Рассказы о походах и не только. Часть пятая, Осетия-2006

Автор: Александр Чушев, 09.09.2008 04:00
Просмотров: 2374

Рассказ только о начале нашего похода по горам Осетии летом 2006 года. К сожалению, рассказ
незаконченный.

Началось все с турклуба МГТУ, в котором меня подсадили на ежегодные самоистязания себя в горах, и это было уже достаточно давно. Поэтому, когда я хожу почти каждый год в горы, писать с чего начался именно этот поход, знаете ли, немного скучно уже. Надо было куда-то пойти ведь... (про изюминки похода, о которых было бы некрасиво умолчать, напишу ниже.)

Вопрос почему вы ходите в горы? наверное самый популярный из серии околотуристической философии, и ответов на него бесконечное множество. Это такая избитая собака, что пинать ее еще раз было бы стыдно. Каждый может решить для себя, втихомолку, и это нормально. Но мы, графоманы, продолжаем пинать несчастную, и я сейчас внесу свою скромную лепту. ): Пробираясь по одному из бесконечных моренных валов в горах Осетии, я нашел один из своих ответов.

Я считаю себя человеком ленивым. Мне нужен сильный пинок для совершения многих дел, даже одного желания бывает порой недостаточно (например, чтобы сделать банальную покупку). А если желания нет... то вообще досвидос. Если бы я не ходил в походы, то я был бы гораздо ... хуже. Условия, в которые бросает меня очередное СПОРТИВНОЕ путешествие в горах, способствуют самосовершенствованию, это тот самый волшебный пинок.

Я не хочу уже больше идти, потому что я устал - в своей обычной жизни я завалюсь на диван и никуда не пойду. Но в походе я встану и пойду. Мне лень готовить еду, и я ее готовить не буду! Но в походе - буду. И так далее... Туризм, при чем именно организованный, спортивный, помогает переступить через собственную слабость, и убедится в том, что это можно и нужно сделать. Эта одна из сторон медали За этим я хожу в горы!

И под конец, небольшое лирическое отступление. Слышал такое мнение, что в наше время женщины здоровее мужчин, и основная причина тому - регулярное обновление крови у женщин, заложенное природой. У мужской половины человечества кровь обновлялась, когда непрерывно шли всякие войны, драки, сражения, мужчины получали ранения. Сейчас же цивилизация лишает нас такой замечательной возможности освежить кровь.

Верить этой теории или нет, дело ваше. Это я к тому, что для меня раз в год понасиловать себя в горах - это необходимость. Встряхнуть себя, обновить кровь, размять кости.

Итак, 30 июня мы уехали из Москвы во Владикавказ. Коля Евстафьев, наш руководитель, выбрал очень интересный и в каком-то смысле дерзкий район для похода - Восточный Кавказ: Тепли, Джимарай, Цей, Казбек, Майли, Кармадон... Насколько мне известно, район малопосещаем туристами по причине обострений межнациональных отношений (Чечня, Грузия) и из-за событий 2002 года в Кармадонское ущелье. Поход планировался как достаточно сильная четверка (4 категория сложности). Нас 12 человек.

Провожали нас очень тепло, было очень много знакомых лиц. Пожалуй, в первый раз мне было грустно уезжать в поход. Обычное ощущение Все еще впереди! неожиданно покинуло меня...

В дороге незаметно летели часы и минуты. Серега и Димасик быстро ввели беседы в русло глумления над всем и вся. Папа-Анчоус и Мама-Обезьянка жгли! (: Вован достал беломор, Серега - гитару, налили самогонки... И вот мы все ехали ехали... и приехали в славный город Владикавказ. С поезда мы мгновенно перегрузились в Газель, и нас стали возить по славному городу. Ну как обычно: спасатели, рынок, пиво, вино, женщины, в нумера... хм, отвлекся.

Купили всякой приятной ерунды, вроде розового надувного уродца, местных плоских блиноподобных пирогов и цветов для гербария.

В середине дня нас завезли вверх по долине, название которой я не помню, и высадили возле поселка Нар. Рюкзаки наши сами собой оказались на наших спинах, палки в руках... кстати рюкзаки были еще довольно тяжелыми, поэтому не ходя далеко мы продрались через мокрые кусты и сели обедать, облегчая таким образом свою ношу. Поход начался.

Поглатив обед и часть продуктов, оставшуюся с поезда, мы пошли вверх по долине. Справа от нас шумела река, название которой я не помню, унося свои воды куда-то в сторону Терека. Она была достаточно широкой, глубокой и быстрой, чтобы создать нам проблему, ведь вскоре тропа подошла к разрушенному мостику, где нам очень надо было попасть на противоположный берег. Почти сразу стало ясно, что переправиться будет очень сложно. Коля развернул группу, и мы стали неумолимо приближаться к месту обеда. Очень обидно, особенно с такими тяжелыми рюкзаками! Миновав место обеда мы подошли к мостику, перешли на противоположный берег реки и начали победоносный подъем уже другим берегом, однако без нормальной тропы, через некий такой травянистый гребешок. Бла-бла-бла, и вот наконец пора бы уже и поставить палатки, ведь сколько можно ходить.

Постановка лагеря ознаменовалась проливным дождем, который не прекращался, помоему, еще сутки. Потом он немного стих, а потом полил снова... но я забегаю вперед.

Самое клевое в такую погоду после тяжелого дня - поставить палатку, быстро раскидать шмотки (нужные - в палатку, ненужные - ф топку), занырнуть в палатку... и под барабанную дробь воды по тенту неспеша стягивать ботинки, ПРОНИКАЯСЬ всем усташим телом мыслью Я сегодня не дежурный! Спасибо, Господи!

Правда, среди нашего снаряжения был большой басковский тент, который по иронии судьбы надо было кому-то натягивать на 18 палок-телескопов и 122 оттяжки. А значит как минимум половине команды надо было разделять участь дежурного и заниматься тентом. Я это занятие сразу невзлюбил и был неоднократно замечен отлынивающим от. На мой взгляд очевидные плюсы растянутого тента (в дождь под ним можно готовить, есть, тупить, складывать вещи, собираться почти не боясь промокнуть) с лихвой компенсировались минусами - его надо было растягивать, намокая в это время, приходилось бегать из палатки к тенту туда-обратно, намокая в это время, есть и тупить приходилось под тентом, замерзая в это время, если дул ветер, а кому-то на спину банально лила вода с тента, если сесть неудачно.

Зато команда во время еды была собрана и могла, отложив ложки, перейти к позитивному общению в полном составе. Тем более, что атмосфера складывалась все более и более теплая, все обращения друг к другу были пропитанны любовью и взаимным уважением, а в речах все больше звучало: многоуважаемый, не будете ли столь любезны, большое спасибо, благодарю Вас и так далее.

На третий день похода даже возникла идея, не начать ли поощрять условными баллами особо любезные слова и выражения. Идею поддержали, а набравшего более 20 балов решили снять на видеокамеру. Когда к вечеру личный счет у половины команды зашкалил, съемки как-то сами собой отменились. Но вренемся к хронологии событий.

После ужина я лично забрался в Димкину палатку фирмы The North Face (Что в вольном переводе со слов Коли звучит как Рожа чукчи), где жили Димасик, Серега и я, в наши еще почти совсем сухие пенаты, к еще совсем сухому спальнику. Спали просто потрясающе. Поскольку абсолютно ровного места не было, поставили палатку на более-менне ровном. В результате лежали скрючившись, уперевшись ногами в угол. Кайф.

3 июля. Завтрак проходил в похожих на вчерашние погодных условиях. Погода уже начала огорчать, поэтому взяли продукты, которые попались под руку, запихали по рюкзакам и потащили приносить в жертву местным богам. Путь лежал через приток уже известной вам, но все так же неизвестной мне по названию, реки. Ручей мы почти успешно перешли, не повезло только мне - я первым пошел по сомнительному бревнышку и упал в воду по колено. Бревнышко после этого стали держать на берегах, и мою участь никто не разделил. Обидно мне не было, но мокро было.

Кстати, интересно в походах сознание переплетается с памятью, а точнее с песнями из памяти. А еще точнее с их отрывками. Вот, например, хлюпает у меня вода в ботинке. Хлюпает - думаю я. И всплывает строка из песни: Я ногу щупаю на леднике. Какао хлюпает в моем мешке... А продолжения не помню. И все, превед. На ближайшей день в голове крутится этот обрубок песни, до тошноты. Поскольку вспомнить продолжения не могу, начинаю придумывать свои варианты... вновь до тошноты. И что вы думаете, так каждый день. И спасибо еще если Высоцкий, а то ведь и Киркоров с Катей Лель заходили в гости... бррр... жуть.

Затащили еду довольно высоко, там достали специальные сумки, как у челноков, чтобы быть перед богами больше похожими на обычных людей. Запихали провизию в сумки, сумки в ямки, засыпали камнями. Прочитали молитвы, посыпали пеплом... т.е. табаком, т.к. раскурить в такую погоду папиросы не смогли. Развернулись и ушли. Так незаметно пролетело пол дня.

Во второй мы сняли лагерь и ушли вверх под перевал какой-то-там 1А. Ночевать встали среди овец, их там в Осетии дофига пасется. Они жутко невоспитанные животные, тупые, ходят и бесконца блеют: бээ. Бээээ. БЭЭЭЭ! БЭЭЭЭЭЭ!!!! И т.д. Местные пастухи, которые их пасут, настоящие кремни. В дождь нацепляют на голову что-нибудь от воды, типа полиэтленового мешка, чтобы волосы не намочить, видимо. И все, можно пасти. И спят под полиэтиленом. Мы же спали в крутой палатке в уже менее сухом спальнике. Но пока жить можно.

4 июля. Утром по снегу поперлись на 1А. Серега Ганаховский вступил с Вовой в очередной принципиальный спор, в результате они поменялись рюкзаками. Вся команда без конца мажется мазью от загара, а че еще делать, жрать-то не дают! (: А погода такая же отвратная, разве что дождь не льет ручьем. Тропим себе куда-то вверх, растянулись сильно. В конце концов залезли. Коля с Серегой долго ходили куда-то за угол любоваться красотами, а нас, сидящих на рюкзаках, солнышко освещало! Целых секунд тридцать. Дальше Коля сказал, что раз Вова Старцев (он же Декадент, он же, как выяснилось, Кандедат) мечтал о крутом траверсе, то будет вам крутой траверс. И ушел по гребню вверх. А мы пошли за ним.

Сначал все было очень клево, особенно мне нравились частые привалы. Потом мы стали спускаться на другую сторону хребта, и было уже не так весело. Выперлись на разрушенные скалы, и плотной группой лавировали по ним вниз, спуская кучу камней. Но это тоже все фигня, а вот еще ниже нам пришлось вылезти на средней крутизны снежник, потому что скалы просто кончились.

Ходить друг над другом по таким склонам не хорошо, а что делать если ширины на всех не хватает? Ходить, но аккуратно. Вообще, должен доложить вам, что склончик был очень неприятным. Длинный, кое-где достаточно плотный, туман нависает, вечереет. Лень мне рассказывать кто там каким по счету шел, кто на три такта, а кто глиссером... но неприятно шлось, это точно. И вот в один прекрасный момент сверху от меня по склону послышалось странное оживление, и вскоре я увидел пролетающую мимо кубарем Катю. Происходило все довольно быстро, падение голова-ноги... и хватало ума только тупо кричать: Зарубайся! Зарубайся!
И вот Катя укатилась дальше. Быстро. Я не сразу сообразил скинуть рюкзак и даже стал приставать к Ганаховскому с вопросом, стоит ли мне это делать или нет. Он меня послал куда подальше с тупыми вопросами и ломанулся вниз. Я за ним. Поскольку терять вроде как было нечего, кроме времени, спустились очень быстро. По пути натыкался на кое-какие катины вещи - ледоруб, очки... Буквально сбежав метров 200 вниз, до камней, увидел Серегу и Катю, живую и довольно здоровую. Наше общение не запомнилось мне, но по факту Катюха могла идти, была адекватна и вообще... мы почти сразу пошли наверх. Вскоре уже нашли места под лагерь и долго врывались в грунт, корчуя камни, готовя плацдарм...

К вечеру Катерину полностью осмотрели и нашли одну серьезную рану чуть выше колена. Остальные травмы можно было отнести к легким, из разряда царапин. Обработали и завалились спать. Я спал в сарае, в мокром спальнике. Отвратно.

5 июля. Утро порадовало солнцем! Впервые за поход. Завтрак проходил в тягостном молчании, не всем было понятно, что же будет дальше. Вчерашняя мысль о транспортировке вроде отпала, т.к. Катя ходила и вообще, живенькая такая была. Тогда мы взяли и зашили ей рану на колене! Точнее зашил Димасик, за что срезу получил прозвище хирург. Мы с Томой помогали - обеспечивали наркоз и подавали патроны (: Нитку взяли капроновую, голубую - под цвет глаз.

...

После этих событий наш поход благополучно продолжился, хотя и не без приключений. Мы даже поднялись на Казбек, но обо всем этом не хватило вдохновенья дописать. Поэтому это конец рассказа.

Август - сентябрь 2006 года

Добавлен: 09 сен 2008 14:01 Автор: Starks #41866
Starks аватар
Саня, браво :)
Добавлен: 10 сен 2008 23:01 Автор: TaTomka #41883
TaTomka аватар
Я, надо сказать, фанатка Санькиного творчества и в который раз с удовольствием перечитываю его рассказы. Спасибо)

пс.. а почему молодёжь не выкладывает впечатлений о походах мне не ведомо. может вспомнить нечего?
Добавлен: 11 сен 2008 00:16 Автор: BePeHuX #41884
BePeHuX аватар
Вот Вы, Тамара Антоновна, почему свои рассказы не выкладываете? Поди и у остальных в закромах куча задокументированных впечатлений, а общественность ничего оних не знает!
Добавлен: 11 сен 2008 00:28 Автор: TaTomka #41885
TaTomka аватар
ключевое слово "молодёжь"))
прийдётся выкладывать
Добавлен: 15 сен 2008 12:05 Автор: Yadro #41899
Yadro аватар
Саня, молоток ;) Что ж ты так долго скрывал такие шедевры =)