Конспект вводной части по спасработам — различия между версиями
SG (обсуждение | вклад) |
SG (обсуждение | вклад) |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Порядок действия при ЧП: | Порядок действия при ЧП: | ||
+ | #Должен определиться лидер, который готов принимать решения и руководить действиями остальных | ||
#Проверить надежность страховки | #Проверить надежность страховки | ||
#Выяснить, что именно произошло | #Выяснить, что именно произошло | ||
Строка 43: | Строка 44: | ||
*от имеющегося снаряжения и подручных средств; | *от имеющегося снаряжения и подручных средств; | ||
*от характера рельефа; | *от характера рельефа; | ||
− | *от погодных условий и времени года. | + | *от погодных условий и времени года; |
+ | *от отсутствия/наличия уверенности, что помощь придет. | ||
+ | Путь транспортировки - максимально быстрый(не всегда близкий!) до ближайшего места, где окажут мед. помощь | ||
Строка 61: | Строка 64: | ||
**очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья). | **очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья). | ||
По несложному рельефу носят 4 –6 человек, сменяясь через каждые 10-15 минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова всегда была сверху (т.е. при спуске – вперед ногами). | По несложному рельефу носят 4 –6 человек, сменяясь через каждые 10-15 минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова всегда была сверху (т.е. при спуске – вперед ногами). | ||
+ | |||
+ | Техника переноски: | ||
+ | *подъем - впереди низкие, сзади рослые и сильные. Повороты м.б. с остановкой на месте | ||
+ | *спуск - вертикально вниз вперед ногами, спереди - по 2 чел на каждую сторону | ||
+ | *на снегу - кокон из палаток/спальников, 2-4 тянут, 1-2 подстраховывают. У ног пострадавшего - тянущие веревки, у плеч - подстраховывающие (при спусках ими же страхуют). | ||
+ | *использование смен | ||
+ | *стрховка на крутых и скользких склонах | ||
+ | |||
Строка 98: | Строка 109: | ||
*телефоны мобильные/спутниковые (заранее записать телефоны местных спас. служб!) | *телефоны мобильные/спутниковые (заранее записать телефоны местных спас. служб!) | ||
*давать ответные сигналы, если уловили чужие | *давать ответные сигналы, если уловили чужие | ||
+ | |||
+ | На что обращать внимание: | ||
+ | *не допускать переохлаждения - сильно усугубляет травмы | ||
+ | *большие высоты сильно усугубляют плохое состояние | ||
+ | *постоянный контроль за состоянием пострадавшего, ночные дежурства |
Версия 15:48, 1 апреля 2005
Причины аварийных ситуаций:
- срыв на крутом рельефе;
- травмирование падающими камнями, кусками льда, снаряжением;
- попадание в лавину или трещину на леднике;
- грозовые разряды;
- заболевания.
Реальная авария - след-ствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных факторов при ре-шающей роли некоторых из них.
Особенности действий при ЧП:
- отсутствие врача
- продолжительные запредельные физ. нагрузки
- трудности организации страховки
- трудности транспортировки
Кто может помочь:
- ПСС (МЧС)
- Альплагеря, турлагеря
- Другие группы
- Местные жители
Порядок действия при ЧП:
- Должен определиться лидер, который готов принимать решения и руководить действиями остальных
- Проверить надежность страховки
- Выяснить, что именно произошло
- Оценить вероятность повторения ЧП и по возможности исключить его повторение
- Оценить физическое и психическое состояние оставшихся участников, их способность к оказанию помощи. В случае необходимости провести релаксационные мероприятия.
- Организовать, если необходимо, поисковые работы с обеспечением безопасности остальных участников.
- Добраться до пострадавшего, устранить (если есть) причину травмы, оценить ее характер и степень тяжести.
- Удалить пострадавшего из опасной зоны и оказать первую медицинскую помощь (м.б. наоборот, если человек в неотложном состоянии).
- Продумать возможные способы продолжения ПСР (отправить кого-то за помощью (и другие возможности сообщить о случившемся); эвакуация с транспортировкой пострадавшего; как правило, и то и другое).
- Выбрать безопасное место для лагеря, продумать и организовать транспортировку пострадавшего до него.
- В лагере провести тщательное обследование, оказать полную посильную медицинскую помощь и определить стратегию и тактику дальнейших действий.
- Проводить транспортировку пострадавшего, либо разбивать базовый лагерь и дожидаться помощи.
Принятие решения о транспортировке зависит:
- от состояния здоровья пострадавшего;
- от степени срочности помощи;
- от расстояния;
- от числа участников спасработ;
- от имеющегося снаряжения и подручных средств;
- от характера рельефа;
- от погодных условий и времени года;
- от отсутствия/наличия уверенности, что помощь придет.
Путь транспортировки - максимально быстрый(не всегда близкий!) до ближайшего места, где окажут мед. помощь
Техника транспортировки (на несложном рельефе, на сложном - в Петушках!):
- на небольшие расстояния и при перекладывании производится в одиночку и вдвоем способами:
- на руках – не стоит;
- на спине сидя;
- на плечах;
- на бухте веревки;
- на палке;
- на рюкзаке.
- При транспортировке на более длительные расстояния необходимо большее число людей и носилки, которые вяжутся из подручных средств:
- из двух жердей и курток;
- носилки-волокуши из лыж или веток;
- мягкие носилки из веревки (кокон и плетенка);
- жесткие носилки из жердей и/или ледорубов и лыжных палок и веревки (сидячие и полные);
- очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья).
По несложному рельефу носят 4 –6 человек, сменяясь через каждые 10-15 минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова всегда была сверху (т.е. при спуске – вперед ногами).
Техника переноски:
- подъем - впереди низкие, сзади рослые и сильные. Повороты м.б. с остановкой на месте
- спуск - вертикально вниз вперед ногами, спереди - по 2 чел на каждую сторону
- на снегу - кокон из палаток/спальников, 2-4 тянут, 1-2 подстраховывают. У ног пострадавшего - тянущие веревки, у плеч - подстраховывающие (при спусках ими же страхуют).
- использование смен
- стрховка на крутых и скользких склонах
Организация страховки
При ПСР требуется повышенная надежность, поэтому станции делаются не на одной точке а на нескольких и обязательно блокируются. Сколько веревок. Помимо тянущей (грузовой) веревки обязательно должна быть аварийная страховочная веревка, не нагруженная. Грузовых веревок должно быть по числу людей, т.е. при подъеме и спуске одного легко пострадавшего – 1 веревка, а тяжело пострадавшего с сопровождением – 2 веревки.
Подумать о том, как транспортировать пострадавшего по закрытому леднику с обеспечением страховки для всех участников.
Инфа для ПСС (5W: what, Who, Where, When, Weather):
- характер и дата несчастного случая;
- положение группы;
- место нахождения или направление движения;
- характер травм;
- количество и состояние потерпевших;
- имеющееся снаряжение;
- медикаменты;
- средства связи и сигнализации;
- горючее и продукты питания;
- номер маршрутной книжки;
- фамилия руководителя;
- фамилии и адреса потерпевших;
- адрес вы-пускающей МКК
- погода
Сигналы о помощи
- красная ракета (если нет красной, по предварит. согласованию-любая);
- дымом от костра;
- движения контрастным к рельефу материалом;
- выкладывние на склоне контрасных материалов;
- воздушным змеем;
- любой сигнал, подаваемый шесть раз в минуту (электрическим фонарем, периодически закрывая костер или примус)
- звуковые сигналы
- рации (даже подсевшие - нажимание кнопки передачи 6 раз в мин. Подсевшая рация может работать на прием)
- телефоны мобильные/спутниковые (заранее записать телефоны местных спас. служб!)
- давать ответные сигналы, если уловили чужие
На что обращать внимание:
- не допускать переохлаждения - сильно усугубляет травмы
- большие высоты сильно усугубляют плохое состояние
- постоянный контроль за состоянием пострадавшего, ночные дежурства