ШГТ 2005

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Вводная

На этой странице оставил преимущественно рабочие материалы и обоснования для документов.

на 24 февраля планируется открытие ШГТ 2005 при турклубе МГТУ им Баумана

Объявим школу Базового уровня.

Идеология ШГТ 2005

План занятий ШГТ 2005

Что такое Начальный Уровень (НУ)? - это походы в Нормальных Условиях Подмосковья, ПВД и 1 кс, без суровых ночевок на снегу

надо перекинуть

  • в вестре делают снежные выходы на ленгоры
  • в Икше разместится несколько школ - накладки не страшны
  • в районе Воскресенска (ст Пески) есть карьеры
  • на 2...3 год обучения - выход на выживание - раскладывают по лесу в феврале с полиэтиленом по одному
  • в вестре есть Начальный Уровень, популярен
  • лед не читают - не успевают, хотя начало школы в ноябре
  • со второй половины сент доконца окт - школа для инструкторов
  • выше 4500 подобрать темп движения без остановок невозможно :(


Требуемые документы

...в МКК следующие документы:

организация, место проведения занятий, район проведения УТП, состав и опыт преподавателей и стажеров. Заявка подписывается проводящей ТСО;

предполагаемый район проведения УТП, ориентировочная дата начала работы школы, место занятий и сроки проведения УТП);

проведения школы (расписание занятий); Примечание. На период восстановления российского инструкторского корпуса...этот абзац рекомендую прочитать на стр 143 РТ

Руководство школой

Осуществляется коллективно

  • Расторгуев МВ - начальник школы
  • Ганаховский СА
  • Коренчук ИВ

При этом требования к начальнику школы (учебной части): звание - инструктор, инструкторский опыт - начальник школы Базового уровня или два раза инструктор Базового уровня, туристский опыт - 2раза 2р. По всем признакам, кроме реального инструкторского опыта, начальником может быть любой. НО Был начальником школы и 2 раза инструктором в школе только МВ (вроде?).

из РТ: Должность начальника учебной части вводиться при наличии более трех отделений. Начальник школы может быть освобожден от руководства учебным отделением при наличии в школе трех учебных отделений, а начальник учебной части - четырех и более.

Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров

Старшие инструкторы

Тут ты, Сергей, загнул. Вот требования к старшим инструкторам: Окончить СУ + стажер СУ +4р либо экстернат за СУ + стажер СУ +4р+ 4р. Мы не стажировались и по 2 раза 4 кс не руководили :(. Надо признать недостаток у нас педагогического опыта.

  • Расторгуев ?

>SG>Речь шла не о формальной стороне (на сегодня у нас формальный инструктор один), а о фактической. Т.е. у нас фактически получается 4 ступени:

  • идеологи (руководители и организаторы школы их роль, думаю, ясна)
  • старшие инструкторы (люди, которые помогают проведению школ в мск, но со школами на сборы не едут (в смысле, не обязательно едут), новичковые походы не ведут (не обязательно ведут). Обладают опытами руководств и организации сложных походов. Например, в этом году это Свиридов, Фомичев, Расторгуев, Коренчук, Ганаховский и т.п. Их роль - эпизодическое проведение различных занятий, чтение лекций )
  • инструкторы (или командиры, т.е. люди, которые поведут 2-ки. Их роль - формирование команды, проведение занятий вместе со старшими инструкторами, подготовка к походу)
  • стажеры (помощники инструкторов, люди, которые займутся руководствами в следующем году. Их роль - помогать в проведении занятий, обучаться руководству, помогая инструкторам.


Сергей, сейчас фактически так и есть. НО! При всем этом основной упор делается на техническую/тактическую/спортивную подготовку, а руководам мы хотим дать инструкторов! Те на "старших инструкторов" и вообще руководство школой надо возложить обязанности не только по обучению школников и работе со стажерами, но и по подготовке инструкторов в плане именно инстуркторской работы - проведение занятий, методическое обеспечение, типичные ошибки и пр - чтобы получить не просто для них 2гр, а еще и дать и реальную специфику инструктора.

Сам я этим вопросом владею плохо, МВ тоже никого особо преподаванию не учит. Думаю, надо пригласить кого со стороны.

>SG> Ok, давай устроим одно-два занятия по педагогике и пригласим их прочитать, например, того же Никонорова. Можно еще попробовать пошукать спец. литературу по этому поводу...

Инструкторы

требования: Окончить БУ + стажер БУ + 2р +3у либо экстернат за БУ + стажер БУ + Зр

Давай уж настроимся на оформление. Задача - всем оформить инструкторов

Важно пронимать разницу между званием инструктора и должностью инструктора (тренера). Это как д.т.н. и профессор.

Требования к должности Инструктор-тренер в школе БУ: звание - инструктор, инструкторский опыт - школа БУ + инструктор НУ + стажер БУ или 2 раза инструктор НУ + экстернат за БУ, туристский опыт - 2р поэтому

Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров

Звание инструктора - это не навсегда (стр. 147 РТ):

  • Срок действия удостоверения для «Инструкторов СТ» и «Гидов-

проводников СТ» - 5 лет с момента выдачи, для «Старших инструкторов СТ» и «Старших гидов-проводников СТ» - 10 лет, для остальных категорий - бессрочно. После истечения срока действия удостоверений, инструктора и гиды-проводники (кроме имеющих звания международного класса), должны пройти переаттестацию в полномочной МКК. Инструкторам (старшим инструкторам СТ) не участвовавшим в работе по подготовке туристских кадров более 5(10) лет, звание может быть восста- новлено после прохождения соответствующей стажировки и экстерната. 4.5. Для аттестации (переаттестации) на звание инструктора или гида-проводник...

Стажеры (те, кто в след. году ведут двойки)

Требования к стажерам БУ: школа БУ + 1р или экстернат за БУ + 2р. Поэтому подходят все прошлогодние двоишники, удосужившиеся вывести знакомых в лес на ноябрь или май

Список инструкторско-преподавательского состава и стажёров

Про зачет стажировки подробнее см Русский турист, стр. 140

Привлекаемые со стороны

  • Народ из "Вестры"
  • Фомичев
  • Евстафьев
  • Профессиональный медик
  • Профессиональный инструктор со стажем методической работы по подготовке инструкторов :) (Спросить у Никонорова, я знаю Лещенко БП :) )

Отделения и Командиры

рекомендуется не менее 6 чел на отделение и не более 12

Итак, прикинем связки (старший стажер/инструктор) - (стажер)

  • 2 кс Зайцев + Леонова Мария Игоревна ?
  • 2 кс Мадонов + Косиков Александр Анатольевич ?
  • 2 кс Чушев + Ермилов Леонид Владимирович ?
  • 2 кс Коренчук + Володин Александр Игоревич ?

Не охватили Яцко Сергей Николаевича и Лысенко Кирилла Владимировича.

SG:А почему по 2 стажера прикрепить нельзя?

надо, чтобы в поход пошел хоть кто-то из 2 - стажер илист стажер/инструктор

SG: в какой поход?

Те я не очень представляю, что делать, если будет много народу. Откуда брать еще руководов. И куда пристроить еще 2 стажеров? Может, создать под них 2 отделения по 15 человек? Бред какой-то. А, еще можно создать отделение с МВ, и одного стажера передать ему. Тогда 5 двоек. Ты, Сергей, как я понял, на 2 не рассчитываешь :(

SG: Ваня, как я говорил, мне все равно, могу и двойку провести. Но в этом случае некому вести 4, в которой обучать стажеров. В принципе, можно действительно привлечь МВ если народа будет много. Еще есть Лавров, надо только, чтобы с ним кто-нибудь поговорил. Если таки убедить Рому вести 3, то можно уговорить Саню Зотова вести 2 ;)

  • 3 кс Зотов
  • 4 кс Ганаховский (Коренчук)

Район и маршрут

Ц. Кавказ, Приэльбрусье, а/л Джан-Туган

Для УТП допускается сокращение длины маршрута на 25% от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута.

В мкк надо дополнительно предоставлять

маршрутов УТП, действия при экстремальных ситуациях и взаимодействие всех групп учебного мероприятия) с подписями всех участников о знании её содержания


Агитационные и прочие мероприятия

Расписание лекций ТАКТа

  • октябрь
    • Виды и районы
    • Опасности в горах
  • ноябрь
    • спасы
    • медицина
  • январь
    • лавинная опасность
  • март
    • виды и районы
    • формы рельефа
  • апрель
    • Опасности в горах
    • экспедиционные навыки
    • преодоление рек
    • медицина
  • май
    • организация похода
    • тактика похода
    • движение по ледникам
    • питание

Школа Специализированного Уровня (СУ) при МГТУ

Замахиваться, конечно, рановато, но сейчас мы корректируем программу к школе Базового Уровня, несколько сокращая некоторые темы. Поэтому для обеспечения безопасности походов 4 (3) кс слушателям школы БУ желательно прослушать курс СУ. Вопрос - сможем ли мы ее поднять у себя, надо ли это, или прока проводить дополнительно доморощенную школу подготовки к 3 - 4 кс? Жду аргументированных предложений

Краткий пересказ телефонного разговора с Никоноровым АГ от 11 февраля

Вопросы задавал Коренчук ИВ

  • К: Добрый день, Александр Геннадиевич!
  • Н: Здравствуйте!
  • К: Мы тут у себя в МГТУ организуем горную школу начального уровня и хотим ее официально заявить. При изучении соответствующего раздела в Русском Туристе у нас возникли вопросы. Не могли бы Вы проконсультировать нас по ним?
  • Н: Да, пожалуйста. Всегда к вашим услугам.
  • К: По часам. Можно ли учитывать физподготовку? У нас перед лекциями еженедельно 1,5 часа ОФП+спецупражнения
  • Н: Да, только назвать это желательно как спецупражнения.
  • К: как учитывать практические выходы, например, буревестник?
  • Н: согласно РТ, не более 8 часов в день. Буревестник тоже можно зачесть. кросс поход 12 июня смело считайте за 2 дня - те 16 часов, тк на нем будет трасса, рассчитанная минимум на 12
  • К: по времени у нас тогда все сходиться, те мы набираем необходимые 144 часа, но преимущественно за счет спецупражнений и выходов. Можно ли часть материала перенести с лекций на беседы на выходах?
  • Н: конечно. Если не хватает часов лекциями, можете вынести часть материалов на самостоятельную проработку слушателями и занести расчетное время в план.
  • К: с 248 часов учебных занятий (из них 104 - УТП) понятно. Остаются загадкой 292 часа учебной работы (вне сетки часов). Что это такое?
  • Н: Эти 292 часа идут как бы параллельно. 104 часа стажировки - это то, что стажер (и со стажером) за время школы должны отзаниматься 104 часа, те он должен прослушать курс БУ практически повторно.
  • К: те, если я правильно понял, это время не прибавляется к общему времени занятий? Процесс работы стажера (со стажером) проходит параллельно с общим учебным процессом?
  • Н: да, именно так.
  • К: А вот 84+104 проведение спортивного похода? Если 104 - время похода, то что такое 84?
  • Н: средневзвешенное время, добавляемое к походу, все это происходит параллельно с остальными процессами [тут я(Коренчук ИВ) сплоховал, надо дополнительно уточнять]

Мне бы хотелось, чтобы у вас была не средневзвешенная программа, а какая-нибудь особенная. Постарайтесь сфокусироваться на том, в чем вы сильны. У вас в МГТУ есть скалодром, поэтому наверно ваша школа сильна в скалолазании. Постарайтесь отразить это в программе

  • К: Ну, как бы сказать, РМВ не очень долюбливает скалы и скальные занятия. Мы подумаем и постараемся что-то подчеркнуть. Теперь о кадрах. Откуда берутся инструктора?
  • Н: ну, мы, это, наблюдаем, оцениваем человека, если он, то [далее несущественно] предлагаем ему провести 2кс, и потом при успехе оформляем ему инструктора
  • К: А сколько требуется инструкторов на школу? в РТ рекомендуется по 10 человек в отделение, но нигде не сказано, кто дб руководителем отделения?
  • Н: Подразумевается, что руководитель отделения - инструктор. Однако сейчас, в связи с нехваткой инструкторов, мы вынуждены открывать школы, где официально инструктор - только начальник
  • К: спасибо. Аналогично с УПТ - в РТ нигде не указано, что руководителем УПТ дб инструктор. Так ли это?
  • Н: по идее так. подразумевается, что руководителем УТП должен быть инструктор.
  • К: тогда следующий вопрос. Для получения инструктора требуется помимо окончания школы БУ, стажировки, 1р и 3у иметь 2р. Где и откуда взять участников, если практически все 2 проводятся в рамках школ (то есть у них руководитель - инструктор)?
  • Н: Да, действительно негде. Поэтому сейчас зачастую инструктора дают после руководства 2кс в рамках школы.
  • К: Первый год человек проходит БУ и 2гу, осенью - 1пр, на второй идет участником в 3...4 кс, где себя хорошо рекомендует. У нас в МГТУ такого человека обычно и назначают на 3...4 год руководителем отделения школы, хотя формально он не прошел стажировку и не имеет 2гр - те ему оч далеко до официальных требований инструктора. как вам такая практика?
  • Н: сплошь и рядом, вполне естественный ход вещей.
  • К: да, но это не очень хорошо, тк у командиров отделений мало педагогического опыта, вот мы хотели [несущественно]
  • Н: да, есть такое, однако по другому обычно не выходит.
  • К: Итак, если я Вас правильно понял, то у нас в школе руководителями УТП могут быть люди без опыта 2гр, но достаточно по мнению клуба для этого компетентные. И по результатам школы им может быть засчитана сразу и стажировка, и руководство 2гр, и выдано звание инструктора?
  • Н: да, если после похода участниками и руководителем будет успешно сдан экзамен нашей комиссии. Мы вообще стараемся выдавать звание инструктора практически всем, кто ведет работу по обучению туристов, организации походов и тд - кто живет туризмом.
  • К: Огромное спасибо за разъяснения. Где мы теперь сможем встретиться, чтобы обсудить проект документов о заявлении школы? вроде собирались во вторник (15)?
  • Н: к сожалению, во вторник не смогу. В четверг лекция в Вестре по новому снаряжению. Приходите и приводите людей туда ,там и обсудим. А во вторник, уж если договорились - придет к вам Джулий и прочитает технику :)
  • К: еще раз огромное спасибо, всего доброго ,до четверга.
  • Н: пожалуйста. Досвидания.

Ссылки