План 2 ступени. Вытягивание и самовылаз провалившегося в трещину.
Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Содержание
План занятия
Цели и задачи
- Разучить и отработать вертикальную перильную технику
- Лазание по перилам со стременем
- Перестежка в висе без потери страховки
- Разучить и отработать переход через перегиб
- Разучить и отработать полный алгоритм действия команды при провале одного участника в трещину
Место проведения
- Место, где можно вывеситься
- На начальном этапе отработки годятся подходящие деревья
Время проведения
4- 5 часов
Снаряжение
Групповое
- веревки
- петли для организации станций
- аптечка
Личное снаряжение
- система
- карабины
- каски
- перчатки/варежки
- пруссы
- стремена
- спусковухи
- жумары
- рюкзаки
Порядок проведения
Вводная часть
20 минут
- рассказать о плане занятия
- проверить правильность и подгонку ИСС
- проверить знание нужных на занятии узлов
- рассказать\опросить о принципах страховки
- рассказать о вертикальной технике
Занятия
Проведение упражнений
- Во время показа участники располагаются внизу, чтобы хорошо видеть
- Каждое упражнение инструктор
- объясняет по шагам
- демонстрирует замедленно
- показывает сам
- Один из участников (стажеров) повторяет упражнение под присмотром инструктора, остальные смотрят.
- Инструктор указывает на типичные ошибки и правильные действия
- Отделение начинает отработку упражнения.
- Каждое упражнение после того, как оно выполняется правильно, отрабатывать по 2-3 раза
- Во время отработки стажеры и инструктор
- хвалит
- указывает на типичные ошибки
- для дополнительного объяснения каких-то моментов привлекает внимание всей группы
- не перегружает инфой, концентрируя выдаваемую информацию на упражнении
- отмечает общие ошибки, запоминает то, что еще недорассказал, чтобы дополнить всем во время разбора упражнения
- После упражнения отделение собирается
- Инструктор еще раз указывает на основные особенности, делает мини-разбор
- типичные ошибки
- дополнительные моменты
- что делали правильно
- Показывает следующее упражнение
- Это же время - время отдыха, поэтому можно не сильно торопиться
На что еще обращать внимание
Порядок упражнений
- /\-образные или П-образные или Г-образные (с выходом в безопасную зону) отвесные (по кр. мере вверх)перила. 60 мин.
- Участник долезает до верха с использованием стремени, затем перестегивается на другие перила.
- другие перила необходимы, чтобы не возникло путаницы и чтобы человек случайно не потерял страховку, что более вероятно при работе на одних перилах (следующее упражнение).
- высоту жумарения сделать небольшой, либо обеспечить возможность полного контроля действий участника наверху.
- инструктору контролировать действия участника наверху, чтобы при перестежке он не сорвался ввиду ошибочных действий.
- повторить 2-3 раза на человека
- Участник долезает до верха с использованием стремени, затем перестегивается на другие перила.
- Перестежка на одних отвесных перилах 45 мин
- суть упражнения: зажумарил вверх, перестегнулся на дюльфер без использования станции, сдюльферял
- можно сделать несколько коридоров
- инструктору контролировать действия участника наверху, чтобы при перестежке он не сорвался ввиду ошибочных действий.
- 2-3 раза на человека
- Переход через перегиб 45 мин
- Несколько корридоров
- Необходимо, чтобы веревка лежала на крутом перегибе.
- Участник доходит до перегиба, вяжет второй прусс, встегивается в него, переносит стремя за перегиб, вылазит. При этом надо контролировать, что участник не находится выше точки закрепления (т.е. доталкивает прусс до станции, а не бросает всё сразу после перехода через перегиб)
- Один раз на человека
- Самостоятельный вылаз из трещины (имитация провала + отработка этапа кросс-похода) 90 мин
- можно делать упражнение и перед упражнением перехода через перегиб
- участник с рюкзаком, связанный по правилам движения по закрытому леднику, парашютиком спускается в некое промежуточное положение в висе. Веревка фиксируется, участник должен самостоятельно вылезти из трещины. Связкой должны вытянуть рюкзак с использованием длинной петли.
- Связка имеет право помогать, но не тянуть участника - мин один раз на связку
- Участник лезет сам + ему помогают длинной петлёй - мин один раз на связку
- Это контрольное упражнение. Делать до тех пор, пока не научаться делать за приемлемое время.
- мин. 2-3 раза на человека
- Хорошо, если есть перегиб
- Хорошо, если есть возможность сымитировать наличие точки (завинченного бура)
- При работе с длиной петлей наличие удерживающего схвата обязательно.
- Вытаскивание участника из трещины 60 мин
- То же, что предыдущее упражнение, но участника тянут длинной петлёй, без перил
- Один-два раза на связку в качестве демонстрации
- В определенный момент, как только нагрузка ляжет на длинную петлю, необходимо выстегнуться из связочной веревки (на кот. висит рюкзак)
- Вытягивание легко пострадавшего 60 мин
- То же, что предыдущее, но пострадавший сам делать ничего не может. Один из участников связки:
- спускается
- снимает с пострада рюкзак, перевешивает на свою веревку или на себя
- крепит длинную петлю
- улезает наверх
- все вместе вытягивают
- То же, что предыдущее, но пострадавший сам делать ничего не может. Один из участников связки: