Конспект вводной части по спасработам

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Причины аварийных ситуаций:

  • срыв на крутом рельефе;
  • травмирование падающими камнями, кусками льда, снаряжением;
  • попадание в лавину или трещину на леднике;
  • грозовые разряды;
  • заболевания.

Реальная авария - след-ствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных факторов при ре-шающей роли некоторых из них.


Особенности действий при ЧП:

  • отсутствие врача
  • продолжительные запредельные физ. нагрузки
  • трудности организации страховки
  • трудности транспортировки


Кто может помочь:

  • ПСС (МЧС)
  • Альплагеря, турлагеря
  • Другие группы
  • Местные жители


Порядок действия при ЧП:

  1. Должен определиться лидер, который готов принимать решения и руководить действиями остальных
  2. Проверить надежность страховки
  3. Выяснить, что именно произошло
  4. Оценить вероятность повторения ЧП и по возможности исключить его повторение
  5. Оценить физическое и психическое состояние оставшихся участников, их способность к оказанию помощи. В случае необходимости провести релаксационные мероприятия.
  6. Организовать, если необходимо, поисковые работы с обеспечением безопасности остальных участников.
  7. Добраться до пострадавшего, устранить (если есть) причину травмы, оценить ее характер и степень тяжести.
  8. Удалить пострадавшего из опасной зоны и оказать первую медицинскую помощь (м.б. наоборот, если человек в неотложном состоянии).
  9. Продумать возможные способы продолжения ПСР (отправить кого-то за помощью (и другие возможности сообщить о случившемся); эвакуация с транспортировкой пострадавшего; как правило, и то и другое).
  10. Выбрать безопасное место для лагеря, продумать и организовать транспортировку пострадавшего до него.
  11. В лагере провести тщательное обследование, оказать полную посильную медицинскую помощь и определить стратегию и тактику дальнейших действий.
  12. Проводить транспортировку пострадавшего, либо разбивать базовый лагерь и дожидаться помощи.


Принятие решения о транспортировке зависит:

  • от состояния здоровья пострадавшего;
  • от степени срочности помощи;
  • от расстояния;
  • от числа участников спасработ;
  • от имеющегося снаряжения и подручных средств;
  • от характера рельефа;
  • от погодных условий и времени года;
  • от отсутствия/наличия уверенности, что помощь придет.

Путь транспортировки - максимально быстрый(не всегда близкий!) до ближайшего места, где окажут мед. помощь


Техника транспортировки (на несложном рельефе, на сложном - в Петушках!):

  • на небольшие расстояния и при перекладывании производится в одиночку и вдвоем способами:
    • на руках – не стоит;
    • на спине сидя;
    • на плечах;
    • на бухте веревки;
    • на палке;
    • на рюкзаке.
  • При транспортировке на более длительные расстояния необходимо большее число людей и носилки, которые вяжутся из подручных средств:
    • из двух жердей и курток;
    • носилки-волокуши из лыж или веток;
    • мягкие носилки из веревки (кокон и плетенка);
    • жесткие носилки из жердей и/или ледорубов и лыжных палок и веревки (сидячие и полные);
    • очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья).

По несложному рельефу носят 4 –6 человек, сменяясь через каждые 10-15 минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова всегда была сверху (т.е. при спуске – вперед ногами).

Техника переноски:

  • подъем - впереди низкие, сзади рослые и сильные. Повороты м.б. с остановкой на месте
  • спуск - вертикально вниз вперед ногами, спереди - по 2 чел на каждую сторону
  • на снегу - кокон из палаток/спальников, 2-4 тянут, 1-2 подстраховывают. У ног пострадавшего - тянущие веревки, у плеч - подстраховывающие (при спусках ими же страхуют).
  • использование смен
  • стрховка на крутых и скользких склонах


Организация страховки

При ПСР требуется повышенная надежность, поэтому станции делаются не на одной точке а на нескольких и обязательно блокируются. Сколько веревок. Помимо тянущей (грузовой) веревки обязательно должна быть аварийная страховочная веревка, не нагруженная. Грузовых веревок должно быть по числу людей, т.е. при подъеме и спуске одного легко пострадавшего – 1 веревка, а тяжело пострадавшего с сопровождением – 2 веревки.

Подумать о том, как транспортировать пострадавшего по закрытому леднику с обеспечением страховки для всех участников.


Инфа для ПСС (5W: what, Who, Where, When, Weather):

  • характер и дата несчастного случая;
  • положение группы;
  • место нахождения или направление движения;
  • характер травм;
  • количество и состояние потерпевших;
  • имеющееся снаряжение;
  • медикаменты;
  • средства связи и сигнализации;
  • горючее и продукты питания;
  • номер маршрутной книжки;
  • фамилия руководителя;
  • фамилии и адреса потерпевших;
  • адрес вы-пускающей МКК
  • погода


Сигналы о помощи

  • красная ракета (если нет красной, по предварит. согласованию-любая);
  • дымом от костра;
  • движения контрастным к рельефу материалом;
  • выкладывние на склоне контрасных материалов;
  • воздушным змеем;
  • любой сигнал, подаваемый шесть раз в минуту (электрическим фонарем, периодически закрывая костер или примус)
  • звуковые сигналы
  • рации (даже подсевшие - нажимание кнопки передачи 6 раз в мин. Подсевшая рация может работать на прием)
  • телефоны мобильные/спутниковые (заранее записать телефоны местных спас. служб!)
  • давать ответные сигналы, если уловили чужие

На что обращать внимание:

  • не допускать переохлаждения - сильно усугубляет травмы
  • большие высоты сильно усугубляют плохое состояние
  • постоянный контроль за состоянием пострадавшего, ночные дежурства

Справочные сведения

П. Хилл, С. Джонстон. Навыки Альпинизма. Курс Тренировок. стр 30-34