Отчет о пешем походе I к/с по Владимирской и Ярославской областям, совершенном с 4 по 8 ноября под руководством Быкова Александра, 2006

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Краткие сведения о путешествии

  • Вид туризма: пеший
  • Категория сложности: первая
  • Район похода: Владимирская область, Ярославская область
  • Количество участников: 10 человек
  • Руководитель: Быков Александр, alex-bykov{}mail.ru
  • Продолжительность маршрута: 5 дней
  • Сроки: с 4 по 8 ноября 2006 года
  • Протяженность маршрута: 141 км
  • Нитка маршрута:: пл. Балакирево - Рюминское - Лукьянцево - Николаевка - ур.Головёново - * - ур.Головёново - Василево - Конищево - Мостищево - Головнино - Романка - Пустынь - * - Романка - Кошелёво - Голоперово - Ивкино - пл. Удельная (ужд) - пл. Релинский (ужд) - * - Талицы - Соломидино - Веслево - Новоселье - Дядькино - * - Антуфьево - Семеньдяйка - Глебовское - Елизарка - Городицы - Кружково - Ильинское - Рюминское - пл. Балакирево

Состав группы

Участник Подтвержденный опыт Обязанности
1 Быков Александр 2ЛУ,5ЛУ,2ГУ командир
2 Лактюнькин Андрей 2ЛУ костровой
3 Абросимов Василий ПВД медик
4 Тарабаев Сергей 1ПУ,2ЛУ,2ГУ завхоз
5 Киселев Алексей - навигатор
6 Жукова Светлана 1ПУ завснар
7 Напольчик Марианна 1ПУ эколог
8 Геращенко Оксана 1ПУ хронометрист
9 Болелов Владимир - финансист
10 Караман Сергей - культорг

Схема маршрута

Bykov nov 2006 scheme.gif

Сведения о районе путешествия

Краткое описание района

Основной целью похода являлось посещение малонаселенного района близ города Переславль-Залесский, ограниченного с запада рекой Кубрь, с востока - оз. Плещеевым, с севера и с юга автомобильными дорогами.

Системообразующей транспортной магистралью данного района была ныне заброшенная узкоколейная железная дорога Кубринск - Переславль-Залеский протяженностью около 30км, вдоль которой расположены заброшенные торфоразработки, станции, малочисленные населенные пункты.

Значительная часть полотна проходит по территории национального парка "Плещеево озеро".

Район очень живописен: красивые болота, заброшенные насыпи узкоколейки, красивейшие сосновые боры и берега Плещеева озера.

Основным недостатком района является его плохая транспортная доступность:

  1. низкая интенсивность автобусного сообщения (в среднем 1-3 автобуса в день)
  2. наличие сообщения только в форме маломестных "маршруток" по многим направлениям
  3. высокая загруженность существующих маршрутов (большой группой почти нереально сеть даже в рейсовый автобус)
  4. удаленности от основных железнодорожных магистралей (ст. Балакирево, ст. Талдом)

Основные варианты заброски в район

  1. ст. Балакирево (Ярославское направление), удаленность от района - 50 км
  2. ст. Талдом (Савеловское направление), удаленность от района - 50 км
  3. рейсовые автобусы от станций Сергеев-Посад, Талдом, Александров
  4. рейсовые автобусы из Москвы до Переславля-Залесского (т.н. "елочка", редко ходят и всегда полные)

О Кукушках

Кукушка – паровоз или поезд узкоколейки.

Узкоколейка – железная дорога с небольшим расстоянием между рельсами.

Впервые появившись на рудниках Алтая в первой половине XVIII века, узкоколейки сыграли огромную роль в истории России. Их строили частные предприниматели и государство, акционерные общества, а позже – партия и правительство для обслуживания предприятий, связи с отдалёнными поселениями и надёжного обеспечения перевозок там, где не было других путей сообщения. Кукушки трудились в промышленности и сельском хозяйстве, воевали на полях сражений двух Мировых войн, строили коммунизм и осваивали целину. Однако, в силу их природной скромности и незаметности, вклад этот не был по-настоящему оценён. К концу XX века узкоколейки постепенно исчезли с карты родины. Новые автодороги, новые подходы к хозяйствованию, другие экономические и социальные причины сделали своё дело.

Во всём мире узкоколейки – предмет гордости и объект увлечения тысяч людей. За их сохранение борются, их выкупают, восстанавливают заново, открывают музеи и туристические линии.

В России единственным местом, где сохраняется мир узкоколеек, стал созданный в 1990 году Переславский железнодорожный музей. Большое количество экспонатов, многие из которых уникальны и имеют сертификаты памятников истории техники, позволяют дать некоторое представление обо всём многообразии узкоколейных железных дорог.

Схема линий: В прежние годы

http://www.kukushka.ru/history/lines1.jpg

Схема линий: Сейчас

http://www.kukushka.ru/history/lines2.jpg

по материалам сайта http://www.kukushka.ru/

Организация похода

Техника безопасности

Организация заброски

Техническая информация о маршруте

День Участок дневного перехода Протяжённость, Км Характер пути
1 пл. Балакирево - Рюминское - Лукьянцево - Николаевка - ур.Головёново 24 от Николаевки дороги нет, лес затоплен, движение в обход по азимутам - 3 км
2 ур.Головёново - Василево - Конищево - Мостищево - Головнино - Романка - Пустынь 30 высокие заросли вдоль ЛЭП от Василево до Конищево, - 3 км
3 Пустынь - Романка - Кошелёво - Голоперово - Ивкино - пл. Удельная (ужд) - пл. Релинский (ужд) - Талицы 29
4 Талицы - Соломидино - Веслево - Новоселье - Дядькино - Антуфьево 25 заросшая лесная дорога от Дядькино до Антуфьево - 3 км
5 Антуфьево - Семеньдяйка - Глебовское - Елизарка - Городицы - Кружково - Ильинское - Рюминское - пл. Балакирево 33 заросшая лесная дорога от Ильинского до Рюминского - 12 км

Описание маршрута

день 1-ый (4 ноября)

Ходовое время - 7:15, общее время - 9:30, километраж - 24.

В 11:15 вышли из Балакирево, и двинулись по грунтовке, выходящий из северной части Балакирево, в сторону д. Рюминское. В Рюминском свернули на запад, переправились по бетонному мостику через ручей, вышли на поле и попытались найти просеку, идущую в урочище Головеново, но неудачно, поэтому направились по дороге, выходящей из юго-западного угла поля, в Лукьянцево. На следующей поляне пообедали (если переправиться через ручей, текущий по карю поляны, то есть очень удачное место с дровами), и двинулись дальше.

Дорога до Лукьянцева порой сильно заболочена, кое-где приходилось обходить по кустам. В Лукъянцево поглядели на церкви (две церкви окруженные стеной, похоже на Александровскую слободу), и направились по наезжанной грунтовке в Николаевку. Грунтовка на карте обозначена как нечеткая дорога. В Николаевке свернули на север, и дошли до карьеров на границе леса. Стемнело. От карьеров должна была идти нечеткая дорога в урочище, но мы ее не нашли, и пошли азимутом. От самых карьеров лес сильно заболочен, пришлось немного обходить. Вышли в урочище, переправились через ручей (ручей перешагивается, но расположен в овраге) и затем около получаса искали подходящее место для ночевки - не было хороших дров. Встали на ночевку в 20:44.

день 2-ый (5 ноября)

Ходовое время - 8:50 , общее время - 11:00, километраж - 24.

В 8:59 выдвинулись с ночевки. Пошли по заросшей дороге, которая шла в сторону д. Василево, но дорога через километр исчезла, поэтому по азимуту вышли обратно на урочище, пересекли ЛЭП и попали на четку дорогу, ведущую в сторону трассы М8. Дорога через некоторое время вышла на отличную грунтовку, по которой мы дошли до М8, в восточной точке начала д. Василево. Пересекли М8, прошли вдоль нее около километра и свернули на крупную ЛЭП направлением на северо-запад, не обозначенную на карте. По ЛЭП прошли до полей возле д. Конищево (ЛЭП сильно заросла, поэтому кое где приходилось ломиться), в деревне вышли на асфальтированную трассу, по которой быстро прошли до поворота на д. Сабельское. По четкой грунтовке дошли до Сабельского, перешли по мосту р. Кубрь, прошли д. Мостищено и на северо-восточном углу поля пообедали (там есть небольшой ручей и хватает дров).

После обеда попытались воспользоваться нечеткой дорогой, ведущей на север в сторону д. Романка, но дорога быстро исчезла, поэтому пошли по азимуту до холмистой поляны (на карте высота 206,6). С поляны уходила четкая дорога, которая, немного отклонившись от цели, довела нас до д. Головнино, от Головнино, пройдя около километра по азимуту (обозначенная на карте дорога сошла на нет), вышли на дорогу до Романки. Стемнело. От Романки по четкой, наезжанной тракторами, дороге дошли до изгиба р. Кубрь, где встали на общую стоянку. Там уже стояла команда Руднева Владимира (пришли на час раньше нас), а через два часа подошла команда Ромы Ермолаева. На ночевку встали примерно в 20:00. Дров много, вода есть.

день 3-ый (6 ноября)

Ходовое время - 7:50, общее время - 10:00, километраж - 36.

В 9:32 выдвинулись. Венулись до д. Романка, и дальше по четким дорогам прошли через деревни Кошелево, Голоперово, Ивкино. От Ивкино дороги до д. Первушино не нашли, полшли по лесовозной дороге, которая через некоторое время вывела нас на четкую просеку на север. Просеки в этой части леса хорошо читались, а в некоторых местах по ним шли хорошие, четкие дороги. По просеке дошли до р. Дубец, переправились и пообедали. Здесь же мы разделились: команда Ромы Ермолаева должна была идти по узкоколейке в противпополоюную сторону, дальше с нами шла только команда Володи Руднева.

Затем по дороге вышли на узкоколейку (разобранную) и двинулись по ней в направлении д. Талицы (северо-запад) и Плещеева озера. По узкоколейке прошли около 18 км, и встали на ночевку в 19:30, в 500 метрах по ветке узкоколейки в сторону Талиц (от развилки). Дров и воды хватает.

день 4-ый (7 ноября)

Ходовое время - 5:00, общее время - 7:30, километраж - 17.

В 8:55 выдвинулись в короткую радиалку до музея узкоколейной техники. Дошли до музея по узкоколейке, посмотрели и пофотографировали, вернулись до лагеря, взяли рюкзаки и отправились обратно до перекрестка узкоколеек. На перекрестке команда Володи Руднева ушла по узкоколейке дальше, в сторону Плещеева озера, мы же вернувшись немного назад (около километра), пройдя ЛЭП свернули по дороге на юг. Дорога, делая небольшоя крюк, вывела нас на изгиб хорошей грунтовки, ведущей в д. Соломидино. Дальше, пройдя Соломидино, дошли до перекрестка с асфальтовой дорогой, свернули на грунтовку, проли по ней до Веслево, оттуда свернули на асфальт до д. Новоселье. Возле Новоселья обогнули по дороге лес и вошли в Дядькино. Т.к. мы долго шли без обеда, а места с водой и дровами не предвиделось, набрали в Дядькино воды в котлы (как оказалось, совершенно правильно), поднялись на холм, и пообедали в лесу у юго-западного угла поля. Дров мало, воды - нет.

После обеда выдвинулись в сторону Антуфьево и, через полтора перехода, не доходя километра до Антуфьево, встали на ночевку примерно в 18:30 (недалеко от ручья, текущего в оз. Маринкинское). Часто приходилось огибать болота, дорога то исчезала, то появлялась, приходилось идти азимутом. Дорога из Дядькино на Антуфьево быстро сошла на нет. На ночевке дров было достаточно, вода тоже была. Правда мы встали далековато от ручья, и дежурным приходилось ходить за 200 метров.

день 5-ый (8 ноября)

Ходовое время - 9:25, общее время - 11:45, километраж - 31.

В этот день команде надо было успеть на электричку (при приличном километраже), потому все встали на час раньше. Выдвинулись на маршрут в 8:05. Прошли практически азимутом до Антуфьево, оттуда - четкими дорогами через деревни Семендяйка и Глебовское, пересекли трассу М8. По нечеткой дороге пошли в сторону д. Елизарка, переправились через ручей (накидали веток), прошли через Елизарку прошли до д. Городище. Четкой дороги из Городищ в Кружково не заметили, поэтому по заметной тропинке из центра Городищ спустились в долину р. Кубрь и переправились. Над рекой много завалов, так что хватило нескольких вырубленных шестов, чтобы организовать переправу; противоположный берег очень болотистый. Деревня Кружково - покинутая почти полностью, только пара домов из десятка производят впечатление жилых. От Кружково идет дорога в Ильинское (оно видно еще от Городищ по церкви). От Ильинского мы планировали идти по нечеткой дороге, указанной на карте (выходит из южного угла поляны), до Рюминского, но через километр дорога исчезла, и дальше мы шли по азимуту. Уже долгое время не попадалось подходящего для обеда места, поэтому через 2 перехода, найдя евда живой ручеек, встали на обед. Дров немного, воды мало.

Продолжив путь, удачно попали на просеку север-юг, пройдя по ней несколько километров, свернули по другой просеке (просека очень заросла, кое где приходилось ломиться) на восток, по которой вышли к деревне Копылиха. Окружающий лес - заболочен, движение по нему было бы очень мокрым и не всегда простым. От Копылихи прошли по четкой дороге, идущей вдоль ЛЭП, до Рюминского. В Рюминском вышли на грунтовку до Балакирева, и примерно в 19:50 были на платформе.

Выводы и рекомендации

"Маршрут пройден в полном объеме и четко по плану,

километраж получился около 135 км за 5 дней, команда - реальные лоси
позитиву море, погода супер, точка встречи и совместный ходовой день жгут!"

Командир


Маршрут пройден четко и грамотно, ошибки штурманов практически отсутствовали. Нитка маршрута пройдена практически в полном соответствии с заявленной. Команда показала высокий уровень подготовки. Рекомендуем маршрут для пеших походов I-й категории.


Ссылки на дополнительные материалы

TODO

  1. карта и точки
  2. ссылки на отчеты параллельных групп