О проведении лекций и практических занятий Болотин 2011

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Версия от 12:20, 4 декабря 2011; Boblotini (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Методическая разработка лекции. Болотин И. В., сентябрь 2011 Лекция предназначена для провед…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Методическая разработка лекции. Болотин И. В., сентябрь 2011 Лекция предназначена для проведения на инструкторском блоке школы горного туризма специализированного уровня. Условия: аудитория, доска, мел. Уровень курсантов: 3ГУ, прошли основной блок школы СУ. В заголовке каждого подраздела стоит время в минутах от начала лекции, когда нужно переходить к этому подразделу – без учёта перерыва.

00 Вводное слово

Опыт преподавания. Лектор не претендует.

Лекции

04 Подготовка к лекции

Классически считается, что к лекции надо готовиться вдвое дольше, чем длится лекция. Этот показатель может достигать 4:1..6:1, если тема для лектора недостаточно проработанная. Бывает, что нужно прочитать несколько книг, чтобы рассказать их краткое содержание на лекции. Поэтому рассчитывайте своё время подготовки к лекции!

Общие принципы:

  • От простого к сложному, от общего к частному; Самое интересное лучше в середине.
  • Резюме каждого подраздела: назывные предложения, вывод.
  • Стараться применять положительные утверждения. Например, вместо «на осыпях не растягиваться, не ходить без каскок», говорить «по осыпям ходим только плотной группой и только в касках».

Подготовка к лекции состоит в следующем.

  • Изучение литературы (книг, статей);
  • Составить письменный план лекции с расчётом по минутам. Некоторые не рассчитывают и не успевают рассказать самое интересное.
  • Картинки: нарисовать на бумаге от руки, продумать дизайн, порядок вырисовывания на доске.
  • Импровизация. Самая лучшая импровизация – которая заранее отрепетирована. Неплохо заготовить несколько баек.

16 Три вида памяти, четыре темперамента. Восприятие

Все люди (и курсанты, и лекторы) разные. Во-первых это темпераменты:

  • сангвиник и холерик – быстро схватывают. Им предпочтительнее быстрый темп изложения и смена тем.
  • флегматик и меланхолик – медленнее схватывают, но склонны к более глубокому анализу. Им предпочтительнее медленный темп с более глубоким изложением.

Если темп изложения (перескока с темы на тему) для курсанта некомфортен, он теряет интерес и ничего не усваивает.

Байка: я (флегматик) и мой тренер по самбо (холерик).

В аудитории найдутся и те и другие, поэтому на лекции темп должен быть средним. Лектор должен знать свой темперамент и корректировать темп изложения, чтобы он был ближе к среднему.

Во-вторых есть три вида памяти (восприятия), задействуемые курсантом:

  • Слуховая => лектор должен говорить.
  • Зрительная => лектор должен показывать: рисовать на доске или показывать на проекторе.
  • Моторно-сенсорная. => курсанты должны записывать. Для стимулирования записи лектор должен иногда акцентировать «запишите»; темп изложения должен предусматривать конспектирование. => лучше подходит доска.

Хотя обычно у каждого человека превалирует свой вида восприятия, наилучшее усвоение идёт при задействовании всех трёх видов.

20 Доска или проектор

Презентации более актуальны при докладах на конференциях, когда за выделенные 10-15 минут нужно показать как можно больше своих достижений. На лекции же главное – чтобы слушатели побольше усвоили. Лучше дать немного меньше материала, но чтобы он был лучше усвоен, например выводя формулы.

Как показывает практика, при показе презентаций курсанты ничего (почти) не конспектируют, а слайды перед ними мелькают быстро. Презентации полезны, например, для показа фоток и видео. Но если это фотки снаряжения, то лучше уж показать его вживую.

Доска Проектор
усвоение + рисуем постепенно – сразу (можно и постепенно, но так никто не делает).
конспектирование + темп рисования ~ соответствует темпу конспектирования – темп рисования >> конспектирования
+ лектор даёт столько, сколько сам успеет нарисовать – лектор стремится дать как можно больше, чего курсанты в таком количестве не усвоят
красота картинок – зависит от художественных способностей лектора + можно вставлять фото/видео, чужие картинки
+ курсант легко перерисует картинку к себе в тетрадочку – фото/видео не подлежит конспектированию
электронная версия лекции – лектор поленится сделать. + уже готова автоматически: лектор только кидает её в рассылку

Общий вывод: доска – лучшее средство.

26 Что рисовать на доске

Главное – как можно больше картинок! Почти всё, что говорится, должно быть как-либо отображено на доске.

  • Схемы страховки, расположения участников.
  • Кроки местности.
  • Выводы формул (более актуально для технических дисциплин, но и для туризма тоже работает).
  • Графики зависимостей. Это лучше, чем просто рассказать на словах «чем больше – тем меньше,… а потом уже не так сильно….».
  • Таблицы сравнения.
  • Иерархические диаграммы: mindmap-ы имени Тони и Бари Бьюзен, называемые также картами памяти, картами ума и т. д. Неплохо преуспел в их применении Сергей Ганаховский. Конспект практически любого текста можно представить в виде такой диаграммы, особенно хорошо для гуманитарных предметов. Удивительно, почему ими так мало пользуются преподаватели-гуманитарии? Рекомендуется почитать литературу про них.

34 Пример иерархической диаграммы: классификация страховки

Вместе с курсантами составить.

Страховка.

  • По расположению верёвки.
    • Нижняя (картинка с человечком и стрелочками)
    • Верхняя (картинка с человечком и стрелочками)
    • Перильная (картинка с человечком и стрелочками)
    • Самостраховка на усе.
  • Тактика.
    • Перила (картинка с человечками).
    • Попеременная (две картинки с человечками).
    • Одновременная.
      • С промежутками (картина с человечками и стрелочками).
      • На гребне (картинка с человечками и элементами гребня)
      • На закрытом леднике (картинка с человечками и ледником).

44 Как: очевидные вещи

  • Голос:
    • ГРОМКО! Перекричать болтунов на предпоследнем ряду.
    • Речь: грамотная, литературная. Можно тренировать всю жизнь.
    • Дикция: хорошая.
  • Шрифт, размер картинок:
    • КРУПНО! С задних рядов должно быть видно без бинокля.
    • Продуманный дизайн: чтобы надписи и картинки были логично расположены, не наезжали друг на друга, занимали всё пространство доски.
  • Порядок рисования/стирания должен быть продуман. Лучше всего по-русски: слева направо, сверху вниз. Прежде чем стирать, дать, чтобы курсанты записали/зарисовали.
  • Отойдите, за вами не видно!
  • Двигаться, ходить туда-сюда, жестикулировать. Движущийся объект привлекает внимание, если оно у курсантов по какой-то причине притупилось.
  • Одежда: представительная. Иначе не будут воспринимать всерьёз лектора и информацию, исходящую от него.

Чего делать нельзя (проговаривается без рисования на доске). Нельзя сидеть за столом и тихо что-то бормотать. Нельзя рисовать пришедшую в голову мысль в первом попавшемся месте доски, поверх старого. (Пример: Илья Дьяконов) Нельзя стирать сразу после рисования.

52 Как: дополнительные полезные вещи

  • Диалог. (а) стимулирует курсантов к активной работе; (б) обратная связь лектору: (меня кто-нибудь слушает, или уже совсем ничего не понятно?).
    • Со всеми: «А что дальше?... Я забыл, кто подскажет?». Здесь недостаток: работают только самые активные.
    • Лично с каждым (с некоторыми самыми перспективными): «Рома, скажи, какой ещё есть способ страховки?».
    • вопрос на да/нет к аудитории, например: «Поднимите руки, кто любит таскать тяжёлые рюкзаки?».
  • Блиц-опрос на 5-7 минут в начале занятия. Впервые я увидел у С. П. Андреева, который преподавал у нас теоретическую механику и квантовую механику. В начале каждой лекции или семинара преподаватель проходит по списку курсантов и каждому задаёт простой вопрос по предыдущим лекциям, требующий развёрнутого ответа и даёт на размышление 5-7 секунд. Например «что такое нижняя страховка». Можно задавать более сложные вопросы, но развитие темы предлагать следующему курсанту. При ответе/неответе преподаватель ставит плюсик/минусик в свою книжечку. При неответе следующему курсанту задаётся тот же вопрос, при ответе – следующиему курсанту задаётся следующий вопрос. Если три курсанта подряд не ответили на один вопрос, ответ на вопрос объясняется преподавателем.

В итоге (а) курсанты более собраны, читают предыдущие лекции, (б) у преподавателя обратная связь: кто-нибудь что-нибудь усваивает или нет; (в) выявляются сильные и перспективные курсанты, которым, по-видимому, следует уделять наибольшее внимание. Вопросы к блиц-опросу преподаватель конечно же должен готовить заранее.

  • Байки из жизни лектора или известных ему людей. Или анекдоты. Но только в тему.
  • Демонстрационные материалы: например железки, огрызки верёвок.
    • Тут поможет ассистент: пока лектор что-то говорит, ассистент, например, одевает на себя железо.
  • Раздаточные материалы. Если курсантов немного (человек 20-30), лектора не напряжёт распечатать и раздать, например, список снаряжения, пример раскладки и т. д.

60 Байка

О том, как я преподавал общую физику в МГТУ им. Баумана. Как студенты относятся к блиц-опросам. Как я предлагал студентам вместо защиты задачи из ТДЗ сдать физнорматив или пробежать МБ. Как Саша Коваль пробежал МБ, хотя уже имел зачёт по физике.

Тренировки (практические занятия)

66 Особенности

Лучше начинать с отдельных элементов, а к сложным системам переходить, когда элементы будут отработаны почти идеально. Особенности тренировок:

  • Больше времени. Давление времени на инструктора послабее, чем на лекции.
  • Активность курсантов: есть возможность работать руками => объяснений поменьше, путь работают.

Эффективность времени на тренировке (ЭТ) <1. Есть понятие: Эффективность времени на тренировке (ЭТ):

ЭТ=<развивающая работа>/(<развивающая работа> + <сервисное время> + <отдых>).

Примеры ЭТ<1.

  • Скалолазание: один страхует, другой лезет => ЭТ<=0,5.
  • Отработка личной техники в борьбе: один бросает, другой падает =>ЭТ=0,5.
  • Борьба: 5 мин боремся, 5 мин отдыхаем (т. к. иначе все устанут и будет не борьба а топтание на месте).
  • Разминка: новичка она развивает, а для мастера спорта это сервисное время.

Вывод: ЭТ практически всегда меньше единицы. Однако нужно разработать занятие так, чтобы ЭТ было повыше.

70 Эффективность времени на тренировке

При командной работе ЭТ – это среднее ЭТ всех участников.

Примеры занятий с низкой ЭТ.

  • Тренировка по провеске перил на льду водоёма или на склонах. В реальности работает лидер, и то не всё время, а также частично страхующий и замыкающий – тоже далеко не всё время. В итоге в команде из 5 человек ЭТ~0,2..0,3. Картинка расположения участников. Варианты повышения ЭТ:
    • снизить размер бригады до 2-3 человек;
    • вообще не отрабатывать перильную тактику, заменить одновременкой или попеременкой.
  • Подъём тяжелопострадавшего по всем правилам. Для этого нужен транспорт, пострадавший, страхующий и не менее двоих тянущих – 5 человек. Картинка расположения участников. При этом работает фактически только тот, кто собирал полиспаст и тот, кто собирал вишню – систему подвеса транспорта и пострадавшего. В зависимости от высоты подъёма (а нужно поднять высоко, чтобы люди это прочувствовали) получается ЭТ~0,02..0,1. Чтобы каждый что-то отработал по разу, нужно повторить упражнение не менее 5 раз со сменой ролей. Варианты повышения ЭТ при отработке подъёма/спуска пострадавшего.
    • Отрабатывать не подъём/спуск по всем правилам, а вариант Сергея Веденина: снятие пострадавшего, висящего на перилах, в одиночку. => ЭТ=0,5.

Таким образом, чтобы повысить ЭТ, надо.

  • Как можно более мелкие бригады (связки).
  • Придумывать упражнения, которые можно выполнить в малых бригадах (должно быть достаточно снаряжения!). Несмотря на то, что отрабатывать будем не совсем то, что предстоит.
  • Больше времени уделять отработке «мелких элементов» – некомандной работе с ЭТ=1. Например вкручивание буров, создание станций, создание полиспаста для подъёма рюкзака. Ну и конечно же узлы.

И поменьше слов, побольше пусть люди работают, по ходу их можно поправить.

80 Общие слова

  • Инструктор не входит ни в какую бригаду (связку): ходит от одной бригады к другой и даёт советы.
  • 20 курсантов на одного инструктора – это слишком много. Желательно иметь не более 6 курсантов на инструктора/стажёра, а в идеале – одного инструктора или стажёра на 3 курсантов.
  • Иногда требуется подготовка «трассы», например «протяжённый технический этап». Можно дать курсантам простые задания, например на «мелкие элементы», а инструктор пока побежит готовить трассу. Потом выпустить на трассу первую бригаду, пока подготавливается вторая половина трассы.

85 Откуда взять стажёров

Кидать клич в клубную рассылку бесполезно. Нужно звонить каждому лично и уговаривать. Причём начинать заранее, хотя бы за 2 недели.

80 Байка

Как я проводил занятие «ТГТ, протяжённый технический участок». Как неожиданно пришло 18 человек. Как я заставил Олю Мартыненко и Настю Горячеву инструкторствовать. Какая низкая получилась ЭТ.

87 Заключительное слово

Преподаватель – непростая профессия. Что-то приходит с опытом преподавания, а что-то можно изучить отдельно. Рекомендую:

  • Изучить ораторское искусство.
  • Освоить применение иерархических диаграмм Бьюзенов.
  • Поучиться быстро рисовать красивые картинки, чтобы рисовать потом на доске.
  • Почитать про НЛП (нейролингвистическое программирование).
  • Потренироваться излагать мысли с применением только положительных утверждений.