Отчет о вело-ПВД Чисмена-Тучково (1 августа 2010)

Автор: Зайцев Андрей, 03.09.2010 04:00
Просмотров: 7095

Предлагается отчет об одной из самых жарких покатушек в этом сезоне.

Сычевские карьеры, урочище Грули, Рузское водохранилище, Москва река... Интересно покатались, хоть километраж получился и небольшой. Хватило всем.

Мои фотки. Трек.

Подробности внутри...

1) Цель похода и краткое описание маршрута.

Небывалая жара, накрывшая Подмосковье, заставила искать маршруты с максимальным числом точек купания. В этом плане очень удачный вариант – Москва-река, вода в ней (выше Москвы, разумеется) всегда прохладная и чистая. Неподалеку на карте заманчиво раскинулись водохранилища. Соединив все это непрерывной линией, я и получил нынешний маршрут.

Целиком он пройден не был, из-за жары и частых водных процедур желания и времени на то, чтобы ехать из Тучково в Звенигород, уже оставалось маловато. Но при других условиях это вполне реальный вариант.

2) Заявленная нитка маршрута.

Чисмена - Сычево - Притыкино - Самошкино - ур. Грули - Булыгино - Григорово - Гидроузел - Палашкино - Комлево - Сытьково - Тишино - Горбово - Кожино - Нестерово - Тучково - Васильевское - Хотяжи - Каринское - Саввинская Слобода – Звенигород.

3) Пройденная нитка маршрута.

Пл. Чисмена – Язвище – Сычево – карьеры – Притыкино – Немирово – Самошино – ур. Грули – Булыгино – Беляная Гора – Гидроузел – Палашкино – Комлево – Старо – Сытьково – Брыньково – Жолобово – Тишино – Горбово – Стар. Руза – Ботино – Марс – Тучково.

Трек (93,5 км).
Фотки.

4) Описание похода.

Посетив магазин возле пл. Чисмена, переходим ж/д пути от последнего вагона из Москвы. На противоположной стороне перпендикулярно ж/д отходит улица дачного поселка, она ведет вдоль леса и через 500 метров выводит на дорогу от ж/д переезда. По ней доезжаем до Старого Рижского шоссе, сворачиваем налево. Катим под горку и через километр сворачиваем с шоссе направо на дорогу в Сычево. Проезжаем под мостом Новой Риги. Сразу за мостом – перекресток, по берегу большого пруда налево уходит прямая дорога на Сычево. А мы проезжаем прямо и въезжаем в деревню Язвище. Там останавливаемся возле мощного родника с часовней. Народ стоит в очереди с канистрами, место очень популярное. Сильно не задерживаясь, едем дальше.

Проезжаем насквозь деревню Сычево. Доехав до главной площади поселка с фонтаном и памятником сычу, сворачиваем направо вниз. Дорога широченная, по ней пылят здоровые грузовики. Справа – пруд и пляж какого-то санатория. В принципе, можно завернуть и искупаться, но в таком попсовом месте что-то не тянет, решаем доехать до озер в карьерах.

Едем по широкой промышленной грунтовке, навстречу вереницей летят Камазы, поднимая облако плотной белой пыли. Неприятная дорога, но другой здесь нет. Вернее, здесь целый лабиринт дорог, проложенных между карьерами, но они все такие.

Увлекшись, пролетаем дальше, чем надо. Местные и ЖПС велят нам немного вернуться. Выбрав правильную дорогу (съезд налево под железные ворота, сваренные из толстых труб), катим по ней и вскоре приезжаем к въезду в действующий карьер. В центре работает экскаватор, ездят грузовики, а слева по краю идет объездная дорога. Карьер обнесен бетонным забором, дорога проходит внутри него. Но никаких препятствий на въезд нет, так как дорога ведет в дачный поселок.

Справа нереальные для Подмосковья пейзажи – намыта огромная гора песка, и вблизи она выглядит как какая-нибудь грандиозная памирская вершина, только без снежной шапки. Фоткаем и едем скорее дальше, очень уж охота поскорее где-нибудь окунуться.

Приехав в дачный поселок, обнаружили на его СВ окраине небольшое озеро, расположенное в яме старого карьера. Вода чистая, пляжик местные содержат в чистоте, молодцы! С наслаждением залезаем в воду и долго плещемся.

Выбравшись обратно на крутой берег, проезжаем по окраине дач на юг, выезжаем из ворот и по грунтовке в восточном направлении через 600 м попадаем на магистральную карьерную дорогу, ведущую в южную часть сычевских разработок. Здесь находится одно из самых больших и красивых озер, которое мы позапрошлой зимой пересекали на лыжах.

Искупались в озере. Вода очень чистая, правда, заход не слишком приятный, глинистый. Наличие подъезда для машин (пускай не самого паркетного), автоматически порождает замусоренность и попсовость места. Леса тоже нет, от солнца укрыться негде. Поэтому долго здесь оставаться неохота.

После купания, перевалив бугор, поехали на ЮВ по карьерной дороге, которая вскоре привела к еще одному большому озеру. На другой стороне виднеются дома деревни Притыкино. Но сквозного проезда по дороге нет. Чтобы попасть туда, приходится объехать озеро слева, там, где к нему подступает лес, и вскарабкаться на крутой карьерный склон по размытой тропе.

Проезжаем деревню, снова оказываемся на асфальте. Быстро крутим в сторону Немирово. Дорога пустынная, асфальт хороший. За Немирово замечаем слева от дороги небольшой пруд. На таком солнцепеке соблазн снова залезть в воду непреодолим. В итоге устраиваем блиц-купание. Пруд мелкий, заход топкий, но нам пофиг…

В Самошкино дорога под прямым углом сворачивает направо. Отличный новый асфальт пересекает поле, входит в лес и через километр приводит в лесной дачный поселок. Проезжаем насквозь первый поселок, и перед въездом в следующий, сворачиваем налево. За узким перелеском – еще один дачный квартал. Проезжаем прямо в дальний ЮЗ угол дач. Дороги через лес там я не нахожу. Сделав пешком круг по лесу, уткнулся в непролазный бурелом. По азимуту с великами здесь идти не вариант. Лес заболоченный, но сейчас удивительно сухо – мох пружинит под ногами.

Проехав 100 метров назад, сворачиваем в самый дальний южный угол дач. На карте именно отсюда и показана дорога, и это оказалось правдой. За крайними домами в лес уходит хорошая тропа, ведущая вдоль старой лесной дороги. На тропе много завалов, приходится часто обходить или перетаскивать. Надо бы дачникам-квадроциклистам заняться – пропилить проход! Ехать практически нигде не удается, шагаем пешком. Часто встречаются потенциально грязные и топкие места, но сейчас все сухо – паркет. И ни одного комара-слепня! Они тоже от жары этим летом вымерли. Прямо подарок. Влажным летом тут, скорее всего, будут немилосердно жрать!

Пройдя через лес 500 метров, дорога вывела на край поля. Это урочище Грули. Тропа краем леса уходит куда-то левее, так как прямо – заросшая осокой болотинка. Но мы ее проходим насквозь, аки посуху, и продолжаем двигаться напрямик через поле, поднимаясь в горку. Поле заросло высокой травой, немного помогают катить велик какие-то старые колеи. Наверху бугра подсекаем свежий след Уазика. В центре поля – несколько кустов – слабый намек на то, что когда-то здесь была деревня. По грунтовке через поле спускаемся под горку к западной опушке. Там вдруг грунтовка становится прекрасным, отсыпанным щебенкой, старым грейдером. Катить по такому через красивый еловый лес – одно удовольствие!

Пролетев на всех парах 4 км, едва не проскочили слабозаметный вход в лес грунтовки на Булыгино. Грунтовка неплохая, прокатана квадриками, так что по ней без проблем выезжаем к крайним дачам в Булыгино. Местный мужик любезно позволил нам наполнить фляги из своего колодца, а то у нас уже стали иссякать запасы.

Дальше выезжаем на дорогу и без особых приключений по асфальту проезжаем через Пахомьево и Беляную Гору. Выехав к шоссе Руза-Осташево, сразу пересекаем его и едем по дорожке, ведущей к берегу водохранилища. Дорожка вскоре приводит в тупик к спасательной станции, а левее – въезд на территорию какого-то пансионата, но к берегу ведет грунтовка и тропа, поэтому мы без проблем выезжаем к обрывистому берегу и пляжу.

Окунулись в неприлично теплую воду, перекусили, попугали рыбу. Затем вернулись на шоссе и покрутили в сторону п. Гидроузел. Там свернули направо по дороге, идущей через дамбу водохранилища. Я опасался, что проезд там может быть закрыт, но оказалось, что все нормально – через дамбу ездят машины и проезд/проход никак не ограничен. Только фотографировать на плотине нельзя, возле водосброса дежурят милиционеры, на сооружениях гидроузла сидит огромная стая чает, загадивших все эти сооружения толстым слоем гуано.

Сразу за плотиной – поселок Палашино с магазином. Закупаемся, жуем и едем дальше. Сворачиваем на дорогу в Сытьково. Тихий спокойный асфальт, машин почти нет. То поля, то перелески. После Старо, там, где дорога проходит вплотную к реке Руза, решаем искупнуться. Но нормальных подходов к воде не находим – русло реки сильно заболочено и заросло водорослями. Жаль, искупаться очень хочется.

Тупо пилить по асфальтовым шоссе не хотелось, поэтому в Брыньково свернули с трассы направо. Проехали деревеньку насквозь и устремились дальше в поле по грунтовке. Дороги, нарисованной на карте и ведущей через лес на юг, не существует. Вместо этого грунтовка по краю поля привела в дальний западный угол, где в лес входила ЛЭП на бетонных столбиках. По просеке под ЛЭП вначале вела отличная дорожка, накатанная лесовозами. Но вскоре она свернула куда-то вбок (наверное, на вырубки), а дальше пошла уже не такая паркетная колея. Но ехать пока что было можно.

Через километр ЛЭП вышла из леса на большую поляну – закуток поля восточнее Жолобово. Самой деревни пока не было видно за перелесками, зато в небе над лесом виднелись несколько парашютистов, спрыгнувших с тарахтевшего где-то высоко кукурузника. Я знал, что неподалеку в Ватулино есть небольшой аэродром.

Поля оказались заросшими высокой жесткой травой. А колеи свежей нет. В итоге обошли поляны по опушке леса – там нашлись тропинки, потом пересекли поле и с облегчением вылезли на деревенскую улицу в Желобово, напились воды из колодца. По словам местного, дорог на север от деревни нет. Были, но заросли. В общем, прорываться там – развлечение для экстремалов.

А нам – в другую сторону. По грейдерной дороге быстро катим на ЮВ мимо Ватулино. Вдали, справа на поле виднеется аэродром, но подъехать поближе и позырить нету времени. Пересекаем шоссе на Можайск, сворачиваем в Тишино и снова крутим по асфальту. Дорожка приятная, малозагруженная. Разогнавшись под горку, первые пролетают нужный поворот и останавливаются только на мосту через Рузу после Горбово.

Изначально я планировал ехать дальше правым берегом Рузы до стрелки с Москва рекой и переправиться в Тимофеево или Кожино. Но раз уж возникло общее настроение на раннее возвращение, а некоторые участники уже откровенно накатались по жаре, то мы решили выезжать по прямой в Тучково.

Несколько человек искупались в Рузе прямо под мостом. А Катя Кузина удивила всех, спрыгнув в воду с этого моста вслед за местными пацанами! Водичка в Рузе, надо заметить, очень бодрящая, даже в такую жару.

Выехав на трассу А108, докатили до Старой Рузы. За мостом через Москва реку свернули к реке и искупались в последний раз. Тут тоже водичка прохладная. Да и жара уже начала слегка спадать – вечереет.

После Нестерово сворачиваем на дорогу в Тучково. Движение по ней довольно интенсивное, и рельефчик холмистый. Но ехать уже недалеко. Вкатываем на вокзал в Тучково, садимся в электричку-экспресс и без проблем возвращаемся в Москву.

5) Выводы и рекомендации

Маршрут получился довольно разнообразным. Сычевские карьеры – такое место, в которое нужно по-хорошему ехать на целый день, чтобы исследовать там все интересные уголки. Очень уж много там всего наворочено. Купание в карьерных озерах – просто супер, вода чистая, народу сравнительно немного.

Очень порадовало урочище Грули. Дорога, ведущая туда, действительно замечательная. Советую хоть раз по ней прокатиться. Несмотря на то, что дорога тупиковая, наличие короткого лесного перелаза позволяет при желании попасть в Самошкино и строить интересные сквозные маршруты.

Искупаться в Озернинском водохранилище мы не успели. Можно ли от Григорово попасть на шоссе в сторону Гидроузла – вопрос. Зато порадовало, что открыт сквозной проезд по дамбе Рузского водохранилища.

Дороги правым берегом Рузы – приятный и тихий асфальт преимущественно полями. Купаться в Рузе сложно из-за отсутствия хороших подходов к воде.

Окончание похода оказалось немного скомкано из-за недостатка времени и вымотавшей всех жары. В итоге о том, чтобы ехать дольше от Тучково до Звенигорода, не было и речи. Если группа компактная и сильная, а затупов и купаний делать поменьше, то запланированный маршрут можно постараться пройти. Или придумать другую концовку, например – в Дорохово или Можайск. А вдоль Москвы реки все-таки лучше ехать без спешки, и почаще купаться.

6) Участники

  • Андрей Зайцев
  • Антон Южанинов
  • Дима Гришин
  • Ксения Казакова
  • Марина Соколова
  • Катя Кузина
  • Дима на шоссере
  • Виталик Елисеев

7) Приложения

Руза — река в Московской области, левый приток реки Москвы. Длина 145 км, площадь бассейна 1990 км², ширина — до 50 м. Глубина незначительна. Средний расход воды у города Руза — 13,1 м³/с. Замерзает в конце ноября, вскрывается в апреле. Крупнейший приток — Озерна. Течёт почти на всём протяжении на юго-восток.

Рузское водохранилище — водохранилище на реке Рузе, расположено на западе Московской области. Заполнено в 1965—1966 годах. Полезный объём 216 млн м³, площадь 33 км². Ширина до 4 км, длина около 33 км, глубина до 21,2 м. Находится на высоте 182,5 метра над уровнем моря. Образовано железобетонной плотиной длиной 550 и максимальной высотой 25 метров, по плотине организован автомобильный переход. Водосброс осуществляется с высоты 18,5 метров. Замерзает в конце ноября, вскрывается в конце апреля. Используется для водоснабжения Москвы (подача воды к Рублёвскому гидроузлу), а также регулирования стока реки Рузы. Популярное место отдыха. Знаменитое место рыбной ловли среди рыболовов-любителей. Зимой, весной, осенью и летом в водохранилище ловятся: лещ, щука, судак, окунь, плотва, ёрш, уклейка, густера, реже налим.

Аэродром Ватулино находится в Московской обл. Рузского р-на, д. Ватулино. Имеет статус посадочной площадки, внесен в реестр приписных площадок ООО Авиационный комплекс Руза и зарегистрирован в МТУ ЦР ФАВТ.

Предлагает услуги:

  • Размещение и охрана авиационной техники и авиационного имущества.
  • Организация полетов в районе аэродрома(УТП и по маршрутам).

Аэродром Ватулино имеет богатую и славную историю. Строительство аэродрома было начато в 1939 году. Целью его создания являлась противовоздушная оборона города Москвы с западного направления. Предполагалось создание сети аэродромов для авиации ПВО, расположенных в населенных пунктах: Алферово, Чертаново, Ватулино ,Медынь и др. При строительстве должно было учитываться то, что эти аэродромы должны действовать в любой сезон года.

Технология строительства подобных аэродромов выглядела следующим образом. В широкую траншею засыпались и утрамбовывались каменные включения: щебень, гравий, битый кирпич и т.п., затем траншею засыпали землей и высаживали траву. Стандартные размеры такой ВПП - 100х1000м. Такая технология обеспечивала самолетам ПВО выполнение взлетов и посадок во время осенней и весенней распутицы, маскировку ВПП под естественное поле.

В начале 1941 года на нем базировались 12 истребительный авиаполк, оснащенный самолетами Як-1 и 562 истребительный авиаполк под командованием майора Негоды.

Впервые с этого аэродрома самолеты поднялись в воздух на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся на Москву, в конце июля 1941 года. Тогда же немецкие войска приблизились к Москве, и возникла необходимость эвакуации истребительных полков. В результате, в конце 1941 года аэродром Ватулино был захвачен немецкими войсками. Здесь базировался немецкий бомбардировочно-штурмовой полк. Каждый летный день наши бомбардировщики производили налеты на аэродром, но существенных результатов эти налеты не дали.

С успешным контрнаступлением советских войск под Москвой, аэродром Ватулино снова заняли наши войска. C июля 1943 года на нем базировался 953 штурмовой авиационный полк самолетов Ил-2. 3 сентября 1943 Военным Советом Западного фронта 953 ШАП было вручено фронтовое боевое знамя. С аэродрома Ватулино производились боевые вылеты на вражеские войска до конца 1943 года. С продвижением линии фронта на запад аэродром утратил свое оперативное значение и стал аэродромом подскока.

После войны этот аэродром стал резервным. До 1986 года аэродром использовался как площадка для авиахимработ авиации ПАНХ.

В деревне Ватулино живет ветеран ВОВ, дочь полка 953 ШАП – Шкулева Анастасия Ивановна, которая с 1943 года пятнадцатилетней девушкой начала свой боевой путь до конца ВОВ. На сегодняшний день она является живым свидетелем истории аэродрома Ватулино.

Начиная с 2002 года, авиакомпания АК Руза, совместно с клубами АСК РОСТО и ФЛА, возобновили деятельность аэродрома Ватулино для полетов легкомоторной авиации. Создание современного аэродрома авиации общего назначения (АОН) и музея летающего танка – самолета Ил-2, является главной целью организаторов.