Небольшой отчёт о прошедших соревнованиях.
Достаточно высоких результатов удалось достичь благодаря следующим факторам:
1) участие в похожих соревнованиях - "Зимний рогейн" (спасибо Ване, что написал про него в рассылку) и Зеленоградский туркросс, а также в "Лыжне России" (на которой, кстати, случайно встретился с Андреем Paшеком и его братом Юрой (который, к сожалению, на ЛНО приехать не смог) - одними из основных наших конкурентов на ЛНО
, собственно после этого, с учётом сравнения времени на Лыжные России (у Юры 45,5 минут, у меня 51, у Андрея 59, правда на туристических лыжах, на которых ехать существенно сложнее), я и решил для себя попробовать пробежать ночное ориентирование на максимальный результат);
2) бОльшая часть района соревнований мне была очень хорошо знакома - я там катаюсь на лыжах со школьного возраста и знаю практически каждую тропинку
Это сыграло значительную роль в выборе верной стратегии на ориентировании по выбору.
Маркировка
Карта выдавалась за 1 минуту до старта, на карте были обозначены не все объекты. Дистанция содержала как скоростные участки по магистральным лыжням/дорогам, так и лыжню в несколько следов по лесу.
Стоит отметить тот факт, что начало дистанции проходило по магистральной лыжне 43 км - Донино в сторону 43 км, поэтому кто ехал на старт со стороны 43 км Горьковского направления (а не с Донино), имели некоторое преимущество в плане определения местонахождения КП 1 (довольно много участников ошиблись).
Местоположение второго и третьего КП, на мой взгляд, было очевидным (хотя на втором КП потратил секунд 10 на то, чтобы убедиться в местоположении по соседним ориентирам - канавам), а вот дальше - при движении к КП 4 - я уже постепенно перестал понимать своё местонахождение. Но когда приехал к КП 4, находящемуся рядом с канавой, увидел участника на магистральной лыжне, которая оказалась совсем рядом и которую я сначала не увидел глазами, и тут уже местонахождение стало почти очевидным, а голоса, которые послышались со старта через несколько секунд, развеяли все сомнения.
Первое место стало для меня полной неожиданностью, так как я ехал, хоть и не очень медленно, но и не на пределе, также довольно много времени на каждом КП тратил, чтобы достать карту из файла и положить обратно. Плюс, старт был довольно ранний по жеребьёвке, и лыжня ещё была не очень хорошо накатана. Правда, не все участники участвовали (например, Андрея Paшека не было).
Юре Самойлову немного не повезло - в момент его прохождения по дороге Захарово - Аксёново проехали 5 снегоходов (или квадрациклов - не помню точно), которые пришлось пропускать. Но на место это вроде не повлияло.Мне немного не везло, что к паре КП была очередь из 1-2 человек.
Ориентирование по выбору.
Карта была выдана за 15 минут до старта, поэтому была возможность спланировать маршрут.
Решил поехать по знакомым (по бОльшей части) местам, при этом вначале уехать подальше, а ближние КП (34, 11, 35) оставить на последний момент, если хватит времени. Предварительная нитка маршрута получилась такая: 21 - 32 - 33 - 61 - 81 - 41 - 71, 91 - 51 - 31 - 42 - 82 - 43 - 52 - 72, а дальше уже решать на месте по наличию времени.
Со старта удалось уехать одним из первых, быстро проскочил к 21 кп, и проскочил его, не заметив ни канавы, ни КП. И за мной ещё один участник проскочил. Когда показалась дорога Аксёново - Захарово стало понятно, что нужно возвращаться назад. Стал искать какие-то следы (должны же были остаться при постановке КП), нашёл, и поехал по ним к КП, и толпа за мной. Дальше место поворота на КП 32 я знал хорошо, и без труда его сразу нашёл. КП 32, 33 решил взять в первую очередь, в том числе, из-за того, что их очень легко найти, да и дороги к ним скоростные коньковые, за это время к КП 61, 81 и т.д. должны были уже протропить лыжню (так и случилось). КП 81, правда, довольно долго искал, так как лыжней было много и пошёл не по той, что нужно. Встретил Диму Семёнова с Викой.
Далее поехал к КП 41, после этого стал думать - ехать по газопроводу и дальше по азимуту пробовать выходить на КП 91 (на дорожку на карте рядом я особо не рассчитывал, так как её совсем не помню, хотя катался там миллион раз), либо поехать на 71 и 91. Посольку 71 найти легко, а за это время кто-нибудь найдёт 91 и сделает от него лыжню к 71, решаю поехать на 71. От старта почти всё время ехал коньком, дальше уже коньковых участков было мало. После 71 кп я встретил Юру, который, как я понял, как раз и нашёл первым 91 и сделал лыжню, и вскоре за ним Ваню. На 91 км опять встречаю Диму с Викой. Перед 31 кп вышел на скоростную дачную автомобильную дорогу, по которой опять можно ехать коньком, и глядя на часы решаю ускориться.
На газопроводе у 82 км встретил Юру, который почему-то проехал чуть дальше отворотки на северо-запад, которая, очевидно, вела к КП (а куда ещё). Поехал по этой отворотке, лыжня привела к востоку поляну - к дереву с красной лентой, но без обозначения КП и компостера, дальше лыжни нет и следов тоже не видно, у дерева стоит Ваня, и говорит - звони Сергею Михневичу, что компостера нет. Позвонил, ответ был, что это дерево никакого отношения к КП не имеет, в этот момент пришедший сразу за мной Юра Самойлов нашёл КП. Далее с Ваней поехали по газопроводу на юго-запад, а Юра, поскольку ездить коньком пока не умеет, немного отстал. По пути, зная, что тропинка-лыжня от КП 43 к 52 не всегда в нормальном состоянии, а поскольку 82 мы брали первыми, то и на накатанность лыжни участниками тоже рассчитывать вряд ли придётся, а через дачи ночью ехать стрёмно, с учётом заканчивающегося времени, решаю выбросить 43 и поехать по скоростной дороге к 52. Без труда нахожу 52 по лыжне, смотрю на время, успею ли к 72. Не уверен, но опоздание больше 7 минут вряд ли будет, поэтому вряд ли что-то потеряю от его взятия, при этом от невзятия сместиться на более низкое место можно запросто, думал я. Решаю брать. Примерно в подходящем месте уходит лыжня налево - иду по ней, но не туда. Возвращаюсь и еду дальше, вижу нужную лыжню и полянку, беру КП, времени уже совсем в обрез, по моему мнению, ускоряюсь. И тут в районе ЛЭП навстречу участник. Думал, что Ваня, но оказался Юра, чем немного удивился, сказал ему, что по ближайшей лыжне налево идти не стоит.
Дальше долго искал 22 КП, так как ямок и лыжней к ним было много, и времени уже почти совсем не осталось, но решаю всё же попробовать в КВ уложиться, еду почти на пределе со скоростью 15 км/ч и успеваю за 1,5 минуты до КВ. Настаёт КВ, сказали, что пришло только человек 15. Через несколько минут приходит толпа с 34, которые, вероятно, не учли, что скорость передвижения по канаве будет не очень высокой. Кому-то купание не понравилось. Ваня пришёл довольно быстро, а Юра только минут через 16 после КВ. Ошибкой, скорее всего, было то, что он тоже искал 22 КП, да и ещё без лыж, на что потратил существенно больше двух минут, как я понял.
Заданное направление
Ночью нормально поспать не удалось - будили непонятные крики, доносившиеся часа в 3 ночи то ли от МКВ, то ли от Перово, то ли ещё от кого. Правда, вероятно благодаря тому, что после соревнований я ещё покатался в медленном темпе минут 15, ничего даже и не болело (в отличии от Лыжни России, когда я сразу уехал домой). А утром поленился и почти не покатался перед соревнованием, а я обычно долго разогреваюсь и не сразу на большой скорости еду. В результате начало дистанции было не таким быстрым.
Начало было очевидным - фактически одна нужная лыжня (хотя свернув с неё в нужном месте и пойдя по азимуту, думаю, можно было выиграть несколько десятков секунд). На втором КП сидел судья и проверял, пробито ли первое. А вот дальше прихожу в район третьего КП, надеясь, что кто-то его взял, всё-таки человек 10-15 передо мной стартовали, а обогнал только одного. Сколько раз убеждаюсь, что не надо смотреть на других участников, что все они могут не туда ехать, но повёлся на толпу едущих обратно и стал вместе с ними искать КП, хотя по карте вроде чуть-чуть не доехал. Потом всё же поехал, куда хотел изначально, увидел двухглавую сосну (разветвляющуюся на две части почти у самой верхушки, так что если не посмотреть наверх, то можно и не заметить, и редкие следы, ведущие к ней (организаторы постарались, и некоторые КП ставили без лыж, и ещё стараясь оставлять как можно меньше следов и присыпать их снегом, и КП ставили так, что с лыжней их не видно). Беру КП первым, дальше беру 4 КП тоже по следам (на этот раз они были чёткими, но немного кругами), и вижу Ваню Иванова. Понимаю, что что-то я совсем медленно еду, и ускоряюсь. С КП 5 я сильно стормозил, корч сразу не увидел, и решил искать следы постановщика, пока нашёл (сходив попутно на ближайший большой корч зачем-то, хотя он был не совсем в том месте, где на карте КП, да ещё и задумался на несколько секунд, так как Ваню увидел, который почему-то проскочил ещё дальше), к КП уже напрямик пришли следующие участники в количестве человек 5, и образовалась очередь. Нескольких человек обгоняю, беру без труда КП 6, так как уже его на маркировке проходили, еду к 7, вижу лыжню направо, доезжаю до конца, и всё, тупик, КП нет, хотя следов и двойной сосны не заметил. Еду в обратную сторону и вскоре замечаю следы и двойную сосну. Беру КП (опять, первым), компостер запутывается за планшет, из-за чего секунд 10 теряю. КП 8 организаторы решили поставить так - сняли лыжи, чтобы не было отворотки-лыжни с магистральной "лыжни здоровья" , прошли по тропинке метров 20 пешком, дальше опять одели лыжи и поехали ставить. Впрочем, это меня нисколько не сбило. Беру кп 8 опять первым и почти сразу за мной его берёт участник № 7 (Николай Масальский). После кп 8 в сторону кп 9 идёт непонятная тропинка, по канаве поехать я почему-то не подумал, с учётом того, что на брифинге было сказано, что канавы не везде замёрзли и можно провалиться, решаю ехать по нормальным лыжням-дорогам. Еду быстро коньком, а дорожка не такая уж широкая, задеваю лыжой рыхлый снег и падаю лицом прямо на снег. Вероятно из-за этого Николай пришёл к кп 9 на несколько секунд раньше меня. Дальше он поехал по стрёмной канаве явно с тонким льдом и местами открытой водой, я сначала попытаться поехать по берегу, даже какую-то лыжню нашёл, но потом понял, что сильно дольше будет, плюнул, и поехал по канаве. Один раз провалился ногой, второй раз рукой при поезде под деревом. Впрочем, купались там многие, и, думаю, многим она понравилась
Впрочем, с учётом того, что на горизонте я видел Ваню, что означало, что первым я точно не буду, опасные места (ветки и т.п.) проходил аккуратно, чтобы не рисковать сломать лыжи. Некоторые снимали лыжи и бежали пешком, вероятно так быстрее, но я почему-то не подумал, хотя даже видел таких накануне. На финиш, как я понял, приехал вторым примерно через минутку после Николая (хотя стартовал я на 10 минут позже). Вскоре приехал Ваня и через некоторое время Юра, который за счёт хорошего ориентирования и выбора верной стратегии прохождения участков между последними КП, сумел опередить более быстрого Андрея Paшека на 6 секунд.
Потом попробовал ради интереса проехать от 9 КП до финиша по нормальным дорогам, получилось чуть-чуть дольше (на 40 секунд, но при немного более худшем скольжении).
В целом, мероприятие получилось очень интересным. Большое спасибо всем организатором и участникам, отдельное спасибо Лере, сагитировашей на участие в этих соревнованиях и обеспечивавшей информационную поддержку, Ксюше за работу по проведению соревнований, всем ребятам нашего турклуба, и особенно Диме Кузьмину и Юре, которые инициировали и приняли на себя основную работу по организации лагеря. Надеюсь, что наш турклуб будет и дальше продолжать принимать активное участие в подобных соревнованиях.