Записки ЗамБеза

Автор: Расторгуев, 29.11.2010 03:00
Просмотров: 2414

Внутри читайте подробности работы Михаила Расторгуева в качестве ЗамБеза на двух соревнованиях :

* Чемпионате России по туризму на пешеходных дистанциях (10-15 сентября, Туапсе).
* Гонке Четырех
(20-21 ноября, Лыткарино)

Чемпионат России по туризму на пешеходных дистанциях

Чемпионат России по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в этом году проходил в п.Новомихайловское Туапсинского района Краснодарского края. В Чемпионате участвовали спортсмены 20-ти регионов России (заявлялись из 21-го). В судейской коллегии (СК) участвовали представители 14-ти регионов России. Из них несколько человек в ГСК (Главной судейской коллегии).

Участники и судьи Чемпионата располагались на базе Приморская п.Новмихайловское. База имеет, так сказать, центральную территорию и несколько боковых территорий. На боковой территории Альпинист жили участники. До моря им оставалось 50 метров. По вертикали. В обход сильно больше, но все равно не более 6-ти минут. Судьи ГСК жили на центральной территории. До моря нам оставалось 4 минуты ходьбы. Судьи от регионов жили, как правило, со своими командами (на Альпинисте

До начала Чемпионата ГСК Москвы провела 4 заезда. В первый (в декабре) просмотрели полигон и прикинули дистанции. Во все последующие заезды чистили и строили дистанции. (Я участвовал в мартовском и июльском заездах). Последний (4-й) заезд проводился в августе, в самый канун Чемпионата. На самом деле половина ГСК Москвы на Чемпионат заехала сильно раньше его начала и работала на дистанциях. Этот раньшевременный выезд можно считать 5-м заездом

Игрушка проводилась с одной единственной целью – не получить непредвиденные строительные работы в последний момент (в т.ч. оставить себе время покупаться в море НЕ поздней ночью, как это было 2 года назад в Сочи). А так же (Главному судье (Алексею Дегтяреву), и не только ему) очень НЕ хотелось повторять героические усилия Белгородской СК прошлого Чемпионата (см. мои Записки Зам.Беза прошлого года)

О самом Чемпионате. Как жаль, что вас там не было. Это было настоящее представление (ведущий из По следам Бременских музыкантов Этапы были придуманы ТАК, и поставлены ТАМ, чтобы одно и тоже сооружение можно было использовать на нескольких дистанциях. В частности, сооружения блока 5-6 с 1-й дистанции использовался на ВСЕХ 4-х дистанциях Чемпионата. Разумеется, на каждой дистанции участники решали НОВЫЕ задачи, на ТЕХ ЖЕ сооружениях

Общие проблемы ЗАМ.БЕЗА. С течением времени, с повышением опыта Нач.Дисов, с притиркой членов ГСК между собой (Зам.Беза с Главным, в частности) все чаще возникает ощущение, что я не нужен. Да, есть отдельный НачДис, которого нужно контролировать. В противном случае у меня (а так же у моих личных подчиненных, поскольку я подниму их ОЧЕНЬ рано утром), возникают проблемы. Но, в целом, все работают как надо.

Все понимают, что рухнувшая дистанция (этап) это срыв соревнований, даже если (тьфу…тьфу…тьфу) не будет пострадавших. Поэтому Главный судья (Алексей Дегтярев) запрягает меня строить дистанцию. Причем на ключевые участки. Разумеется, заблаговременно до старта я пробегаю по неключевым участкам и, если надо, требую их укрепить оттяжками на надежные опоры. Обычно это выполняется незамедлительно. Но, также обычно, это не требуется – все и так все понимают, и заранее делают правильно (ставят оттяжки)

На этих соревнованиях возник ряд проблем.

На одном из этапов необходимо было натянуть длинный накопитель для организации спуска связок по собственным перилам. Т.к. он длинный – он начнет гулять, дергая участников. Что бы он не гулял надо либо закрепить его на бревне, либо оттянуть многочисленными оттяжками. Строители этого этапа (представители аж 4-х регионов и Женя Букатин) выбрали бревно. Но такое хилое, что накопитель гулял вместе с бревном. Пришлось добавлять многочисленные оттяжки потом. В дальнейшем, пробегавшие мимо меня участники мерзко хихикали по поводу надежности данного этапа. Этап не рухнул. Он и так бы не рухнул. Но смотрелось все хлипко

Самым трудоемким был блок СПУСК-НАВЕСКА-ПОДЪЕМ. Протяженности участков таковы, что этап занимал на карте 3 сантиметра. Один только спуск 80 метров (в ЧЕТЫРЕ приема). Крутизна склонов – около 40 градусов, местами больше. Рельеф – высохшая глина. По нему ходить-то было тяжело, а нужно было еще работать: убирать чапыжник, чистить от камней и пр. Но сам этап получился весьма безопасны

Геморрой получили на этапе маятник. НЕ ЛЮБЛЮ я траверсы и маятники – там практически нет реальной страховки. Если после неудачного прыжка, первого участника маятником понесет назад, и он не сумеет развернуться лицом к склону – удар спиной о склон, в общем-то, гарантирован. Командную страховку первому участнику (не нарушая логики прохождения дистанции) сделать невозможно. А судейская, препятствующая скоростному возвращению назад (и предотвращающая этим удар о склон) вызовет такие нарекания участников (мол, соседей вы быстрее возвращали, чем нас), что впору будет отменять дистанцию

Веселье началось еще летом, в июльский выезд. Крутизны склонов те же – 40-45 градусов. Глина чуть-чуть помягче, чем на блоке, но ходить все равно тяжело. Большое количество деревьев, которые надо было убирать. Одно из них повесили. Хорошо повесили. Ветки зацепились друг за друга, ствол повис горизонтально в 4-х метрах от земли и сдернуть его никакой возможности не было. Оставалось пилить бензопилой. Но тогда пильщик упадет на землю вместе со стволом. Повесили горизонтальные перила, натянули их, и Сережа Баумцвейгер начал пилить (пристегнувшись к перилам). Ствол рухнул. Вместе с Сергеем. Сам он повис на перилах. Вот такой вот промальп по-ГСКшному

Долго и нудно оббивали выступы скал. Но до конца их все равно не дочистить – это горы, это Кавказ. Как я уже писал, если участника развернет в полете и приложит спиной к скале – мало не покажется

В первый день (короткая личная дистанция) на первом этапе получили подарок. Этап – крутонаклонная переправа вниз ( 50 метров) с перестежкой. Этап стоял в две нитки. Участники стартовали из собственных домиков (база Альпинист) и приземлялись в 3-х шагах от моря. По навескам сейчас все движутся на каталках. Какая-то каталка РАСПОРОЛА внешнюю оплетку одной из перильных веревок и все жилы вылезли наружу. Эту нитку этапа срочно закрыли и долгое время работали по одной нитке, задерживая старт. Веревки заменили, восстановив нитку, но осадок остался. На следующий день здесь должны были работать связки-двойки. Им запретили пользоваться каталками на ЭТОМ этапе

Долго пытались разобраться: какая же каталка испортила веревку. Сейчас массово используются белгородские и красноярские каталки. Мне, к сожалению, так и не удалось досконально покрутить в руках красноярскую каталку. А судьи, которые стояли на этапе, катят баллон именно на нее

После разборки этапа осмотрели веревки второй нитки. Там тоже явный продольный след, как будто кто-то пытался взрезать веревку вдоль и не сумел этого сделать

После первых двух дней соревнований был объявлен день отдыха и подготовки. По туапсинскому району в эту ночь прокатилось несильное землетрясенье. Злые языки утверждают, что это круто повеселились наши участники. На следующую ночь было объявлено еще одно, более сильное землетрясенье. К вечеру тревогу отменили. Очевидно, центр прогнозов узнал, что день отдыха кончился и завтра продолжение соревнований

На третий день была длинная командная дистанция. Меня, как ЗамБеза, Дегтярев поставил на самый опасный этап – нелюбимый мною маятник. На всякий случай я выпросил у врача аптечку

Этап стоял в три нитки. Мы считаем, что нитки были равноценны. По крайней мере, участники, не вложившиеся в КВ этапа, кричали, что соседняя нитка проще. Так кричали про КАЖДУЮ из трех ниток

Уже первые четыре команды расстреляли перекись и лекопластырь. Их Первые номера бились руками о скалы и разодрали себе пальцы. ЧП произошло НЕ с первым участником, и, соответственно, на командной страховке. Девушка набрала слабину перильной веревки, прыгнула и не долетела. Страховка с исходного берега не работает. А с целевого ЕЕ НЕ ДЕРЖАЛИ. Пролетая обратно над самым дном оврага, она выпустила перила (не удержала) и упала на дно оврага. Коленом об камень. На втором прыжке ее вытянули на целевой берег. Ходила она с трудом.

Я развел ампулу кетонала водой и заставил ее выпить. Она не поняла, что это не просто вода, и начала смесью мыть себе руки. Пока ее остановили, треть, а может и половину, она уже вылила. Я пролил рану перекисью (уже из своих запасов) и замотал бинтом. Снимать команду с дистанции по состоянию здоровья (резкому ухудшению состояния здоровья) участников может только Главный или врач. Я не тот и не другой. Я – ЗамБез. Напоследок я предложил ей еще раз напоить кетоналом или вколоть. Она сама выбрала вколоть. Что я и сделал.Команда дошла до финиша и вернулась на базу.

На финише дежурила скорая помощь, а у команды был свой врач. Он начал работать с пострадавшей. Свозили в Новомихайловку и там решили, что ничего серьезного. Однако, вечером они запросили машину и повезли пострадавшую в Туапсе. Все оказалось СИЛЬНО хуже. Я так до конца не понял: то ли раздробление, то ли многочисленные трещины.Врачи скорой помощи поначалу заявили, что я переборщил с кетоналом. Как только я добрался до нашего врача и объяснил ситуацию (пол-ампулы разведено водой и ВЫПИТО пострадавшей и одна ампула инъекционно), он меня успокоил: передозировки нет. Просто на запрос: сколько ампул осталось?, я ответил: три из пяти. Все решили, что я вколол две и посчитали это перебором

Вопросом остается: А если бы я не провел столь успешное обезболивание, команда пошла бы дальше? Или снялась с дистанции?.Вечером они признали, что уронили девочку сами, и надо было сходить с дистанции – не добивать колено.

В последний день были длинные связки (длинная дистанция для связок). Я вновь стоял на этапе, где вчера был маятник. Сегодня там длинная навесная переправа с перестежкой. Почти сразу после старта пошел субтропический ливень. На пару-тройку часов. Первый и последний на этих соревнованиях. 2 года назад в Сочи, такие ливни были чуть ли не ежедневно. Склоны стали совсем веселыми.

Четыре телефона в ГСК промокли и накрылись (медным тазом). Рации (МЧСовские Моторолы) стихию пережили спокойно.Еще до ливня мне было неприятно-непонятно и очень интересно: почему целевой берег объявлен безопасным (есть только зона намокания, где нельзя отстегиваться). Там и без дождя то было куда лететь. А сейчас – тапочки. Большие. Белые. Непушистые. Менять “Условия…” по ходу пьесы – это к Ступакову

Из концов веревок переправы делаю петли на бревне и заматываю их цветным скотчем. КАЖДОМУ подходящему к целевой опоре предлагаю встать на самостраховку: Участник, РЕКОМЕНДУЮ встать на самостраховку. Уже одна из первых участниц ответила: Слава Богу, догадались. Почти все остальные молча становились на самостраховку и работали дальше

Только один возмутился: Здесь безопасная зона! Моя напарница по точке: Жизнь всего одна… Она не успела договорить, вмешался участник соседней связки: … и закончить ее нужно так, что бы не было мучительно больно во время последнего удара… (кто не понял – это экспромт-пародия на Как закалялась сталь). Правдоискатель моментально встал на самостраховку

Пока разговаривали с правдоискателем, прощелкали подход к целевой опоре одной из участниц и не предложили ей встать на самостраховку. Она отстегнулась и… моментально уехала вниз. Слава Богу, до края оврага не доехала.

Гонка Четырех

20-21 ноября прошли соревнования Гонка-4х. На сегодня это крупнейший старт России по спортивному туризму. За 2 дня стартовало 509 команд (х 2 = 2036 участников) из 26 регионов России. Только на дистанции второго класса было 250 команд.

Запомнятся соревнования, в первую очередь, длительной подготовкой дистанций. После Кубка Москвы (16-17 октября) каждые выходные выезжали в Лыткарино и строили-строили-строили. На некоторых этапах было по 14-17 ниток.

Вторым неприятным моментом было, что местные жители, псевдоэкологи или просто хулиганы, начали разрушать подготовленные этапы. Отвязывать и сбрасывать бревна. 5 дистанций, пусть даже с пересекающимися этапами за 1-2 дня не навязать. Приходится делать заранее. Вот это сделанное заранее и разрушают. Раньше как-то с таким в этом месте (в Лыткарино) не встречались.

Из залетов (Олег Викторович, на сей раз к этому не причастен) было падение опорной сосны на судейской навесной переправе в 14 ниток через широкий овраг (“каньон”).

Заранее подготовили три толстых бревна (два больших и одно небольшое) и подпорки для них. Подвязали бревна. На исходном берегу подвязали два бревна на трех деревьях. На целевом одно (ну о-о-о-чень большое…). На бревна, во избежание капраловщины (см. “Записки…”) заранее поставили оттяжки. На бревна. Дегтярев говорит, что указывал поставить оттяжку на центральную несущую опорную сосну исходного берега. Может и указывал. Я не помню. Короче, когда 7 мужиков полиспастом натягивали 9-ю нитку, центральная опорная сосна исходного берега вывернулась и упала. Какое-то сцепление корней с землей осталось, но не более, чем “какое-то”. Вместе с сосной рухнул и этап.

Сообщили Дегтяреву. Он немедленно примчался с другого этапа, с маятника. Там тоже возникли проблемы, но другого порядка. Примчался вместе с остальной СК, а не только с ГСК. Немного поругавшись, кстати, очень несильно и абсолютно негромко и оценив обстановку, он сказал положить бревно на землю и вбить кол. Подвязать бревно к крайнему дереву, привязать к колу и оттянуть край бревна надежной оттяжкой. Чтобы основная нагрузка легла на дерево и оттяжку. С тем и уехал.

Мы (я, большая толпа выпускников МГСУ во главе с Дэном Егоровым и Сергей Баумцвейгер из ПСО-8) стали считать расклад сил. Переправа уходила немного вверх. Тогда краевая оттяжка не будет держать уход бревна вверх. Она удержит бревно от ухода вперед, к целевому берегу. Этот край бревна поднимется вверх, а другой останется привязан к дереву. На кол надежды мало, т.к. глубоко его не вкопать, да и от края обрыва слишком близко – может вывернуть.
Если поднять упавшую сосну и укрепить ее, то остается опасность, что под большой нагрузкой сдвинется ее комель и она рухнет в другую сторону. Но этот путь казался наименее трудоемким.

Чуть выше привязанных бревен сосну отпилили. Привязали веревку и полиспастом подняли сосну (ее обрубок), вместе с привязанными к ней бревнами. Как я уже написал, корни еще как-то держались. Закрепили эту веревку на толстенной сосне. Привязали вторую веревку и тоже подтянули к сосне полиспастом. На комель обрубка навязали еще одну веревку и тоже полиспастом подтянули к сосне. Под бревнами привязали третью веревку и так же подтянули к сосне. Центральная опора была привязана к толстенной сосне тремя параллельными (верхняя – сдвоенная) оттяжками, каждая из которых была сделана из сдвоенной основной веревки. Сама опора изогнулась и стала напоминать лук, изогнутый в сторону целевого берега.

Начали тянуть переправы. Первые две натянули около опоры, а затем последовательно от деревьев.

Где-то на 8-ой нитке пришел Дегтярев. Посмотрел, посомневался и сказал поставить еще одну оттяжку. Рядом с центральной оттяжкой, но оттягивать не опору, а сами бревна. На бревна накинули удавку и полиспастом начали тянуть к сосне. Я видел, как бревна сдвинулись к сосне. Значит совет был грамотный.

Когда поставили 12 оттяжек (оставалась одна центральная и одна крайняя), я перешел на целевой берег – тянули оттуда. 11-ти метровое бревно, комель диаметром сантиметров 45, а макушка, правда, всего 25, изогнулось как лук. Несмотря на свои три оттяжки. Попытка поднатянуть оттяжки ни к чему не привела. Я сказал поставить крайнюю нитку и не ставить центральную, ограничившись 13-ю нитками. Где-то в 22 часа наша бригада вернулась на базу

Маятник стоял посреди леса. Требовалось “маятником” перепрыгнуть через 5-метровую неглубокую заболоченную мелкую протоку. В пятницу и субботу шел дождь. Только к вечеру он сменился снегом. Вода поднялась. Целевой и сходный берег оказались под водой. Женьке Букатину & Ко пришлось строить настилы из окружающих бревен. На “базу” они вернулись где-то через час после нас.

Добавлен: 28 фев 2005 23:05 Автор: SG #35431
SG аватар
В смысле, с первой выложенной статьей ;)
Добавлен: 01 март 2005 12:07 Автор: INIT #35432
INIT аватар
присоединяюсь к сереге,
пиши есчо
Добавлен: 04 апр 2006 05:39 Автор: shurik #38134
shurik аватар
tourism.bmstu.ru/index.php?option=com_si...view&id=3511&catid=7
я вот тут поднимал тему внешних мероприятий, но меня не поддержали. А ведь ТМ это очень занимательно...
Добавлен: 27 фев 2007 17:26 Автор: Ivan0 #39775
Ivan0 аватар
Миш, а на школу не заглянешь? Между мемуарами ;)
Добавлен: 13 мая 2010 19:16 Автор: 2332333 #45250
2332333 аватар
:grin
Добавлен: 13 мая 2010 23:48 Автор: 498 #45251
498 аватар
на ум приходит только два пункта:
1) чем круче джып - тем дальше за трактором бежать
2) и о говорящих фамилиях, не в обиду конечно

:grin :grin :grin
Добавлен: 14 мая 2010 00:09 Автор: KaTKoB #45252
KaTKoB аватар
:grin уржацца

Фотоотчет в студию!!!
Добавлен: 14 мая 2010 01:04 Автор: SG #45253
SG аватар
Напоминает вот эту историю :grin
Добавлен: 14 мая 2010 12:00 Автор: rfdima #45254
rfdima аватар
Знаю Залётова лично, хороший тренер, ежегодный призёр Москвы. Но фамилия явно говорит сама за себя))) история мега угарная! Знаю где это произошло и представляю масштабы "спасработ"
УГАР)))))))))
Добавлен: 15 мая 2010 01:09 Автор: AndreyT #45255
AndreyT аватар
ха.... прям знакомо.... 2 недели назад - вопрос колхозникам: а чо не пашем? так поля не просохли.... через 3 часа картина: поле, L200, МТЗ 82....... еще бы чуть чуть и вызывали бы ДТ... В общем понимание, что поля не просохли было получено.
P.S. 7 часов назад, калязинский район, на вопрос колхозникам как дела - ответ: ДТ в поле тонет, если не выйдет то... (далее местный фольклор, всем известный) 5 часов назад смотрим - гремя гусеницами обратно чешет - стало быть всплыл....
КВАДРОЦИКЛ РУЛИТ!!!!! за 3 недели испытаний в болотах тверской области - еще не садился ни разу!
Добавлен: 17 мая 2010 10:51 Автор: 2332333 #45265
2332333 аватар
:grin :grin :grin
Добавлен: 17 мая 2010 10:51 Автор: 2332333 #45266
2332333 аватар
ржачно)))
Добавлен: 17 мая 2010 16:19 Автор: Timon #45267
Timon аватар
аха... а потом как рассказывали, еще через день, из ближайшей военной части приехало 3 танка Т-90 и вытащило эти КрАЗы.....
Добавлен: 17 мая 2010 19:38 Автор: sumkin #45268
sumkin аватар
а танки кто вытаскивал? :)
Добавлен: 20 мая 2010 17:02 Автор: 2332333 #45292
2332333 аватар
ну просто цирк!))))
Добавлен: 21 мая 2010 01:01 Автор: BePeHuX #45293
BePeHuX аватар
))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))000
Добавлен: 01 дек 2010 00:30 Автор: bane #45809
bane аватар
гск как обычно развлекается )))))
в прошлом году на псрах опрокинули опору, набив навеске "от руки" )) у кого-то просто очень тяжелая задница )))