ШОР2008. Вторая тренировка. Методическое указание — различия между версиями
Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Zaya (обсуждение | вклад) |
Zaya (обсуждение | вклад) () |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
==Цель занятия== | ==Цель занятия== | ||
− | Тренировка знакомит с назначением и устройством компаса, помогает | + | Тренировка знакомит с назначением и устройством компаса, помогает ответить на вопрос "''как выбрать правильный компас''". |
+ | |||
==Требования к участникам== | ==Требования к участникам== | ||
*Участники должны иметь представление о существовании магнитного поля земли. | *Участники должны иметь представление о существовании магнитного поля земли. |
Текущая версия на 10:36, 6 октября 2008
Содержание
Цель занятия
Тренировка знакомит с назначением и устройством компаса, помогает ответить на вопрос "как выбрать правильный компас".
Требования к участникам
- Участники должны иметь представление о существовании магнитного поля земли.
- Каждый должен иметь собственнный компас. Модель и внешний вид не имеют значения.
- Народ должен быть одет по погоде, так как бегать не придется.
Место проведения
Лесопарк или сквер с длинными прямыми просеками/дорожками, идущими по углом 45 градусов к северу.
Порядок проведения тренировки
- Вводная информация об устройстве компаса: компас состоит из платы (корпуса), вращающейся колбы с градусной шкалой и магнитной стрелки. Магнитная стрелка в магнитном поле земли принимает ориентацию север-юг. Используя эту особенность, можно определять на местности направления, идущие под определенными углами к направлению на север (азимуты). Дать понятие визирной линии - линии, вдоль которой мы будем "целиться" на ориентир. Это может быть специальная риска, нанесенная на плате компаса. Визирной линией может служить и просто край платы.
- Рассказать об особенностях работы с компасом:
- Корпус необходимо держать ровно, стараясь не качать и не трясти, иначе стрелка будет "уходить" по шкале, и показания будут неверными.
- При взятии азимута три точки: глаз наблюдателя, точка опоры ног о землю и ориентир образуют вертикальную плоскость. В этой плоскости должна проходить визирная линия. Компас при этом должен располагаться строго горизонтально.
- У каждого есть "ведущий глаз" - если смотреть только этим глазом, закрыв второй, то картинка смещается меньше по сравнению с другим. Вертикальная визирная плоскость должна проходить именно через ведущий глаз. Это надо учитывать, выбирая компас на правую или левую руку, или пользуясь правым ии левым краем обычной прямоугольной платы. В этом случае плата компаса не будет заслонять землю под ногами!
- Разбиться на небольшие группы и дать участникам задание стоя определить азимуты на некоторые ориентиры. Следить за четкостью действий, правильным положением компаса.
- Продолжить использование компаса в движении. Дать понять, что при движении на компас воздействует множество факторов, осложняющих работу: тряска, ускорение, наклон платы, необходимость смотреть под ноги. Для этого каждый встает на открытом пространстве, замечает вдали ориентир, берет азимут направления и начинает движение, не глядя на компас. Через некоторое время останавливается и проверяет, удалось ли сохранить первоначальный азимут. А так же обратное упражнение - определяем азимут тропинки, а затем движемся по ней, наблюдая за стрелкой компаса.
- В итоге замечаем, что для правильного использования компаса необходима тренировка. При ходьбе по прямым стрелка не должна сильно оклоняться, или отклоняться на известную величину, которую можно учитывать и вносить поправки.
- Дать рекомендации по выбору компаса:
- Для туризма подходит любой жидкостной компас без пузырей в колбе.
- Проверить точность сборки компаса "на глаз" очень трудно. В идеале надо с ним походить, наблюдая, как ведет себя стрелка, нет ли систематического отклонения (в хорошем компасе стрелка должна равномерно колебаться возле правильного положения).
- Компас на палец очень удобен для бега, но у него короткий визир - пользоваться им новичку сложнее.
Результаты
В результате занятия участники должны овладеть основными навыками работы с компасом: брать азимут на неподвижные ориентиры, а так же двигаться по выбранному азимуту.