План 2 ступени. Движение в связках.

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

План занятия

Цели и задачи

  • Отработка движения в связках по закрытому леднику
  • Имитация предоления снежных мостов и опасных участков
  • Имитация подготовки точки к вылазу из трещины
  • Подготовка к этапу "закрытый ледник" кросс-похода

Место проведения

Земляное поле, где можно нанести разметку трещин

Время проведения

2-2,5 часа

Снаряжение

Групповое

  • веревки
  • средства для разметки трещин
  • аптечка

Личное снаряжение

  • система
  • карабины
  • каски
  • перчатки/варежки
  • рюкзаки
  • ледорубы (или аналоги для организации точек на земле - имитации воткнутого ледоруба)
  • пруссы
  • стремена
  • буры (или аналоги для организации точек на земле - имитации закрученного бура)


Порядок проведения

Вводная часть

30 минут

  1. рассказать о плане занятия
  2. проверить правильность и подгонку ИСС
  3. рассказать о правилах движения в связках
  4. рассказать о разметке веревки, связках 2-3-4
  5. рассказать о закреплении и положении различного снаряжения при движении в связках

Занятия

Проведение упражнений

  1. Во время показа участники располагаются внизу, чтобы хорошо видеть
  2. Каждое упражнение инструктор
    • объясняет по шагам
    • демонстрирует замедленно
    • показывает сам
  3. Один из участников (стажеров) повторяет упражнение под присмотром инструктора, остальные смотрят.
    • Инструктор указывает на типичные ошибки и правильные действия
  4. Отделение начинает отработку упражнения.
  5. Каждое упражнение после того, как оно выполняется правильно, отрабатывать по 2-3 раза
  6. Во время отработки стажеры и инструктор
    • хвалит
    • указывает на типичные ошибки
    • для дополнительного объяснения каких-то моментов привлекает внимание всей группы
    • не перегружает инфой, концентрируя выдаваемую информацию на упражнении
    • отмечает общие ошибки, запоминает то, что еще недорассказал, чтобы дополнить всем во время разбора упражнения
  7. После упражнения отделение собирается
  8. Инструктор еще раз указывает на основные особенности, делает мини-разбор
    • типичные ошибки
    • дополнительные моменты
    • что делали правильно
  9. Показывает следующее упражнение
    • Это же время - время отдыха, поэтому можно не сильно торопиться

На что еще обращать внимание

Порядок упражнений

  1. 2-3 раза связаться-развязаться, сформировав связку, готовую к выходу на закрытый ледник 30 мин
    • провести опрос, почему и зачем они сделали то или иное действие
    • проверить положение различного снаряжения
  2. Сымитировать движение по закрытому леднику с одновременной страховкой 20 мин
    • разметить поле трещинами
    • Обращать внимание на взаимодействие связок
    • соблюдать главный принцип - минимальный провис связочной веревки
  3. Сымитировать попеременное движение в связках по закрытому леднику 30 мин
    • участники идут до "снежного моста", проходят его с попеременкой. И так несколько мостов (раз).
    • обращать внимание на правильную организацию точки
    • на выполнение приема страховки
    • на обмен командами
    • ногу или обе ставить на ледоруб
    • если сидишь на ледорубе, при страховке удобнее располагаться лицом к страхуемому
    • правильность исполнения приема страховки
  4. Сымитировать провал участника в трещину, правильное "исходное положение" наверху (ролевая игра) 45+ мин
    • Работает одна связка. Другие смотрят/помогают инструкторам. Связка движется по леднику, в определенный момент один из связки "проваливается". Т.е. помощники сильно дергают связочную веревку и прилагают к ней определенную нагрузку, имитируя зависание участника в трещине. Т.е. постоянное усилие на веревку (тянут до конца окончания упражнения). Задача работающей связки - подготовить точку\станцию и перенести нагрузку на неё.
    • Инструктор может объяснить алгоритм действий перед упражнением.
    • Контролировать правила страховки.
    • Упражнение выполняется до тех пор, пока связка не научится выполнять его быстро и правильно.

Справочные материалы

Дополнительно

Контрольные мероприятия (объективно проверяемые результаты)

  • Регулировка ИСС
  • Умение обвязаться
  • Умение организовать точку страховки на дереве
  • Умение осуществлять самостраховку
  • Умение страховать :) объективно
    • Использование рукавиц при страховке
    • Веревка в 2 руках или две веревки в одной
    • верный угол (направление рывка)
  • Уверенное знание узлов
    • восьмерка
    • булинь
    • схватывающий
    • австрийский проводник (среднего)
  • Знание узлов
    • грейпвайн
    • "заячьи уши"
  • Умение пользоваться личным специальным снаряжением
    • ледоруб - положение, применение
    • муфтованные карабины
    • пруссик
    • самостраховочные концы
  • движение в связках
    • длина веревки
    • организация (вязка веревки) связки
    • порядок движения связки-двойки
    • порядок движения связки-тройки
    • прохождение одной связки по следам другой
    • удержание напарника при срыве
  • Знание принципов организации страховки
    • непрерывность цепи
    • непрерывность по времени
    • защита рук

Реалии

  • в качестве трещин использовали поваленные деревья и просто промежутки между деревьями
  • п.4 не делали, обошлись без него