Р.Кереть-р.Охта-р.Воньга (Карелия), 17.07.2009-3.08.2009, рук. Брендель В. М.

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Планируется весьма жесткий поход по трем речкам, занимающий равно 2 рабочие недели. Уезжаем в пятницу поздно вечером в Мурманск, приезжаем в понедельник 3 августа рано утром в Москву. В конце маршрута, планируется посещение острова Соловки, отдых на Белом море.

Общая дистанция сплава - 314км. Вполне ходимо, самая большая сложность 3 переброски со стапелем-антистапелем, хотя и недалекие. Тупить на сплаве шансов не будет. Дневки и отдых будут, но на сплавных днях придется работать как следует. Если с Керети на 4 день в первой половине не перебросимся на Охту, едем сразу на Воньгу, и отдыхаем. Если комманда не поддержит сверх-жесткий режим похода, то будет Кереть-Воньга, 248км сплава.

Пока имеются суда - катамаран-2 (мой, при сложном варианте стоит вопрос об разумности брать его, на кате плыть тяжелее, но я его очень хочу взять для страховки), байдарка Скаут (Егор+его матрос).

Актуален вопрос - найти еще 2 байды приличного качества.

Итого получается 3-4байды+кат-2. Скорее всего все-таки будет Кереть-Воньга, но еще посмотрим. Решается коммандой. Но если решим идти все, потом чтоб никто не ныл, будем грести и днем и ночью если понадобится. Реально 14 дней похода (за вычетом времени в пути до Мурманска и обратно).

Общая идея. Все три реки находятся рядом и все текут в белое Море. Ближе всех к Мурмаснку - Кереть, посередине Воньга, затем Охта. План такой: Мурманск-электричка до Лоухи- доезжаем до Керети на машине, сплавляемся до моря 90км - 4 дня (лучше 3 дня).

Затем от пос. Кереть на машине до ст. Чупа, на электричке до Кеми, на машине до Охты, сплавляемся до моста, автобус до Кеми. - 3 дня (лучше 2 дня)

От Кеми на электричке до станции Энгоозеро, Сплав по Воньге 158км приплываем прямо на жд станцию Кузема - 5дней+1дневка (дневки может и не быть...).

1 день запаса для посещения острова Соловки и тупежки на Белом море. Если будет возможна переброска на машине в пределах 5000руб, я думаю будет разумно от Керети до Охты ехать на машине. Сэкономим силы.

Отчет о походе, может кому пригодится:

Туристско-спортивный союз России Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана Отчет о спортивном водном походе Третьей категории сложности по маршруту: г.Москва-г.Лоухи-р.Кереть-д.Кереть-р.Верхняя Куземка-о.Челозеро-о.Пильдозеро (нижнее)-р.Воньга-г.Кемь-о.Соловецкий-г.Кемь-г.Москва.

Район: Карелия Сроки проведения похода: 20.07-04.08.2009 Маршрутная книжка: 1/4-332 Руководитель: Брендель Вадим Михайлович Телефон: 8-926-278-87-93

Паспорт маршрута Вид туризма: водный Проводящая организация: Турклуб МГТУ им. Н, Э. Баумана Район проведения: Карелия Категория сложности: 3 (третья) Сроки проведения: 20.07-04.08.2009 Число участников: 6 человек Средства сплава: Катамаран 2-х местный «Инзер» - 1шт. Байдарка надувная «Скаут» - 1шт. Байдарка надувная Щука-3 – 1шт. Подробная нитка маршрута: г.Москва-г.Лоухи-р.Кереть-д.Кереть-р.Верхняя Куземка-о.Челозеро-о.Пильдозеро (нижнее)-р.Воньга-г.Кемь-о.Соловецкий-г.Кемь-г.Москва. Протяженность активной части маршрута: 180км. Определяющие препятствия маршрута р. Кереть Вид препятствия Категория Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения Пор. Щелевой первая 300м Шивера+слив 0.5м. По центру, затем ближе к левому берегу Пор. Кривой 1 первая 100м Зигзагообразная шивера Держаться правого берега Пор. Кирчуг первая 50м Шивера По струе Пор. Мураш вторая 500м Мощная шивера с поворотами, большие валы По центру ближе к правому берегу Пор. Сухой первая 50м Перекаты По центру Пор. Кривой 2 вторая 100м Зигзагообразная шивера По центру Пор. Долгий вторая 4500м Слив 0,5 м на всю ширину реки, проход ближе к левому берегу, далее шивера длиной около 4 км По струе Пор. Варацкий третья 400м Слив 0.7м, валы, бочки, камни, в конце еще один слив 0.7м, две струи Для байдарок – слева, для катамарана – по правому сливу (левый слив негабарит) Пор. Карешка первая 50м Перекат По струе Пор. Красно-быстрый третья 200м Шивера+3 слива 1м в шахматном порядке Проход правым берегом, затем маневры между сливами Пор. Масляный вторая 150м Шивера с поворотом и мощной бочкой по центру. По левому берегу, у правого берега камни (шкуродер) Пор. Павловский вторая 200м Шивера По центру Пор. Колупаевский вторая 1200м Протяженная шивера По струе Пор. Кривой 3 третья 1400м Мощная шивера, бочки По струе Пор. Морской третья 1500м Очень мощная шивера с валами и бочками По струе ближе к правому берегу р. Верхняя Куземка Вид препятствия Категория Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения Пор 1 первая 150м Перекаты По центру ближе к правому бергу Пор 2 первая 100м Перекаты По струе р. Воньга Вид препятствия Категория Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения Пор. Кошка первая 100м Шивера под разрушенным мостом В правый пролет моста Пор. Гагаринский Первая 300м Шивера, 3 ступени По струе Пор. Прямой Первая 200м Шивера, валы По струе Пор. Кривой Вторая 100м Шивера с поворотами и камнями По струе Пор. Горбатый Вторая 200м Мелководная шивера, много камней По центру Пор .Собачий Третья 300м Слив 1.5м, шивера, очень много камней Ближе к левому берегу, обнос по левому берегу Пор. Вяккер Третья 600м Длинная шивера с поворотами. 2 слива 1м. Один прямой, второй косой, валы и бочки По левой протоке, по центру струи Пор .Ассу Третья 700м Мощная шивера с резкими поворотами По струе

Сведения о районе проведения похода Маршрут проходит на территории Республики Карелия, территория которой имеет большое количество малых озер, соединенных протоками. Крупные реки стекают с возвышенности в Белое море. Препятствия образованы камнями и плитами в русле рек. Источник возникновения препятствий и порогов – ледник, прошедший по территории Карелии много веков назад. Река Кереть берет начало в о. Кереть, впадает в Кандалакшский залив Белого моря, собственная длина реки порядка 100км, средний уклон межозерных участков 1,3 м/км, берега заболоченные. Уклон на протяжении большей части реки малый, большое количество озер, сильно увеличивается при падении реки в море (до 15 м/км). Река Верхняя Куземка берет начало в о.Верхнее Кумозеро, впадает в Пильдозеро собственная длина реки порядка 20км, средний уклон 1,3 м/км, берега каменистые, является крупным правым притоком р.Воньги. Река Воньга берет начало в о. Энгозеро, впадает в Белое море, собственная длина реки порядка 135км. Общее падение — 71 м (в основном на порогах в нижнем течении), средний уклон — 1,1 м/км. Протекает через 12 озер (Пайозеро, Чогозеро, Пильдозеро, Синдамозеро, Мурамозеро, Гагарино (Кодагуб), Столбовое, Чекозеро, Медвежье, Собачье, Уманьгозеро (Половинное), Вяккер). Ширина Воньги — 25-40 м, глубина вне порогов — 0,7-2,5 м. Условно река делится на Верхнюю Воньгу (до Мурамозера) и Нижнюю Воньгу (за ним). Ни одного населенного пункта, кроме поселка Энгозеро и станции Воньга, на маршруте нет. Климат обуславливается северным положением территории республики Карелии и близостью Белого моря. В основном холодный: средняя летняя температура – 14-16 град С. Часты осадки, питание рек в основном дождевое. Карелия издавна славится красотой и богатством природы, преобладают хвойные и лиственные леса. Характерны – растения карельского типа, низкорослые, приспособленные к росту в заболоченных районах. В лесу много съедобных ягод и грибов, много различных птиц и зверей. Местное население представлено русскими и карелами, обитающими в крупных городах, рыбацких селения, лесозаготовках. Люди очень приветливые, на активной части маршрута деревень практически нет, поэтому встречаются только туристы, идущие тот же маршрут. Состав группы: 1. Брендель Вадим Михайлович 1984, ООО «Кобра-Оптикс», главный бухгалтер, г. Москва, ул. Керченская д. 20, кв. 27, 2ВР Березайка-Мста, 3ВУ Лоймола, 2ВУ Мста Руководитель, зав. снар., капитан Щюка-3 2. Копылова Марина Андреевна 1988, РЭА им. Г. В. Плеханова, студентка; НП МЦРП ИАУ специалист-аналитик, г. Москва, ул. Римского-Корсакова, д. 10, кв. 16, 2ВУ Кодина-Онега, 2ВУ Березайка-Мста Завхоз, финансист, матрос Щюка-3 3. Голубев Александр Алексеевич 1991, МГТУ им. Н. Э. Баумана, студент г. Москва, ул. Алтайская, д. 29, кв. 39., 2ВУ Березайка-Мста, Эколог, матрос К-2 4. Сабуров Сергей Анатольевич 1987, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, студент, г. Санкт-Петербург, пр. Королева, д.39, корп.2 , кв.60, 2ВУ Кодина-Онега, Хронометрист, капитан К-2 5. Кузнецов Егор Сергеевич 1988 МГТУ им. Н. Э. Баумана, студент г. Москва, Госпитальный переулок, д. 4/6, общ. N10., 2ВУ Березайка-Мста Рем. мастер, капитан надувной байдарки Скаут 6. Белова Дарья 1988 МГТУ им. Н. Э. Баумана, студентка, г. Москва, Госпитальный переулок, д. 4/6, общ. N10., 2ВУ Полисть, 1ВУ Нерская Медик, матрос надувной байдарки Скаут Все участники похода имеют туристический опыт достаточный для участия в данном походе. График движения по маршруту Техническое описание прохождения маршрута:

21.июля, вторник Кереть Прибытие на речке 5-00. Стапель. Старт 9-00. Сплав под непрерывным дождем. Преодолеваем озеро Петриярви, оз. Ниж. Ламба, пор. Щелевой, пор. Кривой, оз Долгое, пор. Керчуг, оз Керчуг. Встали на стоянку на правом берегу в протоке между оз. Керчуг и оз. Травяное 21-00 Очень сложные, весь день дождь, переходящий в ливень, холодно. +5-+10град С.

22.июля, среда Кереть Дневка, просушка вещей. К середине дня прояснилось, небо ясное, светил солнце. +15-+25град С.

23.июля, четверг Кереть Старт 14-00. Проходим оз.Травяное, пор. Мураш, оз Новое, пор. Сухой, пор. Кривой 2, оз. Кривое, пор. Долгий. Встали на стоянке в конце пор. Долгого на скалистом левом берегу 22-00. Ясное небо, к вечеру небо затянуло. При постановке лагеря заморосил мелкий дождь. +10-+15град С.

24.июля, пятница Кереть Старт 14-00. Прошли пор. Варацкий, оз Варцкое, пор. Карешка, пор. Краснобыстрый, пор. Масляный, пор. Павловский, пор. Колупаевсикй, пор. Кривой Спать не ложились. Хорошая погода.+10град-+15град С.

25.июля, суббота Кереть-Верхняя Куземка Продолжение сплава. Обнос сети через реку, проходим пор. Морской. Переброска на В. Куземку. Старт движения 20-00. Проходим малый перекат Пор 1. Доходим до середины о. Челозера, становимся на стоянку на мысу по левому берегу 22-00. Хорошая погода. +10град-+15град С. К вечеру на В. Куземке поднялся оч. сильный встречный ветер, затянуло тучами, заморосил дождь.

26.июля, воскресенье Верхняя Куземка. Дневка. Утром хорошая погода. Весь день оч. сильный ветер. Который чуть стихает в вечеру. +10-+12град С.

27 июля, понедельник Верхняя Куземка-Воньга Старт движения 15-00. Прошли до конца Челозера, перекат Пор 2, о.Майозеро., обнос полуразрушенный автомоста по левому берегу 20м. Еще один автомост, провод байдарок под мостом и обнос катамарана по левому берегу. Вышли в Нижнее Пильдоозеро, прошли 1/3. Встали на стоянку в 23-00. Погода ясная. К вечеру заволокло тучами. К ночи пошел дождь. +10-+15град С. Очень сильный встречный ветер. Катамаран проводят вдоль берега озер, иначе идти очень трудно.

28 июля, вторник. Воньга. Старт 14-00. Проходим до конца Пильдозеро, оз.Синдамозеро, волок 400м до о. Мурарамозеро, встали на стоянку 22-00 на берегу Мурамозера. Очень хорошая погода. +15-+20град С, штиль. В конце дня во время волока началась сильная гроза и дождь.

29 июля, среда Воньга В итоге старт около 16-00. Проходим Мурамозеро, пор Кошка, пор. Гагаринский, оз. Гагаринское, пор. Прямой, пор. Кривой, оз. Столбовое, пор. Горбатый. Сразу за порогом на правом возвышенном берегу хорошая стоянка. Встали в 23-00. Хорошая погода. +15-+20 град С.

30 июля, четверг. Воньга. Старт движения -15-00. Сплав по реке, проходим оз. Собачье, пор Собачий (байдарки – обнос 150м). Далее оз. Вяккер., пор. Вяккер. Хорошая погода. +15град-+20град. С.

31 июля, пятница. Воньга. Продолжение сплава. Проходим порог Ассу. Встали 1-30 за ж/д мостом на правом берегу. Подъем в 9.00. Антистапель. Отбытие на дизельном составе с блок-поста в 16-20. В 18-20 прибыли в Кемь. Хорошая погода. +15град-+20град. С.

Лоция р. Кереть

Пор. Щелевой 2 км от оз. Ниж. Лямба, виден со струи, хорошо лышен С правого берега первая стпень. С лвого берега вторая ступень Состоит из 2 ступеней. 1 ступень – струя чистая, проход по центру и ближе к правому берегу, между ступенями шивера 200 м, возможно зачалиться. 2 ступень – просмотр с левого берега, проход по основной струе между больших камней, слив чистый Линия движения читается с воды.

Пор. Кривой 1 500м от порога Щелевой С двух берегов Шивера с S-образным поворотом. Требует маневрирования, опасность повредить судно в малую воды Линия движения читается с воды

Пор. Кирчуг Выход из Кирчуг С воды Порог простой с небольшими валами, чистым проходом по центру. Линия движения читается с воды

Пор. Мураш. Высокие скалы по обоим берегам. С левого берега. Порог нужно просматривать, он хорошо слышен, но начинается с резкого поворота направо, поэтому с воды порог не виден. Порог очень эффектный, находится в скальном каньоне, требует хорошего маневрирования. Просмотр, разметка, страховка с левого берега

Пор. Сухой. 2 км от оз Новое. Порог простой проходится по центру без осмотра. Линия движения читается с воды.

Пор. Кривой 2. 2 км от ж/д моста. Порог посложнее, чем Кривой 1, но также несложный, представляет собой шиверу с поворотами русла. Читается с воды, проходится без осмотра. Линия движения читается с воды.

Пор. Долгий. 1 км от пор. Кривой 2. По левому берегу. Несколько ступеней, 1 ступень – слив 0,5 м на всю ширину реки, проход ближе к левому берегу, далее шивера длиной около 4 км. В её конце высокие скалы на левом берегу Линия движения читается с воды

Пор. Варацкий. Высокие скалы по левому берегу. По левому берегу. В пороге много камней, есть возможность поломки судов. Порог начинается с двух сливов – слева попроще, но узкий, справа мощный слив. За сливом ряд валов и бочек, нужно маневрировать, чтобы не напороться на камни. Просмотр обязателен. Съемка и страховка с берега и с воды.

Пор. Карешка Выход из оз Варацкое С воды Проходится по центру, простой порог. Линия движения читается с воды.

Пор. Красно-быстрый Резкий поворот русла налево, большой камень у левого берега, стоянка на левом берегу С левого берега. Заболоченная местность, много комаров. Порог представляет собой заходную шиверу, небольшой слив с бочкой, около 0.5м, затем еще 3 слива с 3 бочками в шахматном порядке. Просмотр обязателен. Съемка и страховка с берега и с воды.

Пор. Масляный Резкий поворот русла направо, видимое понижение. Порог хорошо слышен. Просмотр с правого берега У левого берега камни.. В пороге хорошие валы и бочки, русло поворачивает сначала направо затем налево. Нужно держать правого берега, там поглубже, хотя и бочки посерьезнее. Просмотр желателен.

Пор. Павловский 1.5 км от пор. Масляныый. Длинная шивера. Линия движения читается с воды.

Пор. Колупаевский. Сразу за пор. Павловский. Скальные ворота. Длинная шивера. Линия движения читается с воды.

Пор. Кривой 3. 1 км от пор Колупаевский. По правому берегую Длинная мощная шивера. Линия движения читается с воды.

Пор. Морской. Рыболовецкая сеть через все русло реки. Обнос сети и сразу порог. Просмотр с левого берега. Затруднен из-за каменистых высоких берегов и протяженности порога Длинная мощная шивера с большим уклоном, большими валами и бочками. Просмотр и страховка желательны, но проблематичны в виду большого уклона и протяженности порога. Берега высокие.

р. Верхняя Куземка

Пор 1. Автомост Мурманской трасы. Небольшие перекаты, мелкий слив. Линия движения читается с воды. Пор 2. Выход из Челозера. Небольшие перекаты. Линия движения читается с воды.

р. Воньга


Пор. Кошка. Разрушенный мост. С левого берега, с моста - просмотр. Перекаты, уходящие в пролет разрушенного моста, за ним небольшая бочка. Проход по правому берегу, у левого берега очень мелко, много камней.

Пор. Гагаринский. Вход в оз. Гагаринское. Шивера из трех ступеней. Линия движения читается с воды.

Пор. Прямой. Выход из. о. Гагаринское. С любого берега. Шивера. Линия движения читается с воды.

Пор. Кривой. 500м от порога Прямой. С левого берега. Шивера, струя петляет. Линия движения читается с воды

Пор. Горбатый. 1км от выхода из о. Столбовое. С левого берега. Шивера. Линия движения читается с воды.

Пор. Собачий. На левом берегу в середине порога – большой якорь. С левого берега - просмотр. Представляет собой слив слева, упирающий в плиту. Слив справа, который расходится на 2 рукава. По центру большой камень. В правом рукаве – дерево над струей на высоте 0.5 м. В пороге очень много камней, опасность повредить суда. При оверкиле опасность для людей пораниться об камни. Порог более безопасен при большой воде. Просмотр обязателен. Съемка и страховка с берега и с воды. Обнос по левому берегу 150м.

Пор. Вяккер. Выход из оз. Вяккер. Просмотр с обоих берегов. Вначале порога шивера, расходящаяся на 2 рукава (разделены длинным островом). Идти нужно левой протокой, дальше 2 слива с бочкой (0.7 и 1м) и валы. Много камней. В конце порога резкий поворот направо. Просмотр желателен. Страховка с берега затруднена из-за заболоченных берегов и большой протяженности порога.

Пор .Ассу. 2.5 км. от порога Вяккер. Ж/д мост. Просмотр с правого берега. Мощная шивера с поворотами русла. В конце порога – ж/д мост. Линия движения читается с воды

Финансовые затраты (2009г.) ТРАНСПОРТНЫЕ и СОПУТСТВУЮЩИЕ РАСХОДЫ: 1. Заброски и переезды группы на маршруте – 13 000 р. 2. Камера хранения – 2 260 р. 3. Морской катер до Соловецких островов и обратно – 6 900 р. ИТОГО ТРАНСПОРТНЫЕ и СОПУТСТВУЮЩИЕ РАСХОДЫ – 22160 р.

РАСХОДЫ НА ПИТАНИЕ (на 8 ходовых дней+2 дневки) – 9 800 р.

ИТОГО БЮДЖЕТ ПОХОДА (без стоимости ж/д билетов до Лоухов и обратно из Кеми)– 31 960 р.

Справочная информация Цель похода: активный отдых посреди красивой карельской природы. Варианты подъезда и отъезда:. р. Кереть – ж/д станция Лоухи, сплав от Лоухов от озера Павлово. р. Кереть – на машине до оз Нюкки. р. Кереть – на машине по трассе Москва-Мурманск до моста через речку перед порогом Кривой 2. р. Верхняя Куземка – на машине до моста через речку.. р. Воньга – на электричке до ст. Энгоозеро. р. Воньга – на машине по трассе Москва-Мурманск. До оз. Пайозеро. Велика вероятность не найти место наиболее близкое от трасы до оера. р. Воньга – заброска через Верхнюю Куземку (см. выше).

Аварийные выходы с маршрута: р. Кереть – а/м дорога Мост сразу за озером Новое. Трасса Москва-Мурманск, машин много. р. Кереть – ж/д дорога Мост за озером Новое. 2.5 км до станции Кереть. р. Верхняя Куземка. А/м мост перед Нижним Пильдозером, машины проезжают раз в 5-10 часов.

Предпоходная подготовка: Теоретическая подготовка группы, совместные ПВД, физическая подготовка (тренировки на выносливость) Изменения маршрута и их причины: Отменен запланированный сплав по р. Охта. (66км активной части). Причина: отставание от графика в связи с тяжелыми погодными условиями на старте маршрута.

Заключение, выводы и рекомендации 1. Маршрут представляет собой отличный вариант классического похода 3-й категории сложности. 2. Категорийность препятствий в распространенных лоциях зачастую завышены, однако сложность определяющих препятствий соответствует описаниям. В высокую воду некоторые препятствия становятся проще (порог Морской - р. Кереть, пор. Собачий – р. Воньга), сложность прочих препятствий возрастет. 3. В указанные сроки наблюдался средний уровень воды, на всем протяжении не потребовалось проводить лодки по перекатам. Однако для каркасных судов с выраженным килем, возможно потребуется проводка в верховьях Воньги. 4. Все три реки имеют свою особенную природу: Кереть – болотистые берега, Верхняя Куземка – высокие каменистые берега, продуваемые ветром, Воньга – озера с хорошими, часто песчаными пляжами. 5. Маршрут соответствует заявленной сложности в 3 к.с. Легко проходится за 2 недели группами из байдарок, с учетом обноса сложных препятствий. Группам с катамараном тяжелее, особенно при встречном ветре, но так же вполне реализуемо идти маршрут за 2 недели. 6. Выход в Белое море также позволяет познакомиться с морской природой Севера. Посещение о. Соловецкий – хорошее завершение маршрута, позволяет познакомиться с историей Соловецкой обители, провести познавательную экскурсию. 7. При разработке схожего маршрута следует обязательно предусмотреть запасные дни, в основном расходуемые на задержки прохождения маршрута связи со сложными погодными условиями.

Приложение 1. Дневник похода Идея похода – карельская классика без вафлей. Весьма напряженный темп, для чего было заявлено 3 реки – Кереть, Воньга, Охта. Недостаток отдыха должен быть скомпенсирован в конце отдыхом на Белом море с посещением о. Соловецкий и культурной программе по монастырю и прочим достопримечательностям. До похода связался с местными, для организации трансфера до р. Кереть, переброски до Воньги и до Охты. +7-921-457-20-67 – Павел, очень толковый человек, помог с заброской до Керети (УАЗ буханка, стандартная цена 2тыс. руб) и переброской до Воньги (10тыс. руб.). Изначально на Воньгу планировалась заброска на Энгоозеро, но туда нет возможности доехать на машине. Рядом с трассой Москва-Мурманск находится Пайозеро (около 1 км волок). +7-921-700-69-24 (noch.g@onego.ru, +7-81439-51300) Александр, Лоухи. Также занимается заброской до Керети и Писты. Дал информацию по р. Писта, которая протекает по пограничному району. Необходимо заполнить бланк по закону 59-ФВ от 02.05.06, заказать пропуска. (8-8142-78-20-21, 8-8142-78-20-25, 8-8142-56-09-46). Затем необходимо отослать список группы с паспортными данными (8-81439-383-97 и 8-81454-412-48, 8-814540419017).

20.07.09 Началось все еще в Москве. Мы с Сашей встретились днем и отвезли на Ленинградский вокзал в камеру хранения Катамаран и Щуку. Общий сбор на вокзале объявлен в 23-00. Встретились, забрали суда из камеры хранения, погрузились в поезд и поехали! На станции Свирь купили леща горячего копчения, очень вкусная рыбка!

21.07.09 Прибытие в Лоухи 3-30. Прибытие шестого участника (Сабурова Сергея) в 4-05. Нас встретил водитель на УАЗ «буханка», с которым заранее договаривались о доставке о реки еще в Москве. В Лоухах погода ясная 5-00 прибытие на р. Кереть, автомобильный мост между оз. Нюкки и оз.Петриярви. Удобная поляна сразу перед автодорожным мостом. Начало стапеля. Погода ухудшается, начинает лить мелкий дождь. 09-00. Начало сплава. На протяжении всего дня погода все более ухудшалась, дождь лил постоянно, иногда переходя в ливень. Сразу за автомобильным мостом начинается оз. Петриярви, при выходе из озера протока длиной около 1 км, в её конце небольшой порог-переход в оз. Ниж. Ламба (быстроток, струя чистая, проход по центру). Сплав по озерам был осложнен погодными условиями. Экипаж катамарана очень сильно тормозил группу, из-за отсутствия опыта сплава на этом типе судна. Чтобы не замерзать приходилось усиленно грести, однако потом приходилось долго ждать катамаран, чтобы указать направление движения. В обширных озерах весьма тяжело ориентироваться, лоция которую использовали оказалась весьма специфичной, сложность препятствий в ней завышена и описание местами не слишком детализировано. Пару раз делали большой крюк, пытаясь идти согласно лоции. В итоге, проще всего оказалось плыть наиболее очевидным путем, где просветы наиболее ярко выражены. При выходе из оз. Ниж. Ламба – пор. Щелевой, состоящий из 2 ступеней (1 ступень – струя чистая, проход по центру и ближе к правому берегу, между ступенями шивера 200 м, возможно причалиться, 2 ступень – просмотр с левого берега, проход по основной струе между больших камней, слив чистый). Слева от порога Щелевой хорошая стоянка, на которой был устроен поздний завтрак-обед (примерно с 13 до 14:30). Когда снимались со стоянки, снова начался дождь и уже не прекращался до 22-23 часов. После пор. Щелевой плес около 500м, за ним пор. Кривой и малый безымянный порог при выходе в озеро Долгое. Наиболее интересен Кривой, который представляет собой S-изгиб русла с шиверой. Порог требует маневрирования, однако, как и прочие легко читается с воды и проходится без осмотра. Затем следует оз. Долгое, где нас застал холодный ливень, люди устали. Сразу за оз. Долгое начинается небольшая протока с поворотом направо и небольшой порог Кирчуг. Порог простой с небольшими валами, чистым проходом по центру. За порогом – оз. Керчуг. В конце озера принято решение вставать на стоянку, все еще продолжает идти дождь (около 22:00). Обнаруживается, что герма с двумя спальниками и палаткой 4-кой вся в воде. Что еще больше удручает всех участников. Приходится спать по двое человек в спальнике. Принято решение на след день провести дневку, ждать хорошей погоды и сушить вещи. Ужин не готовили из-за усталости все сразу легли спать.

22.07.09 Вынужденная дневка в небольшой протоке между оз. Керчуг и оз. Травяное. Как оказалось место для дневки просто отличное, шла рыбалка. Была уха и печеная на углях рыба. Во второй половине дня совсем распогодилось, удалось высушить вещи, навести порядок с продуктами (некоторые также подмокли).

23.07.09. Подъем 10.00. Старт 14-00 движения. Преодолеваем оз. Травяное. Сразу на выходе из озера несложный порог. Сначала небольшой слив и шивера с поворотом налево. Через полчаса гребли по ровной воде в протоке еще один простой порог – шивера. Затем следует безымянный порог, представляющий собой шиверу метров 150 между скалами. Нами по ошибке этот порог принят за порог Мураш, следующий дальше. Мы провели осмотр с левого берега и спокойно прошли порог по центру. Через 500м начинается порог Мураш. Порог нужно просматривать, он хорошо слышен, но начинается с резкого поворота направо, поэтому с воды порог не виден. Прошли порог без осмотра, так как по ошибке приняли его за выходную шиверу. Порог очень эффектный, находится в скальном каньоне, требует хорошего маневрирования. Проходим всеми экипажами порог без осложнений. Дальше начинается оз. Новое, обед около 16:00 на воде стыковкой судов, в конце озера на левом берегу хорошее место для стоянки. И порог Сухой. Порог простой проходится по центру без осмотра. Пересекаем автомобильный мост (трасса Мурманск-Москва) река течет спокойно. Через 30 минут – порог Кривой 2. Порог посложнее, чем Кривой 1, но также несложный, представляет собой шиверу с поворотами русла. Читается с воды, проходится без осмотра. За порогом – оз. Кривое. Далее пор. Долгий – несколько ступеней, 1 ступень – слив 0,5 м на всю ширину реки, проход ближе к левому берегу, далее шивера длиной около 4 км. В её конце высокие скалы на левом берегу, на которых останавливаемся на ночевку.

24.07.09 Подъем 9-00 Старт движения 14-00. Дошли до порога Варацкий. Просмотр с левого берега. В пороге много камней, есть возможность поломки судов. Порог начинается с двух сливов – слева попроще, но узкий, справа мощный слив. Байдарки проходят слева, катамаран там не пройдет, проходит справа. За сливом ряд валов и бочек, проходится без проблем, нужно маневрировать, чтобы не напороться на камни. Организовали фотосъемку и страховку. Съемка с берега, страховка с катамарана. В конце порога автомост, под которым слив и бочка. Через час гребли – оз Варацкое. Много хороших стоянок, но все они заняты, много рыбаков. Проходим дальше по диагонали. За озером начинается динамичный сплав до впадения реки в белое море. Сразу за озером – порог Карешка, проходится без осмотра, по струе. Затем река немного разливается, разлив делает резкий поворот налево и сразу начинается порог Красно-быстрый. Осмотр порога – с левого берега. Берег заболоченный, очень много комаров. Провели осмотр, порог представляет собой заходную шиверу, небольшой слив с бочкой, около 0.5м, затем еще 3 слива с 3 бочками в шахматном порядке. Прошли с организацией фотосъемки и страховки (съемка с берега, страховка с катамарана). Все экипажи прошли порог без проблем. Скаут зацепил бочку первого слива и попал в правый слив второй ступени. Катамаран прошел по центральной части второй ступени. Экипаж Щуки прошел первую ступень, во второй ступени за счет маневров прошли аккуратно между сливами. За Красно-быстрым пороги разделены небольшими участками протоки, их тяжело разделить на отдельные части. Порог Масляный – проходили с ходу, порог читается со струи, у левого берега камни. Поставили брешь в шкуре щуки. В пороге хорошие валы и бочки, русло поворачивает сначала направо затем налево. Нужно держать правого берега, там поглубже, хотя и бочки посерьезнее. Затем подряд идут порог Павловский, Колупаевский, заканчивающийся шиверой и автомостом на дороге п.Чкаловский-п.Плотина. Кривой 3 начинается в 500м за мостом – все мощные шиверы, с большими валами и бочками. Пороги очень протяженные просмотр очень затруднен, препятствия легко читаются со струи. Наиболее запоминающийся – порог Кривой 3, в нем самые мощные валы и бочки. В начале порога – большая бочка, чуть не перевернувшая Скаут и Щуку, однако экипажи слаженно сработали и прошли без проблем. После кривого река успокаивается, расширяется. Доходим до рыболовецкого хозяйства. Через все русло натянута рыболовецкая сеть огромного размера. Обнос сети по левому берегу. Сразу после обноса – порог Морской и выход в белое море. Порог очень серьезный. Лучше проходить в прилив, тогда многие валы и бочки смывает, камни покрыты водой. Мы проходили в отлив в условиях плохой видимости (туман, около 1:00). Порог – мощная шивера с большим падением высоты, камнями, валами и бочками. Просмотр порога осложнен из-за высоких каменистых берегов и протяженности. Все экипажи прошли успешно, сначала катамаран, затем Скаут, затем Щука. Щука в предыдущих порогах на камнях подхватила несколько дырок на днище (плохой материал) из-за чего ей было тяжело управлять, однако полное судно воды с легкостью пробивало своей массой все валы и бочки. За порогом сразу начинается залив, на левом берегу нежилая деревня Кереть. В ней один единственный жилой дом (гостиница), рядом причал. В подсобке около дома – рыбаки, с которыми еще в Москве договаривались о переброске. Рыбаки сообщили что заброска на Пайозеро проблематична, так как очень легко проскочить участок, где расстояние от трассы до озера минимально и подходов к озеру наверняка нет. Предложили заброску до речки Верхняя Куземка, которая впадает в нижнее Пильдоозеро, а дальше уже начинается Воньга. Согласились на этот вариант тем более, он удобнее заброска проще.

25.07.09 Спать не ложились. Закончив маршрут по р. Кереть в 2:00, сразу провели антистапель, погрузились в УАЗ «Буханку» (около 4:00) и поехали до р. В. Куземка. Часа два пути дорога просто ужасная, размытая грунтовка с камнями. Дорога выводит в Лоухи, затем из Лоухов по трассе Мурманск-Москва еще около часа до моста через речку. Мы выгрузились, попрощались с водителями (настоящие ассы бездорожья…), перенесли вещи на метров 100 от дороги, разбили лагерь на небольшой скале и легли спать около 8-00. У экипажа Щуки были опять промочены вещи, как оказалось гермы дырявились, когда стукались об камни каном который лежал в герме на днище лодки. Опять спали по двое в одном спальнике. Проснулись в 14:00. День был солнечный перед сном все вещи были развешаны, успели высохнуть. Принято решение не идти Охту, надобность торопится исчезла. Провели очередной ремонт Щуки и сборку ката. 20-00. Начало сплава. Сразу с места стапеля – небольшой порог, слабые перекаты, метров 100 длиной и выход в оз.Челозеро. Предпринят небольшой часовой переход. К вечеру на озере поднялся очень сильный встречный ветер, грести на катамаране было очень тяжело, пересекли ЛЭП и встали лагерем на мысу в Челозере.

26.07.09. Дневка. Очень красивая стоянка, обжитая, без комаров, вглубь мыса поляны морошки (набрали пол-кана и сварили компот). Саша смастерил коптильню и в довесок к компоту из морошки мы поели копченной рыбки (ловится плотва и окунь). Некоторые участники команды предавались практически беспрерывному сну на берегу озера.

27.07.09 Дежурный встает в 7-00, но остальные участники бастуют и не встают к завтраку, подъем вынужденно переносится на 10-00. Это оправдывается тем, что в 7-00 на озере сильный туман. При поздних ленивых сборах начинается дождь и ветер. Выход около 15-00. Этот день переходов по озерам, который дается катамарану тяжелее всех остальных дней похода, судно постоянно сносит, временами экипаж проводит катамаран по мелководью вдоль берега. При выходе из Челозера небольшой порог-переход в Майозеро. При выходе из Майозеро ждем катамаран, едим чернику, растущую на высоком правом берегу с гарями. На выходе полуразрушенный автомост, который обносили по левому берегу 20 м. Далее протока в Нижнее Пильдоозеро, в конце которой шивера с поворотом налево, в конце которой автомост, провод байдарок под мостом и обнос катамарана по левому берегу. Вышли в Нижнее Пильдоозеро и планировали прогрести его в этот день до конца, однако продолжающийся сильный встречный ветер изматывает группу и поэтому встаем на 1/3 расстояния от начала озера около 23-00 на острове с оборудованной стоянкой с навесом. Сразу начинается сильный дождь, отбой тех, кто дождался ужина (мясо-грибной кашесуп), около 2-00, катамаранщики угреблись за день и от ужина отказались.

28.07.09 Подъем 9-00. Старт движения 14-00. Проходим до конца Пильдозеро. В выходной протоке 2 переката, за ними разрушенный мост, проход по струе около левого берега - там нет моста. Далее оз. Синдамозеро, при входе в него порог, имеющий четкую и чистую струю в центре. На левом берегу озера много хороших стоянок, которые все заняты тур. группами. На воде в этот день штиль. В конце Синдамозера на 180 градусов поворот на право, прямо – мыс с высоким деревом забытых вещей. Встречаем 2 другие группы. Рассматриваем возможность волока (примерно 400 м по хорошо утоптанной широкой дорожке) в Мурамозеро. Начинается гроза и вариант волока против 10 км по озеру становится гораздо более привлекательным. В конце дороги, по которой осуществлялся волок, на берегу Мурамозеро есть хорошая стоянка, встаем на неё около 22-00.

29.07.09 Подъем дежурных в 10-30. После завтрака игры купание-мытье участников команды и игры в аборигенов. В итоге старт около 16-00. Проходим Мурамозеро, в его конце - хорошие стоянки и песчаные пляжи. Останавливаемся на одном из них, чтобы подкачать баллон Щуки. При выходе из озера порог-перекат, после него через 2,5 км порог Кошка – перед ним разрушенный мост и струя резко поворачивает направо. Далее течение спокойное около 3 км. Русло поворачивает направо и на реке небольшой перекат, очень мелко. За ним через 500 м начинается порог Гагаринский. Ничем примечательным он не запомнился, описание лоции было сильно завышено, заметили только 2 из 3 описанных ступеней и то с натяжкой. За порог – оз. Гагаринское, в котором был устроен перекус на воде. На счастье попутный ветер и пока перекусывали нас принесло к протоке-выходу из озера. По ней ещё около 500м, поворот налево и начались 2 практически вплотную расположенных порога – Прямой и Кривой. Осмотра не требовалось, все экипажи прошли пороги с ходу без проблем. Больших бочек и валов в структуре порогов отмечено не было. После прохождения порога Кривой хотели встать на стоянку, но было принято решение пройти ещё порог Горбатый. Для этого идем оз.Столбовое около 2,5 км длинной, протока поворачивает направо и после шиверы начинается порог Горбатый. Проходим с ходу, порог читается со струи. Сразу за порогом на правом возвышенном берегу хорошая стоянка. Встали в 23-00.

30.07.09 Подъем дежурных в 9-30. Команды – 10-30. Старт движения -15-00. Река петляет и уходит в разлив в заливах которого блуждаем в поисках нужной протоки. Через 5 км от стоянки небольшой порог шивера. Затем около 8 км. до оз. Собачье неширокими протоками реки. Далее левым берегом озера около 2км до пор Собачий. Ориентир порога - шивера с поворотам налево на выходе из озера. Просмотр порога с левого берега. На левом берегу в середине порога – большой якорь. Порог очень эффектный. Представляет собой слив слева, упирающий в плиту. Слив справа, который расходится на 2 рукава. По центру большой камень. В правом рукаве – дерево над струей на высоте 0.5 м. В пороге очень много камней, опасность повредить суда. При оверкиле опасность для людей пораниться об камни. Обнос байдарок по левому берегу 150м. Катамаран проходит с уходом в правый рукав (по ошибке, экипаж не справился с управлением, снесли часть дерева). Пару раз катамаран садился на камни. 1 раз слезают с камней при помощи людей с берега (стягивали спас-концом). Порог более безопасен при большой воде. Далее оз. Вяккер., в конце которого пор. Вяккер. Просмотр с обоих берегов. Вначале порога шивера, расходящаяся на 2 рукава (разделены длинным островом). Идти нужно левой протокой, дальше 2 слива с бочкой (0.7 и 1м) и валы. Много камней. В конце порога резкий поворот направо. 2.5 км быстротока и начинается порог Ассу, мощная шивера с поворотами русла. В конце порога – ж/д мост, встали сразу за мостом на правом берегу. Стоянки есть перед мостом за ним по обоим берегам (остальные были заняты). Встали в 1-30.

31.07.09. Подъем в 9.00. Разведка на север по ж/д дороге в поисках блок-поста, на котором останавливается дизельный состав. Блок-пост находится в 500м от моста, дизель там останавливается. Уезжать оттуда гораздо прозе чем со ст. Воньга, до которой от моста 3-4км. Сушка вещей, антистапель. Состав останавливается на блок-посту в 16-20. В 18-20 прибыли в Кемь. Сдали суда в камеру хранения багажного отделения (нужно спросит у дежурного по вокзалу, камера хранения крупногабаритных вещей с левой стороны вокзала если смотреть со стороны ж/д путей). Одни сутки за одно место хранения – около 130руб. В 20-00 на автобусе №1 прибыли в порт города Кемь (около полчаса езды). В 21-00 отчалили на катере в Белое море до о. Соловецкий. В 23-00 прибыли на остров. В 00-00 установили лагерь в палаточном городке на окраине поселка.

01.08.09 Подъем в 10-00. 12-00. Велотуре по западной части острова. Отдых на побережье белого моря.

02.08.09 Подъем в 9-00. 10-00. Посещение монастыря, культурная программа. Монастырский катер Святитель Николай уходит с острова самый последний в 20-00 (на всякий случай уточнять время отправления других частных катеров на малой и большой пристанях острова, т.к. расписание «гуляет»). 22-00 Прибытие в порт. 23-00. Прибытие в горд Кемь (частный транспорт, т.к. последний автобус из порта уходит ы 21-00, 200рую за машину, 2 машины). 03.08.09. 4-55. Погрузка в поезд 201 Мурманск-Москва.

04.08.09 4-18 прибытие на Ленинградский вокзал.

Приложение 2. Схемы активной части маршрута См. маршрутную книжку, информация легко находится поисковиками в сети. Приложение 3. Картографические материалы См. маршрутную книжку, информация легко находится поисковиками в сети.