Опрос: ваш самый опасный срыв в горах

Автор: SG, 23.06.2005 04:00
Просмотров: 3437

На этот раз приводим одну из стареньких веток форума mountain.ru Опрос: ваш самый опасный срыв в горах. Не забываем комменты ;)
Или не ваш срыв, а срыв вашего партнера или срыв очевидцем которого вы стали. постарайтесь припомнить: - условия срыва и его причину - глубину падения - как падение было остановленно - психологический эффект, повреждения - другие запомнившиеся детали О себе к счастью мне сказать нечего. Мои падения на естественном рельефе были неопасны. Один раз видел в бинокль как двое настойчивых парней лезли первую веревку на большой карниз на Челеби. Лидер 3 раза падал метров на 6 и повисал (видимо на шлямбуре). Не знаю чем кончились его попытки, я так перенервничал, что не мог больше смотреть


По настоящему опасный срыв у меня был в этом году на Ерыдаге. Сам по себе срыв был пустяковым, метра два я сквозанул. Главная опасность заключалась в том, что я стоял на лесенке и держался рукой за тросиковую петлю в фифихуке. В это время ИТО вылетела и петля закрутилась вокруг безымянного пальца. Двумя метрами ниже ИТО-шка за что-то зацепилась и я повис на скайхуке на пальце. Таким образом чуть пальца не лишился.:) Испугаться не успел. Не до этого было.


Обрушение ледового каскада
В процессе моего нахождения на нём. Два раза.Причина-разрушение льда от удара инструментом.Видимо я был последней каплей. Оба раза была верхняя страховка. Первый раз в процессе подъёма, второй в процессе спуска. Высота каскадов 15 и 10 метров.


...он же самый дурацкий
срыв в Крыму на Морчеке, 4 метра выше станции и на метр вправо (первый). срыв на станцию, причина - вылетела френда при попытке её подгрузить. в результате того, что верёвка шла между ног, она подхлестнув, развернула качаном вниз. рывок жесткий (ф.р. около 2)

выводы: 1.френды надо учиться ставить, особенно на таком, как в Крыму рельефе. 2. верёвка должна уходить вниз спереди-сбоку, чтобы прои срыве ногу не подхлестнуло.

последствия: к счастью минимальные :))))


В Красноярске есть дядька Балезин Валера - его многие знают, он чуть ли не единственные в России и СССР МСМК по альпинизму и скалолазанию одновременно. Так вот его как-то спросили что-то типа что чувствуешь в процессе срыва, на что он сказал что НИКОГДА не срывался, и это человек у которого 6-к наверное больше 20, и многие из них он ходил первым. Во как лазить надо!! Сорваться любой может, а вот не срываться...


Самые опасные срывы естественно там, где нет надежной страховки. Один раз отъехали с напарником по снежному склону на леднике. Было часов 10-11 утра, до этого был плотный фирн, на котором хорошо держались кошки. А тут снег стал раскисать и кто-то из нас поехал, уж не помню кто кого сдернул. Повезло, что сумели остановиться на неком подобии полочки, которая вероятно была образована засыпанной снегом трещиной. На склоне не смотря на то, что оба приняли правильное положение - ногами вниз, грудью на ледоруб - остановиться не могли. Ехали как по смазке. А ниже был разгон еще метров на 100-150 и внизу разрывы. Повезло в общем. А на скалах всегда все было с надежной страховкой. Страшно, были мелкие травмы типа ожега веревкой, но умом понимаешь, что тот случай на очень простом месте был на много опаснее. Мы явно недооценили резкое изменение состояния снега. Бдительность была усыплена надежным сцеплением кошек со склоном во время долго хождения по плотному фирну.


Посидел, повспоминал... Наверно самый стремный, как и самый нелепый был, кстати говоря, примерно такой же случай кто-то описывал. Чуть в берг не упархнул - спускался по раскисшему снегу. Только в руках были палки а не ледоруб. Так на месте все казалось не страшным. Фигня какая, прокатился - зарубился. А потом, когда переосмысливал, понял, что могло закончиться это очень плохо... Потому что в этот момент меня никто не видел. Нашли бы конечно по следам... Но что там в той дыре могло быть, знает только... он.

А срыв со страховкой... Ну конечно эмоций много, но страховка же есть... :) Надо сказать летал раз как-то со скайхука, не много, и не страшно. метра 3 всего.

Кстати этим опросом наверно еще раз подтвердится истина, что ЧП случаются на самых, на первый взгляд не страшных и не опасных участках, на которых, на первый взгляд даже страховка то не нужна... А там где стремно, где есть страховка, там как правило меньше НС случается.


Соскочила дюльферная петля
Когда я спускался. Но приятеля, привязанного к другому концу шмякнуло о стенку и заклинило. Никаких точек кроме этой петли не было. Пролетев метров десять я с удивлением обнаружил, что все ОК... Причина - распи..яйское отношение к поиску каменной балды...


Не самый прикольный
Хм, линяли мы типа по ледничку вниз, (точнее глиссировали так в связках и кошках, если вы не верите что в кошках ВЦСПС можно глиссировать, попробуйте при наличии опр опыта у вас должно получится) усталые есс-но, и вот уже он конец ледника, выполаживание блин итить его, короче снимаем кошки, развязываемся, остается метров 800 наверное спуска - потом сыпуха и уже орлы с водкой стоят типо браво нам кричать (точне физкульт ура блин). А чувалок у меня был модный на молнии плевочек такой на спину, из серии Прсти господи, кто-то из прибалтики привез да мне за тройку пива подарил, дерьмо короче откровенное (как не странно до сих пор жив), ну всунул я в ето красное убоище кошки кое как впихнул веревку, систему там с моим лучшим другом жумаром, так что большая часть осталась наружи, подстегнул сколько мог молнию, закинул на одно плечо (левое блин) и покатил вниз, и едренать, взял и подскользнулся. Ну сел на задницу и поехал, прямо сидя. Думаю, вроде как надо по науке зарубится, но 1. лениво на живот переворачиваться 2. Жалко рюкзак откидывать, он же порвется и за ним потом вверх идти. 3. Жалко брюхо мочить... Еду и думаю так неторопливо. Сыпуха усе ближе, пытаюсь тормозить пятками не получается, смотрю язычек снежника в сыпуху влазит и далеко так и полого там, ну начинаю ерзать задницей, чтобы траектории сменить, вроде сменил, пошли камни, короче штуки 4 я объехал, за пятый зацепился ногой, кидануло метра на полтора вверх, перенесло через камни и мордой в снег опустило перевернув. Все что мог сказать ох и ни..уя себе проехался, что тут же повторили мои друзья, когда смогли закрыть отвалившиися хавальники.

ЗЫ Начспас однако не видел.

Зыы, ето я к чему все, брейтесь по утрам товарищи


Самый опасный
Пожалуй, когда я на подьеме на перевал Корона Южная (подход под маршрут 4Б на южную башню Короны) попал кошкой на камень, потерял равновесие, упал, проехал полметра и зацепился ледорубом за вмороженный камешек во льду. Вниз было ехать метров 200, правда, выкат хороший, пологий и с камнями. Самое неприятное - что мы в этот момент шли в связке, но еще не крутили ни одного бура, я шел вторым, склон в этом месте градусов 45, на таком льду не зарубишься... Последствия - встал на кошки, крикнул напарнику (он ничего не видел, шел впереди метров на 20) чтобы он закрутил бур. Напарник поморщился, спросил, а надо ли это делать, потом закрутил и мы дальше пошли - одновременно. На перемычке я сказал, что сорвался, а он даже не заметил - напарник спокойно отреагировал, мы были заняты просмотром маршрута. Потом на разборе Сашка сказал, что надо было буры крутить начать пораньше...

А вообще, объективно опасных ситуаций было больше с падением сверху камней и прочего мусора - тут гораздо сложнее предугадать и застраховаться.


Самый дурацкий срыв
Этот срыв гораздо более идиотский, чем предыдущий, и последствий куда больше. хотелось бы его скрыть, потому что очень стыдно. На больших скалах на Ястребином, под Питером, улетел, спускаясь дюльфером. Причина - разрушение амортизатора в самодельной старховочной системе, шил систему не я, и лет к тому времени ей было около пяти уже... В горах такого произойти не могло - я блокирую систему куском основной веревки, если эта шлейка порвалась бы в горах, ничего бы не случилось - провис бы еще на 15см и повис на кольце основной веревки-блокировки. А тут - вышли пару раз залезть потом собирались идти водку пить (у моего товарища ДР был как раз - вот я ему подарочек сделал в виде спасов :-(( ) Результат - сначала шмкнулся подбородком о ту самую полочку, с которой шагнул вниз, выбил пару-тройку зубов и потерял сознание. Потом - полет метров 7, приземление на ноги на сыпуху, перелом обеих стоп.

Результаты - много раз обсуждал, до сих пор сам мучаюсь - почему не проверил систему, у клиентов же проверяю! почему не сблокировал, как всегда делаю... и т.п. Здесь это рассказываю в качестве примера ошибки, на которой можно учиться, хотя не уверен, что такие идиоты еще есть. На дарвиновскую премию не тянет, конечно, но близко, близко...


...про скалы
Ето совсем не прикольно и не интересно, выпал с кирпичем при выходе с карниза, петля разрезалась, одну из двух закладок вырвало, удержал стопер 2-го нумера, метров 12-15 налета в довльно широкой щели и еще секунд 20 наверное висел под каменьями... Потом как обычно спасы больничка...
> Петля была промежуточной точкой и срезалась тем на что была > накинута? Удивительно что маленький стопер остановил такой > полет! Каменья, спасы - это все ужасно, молодец что > выкарабкался.
Лез на двойной, щель-кулуар глухая где то в распорку где то так, наверху пробка и выход на полочку выше нее. в метрах 5-5.5 не доходя пробки положил 2-ечку. Прямо под пробкой заложил 5-ку, потом подумал и повесил петлю на выступ куда щелкнул вторую. Выходя решил не выпендриваться а выйти силой, сильно нагрузил пробку на вырыв (хотя до етого проверил) с частью ее и вылетел. Падал вниз башкой, 5-ка вылетала сразу. петля прилетела когда я уже висел и повисла на мне, разодранная вклочья, видимо она и притормозила, она под нагрузкой скользила и пилилась.Одна из веревок, немка - 9 ка - на выброс.
Самое яркое воспоминание, когда чинарик поднесли, и затянуться удалоась:)


...не самый опасный
Дело было прошлой зимой, собрались двое сильных духом и слабых умом залезть на гору. Маршрут ледовый вот и решили, что для уменьшения веса снаряги обратно пойдём своим ходом и взяли одну верёвку. С утра погода была вроде ничего, и мы всё ещё думали, что это глаз циклона, но к середине дня пришла мысль о том, что это не глаз, а Очко... Когда начали спускаться, подул сильный ветер в рыло и пошёл снег, а минут через 20 стемнело. Вот уже пройдена половина маршрута, я вишу на нижней станции в компании двух рюкзаков и пытаюсь не заснуть, а Саша тем временем разбирает верхнюю станцию. Вдруг слышу команду Срыв, закрепляю верёвку и вижу, что фонарик висит чуть ниже станции(рывка то и не было...). Далее Саша возвращается к станции и выкручивает бур, я уже почти уснул. Опять команда Срыв, опять закрепляю верёвку и задираю вверх голову, и тут вижу, что фонарик почти обогнал меня и продолжает нестись вниз. Первая мысль - сколько буров между нам, сколько из них выкрутил Саша, сколько из них я недокрутил... В это время Саша остановился в пяти метрах ниже меня, чертыхаясь полез наверх, на мои вопросы о том, как его здоровье он сказал, что я тут к нему со всякой лажей лезу, когда ему ещё бур выкручивать надо. На мои объяснения, что следующее падение будет на станцию Саша сказал, что я вобще ничего не понимаю в деле выкручивания буров и потопал выкручивать бур.

Как говорит Саша рывка не было(просто повис), сорвавшись сразу перевернулся и сел на задницу после чего обруливал все препятствия, подставляя под удар наименее важные части тела. Ударов, к счастью, небыло.

Причина срыва Выкрутив бур выронил его, после чего решил посмотреть не зацепился ли бур за кошки, наклонился и получил заряд ветра и крупы в лицо, далее срыв. Проехал по 50гр льду 30м. Бур, на который пришёлся срыв, был недокручен, оттяжка повешена на трубку, бур остался цел.

После маршрута я объяснял Саше, что ему очень повезло, что он не зацепился кошкой за лед, а он говорил, что мне очень повезло, что он сорвался не на следующей верёвке, т.к. на следующей верёвке станции в жёлобе одна под другой.

Месяца через 4 мне звонит Саша и говорит - Сижу в ванной, смотрю на свои ноги и понимаю, как же мне повезло, что я кошкой лёд не зацепил....


Из жизни слабых умом
Начал вспоминать разные случаи и оказывается их было достаточно. большая часть из них происходила на работе.

Вешали станцию на соревнованиях, надо было точно повесить на выступ, и чтоб не сползала при нагружении. Станция это петля на двух усах. По команде напарника я вылезал на край и грузил, а потом разгружал и он её подгонял длинну одного из усов заново. И вот очередной раз я вижу как он вщёлкивает ус в карабин и через некоторое время слышу команду НАГРУЖАЙ, после чего полёт почти на 4м вниз головой, повис на второй верёвке. Хорошо я был в каске и всё прошло без последствий. Как оказалось напарник решил, что надо перевязать по другому и на всякий случай буркул себе под нос не НАГРУЖАЙ при этом выщелкнул верёвку из карабина.

Как то раз пилили дерево по частям. Мой приятель устроился на равилке и начал пилить ствол. От вибрации, когда ствол падал, его скинуло с развилки и он повис на почти полутораметровой самостраховке, в руках у него была работающая бензопила. Повезло, только кожу на плече ободрал...

Года 4 назад мне пришлось пилить дерево с переправы натянутой между других двух деревьев. Высота на которой весел я примерно 9 метров. Для того чтобы отпилить часть ствола мне надо было завесить верёвку повыше на него. Я полез в кошках по стволу и для того чтобы привязать к нему верёвку пристраховался самостраховкой(к немуже), когда всё уже было готово и я пошёл вниз то ствол обломился и я слинял с 8ми метровой гнилушкой на переправу. Самостраховку пришлось отрезать. в результате срыва одно из деревьев на котором крепилась переправа вырвало с корнем, хорошо что дерево(диаметр более 50см высота около 18-20метров) было пристраховано ещё к нескольким стоящим рядом.

Один мой знакомый отрезал болгаркой воздуховод. Его задело падаущим воздуховодом, он болгаркой отрезал обе верёвки и пролетев около 7 метров упал на тот самый воздуховод. Отделался лёгким испугом.

Я будучи новичком нёсся по тропе с Местийской хижины. На одном из булдыганов у меня проскользнула палка и я летанул с него, высота около 4м, в воздухе сгрупировался и сделал сальто, приземлился на ноги. Как мне удалось сделать сальто с 25кг рюкзаком я так и непонял. Но понял что носится сломя голову ненадо....

Прошедьшей зимой, на 50гр льду, закладывая маятник(20м) при дюлфере забежал на сколько смог, а потом ещё решил подлезть и уже когда крутил бур меня перевесило 2 рюкзака и я скатился назад. Только когда взгромоздился обратно я понял, что скатился с тойже высоты, что и та точка на которую был закреплён маятник.

Шёл по леднику и травил анекдоты, короче выделывался перед девушками. в результате не рассмотрел, что трещина гораздо больших размеров чем мне показалось на первый взгляд. Вот и слинял в дырку на 3 метра с 30килограмовым рюкзаком и полным отсутствием верёвки. Меня за это Вова чуть не убил, мне повезло и я остался жив. Выпендрится перед девушками удалось до сих пор помнят....

У моего друга этим летом на 5ке при забивании крюка откололась часть плиты выше него на 50 см и задела всю левую часть тела ногу и руку. Маршрут долезли до конца. Благо он был встёгнут в крюк. В ответ на то что пострадавший говорил что камушек был небольших размеров очивидцы висевшые на нижней станции сказали- Не пи..ди камушек был килограм под 200. в результате нога на время стала 44размера вместо 41 размера.


...на снежном склоне
Получил камнем на спуске в 40-градусном кулуаре (фирн) через тридцать метров с момента бухтования спусковой веревки. Остановился через минуту полукилометром ниже. Выбросил пробитую в двух местах каску и поплелся в хижину (пока отек на глаза не сполз). По результату стал на полсантиметра ниже ростом - компрессионка позвоночника.

Так я даже на лыжах не спускался. И не хочу.=)


27.02.93-при спуске с п.Ленина по сев.склону... Видимость-не дальше ботинок(своих). Трещины,рассекающие склон,забиты фирном(в верхней части склона).Таким образом,получается,что на склоне много ледовых стенок высотой 2-10 метров(верхние края трещин)с полочками 1-2м(забитые фирном трещины). До темноты недолго,надо быстро шагать вниз. Очередной шаг-в пустоту,приземление на полочку.Верха не видно,но метра три,наверно.Быстро спускаюсь дальше-опять полет-метра 4-5,с приземлением опять на полочку(как-то боком)-сорвалась кошка,но осталась болтаться на ноге-пока одевал,пришлось снять пуховые рукавицы,оставшись в шерстяных-за эту минуту отморозил кончики пальцев.Далее третий срыв-уже совсем плохой-тупой удар в голову и плечо-потеря сознания,в себя пришел уже летя по склону в правильной позиции(тормозя скалорубом-гы... и задрав ноги в кошках).Инстинкты,мля...:))) Спасло то,что склон не весь ледяной-лед чередовался с фирном. Как бы полосами метров по 50-100.На второй-третьей такой фирновой полосе остановился...Там же и встал на холодную,решив,что лимит перла на сегодня исчерпан... Срыв был примерно с 6800 до 6700...Т.е.метров 300... Во как...


Группа из 4-х человек возвращалась на Австрийки (Джанги-кош)то ли с Селлы, то ли с Варшавы. Идут по леднику, по тропе, натоптанной за неделю после последнего хорошего снегопада. Последний проваливается. Веревка, конечно, в руках, колечками. Результат - полет на 8 метров. К счастью, без вредных для здоровья последствий. Оставшиеся трое выдернули. Но впечатления...


Ото вышел мой товарешш из палатки и кааааак матюкнётся...
Потом извинялся - эх, сорвался, совсем нервы измотаны...


Только о несерьёзном. Или ошибки которые не стоит делать. :)
1. Глиссирование на длинном снежном склоне. Есть колея пропаханая ногами отделения, акклиматизировавшегося на 2А. В колее есть изгиб. Не заметил и не притормозил. Полет через бортик колеи, далее везде - головой вниз на спине, головой вниз на животе, кувырки вперед и т.д. Остановка метров на 100 ниже в 5м от осыпи. Без последствий.

2. Открытый ледопад. Идется ногами. Усталость. Без связок. Не расчитал прыжок. Надо было перепрыгнуть совсем небольшую трещину. Оттолкнулся очень сильно и перелетел, потеряв равновесие, через откол за трещиной. Не высоко (метра 3), упал на полку под отколом (ширина 1м). Но вот если бы я с этой полки скатился ниже, было бы много хуже.

3. Ито. Занятия. Надежная страховка. Дергаю старый крюк - вроде держит. Ферро: нагружай его - это хороший крюк. Дзинь. Зато первый реальный (метра 2) полет. Смотрю потом крюк - ржавый, длина лезвия 1.5 см. Ферро: О, да это же мой крюк! Я его в молодости забил! :).

4. Самый идиотский. Прыжок через рандклюфт вдоль перил. Перила с большим провисом. Умудряюсь в прыжке запутаться ногой в перилах и повисаю (хорошо хоть уже на противоположном склоне, хоть ещё и в сторону трещины) в петле за ногу вниз головой. Да, ещё с тех пор я стараюсь смотреть во что упрутся зубья лежащих в рюкзаке кошек при падении на спину. :)


Лечу это я с Безенгийской стены... Полет первый (идиотский).

Безенги. 5-я неделя похода. 5-й день на стене. Спуск с ребра 4310. 3-й час в связке на передних зубьях (кошки-ВЦСПС 10-зубый!) Надоело до смерти! До конца ребра еще порядком. И видим - слева до ледника недалеко и лед покрыт приличным снегом в полметра. Уходим влево - видим - до ледника 1 дюльфер через перегиб и внизу него берг шириной метра 3-4. Дальше лед поположе. Соображали мы уже с трудом. Делаем крест. Ледоруб до конца не входит - плевать, сажусь сверху. Первый дюльферяет - крест слегка шатается. Вторая - девочка, крест стоит. Иду сам. Крадучись. Прохожу метров 10 и вижу, что впереди маятник. Небольшой, метра 3. Пытаюсь пролезть его, не нагружая веревку и посередине срываюсь. Конечно, крест тут же вылетает. Я лечу, вращаясь вокруг двух осей, за мной летят 2 веревки, 2 кайла и мелочевка. Приложился я спиной об верхний край берга, рюкзак самортизировал и берг я перелетел, а внизу - снежная подушка. Удар в нее, еще один взлет и я стою на коленях в снегу с раскинутыми руками лицом к публике. Типа, раскланиваюсь. Лету было около 50-60 метров. Мне кричат Руки-ноги целы?. Вспоминаю анекдот и отвечаю Я еще лечу! Народ с облегчением вздыхает и тут я начинаю заплевывать снег кровью. Мне кричат Ты что-то отбил?! Выясняю - язык насквозь прокусил.

Когда на следующий день мы пришли в лагерь Безенги и пытались договориться насчет машины вниз, ребята кивали на меня и говорили Его вниз надо, он с Безенгийской стены сорвался! А почему тогда он живой? - отвечали им.


О мелочах
Горная 5ка, спуск с пер. Шхельдинский (3А), тупо дюльферяем по льду, командир идет последним с самовывертом. Доехали от седла до скального островка примерно посередине (по высоте) склона, за которым ледник раздвояется - направо по-ходу ледопад мама-не-горюй, налево путный склон, куда и надо. Погода - класс: солнце, тепло, ни облачка! Сели перекусить, командир еще снимает предпоследнюю веревку (он со схватом дюльферял). Греемся, любуемся на пейзажи, колбасу режем, курагу жуем. Вдруг сзади-сверху (со спускового склона то бишь) - легкий шорох, потом ..мать-мать-мать.. Успеваем вскочить, обернуться м разглядеть летящий вниз клубок веревок с командиром в центре и подумать ...отцу двоих детей... и понять, что сделать активно ничего невозможно - только стоять и смотреть. Со всей набранной за 40 м скольжения по крутому льду скоростью Вовка вылетает на островок - последний же размером где-то 5 х 5 м, мож чуть больше (про себя отмечаю, что едет на спине, ноги вниз по склону и ступнями к небу - кошками чтоб не цепляться), делает кульбит через голову сначала на 360, потом еще на 180 гр. и остается лежать мордой вниз в 1 (одном!) метре от того края отстровка, что над ледопадом. Блиииин...

Подбегаем, поднимаем: жив, а главное - практич. здоров!! Всех потерь - разбитые очки, ободранные кулаки и шикарная дыра 15 х 15 см в правой ягодице. Т.е. более всего пострадала та самая точка, которой командир затормозил при первой встрече с камнями. По ней как наждаком проехали - отсутствовали все слои одежды и верхний слой кожи. Остальное же - спину прикрыл рюкзак, голову - каска, кувыркался грамотно - сгруппировавшись (полетьали бы с мое с мотоцикла - сказал потом командир). Наложил заплату на ж..пу, дал таблетку успокаивающую чтоб не трясло - подюльферяли дальше (ты чё мне за херню скормил - я чуть не уснул на второй веревке - это уже вечером, на Аристовых).

Теперь - самое интересное: разбор полетов (вернее - полета). Что произошло? Дюльфернул первый - завернул бур, закрепил нижний конец дюльферной; завернул второй бур рядом (СПРАВА), встал на самостраховку. Приехал второй, завернул самостраховочный бур СПРАВА от первого. Приехал третий, принес веревку, вкрутил самостраховочный бур СПРАВА от первых двух, а еще ПРАВЕЕ - бур, на который повесил дюльферную. Пока командир наверху организовывал дюльфер по двойной с самовывертом, все кексы (и я втч) дюльфернули, забрав свои самостраховки. В результате остались 2 бура на одной высоте, но в полутора метрах друг от друга по горизонтали: на первом закреплен нижний конец верхней двойной дюльферной, на втором - верхний конец нижней. Комадир приезжает (по двойном, со схватом), отцепляет нижний конец двойной дюльферной от бура, развязывает узел и пытается дотянуться до нижней дюльферной (которая в 1,5 метрах). Кошка соскальзывает, схватик дергает веревки (неравномерно), самовыверт самовыворачивается... Полетели... Вот такие мелочи, блин... Вем удачи!


Одна из скальных пятерок в Ала-Арче, лезли в двойке, не долезли, дюльферяли уже в темноте, последняя веревка, парниша весом под 90 кг, крюк выдрался вместе с каменным блоком. 40 м полета, потом N, нет, N мало, M метров качения по сыпухе. Тяжелейший перелом ноги, ну, еще побился по мелочи, спасы, больница и т.д. Жив, ходит, только хромает сильно. Услышав сие от главного героя, я до сих пор паникую на дюльферах (ну впечатлительная я, впечатлительная :).


На сей раз я очевидец, почти что соучастник. :) Итак. Скальный тренажер, вечер, детишки оттренировались и ушли. Моя напарница лазит, я на страховке. Рядом, на соседней дорожке, лазит еще одна тетенька вполне миниатюрного сложения, на страховке - ейный муж. В один не очень прекрасный момент тетенька едет вниз парашютиком, метрах в 5 над землей лопается веревка (старая динамика неопределенной фирмы, вроде бы немецкая), тетенька приземляется в метре от меня. Хорошо хоть, что не на голову мне или своему мужу, а то жертв и разрушений было бы не в пример больше... А так - сложный перелом пяточной кости. :( Товарищ, который ту веревку злополучную притащил, ходил потом зелененький и осунувшийся - парой дней раньше он лазил на скалах на Или (а скалы там высооокие), используя эту самую веревку в качестве оттяжки для верхней страховки...


Счастливо избежавший полета
стенды в МГТУ им Баумана если кто представляет, высота около 10 м. угол нависания градусов 15-20, не больше. Как-то после соревнований, в один из дней пришел попробовать пролезть трассу, которая была в финале. Ну там зацепок по минимуму... В основном рельеф очень мелкий и острый. Перед тем как лезть, привязываюсь... Кто-то отвлек тем что спросил, как тут начинать... Я показываю... Ногу куда-то задираю... Ну все, готов, страховка готова, полез. Первая оттяжка, вторая оттяжка... лезу... тяжело... терплю... последний перехват за край щита... брр не приятный... выбираю веревку чтоб вщелкнуть в финишный карабин, а она... ОСТАЕТСЯ у меня в РУКАХ в месте с НЕЗАВЯЗАННОЙ ВОСЬМЕРКОЙ!!! Ну я понятное дело, зубами за перегиб... Завязал восьмерку... Уфф... Это был шок. Долго потом не лазил... Руки немели при воспоминаниях...


Это же готовый учебник! Причем тема в классической литературе в таком аспекте совершенно не рассмотренная (ПМСМ). Может как инициатор соберешь все, лишнее отрубишь и сохранишь где-нибудь? Уверен дело нужное.

Мой случай.
Стоим под перевалом Красавица, Алтай. С моим партнером по связке Серегой собрали все веревки и пошли в ледопаде перила развешивать. Получилось неожиданно быстро. Решили ступени наверх протоптать. День солнечный,снег мягкий - налегке топтать одно удовольствие. По утру, значит, замерзнет, и пойдем, как по ступеням Мавзолея. Добежали до перевального взлета. У нас осталась веревка - 20 м. Мы ее брали, как расходную - петли нарезать. Хотели мы ее использовать - через берг провесить, чтобы с утра поменьше корячиться. Даже прикинули, что, если наши самостраховки двухусовые использовать, то можем связаться так, что между нами метров 8 будет. Но, повезло... Лень взяла свое. Пошли назад, связанные двадцаткой. Темп высокий, спусковой шаг длиннее подъемного, само-собой, ухожу в сторону, чтобы следы не портить. На ходу замечаю подозрительный участок на снегу, который надо бы ледорубом пощупать. Подхожу, приподнимаю ледоруб и в этот момент понимаю, что это не БЛИЖНИЙ, а ДАЛЬНИЙ край трещины. Дальше ясно - первый пошел... Серега на 30 кг легче меня, стоял на 25-градусном склоне выше метрах в 13-14. Как он нас удержал - ничего рассказать не могу, я в это время снежные мосты пробивал. В общем пролетел 17 метров ( мы потом веревку перемерели) без единой царапины и повис в четырех метрах над ледовым ножом. Тут, конечно, можно еще много чего написать, но если для учебника, то и так уже многовато. ЗЫ. Пока писал, пришла в голову мысль, что это неплохая тема для отдельного рассказа. Может найду время.


Еще один - на конкурс самых дурацких
Безенги. 1998. Лето. Конец августа. Остается день в лагере до отъезда. Все уже разъехались, даже пива в баре нет. Чем бы заняться? Три свежеиспеченных разрядничка решают пойти полазить - на скалах рядом с лагерем. Там еще на скальных занятиях был найден внутренний угол, который пролезть не удалось. Пришли туда. От начала скалы метра 3 вверх до полочки, траверс метра 2-3 и внутренний угол - метров 6, карниз и полка. Парень полез, на полочке простегнулся через какой-то замшелый шлямбур. В углу (угле?) положил стоппер, потом кое-как запихал френд и еще один френд в карниз (в трещину снизу). Поскольку лез без ИТО, сильно устал, ну и встал на последний френд на самострах. Тот вылетел незамедлительно. Френды вылетали абсолютно беззвучно, закладка - с легким щелчком, несколько притормозив падение. Замшелый шлямбур выдержал. Приземление - на очень крутой травянистый склон (повезло, что он там правда очень крутой - тормозил по касательной). Ни одной царапины, только жесткое ощущение что так делать больше не стоит.


Безенги, Кундюм-Мижирги, 3А. Спуск по пути подъема - троечный гребень, снег и немного скал. Но т.к. время - 9.30, то ледок вокруг этих самых скал еще не подтаял. Один спотыкается, второй не успевает среагировать. Полет по сненому склону на 200 м. И все бы ничего, только внизу, перед плавным выкатом - скальные выходы. Один пытался зарубиться - и его провокло по скалам. Несколько переломов и удар головой (каска слетела до того). Спасы, больница... Не откачали... А второй перевернулся на спину, разогнался - и как с трамплина. Через камни перелетел и мягко приземлился в сугроб. Отделался разбитыми очками и потерянной каской.

Добавлен: 23 июнь 2005 13:26 Автор: SG #36102
SG аватар
Добавлю пару историй от себя ;)

1.Алтай, восхождение на Белуху. Подходим к здоровому бергу, один снежный борт которого возвышается метров на 5-6. Через берг - мощная снежная пробка и набитые вертикальные ступени на этот самый борт. Ну, зюбры всякие это дело проходят, даже не замечая. Мне страшно, но я кремнюсь, тоже лезу. Почти на самом верху ступенька под ногой обламывается, я соскальзываю, пробиваю край снежной пробки и повисаю на рюкзаке и расставленных руках. Те, кто внизу были подбежали, помогли выбраться. Сперва даже не страшно было. Но потом, когда я заглянул в трещину, уходящую гладкими стенами вглубь на пару веревок и теряющейся во тьме... Брррр... Да, забыл, веревок там никто не вешал, типа мастера ;) Со второго раза (опять же без веревок) залез-таки.

2.Западный Кавказ, перевал класса 1А/1Б. Сверху - небольшой фирновый склон, затем сыпушка со скальными выходами. Решаем мы подиагонали вниз этот фирновый склон пересечь. Все идут в пластиковых ботинках с палочками и, типа ступенечки такие небольшие поддалбливают. Последним идет Ромашка в видавших виды вибрамах, одолженных у товарища, идущего впереди в пластиках. И тут Ромашка срывается и начинает скользить вниз по склону. При этом снег забивается в его шорты снизу, а выходит через футболку уже сверху. Все орут: "зарубайся!!!", а он едет, палками лыжными машет... Там было не круто и выкат неплохой, так что он до сыпушки доехал и остановился. Загар попортил, правда.

3.Еще раз было, когда начал дюльферять и увидел, как дюльферная петля вверх по булдыгану поползла. Раскарячился, попросил товарищей обеспечить должную безопасность ;) - обошлось
Добавлен: 23 июнь 2005 14:04 Автор: zaya #36103
zaya аватар
Сразу вспоминается, как Рома прокатился на Западном Кавказе тройке, пытаясь на снегу зарубиться ляжными палками.
Выкат был хороший, так что он только шкурку немного попортил на руках. А подвели кошки...
Добавлен: 23 июнь 2005 14:33 Автор: zaya #36104
zaya аватар
Пока все байки прочитал - Серега уже то же самое написал ))
Действительно, кошек там никто и не надевал..
А ботиночки на Роме мои были, вернее - папулины! 5 пятерок. Не верю, что это в них было дело - такие ботинки сами должны за рельеф цепляться, ибо опыт! ))
Добавлен: 23 июнь 2005 14:45 Автор: zaya #36105
zaya аватар
Про работу (промальпу на заметку):
Дюльферял на доске с ведром через восьмерку. Виску сделал, уже надо было спуститься. Стена кончилась - высокая арка, до земли метра 3. И тут я заметил, что не протер тряпочкой нижний край стены, осталась грязь. Я намотал раза три веревку на рога восьмерки и стал вверх тянуться, затирать. Чтобы достать выше, стал раскачиваться вверх-вниз, пружиня на веревке. Ослабли кольца на рогах и я после очередного "качка" как дернул вниз... Так и съехал по веревке до самого низа, ведро бац об асфальт, я сам на ноги приземлился. А ручки о веревку пожег, так как инстинктивно за веревку ухватился, пытаясь притормозить.
А страховочная веревка до земли не доставала как раз этих 3 метра...
Неприятно было, тем более что обожжеными руками потом надо было в ведре с Fairy полоскаться...
Мораль - не экономьте страховочную веревку и не прыгайте на восьмерке - петли с рогов запросто соскакивают или просто ослабевают. Пользоваться надо Гри-Гри или десантерами...

Еще случай - болгаркой основную веревку под собой почти отхватил. Хорошо, не над собой )) Страховочная уцелела (была чуть в стороне). Перевесился и допилил.
Мораль - пилить болгаркой на вису - та еще развлекуха. Лучше за такую работу не браться вообще. Стремный агрегат... Если же придется, никогда не размахивайте болгаркой над головой и держите страховочную веревку подальше, пристраховавшись к ней на совесть.

Удачных вам висок.. ))
Добавлен: 23 июнь 2005 14:55 Автор: AndreyT #36106
AndreyT аватар
Вершина Московский Комсомолец - аклимашка.... Мой первый маразм случился уже на подъеме - оторвался от группы - нас было 4 чел, типа 2 связки... Народ решил связаться, а я за это время уже прилично высоты набрал... Когда они вышли из-за перегиба, то докричались, что иду я не по описанному, а траверсом без потери высоты не уйдешь - там скальная гряда... Ну в общем заломало, да и подъем вроде нормальный, идти можно - ну и пошел своей дорогой в сторону жандарма... Это уже потом выяснилось что это был лавинный вынос.. :grin Тока чем дальше тем круче.... одно место сжалось до минимума.... и мысли в голове про дисциплину в горах и т.д. Докарячился на 3 такта до скал... а там еще стремнее.. В общем вылез на гребень - слева жандарм, справа вершина - близко так..... сижу курю... еще курю.... сожрал все орехи - а народа все нет... и мысли такие грустные.... а гребень не просматривается, жандарм его закрывает - а до него гребень острый крутой и есть куда падать.... ну терпел терпел - но слазил посмотрел... еще 3 раза лазил пока ребят не увидел...топают вдвоем - один на перевале остался. рад был несказанно. На вершину поднялись... дюльферяем вниз... и вроде гребень пологий стал - идем пешком... ну и договорились - будет стремно будем вешать... Убег я вперед, спускаюсь... и опять же думаю - мол вот как хорошо - на майские в Крыму лазили, техники прибавилось, тело работает, типа ну вообще.... встал на уступчик, взялся обеими руками за откол... посмотрел куда спускаться, узрел оставленную на перевале веревку - этакое пятнышко... ну и нагрузил откол... Испугался когда замелькало небо - это я в обнимку с отколом кувырок изображал - спиной вперед... а дальше приземление... качение по склону.... спасло то, что после полета был выкат, а не полка... полежал, пальцами пошевелил - вроде бы и ни чего.... приподнялся - Леха бежит -снизу ему был хорошо виден мой полет... В общем отделался ушибами - через 4 дня уже на маршрут пошел... В общем нелепо получилось.....
Добавлен: 23 июнь 2005 15:10 Автор: zaya #36107
zaya аватар
Тяпкин, оказывается, отморозок-экстремал!!
Добавлен: 23 июнь 2005 15:23 Автор: SG #36108
SG аватар
Тяпа откол нагрузил чуть, случайно;
Сразу всем вспомнились клипы Рамштайна...
Добавлен: 23 июнь 2005 16:02 Автор: Гость #36109
Гость аватар
Привет, это Рома Бутов.
Расскажу пару историй про работу.
Когда только начинал работать, я частенько висел только на одной веревке. В тот раз тоже
пренебрег безопасностью, привязал единственную веревку за опору на крыше, вылез на перегиб и
в последний момент решил проверить опору. Дернул за веревку, опора-то и вывалилась. Здание было
высокое.
Следующий случай реально страшный. Делал долгую, часа на полтора, виску на высоком здании.
Немного нервничал по ходу работы, так как веревки понемногу протравливались и я периодически проседал на
десять-двадцать сантиметров. Когда пришел на крышу, увидел, что веревки, на которых я висел,
ни к чему не привязаны! То есть обе веревки - и страховочная, и грузовая, были просто переброшены
через опору и я держался на одном трении. Поэтому и проседал - веревки протравливались через опору,
но окончательно не поехали. Не помню, как так получилось, видимо, когда перевешивал веревки,
отвлекся и не завязал узел, да так и вывесился.
Не очень распространенный случай. Веревка была закреплена булинем за толстую
(несколько метров размером) опору. Узел не находился на линии "центр опоры - веревка - человек",
а был смещен на пару метров, то есть петля была перекручена, но держалась на трении. В какой-то момент петля
крутанулась, а я соответственно немного провалился. Пока падал, инстинктивно перхватился руками за
веревку выше восьмерки, когда падение остановилось, оставшееся до земли расстояние проехал,
держась руками за веревку, руки немного поджег.
О том, как легко порезать вервку. Веревка закреплена на крыше, на уровне второго этажа - стеклянный
козырек шириной около 5 метров, с которого надо просто дюльфернуть. Смысл в том, чтобы не коснуться
веревкой края козырька - там острое стекло, которое порежет веревку. Смоделировал ситуацию, решил,
что все получится. Оттолкнулся посильнее, очень быстро дюльферяю, но все-таки верева дошла до стекла.
Лопнула веревка моментально, как растянутая резинка.
Выводы из всего этого, наверное, можно не писать.
Добавлен: 23 июнь 2005 17:12 Автор: est #36110
est аватар
~94й год. Кавказ, пятёрка с Олегом Фомичёвым. Спуск с восхождения на Джан-Туган на пер.Джан-Туган Западный и с него на ледник Джанкуат.
С седловины первые две-три верёвы дюльфернули. Потом команда - одновременно по парам в связочках. Я с Артёмом Дрониным.

Вот связались, идём потихоничку - снежный склон, крутой, стрёмно, но вроде внизу метров триста выполаживается. Снег сверху сантиметров пять свежий, размок под солнышком, под ним фирн поплотнее. Кошки-платформы вцспс на полуторных ботиночках постоянно забивается, нога скользит, кждые три шага приходится обстукивать ледорубом. Кто из нас первым поехал - не помню, скорее всего я, Артём всегда был самым техничным. Но шли мы рядом, один сшиб другого.
Что было дальше - помнится хуже. Я сначала пытался зарубиться, но с тяжёлыми рюкзаками не удалось развернуться на живот и дальше летел если не кубарем, то кувырком точно. Тёма аналогично. Метров двести мы пролетели до явного перегиба-выполаживания, но на подходе я явно увидел что его от меня отделяет метровой ширины бергшрунд. В последний момент, мне удалось отталкнуться от нависающего края и перелететь. (Вернее это мне тогда казалось что "удалось отталкнуться", разумом понимаю, что просто повезло перелететь, ситуацию никоим образом я не контролировал.)

Тёме же в тот момент повезло меньше - он загремел прямиком в берг. Верёвка натянулась, рывок и мы остановились. Тёма повис метров семь вниз (!) головой. Я как-то боком растянутый рюкзаком и верёвой в пятнадцати метрах вниз по склону.
Паники почему-то не было, сразу, видимо в лёгком шоке начал что-то делать. Освободился от рюкзака, вбил в снег ледоруб, намотал, именно просто намотал на него запас верёвы - до вязания узлов дело не дошло. При этом был на коленях, уходящая верёвка тянула, но не сильно.
Выстегнулся, подошел к краю трещины. Тёма сразу отозвался. Он тоже застрял на снежной пробке, скинул вниз рюкзак и полувисел в трещине. Тут уже подбежали дружки, скинули конец, вытянули. Фомичёв лазал метров на пятнадцать в берг доставал рюкзак.

Конечно очень повезло. Потери - что-то совсем по мелочи из снаряги что вскочило из рюкзака-клапана. Ссадины, синяки, что-то потянулось. У Артёма огромный синячище на ноге где прижало натянутой верёвкой.

Мы, пожалуй, в то время вообще не осознавали опасность ситуации... Вечером на школьных стоянках отметили счастливое избавление. Шуточки, всё такое...
Добавлен: 23 июнь 2005 18:45 Автор: shurik #36111
shurik аватар
Был я всидетелем, как Рома дюльферял через стеклянный козырек. Красиво было неописуемо. Разбег, прыжок... метра три свободного полета и приземление на жо, в глазах безда чувств а в руках три метра веревки СТОЯТ... и плавно так оседают... :)

А самому мне не довелось вроде серьезного ничего прочувствовать. Когда я первый раз в жизни был в полушкиских карьерах, полез по камушкам без страховки. Сначала не страшно, а когда уже страшновато стало, уже перегиб сверху был. Я ухватился рукой за очень удобный камень, сделал "последний" рывок... и камень остался у меня в руке. Свободное падение метра на 4. Упал на землю, а не на камни, поэтому все обошлось. С тех пор не лазаю выше своего роста без страховки.
А из самых сильных впечателений - это последние Петушки...
Добавлен: 27 июнь 2005 12:05 Автор: R #36135
R аватар
Что все молчат-то? Очень полезно ведь рассказать другим свой отрицательный опыт - это помогает избежать НС в будущем.
Я предлагаю расширить тему - давайте поделимся опытом любых НС, произошедших в наших походах. Случаев было в нашем клубе предостаточно, даже на моей памяти десяток точно произошло. Вот например: Саша Быков в Саянах на наледи сорвался, на Терскее колина группа попала в лавину, прошлым летом Белякова свалилась в трещину. А Миша - просто кладезь информации, с ним в каждом походе что-то случается. Миша, почему молчишь? Молодежь хочет знать суровую правду о походах!
Добавлен: 27 июнь 2005 16:49 Автор: SG #36137
Добавлен: 11 июль 2005 17:27 Автор: AndreyT #36167
AndreyT аватар
что 13 коментов к такой теме - как то жутковато :grin Это будет 14-й.

Всем удачи и безопасности!!!!!