато Ирхиртсырт. С тропы интересно смотрится Эльбрус, белыми конусами возвышающийся над зелеными лугами, он точь-в-точь похож на знак неровная дорога.

А дорога у нас действительно не ахти – то трава высотой по пояс, то кочки, то камни. Изрядно вымотавшись, мы вышли на пологую террасу, откуда открывается вид на наш дальнейший путь. Вновь найденная тропа спускается к реке, где среди высоких морен есть уютные стоянки, а рядом журчит чистый ручей. Здесь мы расположились на обед, а я стал читать описания и думать, куда мы сегодня можем дойти.

Перевал Балкбаши довольно высокий и крайне нудный для прохождения, за оставшиеся полдня мы бы его не одолели. Подняться выше и встать под перевалом – тоже плохой вариант, так как наверху, в осыпных цирках, может не оказаться воды. Оставалось только остановиться на ночевку здесь, устроив полудневку. Так мы и сделали. Решение это оказалось оптимальным – на полудневке мы хорошо отдохнули. А место ночевки было просто изумительным. Поражало разнообразие красок – на белом песке были разбросаны камушки всевозможных расцветок, а между ними росли мох, трава и цветы.

После обеда расслаблялись и пили взятое из Джилысу пиво. Потом подошла еще одна группа, мы вместе поужинали и выпили. Их медик поделился с нами медикаментами, благодаря которым мой глаз был спасен еще до завершения похода. Я не запомнил, к сожалению, откуда была та группа, но по случаю передаю большое спасибо и привет!

продолжение следует

Добавлен: 21 июль 2005 18:20 Автор: 498 #36190
498 аватар
Добавлен: 21 июль 2005 18:48 Автор: zaya #36191
zaya аватар
Спортивненько носились! Через Ирикчат до Джылысу за один день...

Что-то пока с погодой везет. Что же будет дальше...? ;)
Добавлен: 21 июль 2005 23:28 Автор: SG #36192
SG аватар
Специально в "ЧаВо" написал, как лучше всего добавлять большие фотки в статьи. Пункт 8 ;)
Добавлен: 22 июль 2005 20:29 Автор: Spika #36193
Spika аватар
Ребят, всем удачно сходить в этот раз!
Добавлен: 23 июль 2005 02:01 Автор: SG #36194
SG аватар
Молодец, Ромик! Очень интересно написано!
Добавлен: 26 авг 2005 11:48 Автор: SG #36267
Когда допишешь и фотками удобришь?