Снежные занятия — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
м
м ()
 
(не показана 21 промежуточная версия 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Указания по проведению снежного занятия]] - теоретическая часть
+
==Место проведения==
*'''Вводная'''
+
Занятие проводится на заснеженных склонах, а также склонах с малым количеством снега, на которых мерзлая земля имитирует фирн. В качестве таких склонов могут использоваться склоны, "разработанные" на зарубаниях.
**Снег в горах
+
==Время проведения==
***Характеристика снежного покрова в зависимости от структуры снега.
+
Практическая часть ~ 2-3 часа
***Суточные изменения состояния снега.  
+
==Требования к участникам==
***Годовые изменения состояния снега.
+
Учитвая занятия на жестком склоне с малым количеством снега имеет смысл провести занятия по зарубанию раньше.
***Зависимость приемов передвижения по снегу от состояния снега.
+
==Снаряжение==
**Формы снежной поверхности (коротенько)
+
*Ледоруб
***Влияние рельефа местности, ветра, интенсивности осадков и температуры на образование различных форм снежного рельефа: снежные и фирновые поля, закрытые ледники, снежные мостики, фирновый цирк, снежный склон, подгорная трещина, снежный кулуар, конус выноса, гребень, карнизы.  
+
*Аптечка
***Влияние форм снежной поверхности на технику передвижения.
+
==Порядок проведения==
**Зависимость приемов от крутизны и состояния снежной поверхности.
+
===Вводная часть===
**Особенности передвижения по снегу
+
# Разговор у костра про [[План к беседе "Снег в горах"|снег в горах]]
***Возможность вытаптывания или выбивания ступеней,
+
# Построение. Инструктор рассказывает план занятия, основные вещи при движении по склонам
***использование кошек на твердом снегу,
+
#*Стоять всегда вертикально
***применение скольжения.
+
#*При потере равновесия первое движение - опора на штычок с приседанием (сохраняем вертикальное положение). Если не удалось удержаться, зарубаться.
***Возможность почти повсеместной организации точек опоры для (само)страховки
+
#*Как правильно держать ледоруб - всегда штычком к склону, будь то положение ношения (трость) или "на изготовку"
**[[Работа с ледорубом]]
+
#*Как правильно перехватывать ледоруб при смене движения
**Определение крутизны склона: http://www.piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html
+
#**Трость - перевесить темляк на другую руку
 +
#*Критерии длины темляка
 +
#*Как правильно [[Формирование ступеней|формировать ступени]]
  
 +
===Занятия на склоне===
 +
====Проведение упражнений====
 +
#Во время показа участники располагаются внизу, чтобы хорошо видеть
 +
#Инструктор поднимается по склону, откуда
 +
#Каждое упражнение инструктор
 +
#* объясняет по шагам
 +
#* демонстрирует замедленно
 +
#* показывает в нормальном режиме
 +
#Стажеры повторяют упражнение с движением по склону
 +
#*Инструктор указывает на типичные ошибки и правильные действия стажеров
 +
#Отделение расходится по склонам (если несколько) со стажерами, начинает отработку упражнения.
 +
#Каждое упражнение отрабатывать по 2-3 раза, количество контролируют самостоятельно.
 +
#Во время отработки стажеры и инструктор
 +
#* хвалит
 +
#* указывает на типичные ошибки
 +
#* для дополнительного объяснения каких-то моментов привлекает внимание всей группы
 +
#* не перегружает инфой, концентрируя выдаваемую информацию на упражнении
 +
#* отмечает общие ошибки, запоминает то, что еще недорассказал, чтобы дополнить всем во время разбора упражнения
 +
#После упражнения отделение собирается внизу или наверху склона
 +
#Инструктор еще раз указывает на основные особенности, делает мини-разбор
 +
#*типичные ошибки
 +
#*дополнительные моменты
 +
#*что делали правильно
 +
#Группа совершает переход на следующий склон (если требуется) для показа и выполнения следующего упражнения
 +
#*Во время перехода инструктор и стажеры контролируют правильное положение ледоруба
 +
#Показывает следующее упражнение
  
*'''Содержательная часть (демонстрация)''':
+
====На что еще обращать внимание====
**[[Формирование ступеней]]. Движение плотной группой со сменой лидера (лидер делает шаг в сторону и становится последним). Ступени формируются на полную ступню, min - 1/2 ступни на жестком снегу. (Доп. см. http://www.skif.msk.ru/metodlib/snow.html)
+
#см. вводную часть
**Подъем, пересечения ([[траверс по снегу|траверс]]) и [[спуск по снегу|спуски]] по склонам различной крутизны со снегом разного характера.
+
#Вертикальное положение тела участников
**Подъем на параллельных ступнях, “елочкой”, “зигзагом”, “[[подъем в три такта по снегу|подъем в три такта]]”.
+
#Не находиться друг под другом, если расстояние боле 1м (не вплотную)
**Пересечение склонов на параллельных ступнях (боком к склону) и “в три такта” (лицом к склону), [[смена направления движения на снегу|смена направления движения]].
+
#Ледоруб при опоре на склон не обязательно держать вертикально. Это приводит к заваливанию участников на склон. Можно его держать в более горизонтальном положении, используя для поддержания равновесия
**Спуски лицом вперед и лицом к склону (“в три такта”).
+
#Если длины ледоруба для опоры не хватает - приседать, а не заваливаться на склон.
**[[Глиссер|Скольжение на ногах]] с опорой на ледоруб при спусках по безопасным склонам.
+
#В момент потери равновесия, когда ледоруб воткнут в снег штычком, хватать свободной рукой за ледоруб как можно ниже (точка входа ледоруба в снег), чтобы уменьшить плечо
**[[Использование кошек при движении по твердому фирну или насту]]. (Теор. упомянуть)
 
[[Указания по проведению снежного занятия - практическая часть]]
 
  
 +
====Перечень упражнений====
 +
под склоном (без движения)
 +
#Отработка перехвата на месте
 +
#Отработка смены положений ледоруба: самостраховка слева – само-задержание; ношение – самозадержание; самостраховка справа – самозадер-жание (через перехват).
 +
на заснеженном склоне
 +
#Движение в лоб на [[подъем в три такта по снегу| три такта]] вверх
 +
#Движение в лоб на три такта вниз
 +
#Движение на три такта вбок (//склону)
 +
#Движение в лоб вниз на пятках
 +
#Движение вбок на пятках спиной к склону
 +
на голом склоне
 +
#Отработка перехватов из положения стоя с контактом штычка ледоруба со склоном (без движения)
 +
#Подъем зигзагом
 +
#*Склон разбивается на // коридоры
 +
#*Три шага в одном направлении - смена направления движения
 +
#*Положение ледоруба - на усмотрения участника (зависит от склона), но правильное!
 +
#*Основное в упражнении - смена положения ледоруба при смене положения тела относительно склона (право-лево)
 +
#*Отработать смену положений с контактом штычка ледоруба с плотным снежным склоном
 +
#Спуск зигзагом
 +
#*Склон разбивается на // коридоры
 +
#*Три шага в одном направлении - смена направления движения
 +
#*Положение ледоруба - на усмотрения участника (зависит от склона), но правильное!
 +
#*Основное в упражнении - смена положения ледоруба при смене положения тела относительно склона (право-лево)
 +
#Спуск боком к склону приставным шагом (частный случай зигзага)
 +
#Демонстрация дополнительных приемов (без отдельной отработки)
 +
#*Использование лыжных палок в качестве альпенштока
 +
#*Прыжки и перешагивания (ледоруб идет вместе с передней ногой)
 +
смешанный характер склона
 +
#Учебный маршрут, на котором встречаются все отработанные элементы.
 +
#*Инструктор и стажеры располагаются таким образом, чтобы совместно обозревать весь, либо принципиальные участки маршрута.
  
*'''Практика''' (упражнения) (Приемы техники передвижения по снежным склонам отрабатывать в последовательности нарастающей трудности):
+
===Дополнительные сведения и справочная информация===
**работа с ледорубом:
+
*[http://tourism.bmstu.ru/index.php?option=com_docman&task=docclick&Itemid=31&bid=210&limitstart=0&limit=15 П. Хилл, С. Джонстон. Навыки Альпинизма. Курс Тренировок. ], стр. 152-156
***Отработка перехвата на месте, критерии длины темляка.  
+
*[[траверс по снегу]]
***Отработка смены положений ледоруба: самостраховка слева – само-задержание; ношение – самозадержание; самостраховка справа – самозадер-жание (через перехват).  
+
*[[спуск по снегу]]
***Отработка перехватов из положения стоя с контактом штычка ледо-руба с плотным снежным склоном.  
+
*[[смена направления движения на снегу]]
***Отработка самозадержания из положения стоя на ровном месте.
+
*[[Глиссер]] - '''не надо рассказывать'''
**передвижение по некрутым снежным склонам, подъем, пересечение и спуск на параллельных ступнях лицом в сторону движения с ледорубом, изготовленным к самостраховке;
+
*[[Указания по проведению снежного занятия - практическая часть]]
**передвижение по снежным склонам средней крутизны с мягкой поверхностью. Подъем “елочкой”. Пересечение склона на параллельных ступнях с опорой на ледоруб. Спуск с выбиванием ступеней ударом каблука. Движение совершается лицом к направлению движения;
+
*http://hibaratxt.narod.ru/alpin/cherepov/index7.html
**передвижение по плотному (жесткому) снежному склону средней крутизны. Подъем боком к склону и к направлению движения или зигзагом. Пересечение склона производится, как в предыдущем случае.
+
*http://takt.tomsk.ru/t/lib/VGGbook/TurBook.rar
**Спуск боком к склону приставным шагом или зигзагом. Ступени выбиваются рантом ботинка. Ледоруб используется как опора;
+
*http://lattice.itep.ru/~pavlo/alpin/_alpin_2_6_1.html
**передвижение по крутому снежному склону (“в три такта”). Подъем лицом к склону с выбиванием ступеней носком ботинка и использованием ледоруба, воткнутого в склон, для создания дополнительной точки опоры.
+
*http://www.westra.ru/instr/method/sneg_trava.html
**Пересечение склона боком к направлению движения. Спуск спиной к направлению движения, лицом к склону.
+
*http://www.westra.ru/instr/method/sneg-2.html
 
+
*http://www.alplager.ru/dvizhenie-po-snezhnym-sklonam
Во всех случаях маршрут указывается в виде буквы “П”, одна из вертикальных сторон которой — подъем, горизонтальная — пересечение склона, а другая вертикальная сторона — спуск.
+
*http://www.skif.msk.ru/metodlib/snow.html
 
+
*http://www.geolink-group.com/tourclub/library/snow.html
Общая длина маршрута — 50—60 м.
 
 
 
Инструктор находится в середине фигуры, образованной маршрутом.
 
 
 
Еще один вариант:
 
 
 
*Склон 20° - 30°. Подъем, траверс и спуск с подробным объяснением техники движения. 2 – 3 раза со сменой ведущего на подъеме.
 
*Склон 30 – 45°. Движение вверх зигзагом, спуск вертикально. Повто-рить 2 – 3 раза.
 
*Склон 40 - 50°. Подъем, траверс, спуск в три такта. 2 – 3 раза.
 
*Склон 30 - 40°. Подъем по ступеням (сохранение), траверс, спуск глиссером. Добавлять остановки, повороты, прыжки, 5 – 7 раз.
 
*Склон 30 – 40°. Подъем по ступеням (сохранение), траверс, срыв с самозадержанием. Добавлять перекаты. Повторить 6 - 8 раз. (после обеда)
 
 
 
Взято отсюда: http://hibaratxt.narod.ru/alpin/cherepov/index7.html http://takt.tomsk.ru/t/lib/VGGbook/TurBook.rar
 

Текущая версия на 02:22, 10 марта 2009

Место проведения

Занятие проводится на заснеженных склонах, а также склонах с малым количеством снега, на которых мерзлая земля имитирует фирн. В качестве таких склонов могут использоваться склоны, "разработанные" на зарубаниях.

Время проведения

Практическая часть ~ 2-3 часа

Требования к участникам

Учитвая занятия на жестком склоне с малым количеством снега имеет смысл провести занятия по зарубанию раньше.

Снаряжение

  • Ледоруб
  • Аптечка

Порядок проведения

Вводная часть

  1. Разговор у костра про снег в горах
  2. Построение. Инструктор рассказывает план занятия, основные вещи при движении по склонам
    • Стоять всегда вертикально
    • При потере равновесия первое движение - опора на штычок с приседанием (сохраняем вертикальное положение). Если не удалось удержаться, зарубаться.
    • Как правильно держать ледоруб - всегда штычком к склону, будь то положение ношения (трость) или "на изготовку"
    • Как правильно перехватывать ледоруб при смене движения
      • Трость - перевесить темляк на другую руку
    • Критерии длины темляка
    • Как правильно формировать ступени

Занятия на склоне

Проведение упражнений

  1. Во время показа участники располагаются внизу, чтобы хорошо видеть
  2. Инструктор поднимается по склону, откуда
  3. Каждое упражнение инструктор
    • объясняет по шагам
    • демонстрирует замедленно
    • показывает в нормальном режиме
  4. Стажеры повторяют упражнение с движением по склону
    • Инструктор указывает на типичные ошибки и правильные действия стажеров
  5. Отделение расходится по склонам (если несколько) со стажерами, начинает отработку упражнения.
  6. Каждое упражнение отрабатывать по 2-3 раза, количество контролируют самостоятельно.
  7. Во время отработки стажеры и инструктор
    • хвалит
    • указывает на типичные ошибки
    • для дополнительного объяснения каких-то моментов привлекает внимание всей группы
    • не перегружает инфой, концентрируя выдаваемую информацию на упражнении
    • отмечает общие ошибки, запоминает то, что еще недорассказал, чтобы дополнить всем во время разбора упражнения
  8. После упражнения отделение собирается внизу или наверху склона
  9. Инструктор еще раз указывает на основные особенности, делает мини-разбор
    • типичные ошибки
    • дополнительные моменты
    • что делали правильно
  10. Группа совершает переход на следующий склон (если требуется) для показа и выполнения следующего упражнения
    • Во время перехода инструктор и стажеры контролируют правильное положение ледоруба
  11. Показывает следующее упражнение

На что еще обращать внимание

  1. см. вводную часть
  2. Вертикальное положение тела участников
  3. Не находиться друг под другом, если расстояние боле 1м (не вплотную)
  4. Ледоруб при опоре на склон не обязательно держать вертикально. Это приводит к заваливанию участников на склон. Можно его держать в более горизонтальном положении, используя для поддержания равновесия
  5. Если длины ледоруба для опоры не хватает - приседать, а не заваливаться на склон.
  6. В момент потери равновесия, когда ледоруб воткнут в снег штычком, хватать свободной рукой за ледоруб как можно ниже (точка входа ледоруба в снег), чтобы уменьшить плечо

Перечень упражнений

под склоном (без движения)

  1. Отработка перехвата на месте
  2. Отработка смены положений ледоруба: самостраховка слева – само-задержание; ношение – самозадержание; самостраховка справа – самозадер-жание (через перехват).

на заснеженном склоне

  1. Движение в лоб на три такта вверх
  2. Движение в лоб на три такта вниз
  3. Движение на три такта вбок (//склону)
  4. Движение в лоб вниз на пятках
  5. Движение вбок на пятках спиной к склону

на голом склоне

  1. Отработка перехватов из положения стоя с контактом штычка ледоруба со склоном (без движения)
  2. Подъем зигзагом
    • Склон разбивается на // коридоры
    • Три шага в одном направлении - смена направления движения
    • Положение ледоруба - на усмотрения участника (зависит от склона), но правильное!
    • Основное в упражнении - смена положения ледоруба при смене положения тела относительно склона (право-лево)
    • Отработать смену положений с контактом штычка ледоруба с плотным снежным склоном
  3. Спуск зигзагом
    • Склон разбивается на // коридоры
    • Три шага в одном направлении - смена направления движения
    • Положение ледоруба - на усмотрения участника (зависит от склона), но правильное!
    • Основное в упражнении - смена положения ледоруба при смене положения тела относительно склона (право-лево)
  4. Спуск боком к склону приставным шагом (частный случай зигзага)
  5. Демонстрация дополнительных приемов (без отдельной отработки)
    • Использование лыжных палок в качестве альпенштока
    • Прыжки и перешагивания (ледоруб идет вместе с передней ногой)

смешанный характер склона

  1. Учебный маршрут, на котором встречаются все отработанные элементы.
    • Инструктор и стажеры располагаются таким образом, чтобы совместно обозревать весь, либо принципиальные участки маршрута.

Дополнительные сведения и справочная информация