Мини-лекция Маршрутная книжка — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
м
м
Строка 65: Строка 65:
 
МКК обычно знает, на что Вы способны и примерно куда собираетесь идти. Поэтому основной вопрос к Вам - с кем пойдете? И в первую очередь смотрят в раздел 2 "состав группы".
 
МКК обычно знает, на что Вы способны и примерно куда собираетесь идти. Поэтому основной вопрос к Вам - с кем пойдете? И в первую очередь смотрят в раздел 2 "состав группы".
  
====Состав группы====
+
====Состав группы - раздел 2====
 
В этом разделе должны быть перечислены все участники похода с общими даннымы, а также с туристским опытом, обязанностями в походе и росписью в знании "правил". При рассмотрении данного раздела опыт надо подтверждать справками.
 
В этом разделе должны быть перечислены все участники похода с общими даннымы, а также с туристским опытом, обязанностями в походе и росписью в знании "правил". При рассмотрении данного раздела опыт надо подтверждать справками.
  
Строка 92: Строка 92:
  
  
====План похода и Схема маршрута====
+
====План похода и Схема маршрута - разделы 3,4,5,6====
  
 
Это наиболее сложные разделы. Не в плане организации, а в плане принятия основных решений о походе. Поэтому заполняются они обычно последними. Но работать над ними начинают параллельно со сбором участников :)
 
Это наиболее сложные разделы. Не в плане организации, а в плане принятия основных решений о походе. Поэтому заполняются они обычно последними. Но работать над ними начинают параллельно со сбором участников :)
 +
 +
Рекомендую не заполнять их достоточно долго. Если Раздел 2 лучше заполнить и подписать заранее, тк это требует встреч со многими людьми, то здесь основное - консультации и согласование маршрута с МКК по карте, фоткам и черновикам плана по дням. Зачем писать несогласованный план похода (раздел 3), а потом переписывать совершенно другой в раздел 4? Лучше все согласовать, а потом заполнить сразу раздел 3, а в раздел 4 вписать "без изменений". Это технические вопросы.
 +
 +
 +
Теперь вопросы основные. Что и как писать в "плане похода"? Писать надо то, что Вы собираетесь идти, и как Вы собираетесь идти. Реально раскидать по дням основную нитку. Вставить дневки/полудневки. Или возможно обосновать их отсутствие незначительным километражом/сложностью заложенных дней (например, день "а/л Джантуган - ур. Зеленая Гостиница"). Лучше буть чуть-чуть пессимистом.
 +
 +
Неплохо здесь разбить маршрут на логические участки, например по заброскам, альплагерям, кольцам, радиалкам. Тогда в МКК сразу увидят, что не все так страшно и у вас не 30 суток ломежки без дневок, а всего лишь 4 кусочка по 6...7 реальных ходовых дней с сауной и столовыми в альплагерях между ними. Запасные дни тоже желательно не писать недлей в конце маршрута, а реально расставить по этим участкам. Вы ведь все равно продукты будете брать с учетм запасных дней на участок, а не на весь поход с самого начала ;)   
 +
 +
С основной ниткой понятно. Теперь запасные варианты. Они ДОЛЖНЫ быть на каждый участок маршрута. В любой точке надо иметь альтернативный путь. ВСЕГДА что-то может пойти не так, как задумывалось. Вы, как руководитель, естественно все это в голове держите - ну так и расскажите об этом МКК и собственным участникам. Очень нехорошо получается, когда Вы сходите с маршрута не по запасному варианту ,а так, импровизируя. Особенно в чрезвычайной ситуации. Это говорит о том, что Вы недостаточно подготовились и еще не полностью осознали свою ответственность как руководителя. Итак, запасные и аварийные варианты должны быть проработаны и вписаны в маршрутку, также, как основная нитка.
 +
 +
Теперь о бонусах. Если мы составим консервативный маршрут, а команда и погода дадут шанс выполнить большее - не стесняйтесь выполнять. Только подготовьтесь заранее ;) . Ведь Вы еще в Москве определили, что с этого перевала можно и на вершинку сбегать, или что во время дневки часть группы к озеру захочет прогуляться и тд. Вы все это уже продумали. Теперь только осталось согласовать с МКК. Тут могут быть проблемы - типа слишком молоды, незачем вам столько ходить и тд. Но тут уж дело руковода - убедить, что при благоприятных условиях это сделать стоит.
 +
Такие штуки можно вписать в основную нитку, заложив на каждую запасной вариант, а можно вынести в отдельный раздел и согласовать условия, при которых осущетсвлять. Гораздо лучше будет, если вы пройдете дополнительно согласованное и заявленное ранее препятствие, чем навернетесь на незаяве в стороне от маршрута.
 +
 +
Итак, все возможно. И из-за этого данный этап разработки - самый сложный. На чем-то придется остановиться и внести в маршрутку. Возможно, страницы Вам окажется мало - не беда, подклейте еще. Надеюсь, что в Ваш план полностью совпадет с мнением МКК и в раздел 4 впишут "Без изменений"
 +
 +
В раздел 5 (Схема маршрута) лучше приложить полноценную карту, с нанесенным основным маршрутом, местами планируемых стоянок (с датами), запасными вариантами и бонусами. По этой карте, случись что, вас будут искать и спасать.
 +
 +
Сложные участки маршрута (раздел 6) заполняются на автомате, после согласования плана похода. Вы ведь хорошо знаете свой маршрут и готовы объяснить МКК, как и что будете проходить - поэтому сюда впишите без затруднений. Единственное - если перевал у Вас 2А, то и здесь он должен "выглядеть" на 2А и отписки типа "скальный склон, личная техника" не подойдут. Укажите протяженность, крутизну и характер склонов, опасности, тактику прохождения (например, какнеопасный кулуар - "стоянка под перевальным взлетом, выход в 4.00, пересечение по одному с выставлением наблюдателей")
 +
 +
Резюме.
 +
*имея на руках список группы, и все необходимые материалы (карты, фотки, отчеты) согласуете в частном порядке маршрут с основными членами МКК
 +
*заносите его в маршрутку
 +
*окончательно согласовываете уже по внесенному в маршрутку
 +
*быстренько рисуете на картах нитку и вклеиваете карты
 +
*дописываете основные препятствия
 +
 +
Возможно, члены МКК утомятся с Вами так работать, однако вы получите от них максимум информации, вариантов и тд.
 +
 +
====Остальное :)====
 +
 +
Обычно к этому моменту поход уже полностью распланирован - составлена раскладка, снаряж и тд.
 +
Заполнение раздела 1 - титульной страницы - элементарное краткое переписывание из плана похода.
 +
Даты начала/окончания - с запасными днями, согласованную категорию маршрута.
 +
Не забудьте только вписать фио руковода и его координаты.
 +
 +
В раздел 7 (материальное обеспечение) для руководителя не сложно вписать специальное снаряжение, так же, как и заплнить табличку внизу. Вы естественно должны конролировать работу завхоза и завснара и знать общий вес общественного снаряжа и планируемую норму продуктов в день. Также Вы естественно должны представлять, какие личные вещи участникам следует взять и сколько примерно это все будет весить. Иначе Вы не готовитесь к походу. В итоге должно получиться не более 20 кг на женщину и не более 25...30 кг на мужчину. Тут, конечно, многое зависит от вида туризма, категории и продолжительности, вожможны цифири и в 50...60 кг - но Вы определенно должны их брать не с потолка и стремиться снизить.
 +
Не забудьте подписаться подо всеми цифрами :)
 +
 +
Раздел 10 - результаты проверки на местности - тоже можно заполнить по месту ,если конечно Вы в чем-то подобном участвовали (кросс-поход, выход и тд)
 +
 +
Ходатайство МКК - сами почитаете, если нужно, наша МКК напишет
 +
 +
В разделе 9 до защиты впишите фио руковода, а во время защиты впишите состав МКК, ее наименование, подчеркните, что у Вас все хорошо.
 +
 +
В раздел 11 тоже впишитесь. Особые указания и сроки сдачи отчета впишет МКК. Внимательно отнеситесь к "Особым указаниям"! Если Вам что-то не ясно - сразу переспросите, уточните. Вы составляете что-то вроде договора - все должно быть прозрачно.
 +
 +
В раздел 12 - Контрольные пункты и сроки  - обычно
 +
*в первую строчку  - куда сообщать о выходе на маршрут
 +
*во вторую - куда сообщать о завершении маршрута.
 +
В графы "из" и "до" указываете сначала место и дату, откуда сумеете отметиться о выходе, в следующей строчке - контрольную дату и место ,откуда сообщите о завершении маршрута. Могут, конечно, попросить выйти на связь откуда-то по ходу, но это уже Вам объяснят подробно.
 +
 +
После этого - сбор подписей членов МКК внизу странички.
 +
 +
Думаете все? А вот и нет :) Маршрутку еще надо зарегистрировать
 +
 +
====Регистрация маршрутки====
 +
 +
*надо поставить печать рядом с подписями членов комиссии и дату. С этим могут быть проблемы ,тк членов МКК много, а печать может быть всего одна.
 +
*надо получить и вписать номер маршрутки на титульном листе - тоже обычно у секретаря. Он сразу ставит и печать ,и регистрирует книжку, и забирает один экземпляр для МКК. Вы ведь не забыли, что все это делается с 2мя экземплярами :)? Все это надо сделатьв обеих.
 +
 +
====На маршруте====
 +
надо ее беречь и не терять.
 +
Звонить/телеграфировать, как написано в разделе 12. Ставить отметки и замечания у спасателей в специально отведенном разделе 13. Кстати, они часто забывают пропечатать маршрутку - отмечают группу только у себя в тетрадках. Не поленитесь, напомните им и о своей книжке. На защите похода Вы обоснованно будете говорить о регистрации у спасателей и тд.
 +
Писать много отсебятины в маршрутке не принято, но зафиксировать на полях какой-то телефон/адрес, частоту спасателей и тд будет очень полезно.
 +
 +
====После похода====
 +
...пишем отчет и защищаемся. На защиту не забываем принести свой экземпляр маршрутки и распечатанные справки. По резульататам защиты в раздел 14 вписывается решение о зачете похода ,указывается количество выданных справок, ставится подпись председателя МКК и печать.
 +
 +
Теперь маршрутку можно положить на полочку и обращаться как к образцу при подготовке к следующим походам. :)

Версия 16:27, 27 сентября 2006

Для кого

  • для будущих руководителей походов 1...2 кс, ранее не заполнявших маршрутку

Цели и задачи

  • рассказать им, что такое маршрутка и как ее заполнять
  • объяснить необходимость маршрутки руководам
  • объяснить, что маршрутка - "живой" документ для удовбства взаимодействия с МКК, а не догма
  • снять нагрузку по разъяснению основ с МКК при оформлении походов
  • поднять уровень заполняемых маршруток

Время

1...1,5 часа

Материалы

  • образец заполненной маршрутки
  • раздаточный материал с основными тезисами - памятка на 1 страницу

С чем связана

надо написать еще

  • про подготовку (разработку) маршрута
  • работу руковода+фотографа+хронометриста на маршруте
  • про составление отчетов

тк все эти документы - часть общего единого цикла, внешние фрагментарные проявления целостного процесса "организация и проведение похода"

План

Что такое, для чего нужна

  • маршрутка
    • основной документ похода
    • краткий план-отчет
    • единое место хранения самой актуальной информации о походе - любой участник может взять маршрутку и по ней сориентироваться в ситуации

Маршрутка составляется в 2х равнозначных экземплярах - один для МКК, второй для руководителя

  • необходима руководителю для
    • систематизации и фиксации собственных мыслей
    • фиксации состава участников, сбора их личных данных
    • тщательной проработки и фиксации плана маршрута
    • обдумывания и фиксации запасных и аварийных вариантов
    • анализа и описания для себя и участников наиболее сложных участков маршрута
    • хранения схемы маршрута
    • обдумывания и составления списка снаряжения, продуктов
    • хранения контактной информации для связи с Большой землей
    • занесения отметок о прохождении спасателей, пограничников, отделений связи и тд для подтверждения нахождения в опр. точке маршрута
    • оформления и восстановления справок участникам
    • отчетности по уголовной ответственности
  • нужна МКК для
    • проверки того, что руководитель подумал над перечисленными выше впоросами
    • фиксации дополнительных рекомендаций/ограничений/пожеланий
    • для единнобразности процесса рассмотрения заявки на поход
    • хранения на время похода у себя минимально необходимой информации о маршруте/участниках
    • хранения и отслеживания контрольного срока для группы
    • оценки пройденного маршрута, соотнесения заявленного с проделанным
    • оформления и восстановления справок участникам
    • отчетности по уголовной ответственности
  • участникам
    • из нее можно узнать, что, когда и как планируется делать
    • как вести себя в чрезвычайной ситуации - куда выходить, куда сообщать и тд

Как заполнять

  • заполнять в 2х экземплярах!!!

МКК обычно знает, на что Вы способны и примерно куда собираетесь идти. Поэтому основной вопрос к Вам - с кем пойдете? И в первую очередь смотрят в раздел 2 "состав группы".

Состав группы - раздел 2

В этом разделе должны быть перечислены все участники похода с общими даннымы, а также с туристским опытом, обязанностями в походе и росписью в знании "правил". При рассмотрении данного раздела опыт надо подтверждать справками.

Итого, технически наиболее сложное в маршрутке - оформление списка участников!!! Потому как требуется собрать со всех подписи и справки. Причем подписи сразу в 2х экземплярах маршрутки.

Специально обученный человек в МКК проверяет справки, возможно, беседует об опыте участника. Поэтому хорошо, когда есть сам участник и он готов рассказать о прошлых походах. Или руководитель сам обязан поинтересоваться о туристском опыте участника и в МКК достойно ответить за него. Иначе создается впечатление, что в поход идет группа по объявлению, и руководу нет никакого дела до попутчиков.

Проверяется, имеет ли формально право руковод вести поход, имеет ли такое право участник. Потом рассматривается группа в целом - все ли участники имеют право на поход, или часть по 1/3 или еще как. Достаточен ли их опыт. Есть ли кто еще опытный в команде, на непредвиденный случай или как подспорье/противовес руководу. Смотрится возраст - насколько группа с одной стороны "цельная", а с другой - не слишком ли молодая и ретивая.

В итоге список закрывается (такой Z) и ставится подпись, что соответствие сведений участников проверил.

Еще раз, что для этого надо

  • чтобы все было заполнено
  • чтобы каждый участник расписался в обеих экземплярах маршрутки
  • чтобы были справки за вписанные в маршрутку походы участников
  • чтобы были заполнены обязанности в группе
  • чтобы была определена категория похода :)

Что после этого этапа делать нельзя

  • добавлять участников в группу - уже БОЛЬШАЯ проблема
  • вычеркивать можно всегда, но это не совсем честно по отношению к МКК - группу уже оценили в целом, и изменение ее состава ,особенно в сторону ослабления - нехорошо.

Не забудьте про 2ой экземпляр!

Поздравляю, самую муторную часть защиты Вы прошли! :)


План похода и Схема маршрута - разделы 3,4,5,6

Это наиболее сложные разделы. Не в плане организации, а в плане принятия основных решений о походе. Поэтому заполняются они обычно последними. Но работать над ними начинают параллельно со сбором участников :)

Рекомендую не заполнять их достоточно долго. Если Раздел 2 лучше заполнить и подписать заранее, тк это требует встреч со многими людьми, то здесь основное - консультации и согласование маршрута с МКК по карте, фоткам и черновикам плана по дням. Зачем писать несогласованный план похода (раздел 3), а потом переписывать совершенно другой в раздел 4? Лучше все согласовать, а потом заполнить сразу раздел 3, а в раздел 4 вписать "без изменений". Это технические вопросы.


Теперь вопросы основные. Что и как писать в "плане похода"? Писать надо то, что Вы собираетесь идти, и как Вы собираетесь идти. Реально раскидать по дням основную нитку. Вставить дневки/полудневки. Или возможно обосновать их отсутствие незначительным километражом/сложностью заложенных дней (например, день "а/л Джантуган - ур. Зеленая Гостиница"). Лучше буть чуть-чуть пессимистом.

Неплохо здесь разбить маршрут на логические участки, например по заброскам, альплагерям, кольцам, радиалкам. Тогда в МКК сразу увидят, что не все так страшно и у вас не 30 суток ломежки без дневок, а всего лишь 4 кусочка по 6...7 реальных ходовых дней с сауной и столовыми в альплагерях между ними. Запасные дни тоже желательно не писать недлей в конце маршрута, а реально расставить по этим участкам. Вы ведь все равно продукты будете брать с учетм запасных дней на участок, а не на весь поход с самого начала ;)

С основной ниткой понятно. Теперь запасные варианты. Они ДОЛЖНЫ быть на каждый участок маршрута. В любой точке надо иметь альтернативный путь. ВСЕГДА что-то может пойти не так, как задумывалось. Вы, как руководитель, естественно все это в голове держите - ну так и расскажите об этом МКК и собственным участникам. Очень нехорошо получается, когда Вы сходите с маршрута не по запасному варианту ,а так, импровизируя. Особенно в чрезвычайной ситуации. Это говорит о том, что Вы недостаточно подготовились и еще не полностью осознали свою ответственность как руководителя. Итак, запасные и аварийные варианты должны быть проработаны и вписаны в маршрутку, также, как основная нитка.

Теперь о бонусах. Если мы составим консервативный маршрут, а команда и погода дадут шанс выполнить большее - не стесняйтесь выполнять. Только подготовьтесь заранее ;) . Ведь Вы еще в Москве определили, что с этого перевала можно и на вершинку сбегать, или что во время дневки часть группы к озеру захочет прогуляться и тд. Вы все это уже продумали. Теперь только осталось согласовать с МКК. Тут могут быть проблемы - типа слишком молоды, незачем вам столько ходить и тд. Но тут уж дело руковода - убедить, что при благоприятных условиях это сделать стоит. Такие штуки можно вписать в основную нитку, заложив на каждую запасной вариант, а можно вынести в отдельный раздел и согласовать условия, при которых осущетсвлять. Гораздо лучше будет, если вы пройдете дополнительно согласованное и заявленное ранее препятствие, чем навернетесь на незаяве в стороне от маршрута.

Итак, все возможно. И из-за этого данный этап разработки - самый сложный. На чем-то придется остановиться и внести в маршрутку. Возможно, страницы Вам окажется мало - не беда, подклейте еще. Надеюсь, что в Ваш план полностью совпадет с мнением МКК и в раздел 4 впишут "Без изменений"

В раздел 5 (Схема маршрута) лучше приложить полноценную карту, с нанесенным основным маршрутом, местами планируемых стоянок (с датами), запасными вариантами и бонусами. По этой карте, случись что, вас будут искать и спасать.

Сложные участки маршрута (раздел 6) заполняются на автомате, после согласования плана похода. Вы ведь хорошо знаете свой маршрут и готовы объяснить МКК, как и что будете проходить - поэтому сюда впишите без затруднений. Единственное - если перевал у Вас 2А, то и здесь он должен "выглядеть" на 2А и отписки типа "скальный склон, личная техника" не подойдут. Укажите протяженность, крутизну и характер склонов, опасности, тактику прохождения (например, какнеопасный кулуар - "стоянка под перевальным взлетом, выход в 4.00, пересечение по одному с выставлением наблюдателей")

Резюме.

  • имея на руках список группы, и все необходимые материалы (карты, фотки, отчеты) согласуете в частном порядке маршрут с основными членами МКК
  • заносите его в маршрутку
  • окончательно согласовываете уже по внесенному в маршрутку
  • быстренько рисуете на картах нитку и вклеиваете карты
  • дописываете основные препятствия

Возможно, члены МКК утомятся с Вами так работать, однако вы получите от них максимум информации, вариантов и тд.

Остальное :)

Обычно к этому моменту поход уже полностью распланирован - составлена раскладка, снаряж и тд. Заполнение раздела 1 - титульной страницы - элементарное краткое переписывание из плана похода. Даты начала/окончания - с запасными днями, согласованную категорию маршрута. Не забудьте только вписать фио руковода и его координаты.

В раздел 7 (материальное обеспечение) для руководителя не сложно вписать специальное снаряжение, так же, как и заплнить табличку внизу. Вы естественно должны конролировать работу завхоза и завснара и знать общий вес общественного снаряжа и планируемую норму продуктов в день. Также Вы естественно должны представлять, какие личные вещи участникам следует взять и сколько примерно это все будет весить. Иначе Вы не готовитесь к походу. В итоге должно получиться не более 20 кг на женщину и не более 25...30 кг на мужчину. Тут, конечно, многое зависит от вида туризма, категории и продолжительности, вожможны цифири и в 50...60 кг - но Вы определенно должны их брать не с потолка и стремиться снизить. Не забудьте подписаться подо всеми цифрами :)

Раздел 10 - результаты проверки на местности - тоже можно заполнить по месту ,если конечно Вы в чем-то подобном участвовали (кросс-поход, выход и тд)

Ходатайство МКК - сами почитаете, если нужно, наша МКК напишет

В разделе 9 до защиты впишите фио руковода, а во время защиты впишите состав МКК, ее наименование, подчеркните, что у Вас все хорошо.

В раздел 11 тоже впишитесь. Особые указания и сроки сдачи отчета впишет МКК. Внимательно отнеситесь к "Особым указаниям"! Если Вам что-то не ясно - сразу переспросите, уточните. Вы составляете что-то вроде договора - все должно быть прозрачно.

В раздел 12 - Контрольные пункты и сроки - обычно

  • в первую строчку - куда сообщать о выходе на маршрут
  • во вторую - куда сообщать о завершении маршрута.

В графы "из" и "до" указываете сначала место и дату, откуда сумеете отметиться о выходе, в следующей строчке - контрольную дату и место ,откуда сообщите о завершении маршрута. Могут, конечно, попросить выйти на связь откуда-то по ходу, но это уже Вам объяснят подробно.

После этого - сбор подписей членов МКК внизу странички.

Думаете все? А вот и нет :) Маршрутку еще надо зарегистрировать

Регистрация маршрутки

  • надо поставить печать рядом с подписями членов комиссии и дату. С этим могут быть проблемы ,тк членов МКК много, а печать может быть всего одна.
  • надо получить и вписать номер маршрутки на титульном листе - тоже обычно у секретаря. Он сразу ставит и печать ,и регистрирует книжку, и забирает один экземпляр для МКК. Вы ведь не забыли, что все это делается с 2мя экземплярами :)? Все это надо сделатьв обеих.

На маршруте

надо ее беречь и не терять. Звонить/телеграфировать, как написано в разделе 12. Ставить отметки и замечания у спасателей в специально отведенном разделе 13. Кстати, они часто забывают пропечатать маршрутку - отмечают группу только у себя в тетрадках. Не поленитесь, напомните им и о своей книжке. На защите похода Вы обоснованно будете говорить о регистрации у спасателей и тд. Писать много отсебятины в маршрутке не принято, но зафиксировать на полях какой-то телефон/адрес, частоту спасателей и тд будет очень полезно.

После похода

...пишем отчет и защищаемся. На защиту не забываем принести свой экземпляр маршрутки и распечатанные справки. По резульататам защиты в раздел 14 вписывается решение о зачете похода ,указывается количество выданных справок, ставится подпись председателя МКК и печать.

Теперь маршрутку можно положить на полочку и обращаться как к образцу при подготовке к следующим походам. :)