Записки ЗамБеза. Белгород 2009

Автор: Расторгуев, 06.10.2009 04:00
Просмотров: 2384

Прошел Чемпионат России по ТМ.

Закончился Чемпионат России. Сразу же отгремел Тетрал. Вслед за ним отшумел Осенний кросс МГТУ (между прочим, полторы тысячи участников, а протокол надо сделать на следующий день). Пришло время написать про Чемпионат.

Чемпионат в этом году проходил в Белгороде. На самом деле, это не совсем правильное название. Белгород – это не Белый Город, а столица Белых (потому, что меловые) Гор – Белогорья (кстати, их фирменный поезд так и называется – Белогорье). Поэтому город должен называться Белогорьевск.

Так вот, о белых меловых горах. Первые две дистанции стояли на них. Бить в такие горы крючья или крутить шлямбура – бесполезно. Деревьев нет. На меловых обрывах они не растут. А на каждом этапе должно быть до 8-ми ниток. Причем, чем более трудоемкий (времязатратный) этап, тем больше ниток должно быть. А времязатратные – это длинные этапы. Например, навеска вверх 80 метров. Только на подготовку этого этапа было затрачено 1,5 километра веревок.

Как быть НачДису (да и ЗамБезу)? А сделали так. На глубину полтора метра через каждые полтора метра были вкопаны дубовые бревна. Титаническая, между прочим, работа. К этим бревнам привязана горизонтальная опора. А в полутора метрах от первого ряда бревен вкопан второй. И первый ряд, вместе с горизонтальной опорой, основняками притянут ко второму. И так на 4-х этапах с двух сторон. Такие работы Гераклу не снились. А если и снились – то в кошмарном сне. Дистанции два дня стояли не шелохнувшись.

Головную боль вызвал чисто ТМ-овский этап: товарищ первый по судейской веревке зажумаривает на 10 метров и по судейской горизонтальной навеске переходит на край оврага. Затем, уже по командным веревкам, то же делает остальная команда, да еще протаскивает пострадавшего. При этом перестегивает пострадавшего с вертикали на навеску участник, висящий на точке перестежки. Изначально планировалось наверху между опорами повесить стальной 20-мм трос. Он должен держать ориентировочно 20 тонн. На нем закрепить 4 карабина, и ключевая точка этапа готова. 4 нитки – должно хватить, чтобы работать без отсечек.

Инспектор соревнований (разумеется, Алексей Дегтярев), объяснил, что с точки зрения безопасности все хорошо, а с точки зрения равенства условий – все плохо. Трос – НЕ ЖЕСТКАЯ опора. Команда первая натянула свою навеску и начала работать. В это время свою веревку тянет вторая команда. Первая команда сбросит свои перила – у второй все провиснет. Надо вешать бревно. Длина пролета – 8 метров. 4 нитки, загруженные одновременно, бревно сломают. Обязательно нужна оттяжка. И не одна, желательно. А крепить ее/их не за что. Можно найти такое бревно, которое 4 нитки не сломают. Но поднять его сможет только автокран. А его в овраг не загонишь, да и взять негде. Значит работаем вручную.

Нашли достаточно толстое дубовое бревно. С геморроем подтащили его к опорам и подняли наверх. Там привязали к опорам. К середине бревна привязали жесткую стяжку. В паре метрах над бревном на опоры через кранцы повесили повесили трос и пропустили его сквозь стяжку. Трос, для начала вручную, подтянули. Затем кранцами натянули как следует. Конструкция рухнуть не должна. Хотя поперечная стяжка не дает бревну сломаться при нагрузке вертикально вниз, и не сильно препятствует слому при горизонтальном приложении сил (натяжке горизонтальных навесок). Подразумевается, правда, что тянуть со всей дури не будут. Само бревно подвесили тоже не совсем удачно. Осталась очень длинная консоль с комелевого (толстого) конца бревна, а вот хотелось бы, что бы со стороны верхушечного (тонкого) конца к опоре присоединялась более толстая часть бревна.

Переделывать этап уже поздно. Надо переделывать Условия. Так, чтобы с одной стороны все осталось почти как есть, а с другой – уменьшить нагрузку на бревно. Дегтярев сказал прямо: Меняйте, как хотите, но этап должен остаться (иначе нарушиться логика дистанции), и не должен рухнуть. Меняем Условия. На всем этапе одновременно работает не более одного человека. Пострадавшего поднимают к перестежке. Он САМ становиться на самостраховку, перестегивается на навеску и выстегивает самостаховку. Больше он ничего делать не может. Далее его вытягивают на целевой берег. 400 кг нагрузки (из 800 с гаком) мы с бревна снимаем.

Перед началом дистанции даю указание: 3 нитки поставить на участке от толстого края до стяжки, и только одну на участке от стяжки до тонкого края. Не сделано, к сожалению. На каждый участок повешано по две нитки. Узнаю об этом поздно, уже после начала дистанции. Менять что либо нельзя. Беру ремнабор – две основные веревки – и бегу на этап. Если бревно все-таки сломается, то оно сломается на участке от стяжки до тонкого конца. Надо будет растянуть в две стороны стяжку. Вначале немного притянуть ее к целевому берегу, а затем со всей дури оттянуть в другую сторону. Тогда вертикальную нагрузку будет держать опора и стяжка, а горизонтальную – опора и натянутая со всей дури оттяжка. Непонятно, правда, за что крепиться, но придется найти. Работать получится только в три нитки. Зачем преподавателю физвоспитания нужны термех и сопромат?

На этап я прибежал почти вовремя. Только что начала работать команда Новокузнецка во главе с Пятаковым Юрой – разрушителем дистанций класса Миши Лукьянова и Макса Караганова. Задействовано было три нитки. Причем самая толстая оставалась свободной, а Пятакова поставили почему-то на самую тонкую нитку. Т.е две команды работали на тонкой половине опоры. Опора немного тряслась и, кажется, слегка скулила. Но выдержала. Не таким уж тонким оказался тонкий край бревна. Пятаков @ Ko прошли, а опора осталась стоять.

Вообще-то можно уходить (разрушителей больше не будет). Но, помня, сколько моих указаний за сегодня на этом этапе не выполнено (распределение ниток по участкам, распределение команд по ниткам) остаюсь на этапе до конца, руководить процессом распределения. Больше три нитки не были задействованы ни разу. По остальным этапам несколько раз прошелся НачДис и по рации сообщил, что все стоит и не трепыхается.

Вторые две дистанции стояли в лесу, рядом с базой, на которой все жили. Естественных перепадов мало, и они сконцентрированы в одном месте. Чтобы наполнить длинную дистанцию препятствиями по всей ее длине нужно строить искусственные опоры. В этом постановщики преуспели. Обидно только, что глобальные сооружения из намертво подвязанных бревен работали только одну дистанцию. На другой дистанции строились такие же глобальные сооружения...

Максимальную головную боль вызвали переправы через водную преграду. За неделю до начала Чемпионата уровень воды в реке поднялся на 80 см, и скорость течения возросла. Известно, что в пешеходном туризме более 50% погибших – на переправах. Поэтому я всегда с опаской отношусь к переправам. Встал вопрос о страховке. В Москве на Кондратьева мы подгоняем эскадру катов и страхуем с воды. Здесь эскадра была не заготовлена. Собрать ее в последний момент было невозможно. Да и как сказали организаторы, во всем Белгороде только два катамаранщика.

На первой переправе участок сильного течения составлял всего 2,5-3 метра, а глубина в этом месте, по словам рыбаков, составляет 2-3 метра. Пустили живца – Мишу Чеснокова (секретаря КС Москвы и КС России). Он легко прошел протоку и вышел на спокойную воду. Решили, что здесь проблем не ожидается, и достаточно будет поставить страховщиком хорошего пловца. На следующем этапе брод для первого участника повесили судейские перила. Кавардак начался на второй дистанции. К моменту старта этап переправа первого вброд – остальные по командной навеске готов не был. Висели только горизонтальные опоры. На пролетах по 8 метров безо всяких оттяжек.

На требование, что я не подпишу акт о приемке дистанции, пока этап не будет стоять, мне отвечали: А что такого? Первая команда будет здесь часа через полтора. К этому моменту все сделаем. Пришлось отложить старт и заставить все сделать. Кое-что пришлось делать самому. В этой нервотрепке напрочь вылетело из головы, что есть еще один этап – брод. К моменту, когда я подписал акт о приемке дистанции, там еще конь не валялся. Инспектор соревнований – А.Дегтярев – прошелся по этам и обнаружил, что 4 нитки поставлены на одинарной веревке. Он был очень недоволен (зол)...

Немного о постановщиках, строителях, дистанций. Такого энтузиазма я не видел в Москве с 1997 года, с того самого лыжного Чемпионата, который дал импульс развитию ТМ в Москве. Дай Бог, что бы такой же импульс получил Белгород от этого Чемпионата. Ребята старались, очень старались. Но… Главный Судья, Володя Иванов, мне подтвердил, что это их национальная привычка – строить дистанции по ночам. При этом, для себя ребята считают, что этап должен быть готов к приходу первой команды, а не к ее старту. Акт дистанции подписывать полагается, но это некая формальность. Можно и после. Сам Володя с таким менталитетом пытается бороться, но пока безуспешно.

Еще раз повторю. Ребята ОЧЕНЬ старались. Но не хватает опыта и…, как бы это сказать…, культуры производства. Не сидит в них, что дистанция должна быть ВСЯ готова к СТАРТУ первой команды; что если на веревку вешаем более одного человека, она должна быть двойной (накопительные перила из одинарной веревки с четырьмя бергшафтами для четырех команд приходилось исправлять раза три или четыре).

Добавлен: 07 окт 2009 02:10 Автор: Starks #43972
Starks аватар
Правильное форматирование текста облегчает понимание. ;)
Добавлен: 07 окт 2009 02:23 Автор: MuXaCb #43973
MuXaCb аватар
читается на одном дыхании=))))))
Добавлен: 07 окт 2009 10:56 Автор: vilgeforts #43975
vilgeforts аватар
Миша, для начала неплохо.
Но есть куда стремиться. Надо поработать над стилем текста, оформлением фотографиями, форматированием, то бишь разбиением на удобочитаемые абзацы ну и т.д. Сразу все не получится, но есть куда стремиться!
Вот пример для образца:
mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3974
Так что вперед, благо материала у тебя для рассказов много, и место их опубликования (этот сайт) есть.
Кто знает, может через пару лет тренировок будешь и на Риске.Ру выкладывать.
Добавлен: 07 окт 2009 12:32 Автор: zaya #43976
zaya аватар
Орфографию и абзацы мы поправим, несложно.
Жалко вот, что нету фоток, иллюстрирующих описываемые конструкции. Чтобы представить, как "к середине бревна привязали жесткую стяжку. В паре метрах над бревном на опоры через кранцы повесили повесили трос и пропустили его сквозь стяжку", не у каждого хватит пространственного мышления ;)
В любом случае, спасибо за креатифф!
Добавлен: 07 окт 2009 13:55 Автор: R #43983
R аватар
А Замбез - это кто(что)? Похоже на представителя малочисленной африканской народности :grin
Добавлен: 07 окт 2009 15:38 Автор: TaTomka #43985
TaTomka аватар
и наверняка из Африки :sigh
Добавлен: 07 окт 2009 15:38 Автор: TaTomka #43986
TaTomka аватар
:?
Добавлен: 07 окт 2009 19:21 Автор: SG #43987
SG аватар
В word-е все отформатировано правильно. Это net плохо переваривает word.
Добавлен: 07 окт 2009 19:51 Автор: SG #43989
SG аватар
Это не я писал :eek
Наверное, Миша с клубного компа :?
Добавлен: 07 окт 2009 20:07 Автор: BePeHuX #43990
BePeHuX аватар
Просто нужно не тупо ctrl+c - ctrl+v из ворда жать, а сохранить в html, результат открыть в блокнотике и это дело уже ctrl+c - ctrl+v. Net тут вообще непричём 8(
Добавлен: 08 окт 2009 00:18 Автор: zaya #43991
zaya аватар
Существует специальная кнопочка "Paste from Word". Ее и надо давить, чтобы скопировать Word-текст.
Хотя лучше всего тупо вставить текст из Блокнота, а потом слегка его подправить силами редактора на сайте (абзацы, выделение, курсив и т. п.). И нечего выпендриваться - чем проще, тем стильней 8)
Добавлен: 11 окт 2009 19:56 Автор: bane #44001
bane аватар
навеска вверх 90 метров хороша..