Отчет о пешем походе I к/с по Владимирской и Ярославской областям, совершенном с 4 по 8 ноября под руководством Быкова Александра, 2006 — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
()
()
Строка 246: Строка 246:
 
Ходовое время - 5:00, общее время - 7:30, километраж - 25.   
 
Ходовое время - 5:00, общее время - 7:30, километраж - 25.   
  
В 8:55 выдвинулись в короткую радиалку до музея узкоколейной техники. Дошли до музея по узкоколейке, посмотрели и пофотографировали, вернулись до лагеря, взяли рюкзаки и отправились обратно до перекрестка узкоколеек. На перекрестке команда Володи Руднева ушла по узкоколейке дальше, в сторону Плещеева озера, мы же вернувшись немного назад (около километра), пройдя ЛЭП свернули по дороге на юг. Дорога, делая небольшоя крюк, вывела нас на изгиб хорошей грунтовки, ведущей в д. Соломидино. Дальше, пройдя Соломидино, дошли до перекрестка с асфальтовой дорогой, свернули на грунтовку, проли по ней до Веслево, оттуда свернули на асфальт до д. Новоселье. Возле Новоселья обогнули по дороге лес и вошли в Дядькино. Т.к. мы долго шли без обеда, а места с водой и дровами не предвиделось, набрали в Дядькино воды в котлы (как оказалось, совершенно правильно), поднялись на холм, и пообедали в лесу у юго-западного угла поля. Дров мало, воды - нет.  
+
[[Изображение:Bykov_nov_2006_day4.gif]]
  
После обеда выдвинулись в сторону Антуфьево и, через полтора перехода, не доходя километра до Антуфьево, встали на ночевку примерно в 18:30 (недалеко от ручья, текущего в оз. Маринкинское). Часто приходилось огибать болота, дорога то исчезала, то появлялась, приходилось идти азимутом. Дорога из Дядькино на Антуфьево быстро сошла на нет. На ночевке дров было достаточно, вода тоже была. Правда мы встали далековато от ручья, и дежурным приходилось ходить за 200 метров.
+
'''8:55.''' Выдвинулись в короткую радиалку до [http://www.kukushka.ru/ музея узкоколейной железной дороги (музея паровозов)]. В '''точке 065''' начались долгожданные кривые узкоколейные рельсы. Еще через некоторе время вышли на полустанок оборудованный музейными работниками для пикников. Особенно понравилась будка с надписью "КАССА". Посмотрели экспонаты музея (дошли туда к '''9:37'''), пофотографировались и вернулись до лагеря '''(10:05, точка CAMP-3)''', где взяли рюкзаки и отправились обратно до перекрестка узкоколеек. На перекрестке команда Володи Руднева ушла по узкоколейке дальше, в сторону Плещеева озера, мы же вернувшись немного назад по вчерашним следам (около 500м) до ЛЭП '''(точка 067)''' и попытались пойти по ней.Неудачно - никакой тропы вдоль не нету, сильно заболочена. Прошли дальше до ''точки 061''' где свернули на юг. Пришлось навести небольшую переправу через глубокий кювет залитый водой (бревна поверх льда). Дальше пройдя по заболоченной поляне у леса и свернув "за угол" обнаружили хорошую грунтовую дорогу, по которой пошли в сторону шоссе, где на полпути сделали привал '''(11:26, точка 068)'''.
 +
 
 +
'''~11:36.''' Дорога, делая небольшоя крюк, вывела нас на изгиб грунтового шоссе, ведущего в д. Соломидино. На этой развилен сфоткались у таблички запрещающей вход в заповедник '''(12:00, точка 071)'''. Дальше, дойдя до Соломидино сделали привал у церкви '''(12:28, точка 072)'''.
 +
 
 +
'''12:38.''' Дошли до перекрестка с асфальтовым шоссе коророе идет вдоль Плещеева озера. Свернули на параллельную грунтовку и вошли по ней в Веслево. Пройдя его насквозь свернули на асфальт до д. Новоселье. Это самый неприятный участок на маршруте: ветер, много машин, грязная дорога. Но, надо отметить, что виды с дороги на окрестные холмы и деревни довольно красивые. Сойдя с дороги на поворот в Дядьково делаем привал на обочине '''(13:40, точка 073)'''.
 +
 
 +
'''~13:55'''. Прошли по дороге на юг, на развилке свернули направо (на запад) и вошли в Дядькино. Поскольку уже давно было пора обедать, а места для него с водой и дровами не предвиделось, набрали в Дядькино из озера воды в каны (пришлось прорубать лед топором), поднялись на холм, и пообедали в лесу у юго-западного угла поля. Дров тут мало - готовили на сухих еловых ветках, воды - нет никакой '''(точка  OBED-4)'''.
 +
 
 +
'''Обед.''' Пока обедали я побегал по окрестностям в поисках правильной дороги на Антуфьево. Она нашлась как поворот в лес в ~200м назад по треку (мы правда не стали возвращаться а подсекли нужную дорогу из леса). Искомая дорога очень старая - в местах выхода на открытое место полностью теряется, так что с поля даже днем ее не видно, пока не углубишься в нужном месте в лес.
 +
 
 +
'''~15:30.''' Выходим на заболоченное поле и проходим его северной стороной выход с этой поляны читается хорошо. Доходим до следующей и там дорога растворяется без всяких следов. Оставляю команду в углу поля разводить костер и доставать фонарики, а сам беру компас и GPS-навигатор и бегу искать продолжение дороги. Надо заметить что на поляне присутствует насыпь кольцевидной формы размером с саму поляну высотой и шириной около 2 м ощутимо заросшая деревьями. Пробежавшись по ней туда-обратно поворота не нашел. Стою думаю, темнеет прямо на глазах. Вгляделся в карту, прикинул что дорога должна отходить от западной строны поля ближе к югу, в этом месте вошел в лес и .. оказался прямо на дороге.
 +
 
 +
Тут она уже читается только днем, ночью при свете фонарей она уже почти сливается с фоном. Бегу по ней на разведку чтобы убедиться что мы сможем переправиться через заболоченную пойму реки. Теряю дорогу на выходе на поляну в районе изгиба трека, потом снова ее подсекаю и добегаю до заболоченной поймы реки. Вокруг только следы лосей и никаких признаков человека, ни троп ни мусора ни намеков на старые следы. Бегу дальше, успешно проламываюсь через болото на другой берег. Уже окончательно стемнело. Бегом обратно, в горку по дороге, дохожу до поляны и забираю остальную команду. На всю беготню у меня ушло около часа и 3 км туда-обратно. Это был для меня пожалуй самый интересный участок маршрута, очень похожий на соревнования по ночному ориентированию (те же азимуты, компас и карта). Лагерь поставили где-то в 18:30 не дойдя до речки ~200 метров '''(точка CAMP-4)'''.
 +
 
 +
'''Вечер.''' За водой пришлось ходить по GPS, на глаз даже по компасу мой путь через болото к реке повторить не удалось. Два раза 200 м надо было выписывать букву Г туда и обратно. Вечерком все просушились у большого костра и разошлись спать пораньше чтобы выспаться перед ранним общим подъемом в 6:00.
  
 
=== день 5-ый (8 ноября) ===
 
=== день 5-ый (8 ноября) ===

Версия 03:43, 30 ноября 2006

Краткие сведения о путешествии

  • Вид туризма: пеший
  • Категория сложности: первая
  • Район похода: Владимирская область, Ярославская область
  • Количество участников: 10 человек
  • Руководитель: Быков Александр, alex-bykov{}mail.ru
  • Продолжительность маршрута: 5 дней
  • Сроки: с 4 по 8 ноября 2006 года
  • Протяженность маршрута: 141 км
  • Нитка маршрута:: пл. Балакирево - Рюминское - Лукьянцево - Николаевка - ур.Головёново - * - ур.Головёново - Василево - Конищево - Мостищево - Головнино - Романка - Пустынь - * - Романка - Кошелёво - Голоперово - Ивкино - пл. Удельная (ужд) - пл. Релинский (ужд) - * - Талицы - Соломидино - Веслево - Новоселье - Дядькино - * - Антуфьево - Семеньдяйка - Глебовское - Елизарка - Городицы - Кружково - Ильинское - Рюминское - пл. Балакирево

Состав группы

Участник Подтвержденный опыт Обязанности
1 Быков Александр 2ЛУ,5ЛУ,2ГУ командир
2 Лактюнькин Андрей 2ЛУ костровой
3 Абросимов Василий ПВД медик
4 Тарабаев Сергей 1ПУ,2ЛУ,2ГУ завхоз
5 Киселев Алексей - навигатор
6 Жукова Светлана 1ПУ завснар
7 Напольчик Марианна 1ПУ эколог
8 Геращенко Оксана 1ПУ хронометрист
9 Болелов Владимир - финансист
10 Караман Сергей - культорг

Схема маршрута

Bykov nov 2006 scheme.gif

Сведения о районе путешествия

Краткое описание района

Основной целью похода являлось посещение малонаселенного района близ города Переславль-Залесский, ограниченного с запада рекой Кубрь, с востока - оз. Плещеевым, с севера и с юга автомобильными дорогами.

Системообразующей транспортной магистралью данного района была ныне заброшенная узкоколейная железная дорога Кубринск - Переславль-Залеский протяженностью около 30км, вдоль которой расположены заброшенные торфоразработки, станции, малочисленные населенные пункты.

Значительная часть полотна проходит по территории национального парка "Плещеево озеро".

Район очень живописен: красивые болота, заброшенные насыпи узкоколейки, красивейшие сосновые боры и берега Плещеева озера.

Основным недостатком района является его плохая транспортная доступность:

  1. низкая интенсивность автобусного сообщения (в среднем 1-3 автобуса в день)
  2. наличие сообщения только в форме маломестных "маршруток" по многим направлениям
  3. высокая загруженность существующих маршрутов (большой группой почти нереально сеть даже в рейсовый автобус)
  4. удаленности от основных железнодорожных магистралей (ст. Балакирево, ст. Талдом)

Основные варианты заброски в район

  1. ст. Балакирево (Ярославское направление), удаленность от района - 50 км
  2. ст. Талдом (Савеловское направление), удаленность от района - 50 км
  3. рейсовые автобусы от станций Сергеев-Посад, Талдом, Александров
  4. рейсовые автобусы из Москвы до Переславля-Залесского (т.н. "елочка", редко ходят и всегда полные)

О Кукушках

Кукушка – паровоз или поезд узкоколейки.

Узкоколейка – железная дорога с небольшим расстоянием между рельсами.

Впервые появившись на рудниках Алтая в первой половине XVIII века, узкоколейки сыграли огромную роль в истории России. Их строили частные предприниматели и государство, акционерные общества, а позже – партия и правительство для обслуживания предприятий, связи с отдалёнными поселениями и надёжного обеспечения перевозок там, где не было других путей сообщения. Кукушки трудились в промышленности и сельском хозяйстве, воевали на полях сражений двух Мировых войн, строили коммунизм и осваивали целину. Однако, в силу их природной скромности и незаметности, вклад этот не был по-настоящему оценён. К концу XX века узкоколейки постепенно исчезли с карты родины. Новые автодороги, новые подходы к хозяйствованию, другие экономические и социальные причины сделали своё дело.

Во всём мире узкоколейки – предмет гордости и объект увлечения тысяч людей. За их сохранение борются, их выкупают, восстанавливают заново, открывают музеи и туристические линии.

В России единственным местом, где сохраняется мир узкоколеек, стал созданный в 1990 году Переславский железнодорожный музей. Большое количество экспонатов, многие из которых уникальны и имеют сертификаты памятников истории техники, позволяют дать некоторое представление обо всём многообразии узкоколейных железных дорог.

Схема линий: в прежние годы

http://www.kukushka.ru/history/lines1.jpg

Схема линий: сейчас

http://www.kukushka.ru/history/lines2.jpg

по материалам сайта http://www.kukushka.ru/

Техническая информация о маршруте

Режим движения: 60 мин переход = 50 мин движение + 10 мин привал

Команда использовала GPS-приемник с забитыми ключевыми точками маршрута для записи трека. Для навигации приемник использовался только на сложных участках без ориентиров.

День Участок дневного перехода Протяжённость, Км Характер пути
1 пл. Балакирево - Рюминское - Лукьянцево - Николаевка - ур.Головёново 24 от Николаевки дороги нет, лес затоплен, движение в обход по азимутам - 3 км
2 ур.Головёново - Василево - Конищево - Мостищево - Головнино - Романка - Пустынь 30 высокие заросли вдоль ЛЭП от Василево до Конищево, - 3 км
3 Пустынь - Романка - Кошелёво - Голоперово - Ивкино - пл. Удельная (ужд) - пл. Релинский (ужд) - Талицы 29
4 Талицы - Соломидино - Веслево - Новоселье - Дядькино - Антуфьево 25 заросшая лесная дорога от Дядькино до Антуфьево - 3 км
5 Антуфьево - Семеньдяйка - Глебовское - Елизарка - Городицы - Кружково - Ильинское - Рюминское - пл. Балакирево 33 заросшая лесная дорога от Ильинского до Рюминского - 12 км

Описание маршрута

день 1-ый (4 ноября)

Ходовое время - 7:15, общее время - 9:30, километраж - 24.

Bykov nov 2006 day1 1.gif

11:15. Вышли со ст.Балакирево, прошли через город к его северо-западной окраине и двинулись по бетонке, выходящий из северной части Балакирево, в сторону с.Рюминское. Движение на дороге почти отсутствует (за 1,5 перехода встретили всего 2 машины), лес вокруг сосновый, но местами сильно замусореный свалками. По дороге идется хорошо, минули свалку на выезде из леса и сделали привал (12:05, точка 002).

12:15. Дорога огибает Рюминское забирая на север, поэтому свернули с дороги на слабую грунтовку к селу, в итоге вышли огородами к бетонному мостику через ручей (точка 003), сфотографировались на фоне церкви и пошли на запад вдоль главной сельской улицы. На выходе из села подсекли слабую грунтовку ведущую в нужный (западный) угол поля и по ней дошли до переправы через ручей. Дальше была идея попытаться пройти к ур. Головёново по просекам обозначенным на карте (слабо читаемым на Google Maps), но дальше дорога свернула налево, а прямо, куда мы планировали идти - никакого намека даже на тропу. Попытались войти в лес в точке 004 - уперлись в заросли, пошли подсекать дорогу севернее, где на выходе из леса сделали привал (13:11, точка 005).

13:33. Во время привала инициативная группа в лице меня, Быкова Александра, сбегала с GPS-приемником на поиски просеки, однако ее следов найти не удалось - местность подтопленая и сильно заросшая, быстро тут не пойдешь. Решаю вернуться к первоначальному варианту - грунтовке на Лукьянцево. Дорога из точки 004 быстро закончилась уйдя в лес на вырубки, идем по заснеженной траве к искомой дороге. Выходим на нее и входим по ней в небольшой пролесок, выходим на поляну и сворачиваем обедать налево через ручей в живописный сосновый лесок у ручья (14:02, точка OBED-1).


Bykov nov 2006 day1 2.gif

15:29. Дорога до Лукьянцева местами сильно подтоплена - приходится обходить по лесу, но в целом очень приятная - нет завалов и идется хорошо (хоть и грязно). Перед точкой 008 от дороги уходит ответвление на север, мы его пропускаем и делаем привал на краю поляны (16:10, точка 008).

16:20. В Лукъянцево в строении обозначенном на карте как "дом инвалидов" обнаружили что-то вроде довольно старого монастыря (две церкви окруженные стеной, похоже на Александровскую слободу). Пофотографировались и направились по наезжанной грунтовке на запад. Дорога быстро вышла на шикарный широкий грейдер в сторону Николаевки, обозначенный на карте как лесная дорога (за 2 часа встретили всего 2 машины). Начало темнеть. Сделали привал на пересечении дороги с просекой и достали фонарики (17:09, точка 012).

17:21. Пока шли до поворота на карьер окончательно стемнело. Поворот не обозначен на карте. Это очень хорошая дорога идущая к песчаному карьеру вокруг обозначенного на карте озера. Там горит свет и живут рабочие, проходить насквозь неприятно. На обрыве карьера сделали привал (18:11, точка 013).

18:21. От карьеров должна была идти нечеткая дорога в урочище, но из-за сильной перекопанности рельефа найти ее следы не представлялось возможным - из-за отвалов в лесу образовалась огромная лужа в месте откуда должна была уходить дорога. Обходя воду сильно забрали северо-восток но в итоге прошли в лес посуху, дальше шли азимутами поглядывая в GPS и даже пару раз подсекали какую-то заросшую лесную дорогу, теряли и снова находили. Делаем привал (19:13, точка 014).

19:23. По этой лесной дороге в итоге вышли в урочище Головёново (точка 015). Пока ходили по лесу погода испортилась, повис туман и начал моросить мелкий дождь. Поле покрыто высокой травой присыпанной снегом. По такой траве идти тяжело и очень мокро. Холодно. Смотрю по верхушкам окрестных лесов, сплошь лиственные породы с редкими верхушками елок - с дровами похоже подстава. Идем на запад в надежде найти в лесу хоть какое-то подобие дров. Пересекаем овраг с ручьем, и с другой его строны наверху делаем привал. Сидеть холодно, моросит дождь, уже третий переход по темноте, преспективы безрадостные и туманные как и поле вокруг, участники начинают падать духом (19:57, точка 016).

20:10. Подкрепляемся конфетками и идем вдоль ручья в поисах дров. У редких групп елок останавливаемся и высматриваем сушины - безуспешно. Идем дальше, останавливаемя на 10 минут (точка 017), бегаем ищем дрова. Все вокруг сырое вдрызг, нижних ветвей мало - на костер не хватит, да и местность ухабистая, заросшая высокй травой - палатки не поствишь. Поднимаю команду идем дальше и входим в лес, тут ровно, волевым решением ставим лагерь сразу на входе у двух больших елей (20:44, точка CAMP-1).

Вечер. Побегав по лесу в сторону ручья за водой обнаружваю довольно много елок с которых можно наломать веток. Воды рядом не нахожу, приходится возвращатся почти до точки 017 по обратным следам. Хворосту наломали достаточно, но сырое настроение осталось. Костер был маловат (несмотря на мои просьбы кидать больше дров) и просушиться всем у него было проблематично. Заточили пару сюрпризов и пошли спать.


день 2-ый (5 ноября)

Ходовое время - 8:50 , общее время - 11:00, километраж - 30.

Bykov nov 2006 day2 1.gif

Утро. Пейзаж вокруг оказался вполне живописен, особенно при солнечном свете. Ночевали мы прям у границы поля, вид изумительный, поля приморозило и присыпало свежим снегом.

8:59. Выдвинулись с ночевки по старой лесной дороге рядом с которой ночевали. Взглянув на компас обнаружили что идем сильно западнее чем хотели, свернули на перекрестке направо. Дорога читается слабо и сильно завалена, а ближе к оврагу вообще растворилась в лесу. Перебрались через овраз и пошли через поле по азимуту подсекать дорогу обозначенную на карте. На поле она хорошо сохранилась и легко находится в траве, в лесу это чистая и широкая старая лесовозка. Через 20 минут хода она выводит нас на офигенное асфльтовое шоссе в сторону д.Василево (и трассы М8). 4 полосы идеально гладкой дроги и ни одного следа машин. Вышло солнце, фоткаемся и делаем привал полюбоваться открывшимися видами (9:42, точка 019).

9:52. Вдоволь нарезвившись трогаемся по дороге на север. На Google Maps при подготовке похода была обнаружена ЛЭП идущая восточнее Василево прямо по границе Ярославской и Владимирской области и мне захотелось посмотреть что же это такое понастроили с 80-х годов. К ней мы и идем после выхода на М8, чтобы поскорее уйти с обочины. Однако просека вдоль ЛЭП оказалась сильно заросшей с почти незаметной тропой посередине постоянно утопающей в маленьких болотцах и зарослях чипыжника. Скорость передвижения падает до 2 км в час, хотя я иду впереди команды в качестве "лося" стараясь держать высокий темп. На холме напротив с.Яропольцы делаем привал и с высоты рассматриваем окрестности. (10:52, точка 020).

11:03. Идем дальше, на изгибе ЛЭП я взбираюсь по опоре метров на 15 - вид восхитительный, местность как на ладони. Решаю отказаться от запланированного прорыва через болота вдоль реки сразу на Сабельское и выходить на асфальтовое шоссе. Дошли до Конищево, вышли на асфальтированную трассу. В месте выхода шоссе на открытое место сделали привал на склоне золма с видом на окрестные холмы и села (11:50, точка 022).

12:00. По асфальту идем до грунтового отворота на Сабельское (на развилке какой-то плакат про природу). Фоткаемся идем ведя светские беседы к мосту через р.Кубрь (точка 024). Входим в Мостищево, выходим по дороге на север и упираемся в какой-то хутор, от него одна дорога строго на север, другая на запад, а нам надо на северо-запад. Приметив на западной дороге хорошие елки и низинку с рекой решаю идти туда обедать. В низине дороги сильно затоплена с трудом пробираемся по заросшему кустами борту дороги, сохранить ноги сухими удалось не всем (13:00, точка OBED-2).


Bykov nov 2006 day2 2.gif

~14:30. Обходим заболоченную низину с севера и выходим на остатки какой-то дороги вдоль поля в надежде пройти по ней через лес. В лесу она растворяется, но возвращаться к хутору - ощутимый крюк, потому решаю идти по азимуту. В паре мест попадаем в подтопленые леса, прыгаем по кочкам, но через час таки выходим на поле где подсекаем искомую дорогу. Идем еще 5 минут и делаем привал на склоне холма с видом на долину реки Кубрь (15:10, точка 026).

~15:20. Дорога очень хорошая, сухая, явно езженая в том году, но и не разбитая. Идем в хорошем темпе. Из нарисованных перекрестков обнаружили только отворот на геодезический пункт 206,6, от остальных не осталось даже намека. Идем на север входим в лес и в том месте где нарисована развилка дорог на Романку и Головино выходим на поляну с кормушкой и будкой для охотников. Проезженая дорога уходит на Головино, путаюсь найти отворот на Романку обхожу поляну по периметру но ничего похожего на автомобильную колею не нахожу (как потом выяснилось просека через высоту 214,5 все-таки существует и проходима, команда Каткова ее подсекла со стороны дороги Романка-Головино). Идем проезженой дорогой на Головино, делая ощутимый крюк. Привал (16:12, точка 027).

16:22. Выходим на поле с кормушкой и засадой для охотника в виде теремка. На противоположной стороне поля замечаю удирающего от нас лося. Пересекаем поляну дорога своравивает в деревню, в том месте где должен быть поворот на Романку - заболоченная просека без намека на езженую дорогу. Идем в деревню в надежде найти поворот там. Лес вокруг дороги очень хороший сосновый, но воды нигде нет. Выходим до развилки на дальнем конце деревни и возвращаемся по дороге вдоль северного края деревни, одна двоится на чахлую дорогу в сторону Романки и более пробитую на север. Идем по северному варианту расчитывая что она скоро вывернет куда надо, но дорога просто растворяется. Делаем привал (16:51, точка 028), начинает темнеть.

Я бегаю с GPS-приемником наперевес искать дорогу. Проломившись по болотцам выскакиваю на хорошую езженую дорогу со следами легковушки этого года, где же эта дорога входит в деревню так и не понял.

17:00. Возвращаюсь к команде и трогаемся в путь. Дорога прочищенная идется хорошо и быстро, на выходе из леса переходим речку по гати и делаем привал на выходе лесной дороги на отличную грунтовку вокруг Романки. Окончательно стемнело (17:43, точка 029).

17:55. Дальше идем по грунтовке в сторону Пустыни, по накатанности дороги видно, что это основной путь на Романку, а значит дорога точно выведет нас к мосту рядом с которым была назначена точка встречи всех ноябрьских команд Бауманского турклуба. К концу перехода недалеко от выхода к мосту видим огни в лесу и слышим голоса - наши. На месте встречи пока только команда Руднева, они пришли на час раньше нас (18:33, точка CAMP-2).

Вечер. Через 2 часа после нашего прихода подошла команда Ермолаева, до команды Каткова дозвониться не удалось. Дров вокруг много, но хороших среднего размера сушин найти так и не смогли, жгли мелочь. Вода в реке, доставали каном на веревке, иначе не подобраться. Сделали большой костер и надолго засели реализовывать культурную программу похода.

день 3-ый (6 ноября)

Ходовое время - 7:50, общее время - 10:00, километраж - 29.

Bykov nov 2006 day3 1.gif

9:32. Довольно долго копались перед выходом и ждали другие команды Сделали пару групповых фото и тронулись в путь тремя командами (Быков, Руднев, Ермолаев) обратно в Романку и далее по дороге на Голоперово. По дороге сделали привал на дороге перед д. Кошелево. Светит солнце, тепло и красиво (10:20, точка 041).

10:30. Прошли Кошелево (зимой не жилое). За ним дорога спускается с холма и внизу сильно разбита и залита водой - проходим по замерзшим лужам. В точке 043 выходим на дорогу Бол.Пальцыно - Ивкино, она обходит Голоперово с юга, это очень хорошая двухполосная грунтовка с улучшеным покрытием легко проходимая для легковушки. По дороге встретили Колю Евстафьева и Леонида Ермилова на машине, они ехали с совместной ночевки с другой бауманской командой Сереги Ганаховского. В этом месте сделали привал пообщаться с товарищами (11:40, точка 044).

Распрощавшись с автомобилистами быстро доходим до Ивкино и делаем привал на его северной окраине чтобы соориентироватья и выбрать правильную дорогу (12:06, точка 046).

12:16. Нам нужна дорога на Первушено по карте отходящая от северо-западного угла деревни, на местности есть 2 дороги на сервер: от северо-восточного угла деревни и от середины северной стороны. Решаем идти по последней и минуя пару припаркованных на краю поля камазов входим в лес. Колея сильно разбита тракторами идти неудобно. Встречаем деревенских везущих дрова на тракторе с прицепом, по их словам дорога никуда не ведет.. "в деревню это вам обратно". Решаем идти дальше хоть дорога и сильно напоминает лесовозку, проходим залитый водой брод и выходим на поле, дорога забирает западнее чем нам надо но делать нечего - идем дальше. Дорога снова входит в лес и через некорое время раздваивается, выбираем левый наезженый поворот. Проходим от него метров 200 и попадаем на пересечение с просекой север-юг, недавно прочищенной от подлеска. После некоторых колебаний решаем идти по ней. Просека удобная и мы быстро выходим на поляну где на нее вливается наша дорога. Делаем привал и ждем отстающих из других команд (13:01, точка 047).

13:11. Не дождавшись две другие команды в полном составе, оставляем их участников и идем вперед по просеке. Проходим пересечение просек (точка 048) и выходим к переправе через реку Дубец (точка 051). Существующая слева переправа слишком хлипкая и неудобная для человека с рюкзаком, валим дерево на перила и подрубаем окрестные кусты. Передовая группа уходит вперед делать обед, а я остаюсь фотографировать переправу других команд. Сразу за переправой наша дорога выходит на грунтовую дорогу пл.Удельная - Первушено, там на холме в живописном сосновом лесу мы и устроили обед (~13:40, точка OBED-3).


Bykov nov 2006 day3 2.gif

~15:10. Не дождавшись сборов команды Ермолаева, которая дальше должна была идти по узкоколейке в сторону Кубринска, выходим двумя командами (Быкова и Руднева) на дорогу в сторону пл.Удельная. На дороге видны следы велосипедистов. Встретив первый отворот направо сворачиваем на него в надежде срезать до узкоколейки. Дорога сильно петляет, но в целом идет куда надо и мы выходим на узкоколейку (15:35, точка 052). Здесь делаем групповое фото на фоне таблички охотничьего хозяйства и трогаемся дальше до привала (15:58, точка 053).

16:08. Идем по насыпи дальше, узкоколейные вагоны, которые еще 2 года назад валялись в кювете, растащили на металлом, обидно. Проходим мост из шпал (16:26, точка 054) и идем до следующего привала. На привале уже начинает темнеть - достаем фонарики (17:00, точка 057).

17:10. Доходим до ст.Талица. Отсюда и дальше по насыпи идут следы какой-то туристической группы с велосипедами, по такой тропе идти первому становится удобнее. Идем быстро никто не отстает. Лунный свет позволяет идти с выключенным фонарем. Доходим до моста через руку Змейка и за ним делаем привал (18:00, точка R-ZMEIKA).

18:10. Идем дальше по просеке залитой лунным светом. Красиво. Проходим еще пару мостов и выходим к точке 061, откуда начинались следы тех доблестных велосипедистов, пробивших нам тропу. В этом месте узкоколейку под углом пересекает грунтовая дорога (направление СВ-ЮЗ). Велосипеды приехали с хорошо читаемой северной стороны. С юга же дорога растворяется в болоте и никакого намека на продолжение не видно. Идем дальше по узкоколейке в сторону разъезда на Талицы, проходим ЛЭП (точка 067) и выходим на место где была стрелка. По дороге с грустью подмечаю что леса вокруг сплошь лиственые, а ноги промокли и вокруг мороз под 10 градусов. Делаем привал (19:00, точка 062). Сидим мерзнем, осматриваю окрестности - дров здесь нет, решаю идти дальше в сторону музея, на полпути к нему точно был хороши сосновый участок (как запасной вариант оставался сосновый бор вокруг музея).

19:10. Пройдя буквально 100 м, замечаю много сосен справа по курсу. Делаю техническую остановку и бегом проверять лесок на наличие сушин - наше счастье их тут много. Бегом обратно и даю команду "ставимся". Холодно, все делаем быстро чтобы не замерзнуть - уже через 5 минут горит костер. Еще через минут 5 уже стоят все палатки. Воду брали из канавы вдоль насыпи (точка CAMP-3).

Вечер. Это был самый ломовой день в походе по запланрованному километражу и мы его успешно пробежали. Холодная погода и спортивный темп окончательно сплотили команду и с этого момента и до конца похода уже никто не халтурил на привалах, все делали быстро четко и без напоминаний. Очень душевно посидели вечерком заточив очередную порцию сюрпризов.

день 4-ый (7 ноября)

Ходовое время - 5:00, общее время - 7:30, километраж - 25.

Bykov nov 2006 day4.gif

'8:55. Выдвинулись в короткую радиалку до музея узкоколейной железной дороги (музея паровозов). В точке 065 начались долгожданные кривые узкоколейные рельсы. Еще через некоторе время вышли на полустанок оборудованный музейными работниками для пикников. Особенно понравилась будка с надписью "КАССА". Посмотрели экспонаты музея (дошли туда к 9:37), пофотографировались и вернулись до лагеря (10:05, точка CAMP-3), где взяли рюкзаки и отправились обратно до перекрестка узкоколеек. На перекрестке команда Володи Руднева ушла по узкоколейке дальше, в сторону Плещеева озера, мы же вернувшись немного назад по вчерашним следам (около 500м) до ЛЭП (точка 067) и попытались пойти по ней.Неудачно - никакой тропы вдоль не нету, сильно заболочена. Прошли дальше до точки 061 где свернули на юг. Пришлось навести небольшую переправу через глубокий кювет залитый водой (бревна поверх льда). Дальше пройдя по заболоченной поляне у леса и свернув "за угол" обнаружили хорошую грунтовую дорогу, по которой пошли в сторону шоссе, где на полпути сделали привал (11:26, точка 068).

~11:36. Дорога, делая небольшоя крюк, вывела нас на изгиб грунтового шоссе, ведущего в д. Соломидино. На этой развилен сфоткались у таблички запрещающей вход в заповедник (12:00, точка 071). Дальше, дойдя до Соломидино сделали привал у церкви (12:28, точка 072).

12:38. Дошли до перекрестка с асфальтовым шоссе коророе идет вдоль Плещеева озера. Свернули на параллельную грунтовку и вошли по ней в Веслево. Пройдя его насквозь свернули на асфальт до д. Новоселье. Это самый неприятный участок на маршруте: ветер, много машин, грязная дорога. Но, надо отметить, что виды с дороги на окрестные холмы и деревни довольно красивые. Сойдя с дороги на поворот в Дядьково делаем привал на обочине (13:40, точка 073).

~13:55. Прошли по дороге на юг, на развилке свернули направо (на запад) и вошли в Дядькино. Поскольку уже давно было пора обедать, а места для него с водой и дровами не предвиделось, набрали в Дядькино из озера воды в каны (пришлось прорубать лед топором), поднялись на холм, и пообедали в лесу у юго-западного угла поля. Дров тут мало - готовили на сухих еловых ветках, воды - нет никакой (точка OBED-4).

Обед. Пока обедали я побегал по окрестностям в поисках правильной дороги на Антуфьево. Она нашлась как поворот в лес в ~200м назад по треку (мы правда не стали возвращаться а подсекли нужную дорогу из леса). Искомая дорога очень старая - в местах выхода на открытое место полностью теряется, так что с поля даже днем ее не видно, пока не углубишься в нужном месте в лес.

~15:30. Выходим на заболоченное поле и проходим его северной стороной выход с этой поляны читается хорошо. Доходим до следующей и там дорога растворяется без всяких следов. Оставляю команду в углу поля разводить костер и доставать фонарики, а сам беру компас и GPS-навигатор и бегу искать продолжение дороги. Надо заметить что на поляне присутствует насыпь кольцевидной формы размером с саму поляну высотой и шириной около 2 м ощутимо заросшая деревьями. Пробежавшись по ней туда-обратно поворота не нашел. Стою думаю, темнеет прямо на глазах. Вгляделся в карту, прикинул что дорога должна отходить от западной строны поля ближе к югу, в этом месте вошел в лес и .. оказался прямо на дороге.

Тут она уже читается только днем, ночью при свете фонарей она уже почти сливается с фоном. Бегу по ней на разведку чтобы убедиться что мы сможем переправиться через заболоченную пойму реки. Теряю дорогу на выходе на поляну в районе изгиба трека, потом снова ее подсекаю и добегаю до заболоченной поймы реки. Вокруг только следы лосей и никаких признаков человека, ни троп ни мусора ни намеков на старые следы. Бегу дальше, успешно проламываюсь через болото на другой берег. Уже окончательно стемнело. Бегом обратно, в горку по дороге, дохожу до поляны и забираю остальную команду. На всю беготню у меня ушло около часа и 3 км туда-обратно. Это был для меня пожалуй самый интересный участок маршрута, очень похожий на соревнования по ночному ориентированию (те же азимуты, компас и карта). Лагерь поставили где-то в 18:30 не дойдя до речки ~200 метров (точка CAMP-4).

Вечер. За водой пришлось ходить по GPS, на глаз даже по компасу мой путь через болото к реке повторить не удалось. Два раза 200 м надо было выписывать букву Г туда и обратно. Вечерком все просушились у большого костра и разошлись спать пораньше чтобы выспаться перед ранним общим подъемом в 6:00.

день 5-ый (8 ноября)

Ходовое время - 9:25, общее время - 11:45, километраж - 33.

В этот день команде надо было успеть на электричку (при приличном километраже), потому все встали на час раньше. Выдвинулись на маршрут в 8:05. Прошли практически азимутом до Антуфьево, оттуда - четкими дорогами через деревни Семендяйка и Глебовское, пересекли трассу М8. По нечеткой дороге пошли в сторону д. Елизарка, переправились через ручей (накидали веток), прошли через Елизарку прошли до д. Городище. Четкой дороги из Городищ в Кружково не заметили, поэтому по заметной тропинке из центра Городищ спустились в долину р. Кубрь и переправились. Над рекой много завалов, так что хватило нескольких вырубленных шестов, чтобы организовать переправу; противоположный берег очень болотистый. Деревня Кружково - покинутая почти полностью, только пара домов из десятка производят впечатление жилых. От Кружково идет дорога в Ильинское (оно видно еще от Городищ по церкви). От Ильинского мы планировали идти по нечеткой дороге, указанной на карте (выходит из южного угла поляны), до Рюминского, но через километр дорога исчезла, и дальше мы шли по азимуту. Уже долгое время не попадалось подходящего для обеда места, поэтому через 2 перехода, найдя евда живой ручеек, встали на обед. Дров немного, воды мало.

Продолжив путь, удачно попали на просеку север-юг, пройдя по ней несколько километров, свернули по другой просеке (просека очень заросла, кое где приходилось ломиться) на восток, по которой вышли к деревне Копылиха. Окружающий лес - заболочен, движение по нему было бы очень мокрым и не всегда простым. От Копылихи прошли по четкой дороге, идущей вдоль ЛЭП, до Рюминского. В Рюминском вышли на грунтовку до Балакирева, и примерно в 19:50 были на платформе.

Выводы и рекомендации

"Маршрут пройден в полном объеме и четко по плану,

километраж получился около 135 км за 5 дней, команда - реальные лоси
позитиву море, погода супер, точка встречи и совместный ходовой день жгут!"

Командир


Маршрут пройден четко и грамотно, ошибки штурманов практически отсутствовали. Нитка маршрута пройдена практически в полном соответствии с заявленной. Команда показала высокий уровень подготовки. Рекомендуем маршрут для пеших походов I-й категории.


Ссылки на дополнительные материалы

TODO

  1. карта и точки
  2. ссылки на отчеты параллельных групп