Смоленщина-2007. +Старый отчёт.

Автор: Владимир Дробинин, 25.10.2007 04:00
Просмотров: 4219

  Всё ещё продолжаю искать участников в единичку по Смоленской области!! Начало темы было на форуме .

Участники постепенно отказываются из-за больших сроков, поэтому в поддержку программы публикую свой лирический отчёт 2001 года. Может, прочитав, кто-нибудь ещё захочет сходить...

Пешая единичка: Ельня – Калпита (мой первый поход)

 

Когда:  04.11.2001 − 09.11.2001

Где:  г. Москва, Белорусский вокзал - Гагарин - Вязьма - Смоленск - Ельня (начало пешеходной части) -  Богородицкое - Бобровичи - ур. Решково - Суханово - Горбачи - Ушаково - Барсуки - Петрыкино - Подмошье - р. Артеша - р. Слудибня - Городок - Новосёлки - Губаново- Дружба - Большая Калпита (конец пешеходной части) - Семлёво -  Вязьма - Москва.

Кто:    1. Дягилев Дмитрий Валерьевич (Митя, Митяй …) – руководитель, штурман, культорг,.. …, …

            2. Дробинин Владимир Алексеевич – реммастер, ходячий анекдот, я.

           3. Липгарт Ольга Владимировна – завхоз (наверное, одна из щедрейших завхозов – ели много, тащили тоже      (обратно)).

            4. Леонова Ольга Игоревна – медик.

            5. Цыганов Алексей Павлович – костровой.

 Зачем:  Ответ на этот пункт подсказал Лёха в соавторстве с Большим Егором. Собственно:

Наступила осень. Вороне вздумалось тоже полететь на юг – не знаю, почему. Подходит эта птица к какой-то стае (лебедей) и просит: “Возьмите меня с собой” – “Не возьмём, ты не долетишь” –“Да ладно, долечу, я птица сильная, смелая”. Короче, её взяли. Летят. Долго летят. Ворона – в самом конце, еле крыльями двигает. Сели отдыхать. Лебеди: “Возвращайся домой – не долетишь ведь, сдохнешь”. Ворона: “Не, я долечу – я сильная”. И так всю дорогу. Кое-как всё же долетели. Ворона падает, уже никакая: ”Да, я птица сильная, смелая, но на голову БОЛЬНАЯ!!!!”

Кто виноват:  (Впишите сами).

 ИНТРО

Отчёты, конечно, так не пишут, да я и вообще не знаю, как их пишут. Вообще, применить здесь слово “Отчёт” не совсем (или совсем не) правильно. Сей опус не что иное, как скомканные, но слегка разложенные по полочкам (дням) воспоминания о некоем действе, имеющем место больше недели назад. Некоторые детали, естественно, забыты, но суть… ИТАК (барабанная дробь…):

4 ноября, воскресенье. ПУТЬ “ТУДА”

Сбор был назначен в 6 утра (ВОСКРЕСЕНЬЕ, 6 УТРА!! разве так можно?!!) на станции метро “Белорусская”-радиальная – а всё из-за того, что электричку, шедшую до Гагарина в 7.50, неделю назад упорно переносили на 6.39 ежедневно. Я опоздал где-то на 8 (10, 15, 16 – далее везде – шутка) минут, однако Оля-завхоз – где-то на 20. За это время было пропущено несколько злых шуток по поводу того, что поехали бы без неё, но не можем, – она везёт КАНЫ, тушёнку и вообще, идёт завхозом. Дождались-таки. Лёха “обрадовал” меня дополнительным балластом в мой рюкзак в виде термоса с чаем и бутербродов в поезд (+2 кг к моим двадцати трём).

Притюхали на вокзал. Как ни странно, изменений в расписании не было, и куковать пришлось до 7.50. За это время было куплено 3*2,25 л пива, из которых 2*2,25 (или одну?) – мне в рюкзак (Р-Р-Р!..)  Билеты купили до самого Гагарина, а контролёры, гады, прошли ещё в первой трети пути (в итоге 2/3*28,80 р. – на ветер (каждому)). До Гагарина доехали под пиво и без приключений, за три часа.

Сгрузившись на ж/д вокзале, взяли билеты до Вязьмы (11,20 р.). Зачем-то перешли на автовокзал. А там увидели, что существует какой-то автобус, который ходит до Ельни(!). Естественно, взяли на него билеты (проезд+багаж=25р.), при этом на вопрос: “Это та Ельня, которая райцентр?” тётя в окошке ляпнула: “У нас одна Ельня”, а автобус до неё идёт “около часа”.

Короче, Ельней оказалось около пяти штук, причём, естественно, автобус шёл не в ту, которую нам надо, а в кассе произошёл перерыв. Дождавшись конца оного, с боем вернули билеты, но уже не за полную стоимость (кажись, 6 р. каждый потерял – ещё нормально). После данного прокола решили погулять по городу до почты. Само собой разумеется, не дошли – надоело. Моё заплечное чудовище к тому времени весило уже чуть меньше 30 миллитонн, посему по возвращению на ж/д вокзал пиво было выгружено.

До электрички ещё около двух часов, а скучновато. На некоторое время я отвлёкся чтением местных газет (НЕИНТЕРЕСНЫЕ!)  и  “сканированием” местного эфира (FMCCIR ─ пустой, AM – хорошо слышно Беларусь).

 В общем, приехали мы в Вязьму. Там нас ждал сюрприз в виде мелкой холодной жидкости откуда-то сверху. А за зданием вокзала на каком-то постаменте стоял настоящий ПАРОВОЗ (второй раз в жизни вижу сей транспорт вживую). Поход Мити и меня до почты был ограничен достижением автовокзала и возвращением – неохота шастать по дождю. Пока ждали электричку, перекусили довольно плотно (для перекуса). Билет до Смоленска – 28,80. Ладно, здесь неинтересно, нечего рассказывать.

В Смоленск прибыли затемно. Всю дорогу ходили контролёры (две бригады, кажись), а Митя пел песни. Меня “осчастливили” вестью о ночёвке на вокзале. Перекусив, решили укладываться. Огорчило ещё одно – платный туалет (3 р.). Все в него безропотно путешествовали; я же решил не тратиться по таким пустякам (пошёл на принцип) и отправился “на поиски Великой Реки” (Днепра). Искал, оказывается, не с той стороны ж/д. Кстати, на вывеске “СМОЛЕНСК” буква М не горела. Ещё одно “кстати” – мы наконец-то добрались до почты (потому что она была прямо на вокзале), где отправили две телеграммы: одну – в Москву, в спорткомбинат, другую – в Красногорск, Солнцу (потому что 4 ноября).

 5 ноября, понедельник. ОПЯТЬ “ТУДА”. “ТАМ”

Ночёвка на вокзале. Тепло (рядом батарея), сухо и без сквозняков. На этом плюсы кончаются. Говор народа, хоть и тихий, но из-за количества людей превращающийся в некое неопределённое бубняжество, действующее совсем не усыпляюще. Постоянные объявы диспетчера о приходящих-уходящих-отменённых поездах, от которых (в смысле, объяв) хочется просто закрыть уши и забраться головой под подушку, то есть, под рюкзак. Плюс ко всему вплотную ко мне стояло некое сооружение с колёсами (видимо, потолки красить), измазанными мелом – фиг прислонишься. На этом кончаются минусы. Хотя, минусы ли это? Все минусы перечеркнёт сильнейший плюс: скоро в ЛЕС. И ещё один: я не в Москве! Грохотание поездов за стеной на нервы особо не действовало. В общем, ночёвка прошла успешно.

Во сколько встали, не помню, но вроде около шести. В Ельню (билет до неё – 16р.) ехали на какой-то древней электричке: дверь открывается в одну сторону (а не две расползающихся, как в новых), сиденья – по два справа и три слева. Но чистые и тёплые вагоны (даже жаркие, посему где-то полпути ехал в тамбуре). Некоторые места, в которых она останавливалась, были вообще мало похожи на платформу: трава по пояс, деревья, а в траве иногда читалась тропинка. На подобных станциях сходило 1–2 человека, и шли к видневшейся невдалеке деревне... То, что надо! Вот где нужно жить, а не в “коробках” городов-миллионеров, пышущих смогом, суетой и прочими гадостями. Ах да, отчёт. Совсем забыл. Возвращаюсь к оному.

Ползло это “чудо техники” достаточно медленно и долго (3,5 часа), но доползло! Начался дождь. В Ельне поймали какую-то бабусю, чтобы она нас фоткнула, купили воды в магазине, узнали, что до автобуса на Богородицкое ещё 4 часа, спросили туда дорогу, Митя поздравил нас с началом маршрута,..  ... и мы пошли.

По городу шли довольно бодро, но растянуться умудрились. Я и Лёха шли последними – тяжеловаты рюкзаки. После того, как прошли мост и поднялись в гору, вечно отстающим сделался я. Более того, через пару-тройку километров начало тереть ноги. От этого спасло переодевание обуви и шерстяные носки. Дорога – асфальтированная, но всё время по холмам. С боков пока поля. Я плетусь в хвосте, сей факт угнетает.

Перед Богородицким миновали какую-то плотину с вонючей водой, на карте не обозначенную. После Богородицкого асфальта нет – не верь карте! Было объявлено, что “лафа кончилась”. Не без помощи компаса вступили на дорогу в Бобровичи. Взобрались на небольшую горку, и холмы кончились. Очень скоро подсекли укатаннейшую грунтовку (даже посыпанную гравием). На карте, понятно, её не было – что за раритет такой? Пошли по этой дороге, но, не пройдя и ста метров, свернули с неё влево (почему – не понял). Пройдя около двухсот метров, начали соображать, что чего-то не совсем (точнее, совсем не) туда идём. Повернули вправо гораздо сильнее, чем на 90 градусов (благо, была ещё одна дорога. Где же они на карте? Места бы вполне хватило).

Тем временем я обнаружил себя сильно испытывающим жажду и знающим, что кроме как в лужах, воды нет. Вы, наверное, сочтёте меня тронутым, но я из них начал пить. А выбора просто не было. Пил помалу, но почти из каждой – с ума сошёл!? Вышли опять на ту укатаннейшую грунтовку. Лужи кончились. Лёха предложил какое-то Strepsils, предварительно “увеселив” меня вестью, что после неё пить захочется сильнее (не захотелось, кстати). Из-за “крюка” около 400 метров напетляли.

До Бобровичей я дошел уже еле переставляя ноги. Вернулся Митяй, примерил рюкзак. Сказал, что уложен неправильно и совсем не настроен. Встали на развилке. Тем временем Лёха уже разведал колодец. Тут наконец-то напились вволю. Воду распихали по всем бутылкам, бутылки – по рюкзакам. Довольно быстро обнаружили какую-то бабусю. Добрую. Её объяснений я не слышал – ноги тёрло уже нехило (странноватое получилось предложение). Прощаясь, она долго желала нам здоровья, сил и чего-то ещё. Наверное, им дико скучно в деревнях, этим аборигенам (или живут поодиночке) – так радоваться каждому путнику,…  Вообще-то, это хорошо. Вернулись к развилке, пошли обходить деревню справа (с юга). Опять шли по холмам. Меня загнали в центр группы и сказали “иди на автомате, не отставай”. Сначала получалось. Дорога петляла прилично, но никак не хотела заходить в лес – везде находила поля. На одной из развилок углубились в лес, но довольно быстро сообразили, что дорога – бесперспективняк. Вернулись. Наконец, встали на ночёвку. Хорошего в месте было то, что достаточно воды, хоть и в лужах. Плохо – хреновые дрова, но есть, но мало, но есть, но… (и т. д.). Дежурными объявили меня и Олю-медика.

После ужина (и некоторой просушки) начался дождь, поэтому, по-быстрому запихав вещи в тамбур палатки, залезли в последнюю и песни “орали” уже при свете фонаря, а не костра. Кстати, о фонариках. Как оказалось ещё на Белорусском вокзале, их нет ни у кого из участников – весело. Поэтому пришлось купить две штуки по десять рублёв в электричке (батарейки в них сели,  упомяну, довольно быстро – в одном уже сегодня). Ну хоть какие были – и то уже не совсем плохо; жить можно.  (26 км)

6 ноября, вторник. БОЛЬШАК (ПЕРВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ).

Утро, понятное дело, оказалось мерзким и мокрым, да ещё и снежным. На самом деле – классным, потому что не в душных, надоевших до чёртиков четырёх стенах квартиры, и не на вокзале. Подъём дежурных был назначен на 6.00, однако я, проснувшись в 5.28, довольно разумно сообразил, что костёр я быстро не разожгу, плюс надо время одеться потеплей – слегка подмёрз (хотя спальник мне разрекламировали со всех сторон). Около шести разбудил Олю и сообщил, что костра не будет. Далее я сделал пачку ошибок: наломав мокрых еловых веток, валявшихся около кострища, начал сушить их зажигалкой. Понятное дело, что ни хрена они не высохли и не загорелись, а зажигалка успешно расплавилась. Тогда из кармана сырой куртки выудил (тоже почему-то сырые) спички. Кое-как зажёг сухой спирт и положил его в заготовку для костра из мокрых веток. Ясное дело, он прогорел довольно быстро, оставив после себя стремительно угасающие огонёчки на ветках.  Караул! Полчаса уже было убито. Растолкал Митяя, взял сухие спички и… “Мить, костра не будет. Сухого нет ничего”, на что он ответил “Ищи” и дал нож:  “Нарежь бересты”. После вороха бересты и (ура! Нашёл-таки! Потому что поискал) сухих еловых веток это красное петушаро решило, наконец, разгореться. Когда где-то в девятом часу было объявлено “подъём”, первой фразой Мити было “Ну наконец-то!”.  Ну, первый блин, как водится, вышел увесистым комом. А я учусь на своих ошибках.

После завтрака я переуложил рыкзак, выпросил у медика пластырь и где-то 20 минут убил на заклеивание ног. Вышли уже после десяти.

С накатанной дороги свернули влево (какая-то странная традиция: сворачивать с накатанной дороги на левую, не такую уж и накатанную). Я думаю, читателю уже ясно, что это оказался неверный путь. Довольно быстро дорога стала подозрительно заросшей и, дорисовав “восьмёрку” (или почти дорисовав) петлями, вышли на ту укатанную, напетляв в итоге лишних 1,5 км. Митя посмотрел на компас и гордо объявил: “Норд-Ост!”. 

Через какое-то время увидели парочку (или вообще полпарочки – сия деталь улетучилась) полуупавших столбов ЛЭП – это было всё, что осталось от Суханово. Запечатлели это “дело” на фотоплёнке. Подъехал “УАЗик”, у двух мужиков в котором спросили дорогу на Ушаково. Дядя усмехнулся и сказал, что “в такой обуви здесь не ходят”, а на Ушаково две дороги: одна – через Следнево – укатанно-ухоженная, а от Следнево – асфальт; другая – старый вяземский большак, по которому теперь только в сапогах можно пройти, а лучше не ходить.

Решили идти (предварительно) по большаку. Меня это не совсем обрадовало – “мокнуть неохота”, на что получил фразу пошедшего в сторону Следнево Мити: “Турист хренов – мокнуть неохота”. После этого я быстро сообразил что к чему и остановил его словами: “Пойдём по большаку, помокнем – классно будет!”. Ура. Опалы я избежал. Решили мокнуть. Перед тем, как начать ломиться, устроили привал, во время которого я привязал гитару к рюкзаку. Итак, тронулись (в смысле, пошли).

Чтобы не сбиться с “дороги” (описание сей – чуточку ниже), ориентировались (по крайней мере, старались) по голым (то есть, без проводов) столбам ЛЭПы. Петлять пришлось очень здорово; всё время продирались через заросли полукустов-полудеревьев (тонкие, но высокие), растущих иногда почти вплотную, перелезали через  деревья (или пролезали под ними, а некоторые особо раскидистые приходилось обходить, углубляясь в ещё более заросший лес и всё дальше от ЛЭПины); сильно замедляли движение также кочки, успешно замаскированные травой – пошедший быстрее рисковал бы сломать ноги (“ломоножная (ноголомная)” тропа); по поводу обуви мужики не преувеличили: в сапогах было бы суше: лужи валялись на протяжении всего большака, причём глубокие, а в большинстве ещё и необходимые (в смысле, не позволяющие себя обойти) (короче, и хочешь, не хочешь, – мочись, … то есть, мокни). Один раз вообще умудрились залезть в болото, но неглубокое – сантиметров на двадцать (если, конечно, не стоять на месте и ждать, пока утонешь), в котором была потеряна последняя надежда остаться с сухими ногами; пришлось также пересечь довольно глубокий, но сухой овраг. А на карте вместо этого безобразия – ниточка дороги “грунтовая просёлочная”  с улучшенным покрытием поваленными деревьями, кочками, болотами и кустами. Между прочим, дорога на Добрушино,  замеченная мной по просвету и столбам ЛЭП, имела такое же “покрытие”. Класс! Карту для танков составляли (или для бульдозеров). ((Хотя лет 10 назад карта была бы верной)). На самом деле, идти по этому “большаку” мне понравилось больше, чем по асфальту (и никакого здесь парадокса!) – во-первых, почти не отстаю, во-вторых, вода болот и луж смазала мозоли, и на них можно было уже не обращать внимания (но это было временное явление – по выходу на асфальт оные опять дали о себе знать), и, в-третьих (и это главное), это же ЛЕС!!! Плюс также порадовали “прострелы” кустов, когда я, идущий в конце, вижу петлищи, наделанные впереди идущей четвёркой в попытках поиска обходящей эти заросли тропинки, с разгона врезаюсь в кусты (в два раза более высокие, чем я), бегом преодолеваю разделяющее нас пространство по прямой, без петель, и под дикий треск и хруст (разрывая в клочья одежду, рюкзак, коврик, футляр гитары и рвя ветками на ней струны, выкалывая себе глаза, обдирая лицо и руки,… ой, чего-то я заврался – не, таких ужастиков не было, но всё же коврик оказался слегка потрёпан) оказываюсь вплотную к Митяю (хочется ещё добавить “смотрящего на меня удивлённо и говорящего “ты же в конце был””, но такого не было). И некоторое время иду со всеми. После таких “прострелов” я не сразу замечал, что несу на рюкзаке дополнительный вес в виде большой, увесистой ветки.

Помимо всего вышеописанного, было ещё несколько замеченных явлений, а именно: какая-то железяка, торчащая из-под земли, возможно, ещё с войны. Я около пяти минут пытался выдрать или откопать её, но только зря извозил руки в глине: её довольно крепко обхватили корни растущего рядом дерева.

После пересечения ручейка, текущего перед деревней Горбачи (всё, что осталось от этой деревни – тесно растущая группка каких-то деревьев (не исключено, что яблонь)) (на карте ручей есть!) прошли ещё Z метров и обнаружили на окраине леса не обозначенное на карте кладбище. Кладбище небольшое; могилы как сороковых, так и девяностых годов, и к нему даже была езженая дорога (не помню, исчезла потом эта дорога или нет). Во время привалов я проверил эфир – тишина…

И вот наконец мы пришли в Ушаково. Сразу же нашли колодец и устроили около него пережор. (Если бы я знал тогда, что решу написать мемуары похода, везде бы запоминал время). Двинулись в Барсуки. Дошли очень быстро. У начала деревни бабки сказали, что до Петрыкино – 3 км, а у конца некий (как мне показалось, не совсем добрый) анкл, – что семь (это уже больше похоже на правду). Километра через полтора в ручье набрали воды и где-то ещё через полкилометра сошли с асфальтки влево, поднялись на пригорок и встали здесь на ночёвку. Дрова – просто супер, и в огромном количестве. Около лагеря был вырыт окоп (нет, не нами, а ещё с войны). Но это только я увидел в нём просто окоп, – остальные назвали его ДОТ (долговременная огневая точка). Говорили, какие-то кирпичи там были… но я их не разглядел.

После ужина, когда все улеглись, я остался у костра сушиться, из чего был устроен “вечер юмора”. Не буду пересказывать эти извращения типа фразы “просыпаемся утром, а у потухшего костра замороженный Вова, занесённый сугробом. А из сугроба торчат ботинки. Сухие. – Ха-ха”. Ну и в том же духе. Короче, ржали мы все, и долго. Дежурные, стоит отметить, – Лёха и Оля-завхоз. Но они сказали, что никакой будильник утром не услышат и упросили меня разбудить их утром ((извините за тавтологию)) как могущего услышать любой будильник. Фигня вопрос.           (21км)

7 ноября, среда. “…В НЕЖИЛУЮ…”  КАРТУ – КАЖДОМУ!!!

Начну с лирического отступления, которое стоило бы вообще впихнуть либо во вчерашний день, либо в конец отчёта среди итогов. Ещё когда мы шли по большаку, я, глядя, на засохщие стебли крапивы высотой с меня, отметил про себя, что несмотря на некоторые минусы времени выбора похода (совсем не та природа, холодно, мокро, короткий день), есть три существенных плюса: а) никакой изнуряющей жары, от которой совершенно нереально спастись (кроме как в лесу, но там – см. б) и в)); б) крапива не добавляет проблем и в) никаких кровососущих. {{{{Я однажды на Клязьме на границе Московской и Владимирской областей попал в такой ад – двухметровая крапива, полчища голодных слепней, водней и комаров. Удирал оттуда, не жалея шин велосипеда}}}}. Теперь к отчёту.

Подняв дежурных (уже не помню, во сколько), сразу же заснул. Встали после громогласного призыва Лёхи от костра: “Подъём!!!”. Дальше у меня в памяти провал (а это у вас часто? – что? – провалы – какие провалы?), то есть, что было до выхода, не помню. Помню только одну деталь: был объявлен коммунизм на сухари и курагу, но реакция последовала более чем хилая.

Вышли опять после десяти. Вопреки карте, асфальтированная дорога не кончилась, и по ней мы совсем скоро дошли до Петрыкино. Здесь нас первым делом со всех сторон и с головы до ног облаяли все местные собаки. Однако аборигены оказались добрейшими людьми (везде бы такие). Они подробно и долго объясняли дорогу, расспрашивали, кто мы такие и чего нам дома не сидится. Одна бабуся (а может, не бабуся, а моложе) даже поделилась солью, потому что свою мы умудрились рассыпать всю ещё на первой ночёвке (150 г!). Помню фразу “Идите вдоль струн” (так они ЛЭП назвали).

После деревни пошла грунтовка и очень редкий лес. Потом – ветка, то есть раздвоение дороги. Мы пошли по правой. Со всех сторон уже густой лес. Меньше чем через километр навстречу попалась бабка с собакой, которая узнав, куда мы и кто мы, сочла нас ненормальными. Пошла нас запугивать: “Не ходите вообще в ту сторону, там лес нигде не кончается…”, “…здесь после четырёх уже волки выходют, причём большими стаями – штук по пятнадцать…”, “…а мы их отстреливаем…”, “…да и деревня’ там все уже очень давно пустые…”, “…да вы чо, даже не думайте ходить…” – “Мы сейчас из Петрыкино идём” – “в Петрыкино вы неправильно идёте – вам туда…”, “…а там вы вообще дорог не найдёте…”,… и почапала дальше. Здесь я впервые пожалел о том, что не взял диктофон, потому что такого жаргона и стиля изложения (слушать чертовски интересно было!!) в Москве не отыщешь даже у самой старой бабушки. Пройдя немного вперёд, решили вернуться и расколоть бабусю по полной. Догнали её только на развилке. “Да туда вон вам, в Петрыкино”. По-моему, она только с третьего раза поняла, что мы оттуда и идём. “А-а, ну вам туда, а там подсечёте большак – он накатан…”, “а туда вообще не ходите – там глушь несусветная”… Ну и т.д. и т.п.

Показанная ею дорога (левый отвод ветки) меньше, чем через сотню метров успешно кончалась бурьяном. И вообще, из-за этой прапра…правнучки Ваньки Сусанина около семисот метров мы накрутили зря. Вышло так, как сказал один очень замечательный писатель: “С давних пор так уж повелось у нас на Руси, что никто столько не напутает, когда объясняет дорогу, как местный житель, особенно если он человек разговорчивый” (К. Г. Паустовский, “Мещорская сторона”). Пошли по первоначальной дороге (на Подмошье). Вскоре наткнулись на какого-то дядю с велосипедом, достаточно подробно описавшего дорогу на большак. Я его объяснений не слышал – ушёл немного вперёд набрать воды из лужи для питья.

Подмошье. Помнить название буду ещё долго (о причинах – парочку абзацев ниже). Большая мрачная серая заброшенная деревня. И пасмурная погода с низко нависшими тяжёлыми тучами, отягчающая зрелище. Дома – одни совсем крепкие и новые (на вид), другие с провалившимися крышами и обваленными стропилами, некоторые вообще поваленные. Одиноко торчащие столбы ЛЭПы. Ещё более одинокие остатки садов и две рощицы. И никого. Но дороги езженые. (В этих домах бы порыться… Рай для поисковиков). Обходим деревню справа. Через некоторое время понимаем, что не туда идём. Вернулись, пошли на север. И я опять начал отставать, пока несильно.

Пришли к какому-то озерцу, около которого стоял стол и несколько скамеек. Цивильное место для ночёвки! На карте ничего этого нет, поэтому наше местоположение определили довольно размыто. Дороги сильно езжены, но на большак вряд ли похожи. Далее – довольно крутой подъём. Свернули влево, устроили пережор, во время которого я опять клеился (заклеил, как оказалось, не всё, о чём сильно пожалел). Опять вышли на дорогу. Очень много песка. Идём, не зная где и куда. Воды нет нигде, дорога сухая и всё время в гору. Наконец справа подошла ещё одна дорога, гораздо шире (большак?) Воды! Всё, что у нас есть из жидкости – это полбутылки, набранные мной около Подмошья. Пересекли ручей, дополнили бутылку. Но идти ещё много Þ остальные набирать не стали.

Следующие строки вообще не должны были войти в эти мемуары в такой детальности, но, во-первых, это именно мемуары, а не отчёт, во-вторых, никто кроме меня об этом в точности не расскажет и, в-третьих, без этого эпизода день бы для меня запомнился гораздо тускнее, поэтому опишу детально свою грандиозную ошибку.

…Один я шёл уже довольно долго. Остальные были далеко впереди (впереди ли?) Миновал пару просек влево (особо не разглядел их характер), затем здоровую вырубку. Дорога после вырубки – трава. Существенно прибавил шаг. После пары поворотов и никакой живой души за ними пошёл максимально быстро. Поорал – не ответили. Тревожно. Я что, разминулся с ними? Бред же! Ещё поворот. Опять поорал. Никого. Перешёл на бег. Минуты полторы бежал, забыв и про усталость, и про мозоли. Сбился считать повороты. Слева подошла ещё одна дорога. Что за чертовщина! Уж здесь-то они могли подождать?! На крики опять никто не отвечает. Хреново. Вообще-то, до четырёх остаётся меньше четверти часа – пора бы и на ночёвку. Без паники. Если бы после того, как мы подсекли правую дорогу, я взглянул на карту вместе со всеми, то не сделал бы такой глупости, как поворот назад. Но карты я не видел, а покоя не давала мысля о том, что я лишь мельком взглянул на ту пару просек влево, и именно там могли разминуться. В принципе, я поймал себя на мысли, что тупо думать о том, что они свернули и не подождали меня, но в противовес этому ставил то, что пробежал прилично и хотя бы докричаться до них уже должен был. На дереве в бутылке оставил записку, что возвращаюсь. По пути к вырубке возникло воспоминание о песчаной дороге перед ней и, следовательно, о следах, которые там надо искать (если они есть…) И что самое тупое, когда я подошёл к вырубке, про следы совершенно забыл!!! За это время продумал с полдюжины вариантов дальнейшего развития событий. Тут я вспомнил и про волков, которые “стаями в деревня ходят”, и про то, что до Подмошья, куда я теперь держал путь (до сих пор не могу понять, как я мог так ступить + забыть про следы), дотемна даже бегом не добраться. Остановился около вырубки. В принципе, еда с водой есть… спичек – нет. Темнеет. Очень крупными хлопьями повалил снег (ветер западный). Тишина. Слышен только шелест… шорох… грохот!.. миллиардов падающих снежинок. Вырубка представляет собой огромное поле, и весь этот миллиард я вижу. Жутковатое состояние. Оставил на вырубке следы своего пребывания и ещё одну записку. Сделал пару десятков шагов. Остановился проверить, не потерял ли ручку. В общей сложности пробыл на вырубке около десяти-пятнадцати минут. Сзади голос (зовут). Глюк?  “Глюка” звали Лёха.

Эти редиски, оказывается, слышали мой крик, но не поняли, что это я ору – спутали с птицей! В конце осени!! Поэтому не ответили. (А может, это злая шутка и ни фига они не слышали? Но я поверил.) А не добежал до них я метров двести – вот это отстал! Содержание первой записки, хранящейся теперь у Митяя, буквально следующее: “Митя! Я возвращаюсь в пустую деревню, потом – в жилую (где нам соль дали). Вова”. Блин, какой бред! Хреново я соображаю в нештатных ситуациях. Моя ошибка номер раз – незнание карты, номер два – невнимательность. А я учусь на своих ошибках.

Короче, по достижении лагеря палатка уже была установлена. За водой отправили меня – набирать из зелёной лужи метров за 150 до подсечения дороги слева (и 350 от лагеря). Кроме этой лужи больше ничего не было. Митя сходил вперёд на разведку, но не обнаружил ничего. Где мы находимся, не знали. Определили лишь очень приблизительно (как оказалось потом, недооценили себя на 6..7 километров). Митя объявил, что сегодня прошли очень мало, поэтому завтра идти дох.., т.е. до Калпиты, и вообще, завтра он хочет завершить пешую часть. Это мне показалось несколько странным.

Спать легли без песен. Перед сном я довольно долго изучал карту (теперь чтобы я не посмотрел на карту перед выходом… да никогда!) Вообще-то, не такая уж и глушь, как мне показалось на вырубке, но место довольно забытое (может, пара человек в месяц проходит).

Стоит пару слов сказать о лесе. Лес – больной. Больной на протяжении всего маршрута, а здесь особенно: весь покрыт белым лишайником – каждый ствол, каждая ветка. Может быть, это не очень страшно, но не совсем нормально. А может, всё это из-за болот – судя по карте, их полно, и везде речушки. Кстати, эти лишайники можно увидеть на многих фотографиях – смотри внимательнее (и, главное, внуши себе, что они есть – тогда точно увидишь их – шутка). На самом деле, место – супер, и именно из-за того, что на N-цать километров вокруг никого, а где-то южнее в ночи стоит пустынное, унылое, мрачное Подмошье (в которое я совсем недавно хотел вернуться…), вокруг шумит (порой электричкой) лес и совсем рядом, буквально в 20 сантиметрах от палатки, потрескивает сосна. Я думал, она сухая, начал рубить – ну и что, что вплотную к палатке – крен-то в другую сторону. Но после трети ствола почему-то пошёл сильный уклон куда не надо (аккурат на палатку). В общем, из этого тоже было устроено юмор-шоу. Сосну мне пришлось привязать к другой сосне верёвкой. Она, кстати, оказалась совсем не сушиной, но это выяснили утром. Фишкой вечера и были эти два события: сосна и фраза “возвращаюсь в нежилую”, которую извратили до неузнаваемости и вставляли при любом удобном случае. Ржали мы опять долго и много.     (28км)

8 ноября, четверг. ОТ РЕЧКИ ДО РЕЧКИ.

Я опять дежурю. Мокрый спальник. Холодрыга. Смотрю на часы каждые 10 минут. Ура. Пора вставать. Мерзейшая погода. Кругом сырость. Сухих ДРОВ нет. УРА. Нашёл сухие еловые ветки. Учтя все позавчерашние ошибки, разжёг костёр с одного чирка зажигалкой (Лёхиной), удивив этим самого себя. Оля до воды не дошла, поэтому к луже отправился я сам. Иду в полной темноте, а от фонаря толку нет (только в лужу смог нормально светить – и то спасибо). Тишину, точнее, шум ветра где-то вдалеке, слушать было жутковато, поэтому 15 минут пути были скрашены какой-то КВ-радиостанцией (как сейчас помню, “Рус. служба BBC” и “Свобода”). Всё-таки здесь чертовски здорово, а в Подмошье я бы не отказался жить (чего-то я опять рискую в лирику удалиться). Иду очень медленно, ибо вчерашние мозоли просто кричат о себе, расхваливая себя и остальных и злорадствуя: “Хрен про нас забудешь! Не дойдёшь”.

Завтрак приготовили гораздо быстрее, чем в прошлое дежурство, и вскоре объявили подъём. По утренней традиции, перед выходом я заклеивался. Митя облегчил мне рыкзак на топор. Вышли. Не прошли и десяти минут, как подошли к речке (Артеше), через которую была переброшена пара брёвен. Срубили шест, переправились (Митя à Оли à Лёха à Я). По-моему, могли бы и пошустрее перебраться. Пошли дальше. Идём-идём, в гору (нехилую), с горы,.. оп! Ещё речка (Слудибня) – уже без бревна. Решили вброд. Митя прошёл первый, в сапогах. Но пока он их доставал и надевал, я продумал примерно следующее: каждому придётся переобуваться в сапоги, переходить, снимать их, кидать обратно следующему… если я сниму ботинки, то реально рискую сбить заклейку и опять хромать всю дорогу и идти в хвосте. Плюс убьётся куча времени. Поэтому я навалил деревьев через эту злосчастную Слудибню (благо, сбоку валялись полусрубленные), и остальные переправились уже по ним (Митя стоял в русле в сапогах, страхуя переправляющихся). А мне была объявлена благодарность.

Довольно быстро дошли до Городка. Дорога шла такими петлищами, что Митя высказал фразу: “Вот это извилистость!” (или “Ну ни хрена себе извилистость!” – не помню). Собаки – добрейшие, чуть ли не лизали нас, а потом ещё и провожали; туземцы – тоже добрые. Во деревня! Класс! До Калпиты пророчили 12 км (мы и карта думали, что больше).

Шли, утопая в лужах. Грунт – опять глина. Я начал несколько отставать, поэтому (ещё не подошли к высоковольтной ЛЭП, обозначенной на карте, но уже увидели её) меня отправили идти первым. WOW! Помогло! Иду резво. Потому что знаю точно, где и куда. В Новосёлках (никого нет, деревня то ли нежилая, то ли на зиму все уехали, но скорее первое, потому что окна и двери заколочены, дома готовые рухнуть) игнорировали колодец, решив привалиться у речки после Губаново. Карту мне не показали, но сказали, что “речка – скоро”. И правильно сделали, потому что не совсем скоро. После Губаново я опять несколько отстал (метров на 90..100), но речка не заставила себя долго ждать (точнее, не заставила к себе долго идти). Привалились (залезли при этом в заросли… во люди, а?). Стоит отметить, что дождь идёт не переставая. Дошли до Дружбы. Началась дорога, покрытие которой я не понял – то ли асфальт, то ли просто очень сильно укатанная. После этого я вырвался вперёд и попросту наплевал и на мозоли, и на усталость. УРА! Включился автомат, на котором я и шёл до самой Калпиты впереди. По моим меркам, шли хорошо и быстро. Сделали по нескольку глотков воды, и бутылку я выкинул. Пересекли ещё одну речку. Навстречу проехала машина (большая редкость). После этого довольно резво штурмовали нехилый подъём, оглянулись на него посмотреть – ОГО! Фоткнули его (против солнца, хреново). Кстати, солнце выглянуло! Впервые!

Увидели Калпиту – УРА! Но увидеть мало – надо ещё дойти. По пути перешли ещё одну речку – Осьму. Вошли в деревню. Ни хрена себе размерчик! С полчаса её обходили. Блин! дыхания уже не хватает, мозоли орут о себе во все глотки. Приходится “купаться” в каждой луже, смазывая их. Временно помогло. Не отставать получается.

Вышли на асфальтку (я слегка отставший), прошли чуть вправо до автобусной остановки и “упали” на ней. Митя и Оля-завхоз пошли ловить местных, я лежу на скамейке. Кайф! До утра бы так пролежал. Вернувшиеся разведчики доложили, что автобус отсюда – завтра в семь утра, а из Семлёво – в шесть вечера. Уже больше четырёх. Идти 12 км – дойти unreal – не успеем по-любому. Машины в деревне ни у кого нет. Поразмышляли о дальнейших действиях. Мокро; дров в лесу нет – осинник. Пошли в сторону Семлёво. Уставшие ВСЕ. Ищем место для ночёвки. Я предпочёл бы, кстати, именно заночевать в лесу, а завтра пешком идти в Семлёво. У остальных вариант – завтра в семь на автобус. Но вышло всё совершенно иначе: навстречу ехал грузовик, который мы и заловили. Дядя за рулём сказал, что сегодня будет возвращаться обратно и тогда нас подберёт. Всё равно решили идти, так как стоя замёрзнем. Идём очень медленно – ноги еле передвигаются. Где-то через 35..40 минут дядя на грузовике вернулся и загрузил нас в кузов (увы, крытый). В Семлёво приехали – уже смеркалось. Денег водиле давать не стали, раз он не просил (хватит с него того чуть ли не десятка слов “спасибо”, которые Оля-завхоз говорила ему непрерывно, когда он ещё грузил нас, а затем останавливался для дозаправки). ЦИВИЛИЗАЦИЯ! (какой ужас…). До автобуса ещё есть время, поэтому зашли в какую-то забегаловку, где взяли чай (Лёха – кофе) и еду для поезда (в смысле, не для того, чтобы поезд кормить, а нам в поезд).

В общем-то, всё. Дальше расскажу очень кратко. Дождались автобуса в тепле забегаловки, доехали без приключений до Вязьмы (билет – 12р.) и заночевали на вокзале, распив перед этим хранимую Лёхой весь маршрут флягу “Старки” (а девчонки – томатный сок!). Стоит, наверное, упомянуть какого-то типа, всё время нас изучавшего и в конце концов подсевшего почти вплотную, но он особо не напряг.

Спать было холодно (потому что мокро).     (29км)

9 ноября, пятница. HOME, SWEET HOME!!!

Буду ещё более краток. Подъём в 3.30. Электричка до Москвы – в 4.23 (билет – 40р.). В оной спали, от еды воздержались. Доехали без эксцессов. Вот и всё. Поход успешно завершён. Я бы его, конечно, продлил хотя бы на день…

POSTSCRIPTUM

НЕУЖЕЛИ Я ДОМА?

Вместо заключения – парочка фраз-итогов. Уроков, конечно, из этого похода я получил кучу: это и разжигание костра в условиях сырых дров, и поведение в ситуации “заблудился ли я?” (а как вывод – иметь перед глазами карту, о чём, кстати, и говорил Бегемот на лекции), и грамотная укладка рюкзака без лишних весов, стеклянной тары и лишних вещей, и грамотный подбор обуви, и необходимость тренировок… но это для себя выводы.

Общее замечание – удачный выбор времени похода. Летом идти было бы гораздо ужаснее (немного не так сформулировал идею – ну ладно).  И, оказывается, пять человек – очень даже замечательное количество людей. В общем, всё. Мысли внезапно кончились. С нетерпением жду следующего похода.

 

                                                                                                                                                                        ВОВКА

                                                                                                                                                                            11.2001

                 01.01.2002

      Ну что, рассказать о гусятнике?

                Хотя нет, не стоит.

                     Не в кассу.

Добавлен: 25 окт 2007 23:14 Автор: DVA #40706
DVA аватар
ой! куда абзацы делись???
Добавлен: 25 окт 2007 23:24 Автор: zaya #40707
zaya аватар
При вставке текста через редактор статей надо пользоваться кнопкой "Paste from Word".
Попробуй перевставить текст. Это проще, чем абзацы вручную проставлять...
Добавлен: 03 нояб 2007 00:06 Автор: LipOlka #40792
LipOlka аватар
Мда, Вовка! Спасибо тебе :)))
Как живо всё вспоминается... :))))
Ведь это и мой первый самостоятельный поход.... :)))