Рассказ про осенний Bike-Off-Road 2009

Автор: Кузина Екатерина, 02.12.2009 03:00
Просмотров: 2376

Хочу рассказать о своих впечатлениях от соревнований, не пользующихся особой популярностью среди членов нашего Турклуба – гонке Bike-Off-Road.

BOR-2009 - это 11 часов ломежки по ночному лесу, 60 километров грунтов, болот и зарослей, полтора километра асфальта, непростое ориентирование, темнота и туман, еле-еле пробиваемый фонариком, море позитива – и все это вместе с моим любимым велосипедом.

Гонка называлась Bike-Off-Road Incredible Сhallenge. Для меня это был действительно огромный challenge. Победа над собой. Не потому, что это физически тяжело. Просто я с детства боюсь темноты. Но, несмотря на это, я зарегистрировалась в класс эксперт, который ездит ночью (любители - днем, и дистанция в два раза короче), потому что никто из моих знакомых участвовать в любителях не собирался.

Пока вокруг светили фонарики конкурентов, мне было совершенно спокойно, но ближе к концу гонки участники рассредоточились по лесу, и приходилось долго ехать совсем одной по темным лесным дорогам. Временами меня охватывала настоящая паника, думала, что упаду в обморок прям вместе с великом здесь в лесу. Но в итоге я выжила и даже довольна результатом.

Официальный сайт гонки. Результаты.

Как все начиналось

В BOR’e я участвовала первый раз. Все, что я слышала про него от знакомых, было: 

  • Это очень спортивно, надо быстро ездить и быть лосем
  • Там очень грязно и сплошной велопоносник по колено в болоте
  • Скорее всего, после гонки велику станет ну очень плохо, и придется его основательно ремонтировать
  • Надо уметь хорошо ориентироваться
  • Надо уметь починить велик, если с ним вдруг среди леса что-нибудь случится

Все эти проблемы были легко решаемы, кроме одной – во всем, что связано с техобслуживанием велика, я - полный ноль. И вообще, любая попытка общения с техникой, от стиральной машинки до компа, вызывает у меня ужас и ощущение собственной беспомощности. За неделю до описываемых событий я впервые увидела, как велику меняют камеру, и узнала для себя много нового и интересного. Пришлось заботать руководство по ремонту велика,  купить набор шестигранников, монтажки и выжимку для цепи. После этого я хоть-что-то начала понимать в устройстве велосипеда.

Суббота утро. Собираюсь. Долго раздумываю, что из собранного с собой не брать, потому что барахла получается дофига – битком набитый рюкзачок плюс увесистый мешок на багажнике. В итоге отстреливаю запасные кроссовки и непромокаемые штаны. Платформа Новогиреево, электричка, и в путь навстречу приключениям!

Приключения начались вскоре после того, как я вылезла из электрички в славном городе Электроугли. Ехала я одна – Ира Полякова с товарищами поехала на машине. Потупив в карту, я решила немного срезать и успешно заблудилась в городе. После долгого катания по безжизненным улицам нашла наконец шоссе, ведущее в сторону места старта.  Как только я выехала из города, начался ахтунг. Темнотища. Мелкая, но очень плотная морось, которую мои фонарики (два нарульных и налобный Пециль) пробивали метров на 5, ну максимум на 7. Машин, как и фонарей, на шоссе не было вообще, я видела только кусок асфальта перед собой, карту на руле, и чуть-чуть грязи на обочине. Ощущение своеобразное, как в подводной лодке без иллюминаторов. Ориентироваться можно только по показаниям велокомпьютера.

Наконец, я доехала до деревни, свернула и, поплутав по лесу, приехала на место старта. Зарегистрировалась, нашла Иру Полякову, которая была увлечена сборкой вела. Нам тычут в нос неслабой видеокамерой и светят прожектором. Судя по всему, репортаж с гонки покажут по ящику, но в данный момент меня это мало волнует. Ира и ее знакомые собирались ездит вместе. Формально зачет личный, но никто же не мешает после старта объединиться. В Электроуглях я уже успела испугаться темноты и основательно раздумывала, не присоединиться ли к ним, но в итоге решила ехать одна. Во-первых, нарушать правила некрасиво, во-вторых, ориентирование – интеллектуальная работа, которой хорошо заниматься в одиночку, в-третьих, просто хочется проверить себя на прочность.

Послушали брифинг. Нам рассказали, что будут КП с загадками, и что длина дистанции 55 км. Я удивилась. Мне сначала показалось очень мало за 12 часов КВ.

Собственно соревнования

Я пожелала Ире удачи и отправилась на старт. Мужик, который проверял наличие обязательного снаряжения, очень удивился, узнав, что я уезжаю одна в ночь. Мне выдали карту и чип. Старт. 20:10.

Я расположилась рядом со стартом, чтобы подумать, в каком порядке брать КП. Рядом материализовался мужик с видеокамерой, нет от него спасения. Судя по карте, дистанция действительно короткая, но нормальных дорог, а тем более шоссе не предвидится.

Еду на первый КП, видимость по-прежнему нулевая. Что-то карта не соответствует местности. Начинаю паниковать, и вдруг замечаю лежащие велики и неподалеку в лесу фонарики. Там КП, только не первый, как я предполагала, а десятый, который, судя по карте, совсем в другом месте. Делаю вывод, что нужно внимательней ориентироваться. Еду в сторону первого КП, ориентируюсь внимательней некуда. То ли карта не соответствует местности, то ли я разучилась ею пользоваться вообще.

Дорога в пределах семи метров, высвечиваемых фонариком, кажется прямой, а компас показывает то на север, то на запад, то вообще на юг. Народу никого. Долго кружу по лесу, пытаясь определить свое местонахождение. Джипиэс говорит, что спутники не ловяццо и батарейки сдохли. Впадаю в отчаяние и звоню Поляковой, чтобы найти их (они еще не стартовали) и приоединиться к ним. Еду обратно в сторону старта. Меня гложет мысль, что это малодушие и я неспортивная трусиха. Поворачиваю обратно к КП, опять ориентируюсь. И, о счастье, вижу шарящиеся в лесу фонарики. Спрашиваю всех из себя спортивных парней в лосинах, где я нахожусь. Мне уже пофиг, что обо мне подумают. Еду за ними по пятам, пока они не находят КП. Вдруг меня посетила светлая мысль вытащить компас из нарульного планшета, и все сразу же наладилось. Судя по всему, у планшета есть какая-то ферромагнитная деталь, от которой компас колбасит не по-детски.

Следующий гвоздь программы – КП на лыжной трассе. На карте выделен квадрат километр на километр, по которому петляет лыжная трасса, КП стоит на ней, где именно – не указано. Начинаю методично ее всю объезжать, постоянно перетаскивая велик через лежащие поперек бревна - лыжники к наступающей зиме явно еще не готовились. Луж по колено почти нет, хоть на этом спасибо. На трассе много ям и холмиков с бревенчатыми настилами – лыжникам нужна пересеченная местность. В легенде говорится, что КП сбоку от одного из настилов, поэтому вокруг каждого настила надо совершать круг почета по кустам. Я все еду и еду, а КП все нет. Намотала 6 км и потеряла полчаса, если не больше. И в самом конце трассы, у последнего настила, по закону подлости - КП. Следующие несколько КП я нашла быстро. В одном месте я решила срезать и идти по азимуту, в то время как приличные люди объезжали кругом по дороге. Их явно впечатлило, как я выходила из зарослей с великом на загривке.

На шестом КП я, как и большинство участников, решила дать отдых крутящим мышцам и размять бегательные. Кладешь велик у обочины и бегом по авелосипедной тропинке с кочками – 600 метров туда, 600 обратно. Мужики в лосинах делают мне комплименты, что я быстро бегаю. Быстро, быстро – тренироваться надо. Зато в тех редких местах, где нет луж и завалов и можно ехать, меня постоянно обгоняют. Учусь форсировать лужи чтобы не завязнуть. Постоянно звонящий мобильник сильно снижает скорость передвижения. Почему-то в этот субботний вечер очень много народу хочет со мной пообщаться.

Еще один организаторский креатив – восьмой КП отмечен сразу в трех местах, а реально он есть только в одном. Мне повезло – нашла методом тыка с первого раза. Боги, видимо, извиняются за лыжную трассу.

Десять первых КП расположены близко друг от друга к северу от старта (он же финиш), их я брала в начале. Собрав их все, я поехала против часовой стрелки за остальными, которые находились друг от друга далеко и образовывали круг вокруг финиша.

Перед выездом на дальние КП я остановилась потупить и выпить персикового сока, и обнаружила, что уже полвторого ночи. А я-то думала – только недавно стартовала. Чувствую, что нет желания ехать дальше. Вроде и не устала – просто надоело. Придется пить энергетик. Лирическое отступление: энергетики в баночках – одно из самых дурацких изобретений человечества. У меня огромный опыт ночного ботанья, ночных тусовок, велопокатушек, ММБ и ориентирований, и я знаю, что энергетики реально действуют, только если их пить по глотку каждые полчаса. Банка же предполагает, чтобы ее выпили всю сразу.

Еду. Периодически завязаю в грязи. Конкуренты обгоняют. Ориентирование не очень сложное, особенно с велокомпьютером. Кстати, большинство людей ездит по двое-трое. Все тетки – в паре с молодыми людьми, которые ориентируются и ищут КП. Слышала реплики типа: компасом я тебя научу пользоваться после финиша. А мне приходится вкручивать и думать одновременно. Естественно, в зачете Эксперт – Ж они меня сделают. Видела двух или трех одиночных мужиков и ни одной одиночной тетки кроме себя. Организаторы как бы говорят смелым и сильным женщинам: надо спрятаться за спину любимого мужчины и будет вам счастье. Но я ни на кого не обижена – такова жизнь, большинство женщин познают мир с помощью мужчин.

Грязно почти везде, но в некоторых местах у грязи было особое свойство – толстым слоем прилипать к колесам, отчего сначала велик становился тяжелее раза в два, а потом колеса переставали крутиться. Зато дорога, по которой можно ехать, воспринимается как чудесный подарок судьбы. Меня поразило количество мышей в лесу, они постоянно перебегали дорогу прямо перед моим великом. Ночные зверьки.

А ориентирование дается мне хорошо. Приезжаю на КП номер 12, в легенде сказано: 40 м к западу от развилки дорог. На развилке лежит дофига великов, сидит какая-то девушка отдыхает, слева от дороги в лесу шарит несколько фонариков. Странно, думаю я, запад-то справа. Иду направо, сразу нахожу КП, и быстренько уезжаю, чтобы не палиться, а фонарики продолжают шарить слева.

Любовь к ориентированию сослужила мне плохую службу на 16-м КП. На карте отмечена точка – конец прямой канавы. В легенде указано: В канаве, 30м на СЗ от ее начала. Подъезжаю по тропинке к началу канавы, прочесываю ее, КП нет. Прочесываю лес неподалеку от канавы. КП нет. У меня возникает мысль, что канава не та – в том месте их несколько параллельных, метрах в 200 друг от друга. Осматриваю две соседних. КП нет. Осматриваю все еще раз более внимательно. Первая канава – как раз та, что отмечена на карте. КП нет. По-прежнему видимость хреновая, морось к утру переходит в снег. Тут мимо меня проезжает четыре человека, которые тоже собираются искать этот КП. От безысходности еду за ними. Приехав на указанную на карте точку – конец канавы, они поступают как все приличные люди – начинают прочесывать лес со всех сторон в радиусе 100 метров от точки и находят КП где-то в глухом лесу, где канавы и в помнине нет. Когда я на финише решила повозмущаться по поводу некорректно поставленного КП, организаторы сказали: да, да, извините, мы знаем – забыли убрать из легенды слова канава и северо-запад.

Злосчастный КП был почти в самом конце, оставалось еще два, боялась не уложиться в КВ. Под конец начался самый замечательный участок дороги – болота, вода в колеях доходила мне чуть выше колена. Конкуренты обходили сбоку по кустам, но мне после 16-го КП было все пофиг. Зато хоть велик помылся. Какая радость, когда начинается дорога, по которой можно ехать.

Последний КП был пошаговым – 10 шагов с описанием, на какую из многочисленных тропинок сворачивать, а на какую нет. Тропинки эти не отмечены на карте.  Я думала, буду тупить около часа, а нашла КП за 15 минут. В этой части леса особенно много луж и бревен, один раз красиво полетала через руль, с приземлением всем боком в лужу. Приеду на финиш вся такая красивая. Последниие полтора км до финиша – по шоссе, единственный участок асфальта за всю гонку. Начинает светать. На шоссе я обнаружила, что пролюбила переднее крыло – видимо, оно сломалось и отвалилось, а я не заметила.

Вот и знакомый берег пруда, финиш, 62 км за 11ч 15 минут. Полякова и компания уже финишировали, сидят у костра пьют чаек. Я немного поболтала с ними, переоделась в чистую одежду и поехала на электричку, не дожидаясь объявления результатов – мне надо на работу.

Поспать мне естественно некогда. В общественном транспорте я спать не умею. Каждый раз, когда я закрываю глаза, вижу перед собой грязную темную дорогу с лужами и следами от велосипедов. Иногда это грунтовка, иногда это тропинка, иногда – это развилка дорог, временами – с лежащими поперек бревнами, временами без. На работе в этот день я проявляла фотопленку в темной комнате, и тогда даже не нужно было закрывать глаза, чтобы увидеть тропинки, бревна и колеи. Зрительные галлюцинации в чистом виде, никогда еще у меня такого не было.

Но, несмотря ни на что, от BOR’а у меня остались очень яркие и радостные воспоминания. Очень понравилось! Спасибо организаторам и остальным участникам. Да, 5е место из 14 в классе Ж – эксперт.

Выводы
  • Ездить одной понравилось, как ни странно. Когда голова занята ориентированием, скучать от отсутствия компании особо некогда.
  • Две мега – ненужные вещи на BOR’e – Джипиэс и еда. Я возила с собой увесистый пакет с орешками, финиками, бананами и конфетами, но съела оттуда только пол-сникерса, и то в самом конце, перед последним КП. Вот персиковый сок на таких соревнованиях – тема. А что касается Джипиэса – если умеешь ориентироваться, он нафиг не нужен, да и гемора с ним много, и спутники он все время теряет.
  • Неправильно поставленный КП сильно подорвал мой боевой дух.
  • Маловато у меня воли к победе, я совершенно не напрягалась и перебирала педальками очень вяло. Вкручивать начала только перед последним КП, когда поняла, что до КВ осталось совсем чуть-чуть.
  • Спасибо производителям велосипедов Trek за то, что моя убогая железяка не развалилась где-нибудь среди леса.
  • Везти велик в сервис после соревнований все-таки пришлось. Я не могла самостоятельно определить, что с ним не так, а все оказалось просто – стесались в ноль, фиг знает почему, передние тормозные колодки, а задний тормоз разрегулировался.

А вообще, Bike-Off-Road - это мега-круто! Хочу еще!

Добавлен: 02 дек 2009 18:30 Автор: sashov #44487
sashov аватар
Поздравляю! Молодчина!
Добавлен: 02 дек 2009 19:01 Автор: Any #44488
Any аватар
Катя, как человек, имеющий "огромный опыт ... велопокатушек, ММБ и ориентирований", надо бы знать, что любой металлический предмет искажает показания компаса, потому что что??... ;) это физика.

А вообще, ты мегамолодец, что занимаешь активную позицию! Респектище!
Почаще выкладывай на сайт рассказы!
Добавлен: 02 дек 2009 20:53 Автор: Kation #44490
Kation аватар
Алюминиевые предметы по идее не должны искажать показания компаса. Я сначала думала, что все детали в планшете алюминиевые, а на самом деле там с обратной стороны какие-то железные клепки.
Добавлен: 02 дек 2009 20:54 Автор: Kation #44491
Kation аватар
Да, за поздравления и респект спасибо=)
Добавлен: 03 дек 2009 18:03 Автор: Starks #44502
Starks аватар
Странные орги. =) Но не соглашусь, в российском мультиспорте много сильных девушек, которые дадут фору даже сильным мужчинам.
Добавлен: 03 дек 2009 19:02 Автор: Svell #44503
Svell аватар
>> Маловато у меня воли к победе, я совершенно не напрягалась и перебирала педальками очень вяло.

Вот по этому бегать одному и не прикольно: лень же=)
А когда участвуешь вдвоем - по очереди "тянешь" друг друга бежать [крутить, греБсти,...] быстрее.
Ну и для большИх достижений нужна спортивная злость, тяжело добрым - пушистым=)
Добавлен: 03 дек 2009 20:24 Автор: Any #44504
Any аватар
Согласна с Вовой!
Добавлен: 04 дек 2009 22:41 Автор: Kation #44507
Kation аватар
Согласна с тобой, что сильных девушек много. Я хотела сказать, что такие правила изначально ставят в невыгодное положение девушек, которые гоняются в одиночку. Надо было вместо двух зачетов сделать 3: M, Ж и М+Ж. Я конечно не ради результата ездила, но так было бы честнее по отношению к участницам.
Добавлен: 05 дек 2009 03:52 Автор: Starks #44509
Starks аватар
Видимо все же осенью не так много народу, чтобы делать много зачетов. Поэтому стоило попробовать себя в МЖ.
>Но я ни на кого не обижена – такова жизнь, большинство женщин познают мир с помощью мужчин.
Интересная фраза, но думаю это работает в обе стороны.