Мини-лекция Маршрутная книжка — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
м
()
Строка 23: Строка 23:
 
тк все эти документы - часть общего единого цикла, внешние фрагментарные проявления целостного процесса "организация и проведение похода"
 
тк все эти документы - часть общего единого цикла, внешние фрагментарные проявления целостного процесса "организация и проведение похода"
  
==План==
+
==Конспект лекционной части==
  
 
===Что такое, для чего нужна===
 
===Что такое, для чего нужна===
*маршрутка
+
Маршрутка по сути - договор между участниками, руководителем и МКК, фиксирующий допустимые действия, права и обязанности на время проведения похода.
**основной документ похода  
+
**краткий план-отчет
+
*основной документ похода  
**единое место хранения самой актуальной информации о походе - любой участник может взять маршрутку и по ней сориентироваться в ситуации
+
*краткий план-отчет
 +
*единое место хранения самой актуальной информации о походе - любой участник может взять маршрутку и по ней сориентироваться в ситуации
  
Маршрутка составляется в 2х равнозначных экземплярах - один для МКК, второй для руководителя
+
Маршрутка, как и любой договор, составляется в 2х равнозначных экземплярах - один для МКК, второй для руководителя
  
*необходима руководителю для  
+
===Кому нужна===
**систематизации и фиксации собственных мыслей
+
====Руководителю====
**фиксации состава участников, сбора их личных данных
+
для
**тщательной проработки и фиксации плана маршрута
+
*систематизации и фиксации собственных мыслей
**обдумывания и фиксации запасных и аварийных вариантов
+
*фиксации состава участников, сбора их личных данных
**анализа и описания для себя и участников наиболее сложных участков маршрута
+
*тщательной проработки и фиксации плана маршрута
**хранения схемы маршрута
+
*обдумывания и фиксации запасных и аварийных вариантов
**обдумывания и составления списка снаряжения, продуктов
+
*анализа и описания для себя и участников наиболее сложных участков маршрута
**хранения контактной информации для связи с Большой землей
+
*хранения схемы маршрута
**занесения отметок о прохождении спасателей, пограничников, отделений связи и тд для подтверждения нахождения в опр. точке маршрута
+
*обдумывания и составления списка снаряжения, продуктов
**оформления и восстановления справок участникам
+
*хранения контактной информации для связи с Большой землей
**отчетности по уголовной ответственности
+
*занесения отметок о прохождении спасателей, пограничников, отделений связи и тд для подтверждения нахождения в определенной точке маршрута
 +
*оформления и восстановления справок участникам
 +
*отчетности по уголовной ответственности
 
   
 
   
*нужна МКК для
+
====МКК====
**проверки того, что руководитель подумал над перечисленными выше впоросами
+
для
**фиксации дополнительных рекомендаций/ограничений/пожеланий
+
*проверки того, что руководитель подумал над перечисленными выше впоросами
**для единнобразности процесса рассмотрения заявки на поход
+
*фиксации дополнительных рекомендаций/ограничений/пожеланий
**хранения на время похода у себя минимально необходимой информации о маршруте/участниках
+
*для единнобразности процесса рассмотрения заявки на поход
**хранения и отслеживания контрольного срока для группы
+
*хранения на время похода у себя минимально необходимой информации о маршруте/участниках
**оценки пройденного маршрута, соотнесения заявленного с проделанным
+
*хранения и отслеживания контрольного срока для группы
**оформления и восстановления справок участникам
+
*оценки пройденного маршрута, соотнесения заявленного с проделанным
**отчетности по уголовной ответственности
+
*оформления и восстановления справок участникам
 +
*отчетности по уголовной ответственности
 +
 
 +
====Участникам====
 +
*из нее можно узнать, что, когда и как планируется делать
 +
*как вести себя в чрезвычайной ситуации - куда выходить, куда сообщать и тд
 +
*подпись в маршрутке подтверждает согласие с правами и обязанностями на время похода
  
*участникам
+
===Содержание===
**из нее можно узнать, что, когда и как планируется делать
+
Состоит из основных разделов, всего 14
**как вести себя в чрезвычайной ситуации - куда выходить, куда сообщать и тд
+
# Общие сведения
 +
# Состав группы
 +
# План похода заявленный
 +
# План похода согласованный с МКК
 +
# Схема маршрута
 +
# Сложные участки маршрута и способы их преодоления
 +
# Материальное обеспечение группы
 +
# Ходатайство МКК
 +
# Результаты рассмотрения в МКК
 +
# Результаты проверки на местности
 +
# Заключение МКК
 +
# Контрольные пункты и сроки
 +
# Отметка КСС, дополнительные указания, замечания
 +
# Решение о зачете похода
 +
По идее, разделы заполняются по порядку. 1-3, 5-7 - руководителем до заявки в МКК, 6 - в МКК при согласовании маршрута ,8-12 - членами МКК в процессе выпуска группы на маршрут ,13- на маршруте, 14 - после защиты похода и получения справок. В реальности все несколько по-другому. Рассказывать, что писать в каждом разделе отдельно не буду, расскажу, как я заполняю всю маршрутку
  
 
===Как заполнять===
 
===Как заполнять===
*заполнять в 2х экземплярах!!!
+
Заполнять сразу в 2х экземплярах!!!
  
МКК обычно знает, на что Вы способны и примерно куда собираетесь идти. Поэтому основной вопрос к Вам - с кем пойдете? И в первую очередь смотрят в раздел 2 "состав группы".
+
МКК обычно знает, на что Вы способны и примерно куда собираетесь идти. Или это неформально уточняет во вводной беседе. Поэтому основной вопрос к Вам - с кем пойдете? И в первую очередь смотрят в раздел 2 "состав группы".
  
 
====Состав группы - раздел 2====
 
====Состав группы - раздел 2====
В этом разделе должны быть перечислены все участники похода с общими даннымы, а также с туристским опытом, обязанностями в походе и росписью в знании "правил". При рассмотрении данного раздела опыт надо подтверждать справками.
+
В этом разделе должны быть перечислены все участники похода с общими данными, а также с туристским опытом, обязанностями в походе и росписью в знании "правил". При рассмотрении данного раздела опыт надо подтверждать справками.
  
 
Итого, технически наиболее сложное в маршрутке - оформление списка участников!!! Потому как требуется собрать со всех подписи и справки. Причем подписи сразу в 2х экземплярах маршрутки.
 
Итого, технически наиболее сложное в маршрутке - оформление списка участников!!! Потому как требуется собрать со всех подписи и справки. Причем подписи сразу в 2х экземплярах маршрутки.
  
Специально обученный человек в МКК проверяет справки, возможно, беседует об опыте участника. Поэтому хорошо, когда есть сам участник и он готов рассказать о прошлых походах. Или руководитель сам обязан поинтересоваться о туристском опыте участника и в МКК достойно ответить за него. Иначе создается впечатление, что в поход идет группа по объявлению, и руководу нет никакого дела до попутчиков.  
+
Специально обученный человек в МКК проверяет справки, возможно, беседует об опыте участника. Поэтому хорошо, когда есть сам участник и он готов рассказать о прошлых походах. Или руководитель сам обязан поинтересоваться о туристском опыте участника и в МКК достойно ответить за него. Иначе создается впечатление, что в поход идет группа по объявлению, и руководителю нет никакого дела до попутчиков.
 +
 
 +
Проверяется, имеет ли формально право руководитель вести поход, имеет ли такое право участник. Потом рассматривается группа в целом - все ли участники имеют право на поход, или часть по 1/3 или еще как. Достаточен ли их опыт. Есть ли кто еще опытный в команде, на непредвиденный случай или как подспорье/противовес руководителю. Смотрится возраст - насколько группа с одной стороны "цельная", а с другой - не слишком ли молодая и ретивая.
  
Проверяется, имеет ли формально право руковод вести поход, имеет ли такое право участник. Потом рассматривается группа в целом - все ли участники имеют право на поход, или часть по 1/3 или еще как. Достаточен ли их опыт. Есть ли кто еще опытный в команде, на непредвиденный случай или как подспорье/противовес руководу. Смотрится возраст - насколько группа с одной стороны "цельная", а с другой - не слишком ли молодая и ретивая.
+
На этом этапе могут порекомендовать сходить в поход на категорию ниже, изменить маршрут под группу, вообще подумать о другом районе, подыскать себе еще несколько опытных участников. Еще раз повторюсь - МКК в первую очередь смотрит на состав. Просто прийдя с отлично проработанным маршрутом, но без списка участников, Вы получите консультацию именно по маршруту, но никак не продвинитесь в деле его защиты и утверждения.
  
В итоге список закрывается (такой Z) и ставится подпись, что соответствие сведений участников проверил.
+
Про адрес и телефон. Это не контакт для связи с участником во время подготовки к походу, а контакт в первую очередь с родственниками во время похода. Поэтому вписывать сюда мобильный телефон, который во время похода будет лежать отключенным в рюкзаке не стоит.
 +
 
 +
В итоге список закрывается (такой Z) и членом МКК ставится подпись, что соответствие сведений участников проверил.
  
 
Еще раз, что для этого надо
 
Еще раз, что для этого надо
Строка 85: Строка 112:
 
Что после этого этапа делать нельзя
 
Что после этого этапа делать нельзя
 
*добавлять участников в группу - уже БОЛЬШАЯ проблема
 
*добавлять участников в группу - уже БОЛЬШАЯ проблема
*вычеркивать можно всегда, но это не совсем честно по отношению к МКК - группу уже оценили в целом, и изменение ее состава ,особенно в сторону ослабления - нехорошо.
+
*вычеркивать можно всегда, но это не совсем честно по отношению к МКК - группу уже оценили в целом, и изменение ее состава, особенно в сторону ослабления - нехорошо.
  
 
Не забудьте про 2ой экземпляр!
 
Не забудьте про 2ой экземпляр!
  
 
Поздравляю, самую муторную часть защиты Вы прошли! :)
 
Поздравляю, самую муторную часть защиты Вы прошли! :)
 
  
 
====План похода и Схема маршрута - разделы 3,4,5,6====
 
====План похода и Схема маршрута - разделы 3,4,5,6====
 +
Это наиболее сложные разделы. Не в плане организации, а в плане принятия основных решений о походе. Поэтому окончательно заполняются они обычно последними. Но работать над ними начинают параллельно со сбором участников :)
  
Это наиболее сложные разделы. Не в плане организации, а в плане принятия основных решений о походе. Поэтому заполняются они обычно последними. Но работать над ними начинают параллельно со сбором участников :)
+
Рекомендую не заполнять их достоточно долго. Если Раздел 2 лучше заполнить и подписать заранее, так как это требует встреч со многими людьми, то здесь основное - консультации и согласование маршрута с МКК по карте, фоткам и черновикам плана по дням. Зачем писать несогласованный план похода (раздел 3), а потом переписывать совершенно другой в раздел 4? Лучше все согласовать, а потом заполнить сразу раздел 3, а в раздел 4 вписать "без изменений". Это технические вопросы.
 
 
Рекомендую не заполнять их достоточно долго. Если Раздел 2 лучше заполнить и подписать заранее, тк это требует встреч со многими людьми, то здесь основное - консультации и согласование маршрута с МКК по карте, фоткам и черновикам плана по дням. Зачем писать несогласованный план похода (раздел 3), а потом переписывать совершенно другой в раздел 4? Лучше все согласовать, а потом заполнить сразу раздел 3, а в раздел 4 вписать "без изменений". Это технические вопросы.
 
 
 
  
 
Теперь вопросы основные. Что и как писать в "плане похода"? Писать надо то, что Вы собираетесь идти, и как Вы собираетесь идти. Реально раскидать по дням основную нитку. Вставить дневки/полудневки. Или возможно обосновать их отсутствие незначительным километражом/сложностью заложенных дней (например, день "а/л Джантуган - ур. Зеленая Гостиница"). Лучше буть чуть-чуть пессимистом.  
 
Теперь вопросы основные. Что и как писать в "плане похода"? Писать надо то, что Вы собираетесь идти, и как Вы собираетесь идти. Реально раскидать по дням основную нитку. Вставить дневки/полудневки. Или возможно обосновать их отсутствие незначительным километражом/сложностью заложенных дней (например, день "а/л Джантуган - ур. Зеленая Гостиница"). Лучше буть чуть-чуть пессимистом.  
  
Неплохо здесь разбить маршрут на логические участки, например по заброскам, альплагерям, кольцам, радиалкам. Тогда в МКК сразу увидят, что не все так страшно и у вас не 30 суток ломежки без дневок, а всего лишь 4 кусочка по 6...7 реальных ходовых дней с сауной и столовыми в альплагерях между ними. Запасные дни тоже желательно не писать недлей в конце маршрута, а реально расставить по этим участкам. Вы ведь все равно продукты будете брать с учетм запасных дней на участок, а не на весь поход с самого начала ;)     
+
Неплохо здесь разбить маршрут на логические участки, например по заброскам, альплагерям, кольцам, радиалкам. Тогда в МКК сразу увидят, что не все так страшно и у вас не 30 суток ломежки без дневок, а всего лишь 4 кусочка по 6...7 реальных ходовых дней с сауной и столовыми в альплагерях между ними. Запасные дни тоже желательно не писать неделей в конце маршрута, а реально расставить по этим участкам. Вы ведь все равно продукты будете брать с учетм запасных дней на участок, а не на весь поход с самого начала ;)     
  
С основной ниткой понятно. Теперь запасные варианты. Они ДОЛЖНЫ быть на каждый участок маршрута. В любой точке надо иметь альтернативный путь. ВСЕГДА что-то может пойти не так, как задумывалось. Вы, как руководитель, естественно все это в голове держите - ну так и расскажите об этом МКК и собственным участникам. Очень нехорошо получается, когда Вы сходите с маршрута не по запасному варианту ,а так, импровизируя. Особенно в чрезвычайной ситуации. Это говорит о том, что Вы недостаточно подготовились и еще не полностью осознали свою ответственность как руководителя. Итак, запасные и аварийные варианты должны быть проработаны и вписаны в маршрутку, также, как основная нитка.
+
С основной ниткой понятно. Теперь запасные варианты. Они ДОЛЖНЫ быть на каждый участок маршрута. В любой точке надо иметь альтернативный путь. ВСЕГДА что-то может пойти не так, как задумывалось. Вы, как руководитель, естественно все это в голове держите - ну так и расскажите об этом МКК и собственным участникам. Очень нехорошо получается, когда Вы сходите с маршрута не по запасному варианту, а так, импровизируя. Особенно в чрезвычайной ситуации. Это говорит о том, что Вы недостаточно подготовились и еще не полностью осознали свою ответственность как руководителя. Итак, запасные и аварийные варианты должны быть проработаны и вписаны в маршрутку, также, как основная нитка. Это очень важно!!!
  
Теперь о бонусах. Если мы составим консервативный маршрут, а команда и погода дадут шанс выполнить большее - не стесняйтесь выполнять. Только подготовьтесь заранее ;) . Ведь Вы еще в Москве определили, что с этого перевала можно и на вершинку сбегать, или что во время дневки часть группы к озеру захочет прогуляться и тд. Вы все это уже продумали. Теперь только осталось согласовать с МКК. Тут могут быть проблемы - типа слишком молоды, незачем вам столько ходить и тд. Но тут уж дело руковода - убедить, что при благоприятных условиях это сделать стоит.  
+
Теперь о бонусах. Если мы составим консервативный маршрут, а команда и погода дадут шанс выполнить большее - не стесняйтесь выполнять. Только подготовьтесь заранее ;) . Ведь Вы еще в Москве определили, что с этого перевала можно и на вершинку сбегать, или что во время дневки часть группы к озеру захочет прогуляться и тд. Вы все это уже продумали. Теперь только осталось согласовать с МКК. Тут могут быть проблемы - типа слишком молоды, незачем вам столько ходить и тд. Но тут уж дело руководителя - убедить, что при благоприятных условиях это сделать стоит.  
 
Такие штуки можно вписать в основную нитку, заложив на каждую запасной вариант, а можно вынести в отдельный раздел и согласовать условия, при которых осущетсвлять. Гораздо лучше будет, если вы пройдете дополнительно согласованное и заявленное ранее препятствие, чем навернетесь на незаяве в стороне от маршрута.
 
Такие штуки можно вписать в основную нитку, заложив на каждую запасной вариант, а можно вынести в отдельный раздел и согласовать условия, при которых осущетсвлять. Гораздо лучше будет, если вы пройдете дополнительно согласованное и заявленное ранее препятствие, чем навернетесь на незаяве в стороне от маршрута.
  
Итак, все возможно. И из-за этого данный этап разработки - самый сложный. На чем-то придется остановиться и внести в маршрутку. Возможно, страницы Вам окажется мало - не беда, подклейте еще. Надеюсь, что в Ваш план полностью совпадет с мнением МКК и в раздел 4 впишут "Без изменений"
+
Итак, все возможно. И из-за этого данный этап разработки - самый сложный. На чем-то придется остановиться и внести в маршрутку. Возможно, страницы Вам окажется мало - не беда, подклейте еще. Надеюсь, что Ваш план полностью совпадет с мнением МКК и в раздел 4 впишут "Без изменений"
 
   
 
   
В раздел 5 (Схема маршрута) лучше приложить полноценную карту, с нанесенным основным маршрутом, местами планируемых стоянок (с датами), запасными вариантами и бонусами. По этой карте, случись что, вас будут искать и спасать.
+
В раздел 5 (Схема маршрута) лучше приложить полноценную карту, с нанесенным основным маршрутом, местами планируемых стоянок (с датами), запасными вариантами и бонусами. По этой карте, случись что, вас будут искать и спасать. Желательно разные нитки (основную, аварийную, "бонусную") рисовать разным цветом/пунктиром. Карту лучше вклеить полномасштабную ,а не ужатые до А4 три топографических листа. Маршрутка при этом пухнет, но и МКК спокойнее - не у всех зрение 100% и не все район так как Вы знают.
 +
 +
Сложные участки маршрута (раздел 6) заполняются на автомате, после согласования плана похода. Вы ведь хорошо знаете свой маршрут и готовы объяснить МКК, как и что будете проходить - поэтому сюда впишите без затруднений. Единственное - если перевал у Вас 2А, то и здесь он должен "выглядеть" на 2А и отписки типа "скальный склон, личная техника" не подойдут. Укажите протяженность, крутизну и характер склонов, опасности, тактику прохождения (например, для камнеопасного кулуара - "стоянка под перевальным взлетом, выход в 4.00, пересечение по одному с выставлением наблюдателей")
  
Сложные участки маршрута (раздел 6) заполняются на автомате, после согласования плана похода. Вы ведь хорошо знаете свой маршрут и готовы объяснить МКК, как и что будете проходить - поэтому сюда впишите без затруднений. Единственное - если перевал у Вас 2А, то и здесь он должен "выглядеть" на 2А и отписки типа "скальный склон, личная техника" не подойдут. Укажите протяженность, крутизну и характер склонов, опасности, тактику прохождения (например, какнеопасный кулуар - "стоянка под перевальным взлетом, выход в 4.00, пересечение по одному с выставлением наблюдателей")
+
В МКК лучше ездить с курвиметром - частые изменения в маршруте требуют быстрого пересчета километража, дневного и суммарного. Указывать его в разделе 3 можно как с коэффициентом, так и без него - только уточните.
  
 
Резюме.
 
Резюме.
Строка 118: Строка 144:
 
*заносите его в маршрутку
 
*заносите его в маршрутку
 
*окончательно согласовываете уже по внесенному в маршрутку
 
*окончательно согласовываете уже по внесенному в маршрутку
*быстренько рисуете на картах нитку и вклеиваете карты
+
*быстренько рисуете на картах нитку и вклеиваете карты, считаете и вписываете километраж
 
*дописываете основные препятствия
 
*дописываете основные препятствия
  
Возможно, члены МКК утомятся с Вами так работать, однако вы получите от них максимум информации, вариантов и тд.
+
Возможно, члены МКК утомятся с Вами так работать, однако вы получите от них максимум информации, вариантов и тд. Реально, прийдя в МКК с горой материалов по району (изученных Вами!!!), заполненным списком участников, можно за вечер согласовать маршрут, внести его в книжку и окончательно защититься. Но лучше, конечно, все это делать заранее и в более спокойном темпе.
  
 
====Остальное :)====
 
====Остальное :)====
 +
Обычно к этому моменту поход уже полностью распланирован - составлена раскладка, снаряж и тд.
  
Обычно к этому моменту поход уже полностью распланирован - составлена раскладка, снаряж и тд.
 
 
Заполнение раздела 1 - титульной страницы - элементарное краткое переписывание из плана похода.
 
Заполнение раздела 1 - титульной страницы - элементарное краткое переписывание из плана похода.
 
Даты начала/окончания - с запасными днями, согласованную категорию маршрута.
 
Даты начала/окончания - с запасными днями, согласованную категорию маршрута.
Не забудьте только вписать фио руковода и его координаты.
+
Не забудьте только вписать фио руководителя и его координаты.
  
В раздел 7 (материальное обеспечение) для руководителя не сложно вписать специальное снаряжение, так же, как и заплнить табличку внизу. Вы естественно должны конролировать работу завхоза и завснара и знать общий вес общественного снаряжа и планируемую норму продуктов в день. Также Вы естественно должны представлять, какие личные вещи участникам следует взять и сколько примерно это все будет весить. Иначе Вы не готовитесь к походу. В итоге должно получиться не более 20 кг на женщину и не более 25...30 кг на мужчину. Тут, конечно, многое зависит от вида туризма, категории и продолжительности, вожможны цифири и в 50...60 кг - но Вы определенно должны их брать не с потолка и стремиться снизить.
+
В раздел 7 (материальное обеспечение) для руководителя не сложно вписать специальное снаряжение, так же, как и заполнить табличку внизу. Вы естественно должны конролировать работу завхоза и завснара. Знать общий вес общественного снаряжа и планируемую норму продуктов в день. Также Вы естественно должны представлять, какие личные вещи участникам следует взять и сколько примерно это все будет весить. Иначе Вы не готовитесь к походу. В итоге должно получиться не более 20 кг на женщину и не более 25...30 кг на мужчину. Тут, конечно, многое зависит от вида туризма, категории и продолжительности, возможны цифири и в 50...60 кг - но Вы определенно должны их брать не с потолка и стремиться снизить. МКК может попросить объяснений, как значения получены, почему решили есть именно 300 грамм в течении месяца. Очень внимательно относятся к списку группового и личного специального снаряжения - часто требуют наличия на маршруте чего-то, чего Вы изначально брать не хотели. Торгуйте... ой, обоснованно отстаивайте свою позицию, если уверены, что парят контрольный груз. Но уж если вписали - то обязательно берите.
 
Не забудьте подписаться подо всеми цифрами :)  
 
Не забудьте подписаться подо всеми цифрами :)  
  
Раздел 10 - результаты проверки на местности - тоже можно заполнить по месту ,если конечно Вы в чем-то подобном участвовали (кросс-поход, выход и тд)
+
Ходатайство МКК - это если Вы хотите заверить опыт участников и предварительный маршрут в одном месте, например у нас в МКК, но защитить там же не можете - полномочий у МКК не хватает. Случай специальный, хотя не редкий. Вам лично туда ничего писать не надо.
  
Ходатайство МКК - сами почитаете, если нужно, наша МКК напишет
+
В разделе 9 до защиты впишите фио руководителя (свое), а во время защиты впишите состав МКК, ее наименование, подчеркните, что у Вас все хорошо (слова без частицы "не").
  
В разделе 9 до защиты впишите фио руковода, а во время защиты впишите состав МКК, ее наименование, подчеркните, что у Вас все хорошо.
+
Раздел 10 - результаты проверки на местности - тоже можно заполнить по месту, если конечно Вы в чем-то подобном участвовали (кросс-поход, выход и тд). Обычно как проверку на местности вписывают кросс-поход, буревестник или еще какое мероприятие. Если же поход готовится серьезно, и Вы заранее его защищаете в МКК, то часто проводится специальный выход, куда приглашается кто-то из гуру туризма. Очень полезно в плане роста.
  
В раздел 11 тоже впишитесь. Особые указания и сроки сдачи отчета впишет МКК. Внимательно отнеситесь к "Особым указаниям"! Если Вам что-то не ясно - сразу переспросите, уточните. Вы составляете что-то вроде договора - все должно быть прозрачно.
+
В раздел 11 тоже впишитесь. Особые указания и сроки сдачи отчета впишет МКК. Внимательно отнеситесь к "Особым указаниям"! Если Вам что-то не ясно - сразу переспросите, уточните. Вы составляете договора - все должно быть прозрачно.
  
В раздел 12 - Контрольные пункты и сроки - обычно
+
Раздел 12 - Контрольные пункты и сроки - соответствует названию, вписывают обычно
 
*в первую строчку  - куда сообщать о выходе на маршрут
 
*в первую строчку  - куда сообщать о выходе на маршрут
 
*во вторую - куда сообщать о завершении маршрута.
 
*во вторую - куда сообщать о завершении маршрута.
В графы "из" и "до" указываете сначала место и дату, откуда сумеете отметиться о выходе, в следующей строчке - контрольную дату и место ,откуда сообщите о завершении маршрута. Могут, конечно, попросить выйти на связь откуда-то по ходу, но это уже Вам объяснят подробно.
+
В графы "из" и "до" указываете сначала место и дату, откуда сумеете отметиться о старте, в следующей строчке - контрольную дату и место, откуда сообщите о завершении маршрута. Могут, конечно, попросить выйти на связь откуда-то по ходу, но это уже Вам объяснят подробно.
  
 
После этого - сбор подписей членов МКК внизу странички.
 
После этого - сбор подписей членов МКК внизу странички.
  
Думаете все? А вот и нет :) Маршрутку еще надо зарегистрировать
+
Думаете все, можно уезжать? А вот и нет :) Маршрутку еще надо зарегистрировать
  
 
====Регистрация маршрутки====
 
====Регистрация маршрутки====
 
+
Обычно в МКК есть секретарь. Это не обязательно опытный турист, который консультирует и подписывает. Это часто именно секретарь - хранитель печатей и бумажек. Надо узнать, кто он, где, как найти и
*надо поставить печать рядом с подписями членов комиссии и дату. С этим могут быть проблемы ,тк членов МКК много, а печать может быть всего одна.
+
*поставить печать рядом с подписями членов комиссии и дату. С этим могут быть проблемы, тк членов МКК много, а печать всего одна.
*надо получить и вписать номер маршрутки на титульном листе - тоже обычно у секретаря. Он сразу ставит и печать ,и регистрирует книжку, и забирает один экземпляр для МКК. Вы ведь не забыли, что все это делается с 2мя экземплярами :)? Все это надо сделатьв обеих.
+
*получить и вписать номер маршрутки на титульном листе. Он сразу ставит и печать, и регистрирует книжку, и забирает один экземпляр для МКК. Вы ведь не забыли, что все это делается с 2мя экземплярами :)? Все это надо сделатьв обеих.
  
 
====На маршруте====
 
====На маршруте====
надо ее беречь и не терять.  
+
Книжку надо беречь и не терять.  
Звонить/телеграфировать, как написано в разделе 12. Ставить отметки и замечания у спасателей в специально отведенном разделе 13. Кстати, они часто забывают пропечатать маршрутку - отмечают группу только у себя в тетрадках. Не поленитесь, напомните им и о своей книжке. На защите похода Вы обоснованно будете говорить о регистрации у спасателей и тд.
+
Звонить/телеграфировать, как написано в разделе 12. Ставить отметки и замечания у спасателей в специально отведенном разделе 13. Кстати, они часто забывают пропечатать маршрутку - отмечают группу только у себя в тетрадках. Не поленитесь, напомните им и о своей книжке. На защите похода Вы обоснованно будете говорить о регистрации у спасателей, консультациях и тд.
 
Писать много отсебятины в маршрутке не принято, но зафиксировать на полях какой-то телефон/адрес, частоту спасателей и тд будет очень полезно.
 
Писать много отсебятины в маршрутке не принято, но зафиксировать на полях какой-то телефон/адрес, частоту спасателей и тд будет очень полезно.
  
 
====После похода====
 
====После похода====
...пишем отчет и защищаемся. На защиту не забываем принести свой экземпляр маршрутки и распечатанные справки. По резульататам защиты в раздел 14 вписывается решение о зачете похода ,указывается количество выданных справок, ставится подпись председателя МКК и печать.
+
...пишем отчет и защищаемся. На защиту не забываем принести свой экземпляр маршрутки и распечатанные справки. По резульататам защиты в раздел 14 вписывается решение о зачете похода, указывается количество выданных справок, ставится подпись председателя МКК и печать.
  
 
Теперь маршрутку можно положить на полочку и обращаться как к образцу при подготовке к следующим походам. :)
 
Теперь маршрутку можно положить на полочку и обращаться как к образцу при подготовке к следующим походам. :)
 +
 +
Хотя нет - есть ведь раздолбаи, теряющие справки. Для восстановления справки надо обратиться в МКК, и предъявить любой экземпляр маршрутки. Обычно берут у руководителя - он как-то ближе участникам.
 +
 +
===Разное===
 +
*маршрутку можно распечатать самому, при этом часть данных не вписывать, а впечатать - смотрится куда лучше. Вордовские образцы лежат на многих сайтах, в том числе и у нас
 +
*марщрутка разрабатывалась достаточно давно, до распространения мобильной и спутниковой связи. Поэтому предполагает оффлайновую систему взаимодействия с командой во время похода. Ну, когда вы ушли в черную дыру и до контрольного срока вернулись обратно. Сейчас же доступны гораздо больше способов связи, чем телеграммы из конечных пунктов. Обсудите с МКК возможные альтернативные каналы - звонки на мобильный и тд. Результаты тоже можно вписать в маршрутку.

Версия 11:42, 10 октября 2006

Для кого

  • для будущих руководителей походов 1...2 кс, ранее не заполнявших маршрутку

Цели и задачи

  • рассказать им, что такое маршрутка и как ее заполнять
  • объяснить необходимость маршрутки руководам
  • объяснить, что маршрутка - "живой" документ для удовбства взаимодействия с МКК, а не догма
  • снять нагрузку по разъяснению основ с МКК при оформлении походов
  • поднять уровень заполняемых маршруток

Время

1...1,5 часа

Материалы

  • образец заполненной маршрутки
  • раздаточный материал с основными тезисами - памятка на 1 страницу

С чем связана

надо написать еще

  • про подготовку (разработку) маршрута
  • работу руковода+фотографа+хронометриста на маршруте
  • про составление отчетов

тк все эти документы - часть общего единого цикла, внешние фрагментарные проявления целостного процесса "организация и проведение похода"

Конспект лекционной части

Что такое, для чего нужна

Маршрутка по сути - договор между участниками, руководителем и МКК, фиксирующий допустимые действия, права и обязанности на время проведения похода.

  • основной документ похода
  • краткий план-отчет
  • единое место хранения самой актуальной информации о походе - любой участник может взять маршрутку и по ней сориентироваться в ситуации

Маршрутка, как и любой договор, составляется в 2х равнозначных экземплярах - один для МКК, второй для руководителя

Кому нужна

Руководителю

для

  • систематизации и фиксации собственных мыслей
  • фиксации состава участников, сбора их личных данных
  • тщательной проработки и фиксации плана маршрута
  • обдумывания и фиксации запасных и аварийных вариантов
  • анализа и описания для себя и участников наиболее сложных участков маршрута
  • хранения схемы маршрута
  • обдумывания и составления списка снаряжения, продуктов
  • хранения контактной информации для связи с Большой землей
  • занесения отметок о прохождении спасателей, пограничников, отделений связи и тд для подтверждения нахождения в определенной точке маршрута
  • оформления и восстановления справок участникам
  • отчетности по уголовной ответственности

МКК

для

  • проверки того, что руководитель подумал над перечисленными выше впоросами
  • фиксации дополнительных рекомендаций/ограничений/пожеланий
  • для единнобразности процесса рассмотрения заявки на поход
  • хранения на время похода у себя минимально необходимой информации о маршруте/участниках
  • хранения и отслеживания контрольного срока для группы
  • оценки пройденного маршрута, соотнесения заявленного с проделанным
  • оформления и восстановления справок участникам
  • отчетности по уголовной ответственности

Участникам

  • из нее можно узнать, что, когда и как планируется делать
  • как вести себя в чрезвычайной ситуации - куда выходить, куда сообщать и тд
  • подпись в маршрутке подтверждает согласие с правами и обязанностями на время похода

Содержание

Состоит из основных разделов, всего 14

  1. Общие сведения
  2. Состав группы
  3. План похода заявленный
  4. План похода согласованный с МКК
  5. Схема маршрута
  6. Сложные участки маршрута и способы их преодоления
  7. Материальное обеспечение группы
  8. Ходатайство МКК
  9. Результаты рассмотрения в МКК
  10. Результаты проверки на местности
  11. Заключение МКК
  12. Контрольные пункты и сроки
  13. Отметка КСС, дополнительные указания, замечания
  14. Решение о зачете похода

По идее, разделы заполняются по порядку. 1-3, 5-7 - руководителем до заявки в МКК, 6 - в МКК при согласовании маршрута ,8-12 - членами МКК в процессе выпуска группы на маршрут ,13- на маршруте, 14 - после защиты похода и получения справок. В реальности все несколько по-другому. Рассказывать, что писать в каждом разделе отдельно не буду, расскажу, как я заполняю всю маршрутку

Как заполнять

Заполнять сразу в 2х экземплярах!!!

МКК обычно знает, на что Вы способны и примерно куда собираетесь идти. Или это неформально уточняет во вводной беседе. Поэтому основной вопрос к Вам - с кем пойдете? И в первую очередь смотрят в раздел 2 "состав группы".

Состав группы - раздел 2

В этом разделе должны быть перечислены все участники похода с общими данными, а также с туристским опытом, обязанностями в походе и росписью в знании "правил". При рассмотрении данного раздела опыт надо подтверждать справками.

Итого, технически наиболее сложное в маршрутке - оформление списка участников!!! Потому как требуется собрать со всех подписи и справки. Причем подписи сразу в 2х экземплярах маршрутки.

Специально обученный человек в МКК проверяет справки, возможно, беседует об опыте участника. Поэтому хорошо, когда есть сам участник и он готов рассказать о прошлых походах. Или руководитель сам обязан поинтересоваться о туристском опыте участника и в МКК достойно ответить за него. Иначе создается впечатление, что в поход идет группа по объявлению, и руководителю нет никакого дела до попутчиков.

Проверяется, имеет ли формально право руководитель вести поход, имеет ли такое право участник. Потом рассматривается группа в целом - все ли участники имеют право на поход, или часть по 1/3 или еще как. Достаточен ли их опыт. Есть ли кто еще опытный в команде, на непредвиденный случай или как подспорье/противовес руководителю. Смотрится возраст - насколько группа с одной стороны "цельная", а с другой - не слишком ли молодая и ретивая.

На этом этапе могут порекомендовать сходить в поход на категорию ниже, изменить маршрут под группу, вообще подумать о другом районе, подыскать себе еще несколько опытных участников. Еще раз повторюсь - МКК в первую очередь смотрит на состав. Просто прийдя с отлично проработанным маршрутом, но без списка участников, Вы получите консультацию именно по маршруту, но никак не продвинитесь в деле его защиты и утверждения.

Про адрес и телефон. Это не контакт для связи с участником во время подготовки к походу, а контакт в первую очередь с родственниками во время похода. Поэтому вписывать сюда мобильный телефон, который во время похода будет лежать отключенным в рюкзаке не стоит.

В итоге список закрывается (такой Z) и членом МКК ставится подпись, что соответствие сведений участников проверил.

Еще раз, что для этого надо

  • чтобы все было заполнено
  • чтобы каждый участник расписался в обеих экземплярах маршрутки
  • чтобы были справки за вписанные в маршрутку походы участников
  • чтобы были заполнены обязанности в группе
  • чтобы была определена категория похода :)

Что после этого этапа делать нельзя

  • добавлять участников в группу - уже БОЛЬШАЯ проблема
  • вычеркивать можно всегда, но это не совсем честно по отношению к МКК - группу уже оценили в целом, и изменение ее состава, особенно в сторону ослабления - нехорошо.

Не забудьте про 2ой экземпляр!

Поздравляю, самую муторную часть защиты Вы прошли! :)

План похода и Схема маршрута - разделы 3,4,5,6

Это наиболее сложные разделы. Не в плане организации, а в плане принятия основных решений о походе. Поэтому окончательно заполняются они обычно последними. Но работать над ними начинают параллельно со сбором участников :)

Рекомендую не заполнять их достоточно долго. Если Раздел 2 лучше заполнить и подписать заранее, так как это требует встреч со многими людьми, то здесь основное - консультации и согласование маршрута с МКК по карте, фоткам и черновикам плана по дням. Зачем писать несогласованный план похода (раздел 3), а потом переписывать совершенно другой в раздел 4? Лучше все согласовать, а потом заполнить сразу раздел 3, а в раздел 4 вписать "без изменений". Это технические вопросы.

Теперь вопросы основные. Что и как писать в "плане похода"? Писать надо то, что Вы собираетесь идти, и как Вы собираетесь идти. Реально раскидать по дням основную нитку. Вставить дневки/полудневки. Или возможно обосновать их отсутствие незначительным километражом/сложностью заложенных дней (например, день "а/л Джантуган - ур. Зеленая Гостиница"). Лучше буть чуть-чуть пессимистом.

Неплохо здесь разбить маршрут на логические участки, например по заброскам, альплагерям, кольцам, радиалкам. Тогда в МКК сразу увидят, что не все так страшно и у вас не 30 суток ломежки без дневок, а всего лишь 4 кусочка по 6...7 реальных ходовых дней с сауной и столовыми в альплагерях между ними. Запасные дни тоже желательно не писать неделей в конце маршрута, а реально расставить по этим участкам. Вы ведь все равно продукты будете брать с учетм запасных дней на участок, а не на весь поход с самого начала ;)

С основной ниткой понятно. Теперь запасные варианты. Они ДОЛЖНЫ быть на каждый участок маршрута. В любой точке надо иметь альтернативный путь. ВСЕГДА что-то может пойти не так, как задумывалось. Вы, как руководитель, естественно все это в голове держите - ну так и расскажите об этом МКК и собственным участникам. Очень нехорошо получается, когда Вы сходите с маршрута не по запасному варианту, а так, импровизируя. Особенно в чрезвычайной ситуации. Это говорит о том, что Вы недостаточно подготовились и еще не полностью осознали свою ответственность как руководителя. Итак, запасные и аварийные варианты должны быть проработаны и вписаны в маршрутку, также, как основная нитка. Это очень важно!!!

Теперь о бонусах. Если мы составим консервативный маршрут, а команда и погода дадут шанс выполнить большее - не стесняйтесь выполнять. Только подготовьтесь заранее ;) . Ведь Вы еще в Москве определили, что с этого перевала можно и на вершинку сбегать, или что во время дневки часть группы к озеру захочет прогуляться и тд. Вы все это уже продумали. Теперь только осталось согласовать с МКК. Тут могут быть проблемы - типа слишком молоды, незачем вам столько ходить и тд. Но тут уж дело руководителя - убедить, что при благоприятных условиях это сделать стоит. Такие штуки можно вписать в основную нитку, заложив на каждую запасной вариант, а можно вынести в отдельный раздел и согласовать условия, при которых осущетсвлять. Гораздо лучше будет, если вы пройдете дополнительно согласованное и заявленное ранее препятствие, чем навернетесь на незаяве в стороне от маршрута.

Итак, все возможно. И из-за этого данный этап разработки - самый сложный. На чем-то придется остановиться и внести в маршрутку. Возможно, страницы Вам окажется мало - не беда, подклейте еще. Надеюсь, что Ваш план полностью совпадет с мнением МКК и в раздел 4 впишут "Без изменений"

В раздел 5 (Схема маршрута) лучше приложить полноценную карту, с нанесенным основным маршрутом, местами планируемых стоянок (с датами), запасными вариантами и бонусами. По этой карте, случись что, вас будут искать и спасать. Желательно разные нитки (основную, аварийную, "бонусную") рисовать разным цветом/пунктиром. Карту лучше вклеить полномасштабную ,а не ужатые до А4 три топографических листа. Маршрутка при этом пухнет, но и МКК спокойнее - не у всех зрение 100% и не все район так как Вы знают.

Сложные участки маршрута (раздел 6) заполняются на автомате, после согласования плана похода. Вы ведь хорошо знаете свой маршрут и готовы объяснить МКК, как и что будете проходить - поэтому сюда впишите без затруднений. Единственное - если перевал у Вас 2А, то и здесь он должен "выглядеть" на 2А и отписки типа "скальный склон, личная техника" не подойдут. Укажите протяженность, крутизну и характер склонов, опасности, тактику прохождения (например, для камнеопасного кулуара - "стоянка под перевальным взлетом, выход в 4.00, пересечение по одному с выставлением наблюдателей")

В МКК лучше ездить с курвиметром - частые изменения в маршруте требуют быстрого пересчета километража, дневного и суммарного. Указывать его в разделе 3 можно как с коэффициентом, так и без него - только уточните.

Резюме.

  • имея на руках список группы, и все необходимые материалы (карты, фотки, отчеты) согласуете в частном порядке маршрут с основными членами МКК
  • заносите его в маршрутку
  • окончательно согласовываете уже по внесенному в маршрутку
  • быстренько рисуете на картах нитку и вклеиваете карты, считаете и вписываете километраж
  • дописываете основные препятствия

Возможно, члены МКК утомятся с Вами так работать, однако вы получите от них максимум информации, вариантов и тд. Реально, прийдя в МКК с горой материалов по району (изученных Вами!!!), заполненным списком участников, можно за вечер согласовать маршрут, внести его в книжку и окончательно защититься. Но лучше, конечно, все это делать заранее и в более спокойном темпе.

Остальное :)

Обычно к этому моменту поход уже полностью распланирован - составлена раскладка, снаряж и тд.

Заполнение раздела 1 - титульной страницы - элементарное краткое переписывание из плана похода. Даты начала/окончания - с запасными днями, согласованную категорию маршрута. Не забудьте только вписать фио руководителя и его координаты.

В раздел 7 (материальное обеспечение) для руководителя не сложно вписать специальное снаряжение, так же, как и заполнить табличку внизу. Вы естественно должны конролировать работу завхоза и завснара. Знать общий вес общественного снаряжа и планируемую норму продуктов в день. Также Вы естественно должны представлять, какие личные вещи участникам следует взять и сколько примерно это все будет весить. Иначе Вы не готовитесь к походу. В итоге должно получиться не более 20 кг на женщину и не более 25...30 кг на мужчину. Тут, конечно, многое зависит от вида туризма, категории и продолжительности, возможны цифири и в 50...60 кг - но Вы определенно должны их брать не с потолка и стремиться снизить. МКК может попросить объяснений, как значения получены, почему решили есть именно 300 грамм в течении месяца. Очень внимательно относятся к списку группового и личного специального снаряжения - часто требуют наличия на маршруте чего-то, чего Вы изначально брать не хотели. Торгуйте... ой, обоснованно отстаивайте свою позицию, если уверены, что парят контрольный груз. Но уж если вписали - то обязательно берите. Не забудьте подписаться подо всеми цифрами :)

Ходатайство МКК - это если Вы хотите заверить опыт участников и предварительный маршрут в одном месте, например у нас в МКК, но защитить там же не можете - полномочий у МКК не хватает. Случай специальный, хотя не редкий. Вам лично туда ничего писать не надо.

В разделе 9 до защиты впишите фио руководителя (свое), а во время защиты впишите состав МКК, ее наименование, подчеркните, что у Вас все хорошо (слова без частицы "не").

Раздел 10 - результаты проверки на местности - тоже можно заполнить по месту, если конечно Вы в чем-то подобном участвовали (кросс-поход, выход и тд). Обычно как проверку на местности вписывают кросс-поход, буревестник или еще какое мероприятие. Если же поход готовится серьезно, и Вы заранее его защищаете в МКК, то часто проводится специальный выход, куда приглашается кто-то из гуру туризма. Очень полезно в плане роста.

В раздел 11 тоже впишитесь. Особые указания и сроки сдачи отчета впишет МКК. Внимательно отнеситесь к "Особым указаниям"! Если Вам что-то не ясно - сразу переспросите, уточните. Вы составляете договора - все должно быть прозрачно.

Раздел 12 - Контрольные пункты и сроки - соответствует названию, вписывают обычно

  • в первую строчку - куда сообщать о выходе на маршрут
  • во вторую - куда сообщать о завершении маршрута.

В графы "из" и "до" указываете сначала место и дату, откуда сумеете отметиться о старте, в следующей строчке - контрольную дату и место, откуда сообщите о завершении маршрута. Могут, конечно, попросить выйти на связь откуда-то по ходу, но это уже Вам объяснят подробно.

После этого - сбор подписей членов МКК внизу странички.

Думаете все, можно уезжать? А вот и нет :) Маршрутку еще надо зарегистрировать

Регистрация маршрутки

Обычно в МКК есть секретарь. Это не обязательно опытный турист, который консультирует и подписывает. Это часто именно секретарь - хранитель печатей и бумажек. Надо узнать, кто он, где, как найти и

  • поставить печать рядом с подписями членов комиссии и дату. С этим могут быть проблемы, тк членов МКК много, а печать всего одна.
  • получить и вписать номер маршрутки на титульном листе. Он сразу ставит и печать, и регистрирует книжку, и забирает один экземпляр для МКК. Вы ведь не забыли, что все это делается с 2мя экземплярами :)? Все это надо сделатьв обеих.

На маршруте

Книжку надо беречь и не терять. Звонить/телеграфировать, как написано в разделе 12. Ставить отметки и замечания у спасателей в специально отведенном разделе 13. Кстати, они часто забывают пропечатать маршрутку - отмечают группу только у себя в тетрадках. Не поленитесь, напомните им и о своей книжке. На защите похода Вы обоснованно будете говорить о регистрации у спасателей, консультациях и тд. Писать много отсебятины в маршрутке не принято, но зафиксировать на полях какой-то телефон/адрес, частоту спасателей и тд будет очень полезно.

После похода

...пишем отчет и защищаемся. На защиту не забываем принести свой экземпляр маршрутки и распечатанные справки. По резульататам защиты в раздел 14 вписывается решение о зачете похода, указывается количество выданных справок, ставится подпись председателя МКК и печать.

Теперь маршрутку можно положить на полочку и обращаться как к образцу при подготовке к следующим походам. :)

Хотя нет - есть ведь раздолбаи, теряющие справки. Для восстановления справки надо обратиться в МКК, и предъявить любой экземпляр маршрутки. Обычно берут у руководителя - он как-то ближе участникам.

Разное

  • маршрутку можно распечатать самому, при этом часть данных не вписывать, а впечатать - смотрится куда лучше. Вордовские образцы лежат на многих сайтах, в том числе и у нас
  • марщрутка разрабатывалась достаточно давно, до распространения мобильной и спутниковой связи. Поэтому предполагает оффлайновую систему взаимодействия с командой во время похода. Ну, когда вы ушли в черную дыру и до контрольного срока вернулись обратно. Сейчас же доступны гораздо больше способов связи, чем телеграммы из конечных пунктов. Обсудите с МКК возможные альтернативные каналы - звонки на мобильный и тд. Результаты тоже можно вписать в маршрутку.