Структура ШГТ

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Версия от 13:40, 16 апреля 2010; SG (обсуждение | вклад) (Процессы)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Организация горной подготовки

Определения и роли

Школа (спортивного) туризма – серия занятий по подготовке участников к походам 1-4 к.с. Школа разделяется на ступени.

Ступень (уровень) школы спортивного туризма – серия занятий по подготовке участников к походу определенной категории сложности. Существует 1,2,3,4 ступени по подготовке к походам 1,2,3,4 к.с. соответственно.

Модуль – блок занятий, дающий исчерпывающие знания в определенной области. Модуль может включать в себя теоретические (лекционные) и практические занятия. Структура занятий внутри модуля разделена на уровни согласно ступеням школы спортивного туризма. Каждый уровень модуля дается на соотв. ступени школы туризма.

Пример: модуль «Спас. работы» 32,5 часов.

1 ступень 3 ч.:

  • 1 ч. теоретическое занятие (какие службы спасения бывают, кого просить о помощи средства связи, связь с колл-центром в МСК и т.п. , какую инфу собирать и куда предоставлять)
  • 1 ч. практическое занятие (ситуационная задача по сбору и предоставлению инфы)
  • 1 ч. практическое занятие приемы транспортировки на расстояние несколько сотен метров

2 ступень 6,5 ч.:

  • 1,5 ч. теоретические занятия ( повторение пройденного + теория транспортировки по простому рельефу )
  • 3 ч. практическое занятие по вязке носилок различными способами и транспортировке
  • 2 ч. практическое занятие по транспортировке

3 ступень 6 ч.:

  • 2 ч. теоретические занятия (организация непродолжительных спас. работ своими силами)
  • 4 ч. практические занятия по транспортировке пострадавшего с применением страховки

4 ступень 17 ч.:

  • 3 ч. теоретические занятия (полный цикл автономных спас работ, организация спас. работ малым числом участников, организация спас. работ других групп, работа на сложном рельефе)
  • 6 ч. практические занятия (имитация спас. работ на сложном рельефе)
  • 8 ч. практические занятия (участие в соревнованиях ПСР)

Занятие на школе спортивного туризма – обучающее мероприятие теоретического (лекция), теоретико-практического (мастер-класс), практического (семинар, практический выход) типа. Одно занятие на ступени школы спортивного туризма может включать в себя несколько занятий из различных модулей.

Пример: Занятие «Практический выход в Икшу» школы туризма 2 ступени.

Продолжительность занятия: 13 часов. В себя включает:

Модуль ориентирование. Практическое занятие «Азимуты и измерение расстояний» 3 часа

Модуль медицина. Практическое занятие «Оказание ПМП в условиях похода» 4 часа

Модуль спас. работы. Практическое занятие «Различные виды носилок» 3 часа

Модуль спас. работы. Практическое занятие «Транспортировка на простом рельефе» 2 часа

Модуль узлы. Практическое занятие «Применение узлов на биваке» 1 час

Пример 2: Лекционное занятие №1 школы туризма 1 ступени

Продолжительность занятия 2 часа. В себя включает:

Модуль организация спортивного туризма. Теоретическое занятие «Рассказ о клубе и о школе» 1 час

Модуль снаряжение. Теоретическое занятие «Личное снаряжение в походе» 1 час

Программа n-ой ступени школы спортивного туризма – выборка занятий из всех модулей для данной ступени, не привязанная к датам, не обеспеченная ресурсами. Просто перечень занятий с часами.

План n-ой ступени школы спортивного туризма – набор занятий на данной ступени школы спортивного туризма, привязанный к датам и обеспеченный ресурсами. Делается на основе программы.

Заявка n-ой ступени школы спортивного туризма – подготовка официальной документации по школе, её согласование и утверждение в Федерации Спортивного Туризма г. Москвы (в Горклубе).

Координатор модуля – ответственное лицо, методист, задачами которого являются:

  • составление плана занятий модуля, разбивка его на ступени;
  • подготовка (координация подготовки) методических материалов
  • инструкторская подготовка (работа с преподавателями и инструкторами по разъяснению методики, плана и сути занятия)
  • развитие программы модуля
  • сбор и обработка информации по обратной связи своего модуля
  • составление и/или координация составления контрольных вопросов к зачетам и занятиям (он-лайн тесты)
  • публикация и организация методических материалов модуля в вики.

Требования к координаторам модулей:

  • Модули с занятиями до 4 ступени – руководство 5 к.с. или 2х4 к.с., опыт инструкторской работы
  • Модули до 3 ступени – руководство 4 к.с., опыт инструкторской работы
  • Модули до 1-2 ступени – руководство 2 к.с., опыт инструкторской работы

Методическая комиссия – все координаторы модулей. Задачей совместной работы комиссии является согласование программ модулей и школ по общим и смежным вопросам, а также утверждение планов школы. Согласование перечня и состава всех модулей.

Методические материалы – информация, необходимая и достаточная для проведения инструктором занятия данного модуля. Методические материалы должны включать:

  • Цель занятия
  • План занятия с пояснениями к каждому пункту плана и временной разбивкой
  • Описание упражнений
  • Перечень навыков, получаемых на занятии
  • Необходимое материальное обеспечение
  • Проверочные вопросы по занятию

Методические материалы могут включать:

  • Конспект
  • Презентацию
  • Видео/фото
  • Наглядные пособия
  • Раздаточные материалы для слушателей
  • Ссылки на доп. информацию
  • Книги, брошюры и пр. литературу

Слушатель школы – записавшийся (заполнивший анкету) на школу и оплативший первый месяц занятий (для не членов) человек.

Отделение школы – группа слушателей из 10-20 человек, которая в будущем сформирует команду для похода. Для каждого отделения необходим командир или координатор.

Командир отделения – человек, планирующий вести отделение школы в поход. Минимальные требования к командирам отделения:

  • 1 к.с. – участие в 2 к.с., мин. 2 сезона в горах, руководство двумя ПВД с ночевкой.
  • 2 к.с. – участие в 3 к.с., мин 2 сезона в горах, руководство 1 кс горной или 2 кс лыжной.
  • 3 к.с. – участие в 4 к.с., мин 3 сезона в горах, руководство 2 кс горной
  • 4 к.с. - участие в 5 к.с. или 2х4к.с., руководство 3 к.с. горной

Каждый командир отделения должен иметь заместителя. В общем случае командир также несет роль инструктора школы. В обязанности командира отделения входит:

  • Подготовка команды к походу (тим-билдинг, распределение ролей, работа с МКК, организация логистики и т.п.)
  • Организация коммуникации внутри отделения (почтовая рассылка, собрания после занятий и пр.)
  • Информирование отделения о новостях школы и клуба
  • Контроль посещаемости занятий
  • Сбор и обработка данных слушателей (анкетирование, мед. справки)
  • Организация и координация отделения на практических выходах
  • Материальное обеспечение команды (прокат, закупки, ресурсы слушателей)

Заместитель командира отделения – помощник командира отделения, выполняющий его обязанности в случае его отсутствия. Требований по опыту нет.

Координатор отделения – В случае использования аутсорсных командиров (командиров со стороны) координатор выполняет обязанности командира отделения на время обучения, но в поход не идёт.

Инструктор школы – преподаватель, проводящий занятие модуля. В общем случае инструктор может провести и занятие на школе целиком, включающее несколько занятий различных модулей. В обязанности инструктора входит:

  • Получение указаний по проведению занятия или нескольких от координатора модуля или нескольких
  • Тиражирование раздаточных материалов
  • Проведение занятия
  • Предоставление краткого отчета о занятии координатору модуля в качестве обратной связи
  • Учет посещаемости занятия слушателями школы в случае необходимости
  • Подбор стажёров для занятия

Стажёр – помощник инструктора школы, помогающий инструктору проводить занятие.

Начальник n-ой ступени школы спортивного туризма – ответственное лицо, в задачей которого является администрирование и координация работы его ступени школы спортивного туризма. Непосредственные обязанности:

  • Составление и утверждение плана его ступени школы на собрании метод. комиссии.
  • Заявка школы
  • Подбор инструкторского состава
  • Организация коммуникации между инструкторами и координаторами модулей.
  • Организация рассылок слушателей школы, командиров школы, инструкторов школы.
  • Распределение слушателей по отделениям
  • Контроль и обеспечение исполнения плана школы
  • Контроль правильности работы механизма школы и выполнения всех процессов (взаимодействия между ролями).
  • Координация занятий между отделениями (в случае совместных выходов)
  • Координация совместных занятий с другими направлениями (в случае их наличия)
  • Контроль посещаемости слушателями школы
  • Организация и проведение контрольных мероприятий (он-лайн тестирование, зачёты, проверки на местности)
  • Улаживание конфликтов между слушателями и командирами
  • Решение любых проблем школы

Общий координатор школы спортивного туризма – ответственное лицо, в задачу которого входит координация работы всех ступеней школы туризма, методической коммисси, МКК и пр. В обязанности общего координатора входит:

  • Организация и контроль общих процессов школы
  • Координация методической комиссии
  • Проведение рекламной кампании школ
  • Обеспечение инфраструктуры школы (аудитории, оборудование для занятий)
  • Подбор аутсорсных командиров и координаторов отделений в случае необходимости
  • Координация различных ступеней школы и школ других направлений между собой
  • Организация сборов перед походами
  • Всевозможная помощь начальникам школ, координаторам отделений и координаторам модулей
  • Общий контроль

Процессы

1. Процесс подготовки занятия на школе спортивного туризма. Кликни по иконке.

Процесс подготовки занятия на школе.gif

2. Процесс заявки школы спортивного туризма – необходимо разузнать в горклубе.

3. Процесс организации инфраструктуры и обеспечения школы.

Процесс организации инфраструктуры.gif


4. Процесс обеспечения школы человеческими ресурсами.

Процесс обеспечения человеческими ресурсами.gif

Модули

В разработке модуля упор необходимо делать на приобретение практических навыков.

Примерная предлагаемая разбивка курса подготовки на модули и ступени.
т – теоретическое занятие (лекция)
п – практическое (выход)
тп – мастер-класс либо семинар в Москве либо мастер-класс на выходе.

Модули ШГТ