Поход 5 к.с. район Казбека 1986 г.

Автор: , 17.10.2006 04:00
Просмотров: 4725

Прочитал обсуждение новой концепции клуба. Кто то справедливо заметил, что теряются связи и решил выложить очередные воспоминания. Призываю коллег найти силы и время и поделиться, благо есть что вспомнить.

    В жизни каждого туриста однажды происходит поход, нет ПОХОД. Для меня им оказалась горная 5 в районе Казбека в 86 году. Район, ранее редко посещавшийся представителями нашего клуба, хотя в начальных выпусках Ветра странствий, кажется во 2-ом, есть описание путешествия совершенного нашими старшими коллегами от Эльбруса до Казбека. Выбору места проведения не мало способствовала вышедшая накануне книга Пономарева Тепли, Джимарай, Казбек.

 

     Группа подобралась замечательная, за исключением приглашенного на командирскую должность представителя ещё тех стариков Бориса (Боба) Лямина, все прекрасно знали друг – друга и неоднократно совершали совместные путешествия. Заместителем Командира был Вася, ну какой Вася, Василий Сергеевич Устинов, мой Первый Инструктор. К сожалению, из нашей первой горной двойки дорос до похода 5 категории только я один.

    Остальные участники: Сергей Дятков, Олег Нечипоренко, Дима Журавлев, Валера Пешков и экс-Председатель клуба Андрюша Коваль. Ну, и я Неволин Игорь. Все имели опыт, позволявший участвовать в походе этой категории.

 

    Короче, все были круты до немого изумления. Единственной проблемой было то, что больше половины участников были дипломниками. Практики и военные сборы внесли существенные коррективы в сроки проведения похода. Единственно доступным для всех месяцем оказался сентябрь. То, что приходилось опаздывать на пару недель, на преддипломную практику, было меньшим из возможных зол.

 

    Маршрут был защищен вовремя, требуемые нормативы успешно сданы, телеграммы в КСС отправлены и группа в полном составе загрузилась в фирменный поезд Казбек, следовавший по маршруту Москва – тогда ещё Орджоникидзе. И тут начались приключения.

 

    После ревизии снаряжения выяснилось, что примуса были разных моделей, один Шмель 2 другой, любезно заявленный Валерой Пешковым - первой модели. (Кто не в курсе они отличались по высоте сантиметров на 5). Более того, у него не работал насос. И это когда практически у каждого дома имелся собственный примус и выбрать, в общем – то, было из чего. Но это, цветочки. Забыли ОБЕ кастрюли.

 

    Проблему с ремонтом насоса, действительно очень серьезную, обломился шток, к которому крепилась головка поршня, решили с помощью напильника из ремнабора и скального молотка, благо устройство примусов было изучено досконально. Жизнь в походных условиях периодически этому способствовала.

 

     С кастрюлями все оказалось сложнее, необходимо было либо покупать новый комплект уже на месте, но где брать стеклоткань? либо переправлять с оказией. Победил второй вариант после того как во время долгой стоянки в Ростове – на –Дону удалось позвонить в Москву и договориться об отправке на следующем поезде (пустяковая проблема по нынешним временам, но тогда мобильная связь была только у тех кому положено).

 

    Меня этот бардак тоже не обошел стороной, вместо нормальных кошек производства Ленинградской судоверфи ВЦСПС (тогда просто не было других), в немалом количестве имевшихся в секции мне достались самодельные, с любовью сделанные из нержавейки каким то Кулибиным с явно приборостроительным прошлым, либо абсолютно забывшим такие замечательные предметы как Тряпки и сопромат. Мало того, что их забыли закалить, так верхнее сечение зубьев было настолько малым, что воздействие моих почти90 кгда плюс рюкзак заставляли заниматься их разгибанием после каждого использования кошек. И, что было не менее обидным, категорически закрывали мне путь в первых рядах на льду.

 

    Наконец оказались в Орджо. Красивый город, очень тихий и необычайно зеленый. Разделились на две группы, часть осталась ждать котлы, а мы, я, Василий Устинов, Дима Журавлев и Андрей Коваль пошли делать заброску. Военно-грузинская дорога, поселки Казбеги и Коби, верховья Терека и, наконец, ущелье реки Суатиси-дон. По пути увидели немало интересного, тем более, что от Коби начиналась пешая часть. Огромные, абсолютно ровные травяные поля, использовавшиеся в битве за Кавказ нашими летчиками как естественные аэродромы, известковые натеки на склонах, издали казавшиеся снегом, озеро из нарзана необычайной крепости и глубины, живописная поляна для пикников с естественной пещерой и огромной горой из пустых винных бутылок, причем битых не было, показавшийся вдалеке перевал Молодых коммунистов с характерным скальным останцем, сразу же прозванный нами зубом молодого коммуниста, селение Суатиси в одноименном ущелье с церковью расположенной на горном отроге высоко над ним, старинные разрушенные башни, Коваль даже нашел там старую подкову, вот что значит иметь кузнечную фамилию.

 

    По пути нас подобрал и немного подвёз груженый под завязку бортовой УАЗик (слава советскому автопрому!), без видимых усилий принявший на свои трудовые плечи ещё четверых мужиков с рюкзаками, только рессоры просели, а ведь вместо дороги использовался Терек. Местный дедок, сидевший в кузове, попробовав приподнять мой рюкзак, спросил: А, сколько тебе за это платят?, услышав правдивый ответ, долго сокрушался, что за так он бы его не понес. Потом был нуднейший подъём по сыпухе на перевал Иристон и траверс хребта до ледника Восточный Суатиси, и только пролетавшие ниже орлы скрашивали наш путь. На леднике мы благополучно заложили заброску.

 

    На следующий день провели ледовые занятия, погода стояла на загляденье, а к вечеру началось. Потянувшийся из ущелья туман постепенно превращался в клубящиеся на сразу почерневших склонах густые облака. Поужинать мы успели. Когда началась гроза, все залезли в палатку и стали делать вид, что спят. Делать это было достаточно проблематично, находясь в оранжевой капроновой палатке в самом эпицентре грозы, когда гром и молния случались одновременно безо всякого промежутка. В конце-концов уснули и утром, я был в тот день дежурным, сварив суп в кастрюле наполненной дождевой водой и остатками каши, при этом не получив ни малейшего замечания на предмет своего кулинарного искусства, даже не смотря на попадавшиеся в еде камешки мы двинулись вниз на соединение с оставшейся группой. Для меня лично гроза эта не прошла даром. Имея в этом походе портфель завхоза я умудрился оставить на улице свою тетрадь с раскладками, благополучно унесенную куда то в ночь.

 

    Нам предстояло пройти перевал Цити 2Б, со стороны Терека скальный, со стороны ледника Мидаграбин ледовый, хороший перевал. Под ним у меня случился день рождения. Отпраздновали традиционной орвохромкой и праздничным ужином в виде двойной порции манной каши. (Тогда имел место дефицит и я не смог! накануне выезда купить вафельный торт, пришлось ограничиться двойной дополнительной неучтенной порцией детского питания – манной кашей с апельсиновым наполнителем).

 

    Дальше все было буднично, ледник Мидаграбин, моя Первая 3А – перевал Суатиси, пройденный в связке с пиком Геолог и перевалом Джимарайский. В день обработки склона перед прохождением я опять был дежурным, ну кто в таких кошках лезет на неподготовленный склон. Потом был пер. Олега Лушникова 2Б и выход к заброске. Получилась полудневка, правда холодная, ночью опять! попали в непогоду, на этот раз завалило снегом. Утрецом, по свежему насту взошли на пер 50 лет СССР 2Б. Там я несильно угодил в трещину, но до кучи, загнал передний зуб своих экспериментальных кошек (у нормальных это физически невозможно!) себе в ногу, что имело для меня последствия, о которых я жалею до сих пор. Прошли Майлийску полку, ту самую, что частично обвалилась и попали на перевал Казбекский опять 2Б. Казбек был вот он, казалось под рукой, но подъём на вершину реально окончился бы очередной холодной ночевкой. Поэтому пошли к ГМС. Серега Дятков и Олег Нечипоренко с утра решили сбегать на вершину, что успешно и осуществили, у меня тоже были планы присоединиться к их компании, но нога внесла свои коррективы.

 

    Вечером хорошо посидели, сначала был разбор похода, очень мирный, потом воспользовались любезно предоставленной сотрудниками метеостанции гитарой пели песни. Гитару дипломатично попросил Коваль: Эй, мужик, дай гитару поиграть, а мы тебе спирта нальём, ну как тут откажешь. Правда потом, как впрочем, и всегда, Андрей искал седьмую струну на шестиструнной гитаре. Днем были в Казбеги, кружка пива в придорожном кафе казалась нектаром, а уже вечером из Орджоникидзе ехали на поезде в сторону Москвы.

 

 

    Хотелось бы услышать мнения остальных участников.

 

 

Неволин Игорь

 

Добавлен: 19 окт 2006 12:27 Автор: ErmilovL #39223
ErmilovL аватар
Жалко, что теперь в эти метса мало ходят..
P.S. Странно, я думал, что вершины в туризме стали ходить недавно.
Добавлен: 19 окт 2006 13:15 Автор: zaya #39226
zaya аватар
Скоро уже никто не будет знать, что такое "Шмель-2", а уж тем более, чем он отличается от "Шмель-1"...
Интересно было прочитать про такое явление, как "портфель завхоза" :)
Добавлен: 20 окт 2006 05:11 Автор: ABerezin #39233
ABerezin аватар
Во 2-м (и в 4-м) - эксцентрик, а в первом Шмеле была реечная зубчатая передача. Отсюда габариты больше, меньше прочность и больше полость для всякой грязи и нагара... В хороших руках, однако, работали хорошо.
Добавлен: 20 окт 2006 13:05 Автор: dimaro #39234
dimaro аватар
Интересно было прочитать.
Добавлен: 20 окт 2006 13:10 Автор: SG #39235
SG аватар
Очень хорошо написано. Мне даже пахнУло детским туризмом, где я-таки успел зацепить и самодельное снаряжение, и примуса и вообще оно все было к тем временам ближе. Спасибо! Получил большое удовольствие.

Один вопрос: Это они от ГМС в верховьях Кармадона за один день сбегали или с грузинской стороны?
Добавлен: 20 окт 2006 13:31 Автор: new #39238
new аватар
С грузинской, а вообще за поход мы нынешнюю гос. границу пересекли раз 8.
Добавлен: 20 окт 2006 15:07 Автор: decadent #39241
decadent аватар
там в Грузии ГМС - это что-то вроде эльбрусского Приюта 11. а то что мы видели в Кармадоне - это фигня какая-то, ничем путешественнику не помогающая :)
Добавлен: 29 сен 2016 10:44 Автор: SeD #68941
SeD аватар
Сергей, мы с Олегом сбегали с ГМС на Казбек, с грузинской стороны. Вечером уже были в Орджоникидзе, но ребят не догнали. Вадим Журавлев потом написал песню о походе. Ее и сейчас поет Коваль.

Вот сейчас отметили 30летие того похода, сходили на Казбек , правда с севера. :csuper: