Динамика водного потока Способы преодоления препятствий

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Лекция №7. Прохождение водных препятствий. «Динамика водного потока. Часть II» Лектор: Дягилев Дмитрий. Конспект: lutrin.

Сегодня мы поговорим о методах прохождения тех препятствий, о которых говорилось в предыдущей лекции. При прохождении рек, в основном, приходится применять и комбинировать достаточно небольшой набор приемов. И основным элеменом при выполнении этих приемов на однокорпусных судах типа «байдарка» является крен.

Крен

1kren.png
Рис. 1 Крен

Вопреки бытующему мнению, байдарка в общем-то не так уж и неустойчива. И даже при весьма крутых кренах переворачиваться не будет. Но в данной ситуции очень важно понимать каково направление струи (сиречь течения). На картинке схематично показаны возможные направления крена, а красной стрелкой показано давление воды на борт байдарки при неправильном крене. Отсюда понятно, что если вы подставите борт течению, то байдарка всенепременно «кильнется», с другой стороны, если наклон будет в другую сторону, то течение будет омывать круглое дно байдарки и ничего страшного не произойдет. Введем пару определений:

  • Прямым креном называется крен, при котором струя давит на дно байдарки (иногда его обозначают как «крен от струи»);
  • Обратным креном называется крен, при котором струя давит на борт (иногда его обозначают как «крен на струю»).

Перекат

Теперь перейдем к преодолению препятствий. Одним из самых простых и наболее часто встречающихся препятствий является перекат. Он представляет из себя неглубокую воду с обилием камней, как надводных, так и подводных. В результате чего образуется множество сбоек, уловов и языков. При прохождении переката необходимо выделить из всего многообразия, так сказать, главный язык и идти по нему. В таком случе велик шанс, что вы не зацепите никаких камней.

2aPerekat.png

Рис. 2а Прямой перекат

2bAnglePerekat.png

Рис. 2б Перекат со смещенным центром

Отплытие, пересечение сбойки из улова:

Но ведь чтобы преодолевать препятствия и вообще передвигаться по реке необходимо для начала отплыть от берега. Что в условиях рек с быстрым течением задача весьма нетривиальная. Итак, что нужно сделать для того, чтобы отчалить от берега:

  1. Байдарка ставится в улово носом против основного течения, под острым углом;
  2. Чтобы выйти на струю байдарке нужна скорость;
  3. Выходя на сбойку струй необходимо выставить сильный крен от струи (при этом надо находится под прямым углом к сбойке);
  4. Сохраняя скорость и направление (не давать развернуть байдарку) дойти до середины струи (при этом не забывать про крен).
  5. После выхода на середину струи развернуть байдарку по струе.

3OutCome.png

Рис. 3 Отплытие

Причаливание, пересечение сбойки от струи:

Весьма логичным продолжением было бы разобраться в том, как можно причалить к берегу, после того как вы отплыли от него. Для того чтобы причалить и не «кильнуться» необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. С середины струи целимся в улово;
  2. Подойти к сбойке струй в начале улова;
  3. Развернуть байдарку под углом в 90° к сбойке струй с креном от улова;
  4. Задача матроса «продернуть» байдарку в улово;
  5. В улове развернуть байдарку против течния.

4InCome.png

Рис. 4 Причаливание

Прижим

Следующее упражнение, которое стоит рассмотреть и которое является немаловжным, это прижим. Образуется прижим в результате действия центробежных сил на воду в реке, при повороте русла. Говоря простым языком, засчет инертности воды, она не успевает поворачивать и прижимает все предметы к внешнему берегу поворота (об опасностях, которые может таить поворот было рассказано в предыдущей лекции). Итак, методика прохождения следующая:

При повороте основная струя проходит по «внешнему» берегу.

  1. Дойти до начала поворота и повернуть байдарку под острым углом к струе;
  2. Интенсивно грести вперед, если поворота недостаточно – развернуть байдарку сильнее;
  3. При прохождении прижима ни в коем случае не стоит забывать, что засчет смещения основной струи к «внешнему» берегу, могут образовываться улова и сбойки струй. Вследствие чего немаловажным является контроль крена.

5Prigim.png

Рис. 5 Прижим

Вал

Достаточно часто весьма неприятные ощущения могут доставить валы. Причем проблема не столько в прохождении одного вала, а в том, что как правило валы встречаются подряд. Есть два способа прохождения. Первый и универсальный:

  1. Перед чередой валов максимальное разогнаться, и подходить к валу перпендикулярно его «продольности»;
  2. При достижении вала, матросу постараться зацепиться за его верхушку и интенсивно грести, капитану при этом остается удерживать байдарку в нужной позиции;
  3. Повторять пункт 2 до тех пор пока валы не кончаться.

При использовании такой методики можно пройти любые валы. Проблема в том, что количество валов ропорционально вашей усталости, и если таких валов много, к концу череды вы будете выглядеть уныло чуть более, чем полностью. Поэтому, для прохождения прямых валов можно предложить такой вариант:

При подходе к валу развернуть байдарку боком, то есть параллельно «продольности» вала. Цепляясь веслом за каждый следующий вал можно подтягивать байдарку, но основную работу будет выполнять основная струя. При использовании этого способа главное на забывать про крен.

6Val.png

Рис. 6 Вал

Бочка

Логичным продолжением вала является бочка, так как она является предельным случаем вала. О прохождении ее мы и поговорим. Бочка является одним из наиболее интересных и сложных препятствий, которые можно встретить на реке. Образуется не только из валов, но и за сливами. Отличительной особенностью является наличие обратного течения, которое вполне способно вас потянуть обратно, но при это за которое невозможно зацепиться, чтобы плыть вперед. Собственно этим и опасна. Методика прохождения такова:

В БОЧКУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ЗАХОДИТЬ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО «ПРОДОЛЬНОСТИ» БОЧКИ.

  1. Перед бочкой желательно набрать максимальную скорость, для того чтобы иметь энергию на "пробитие" бочки;
  2. После входа в бочку нужно постараться зацепиться за гладкую воду за бочкой;
  3. В случае невозможности зацепиться за гладкую воду – цепляться за донную струю.

7Bochka.png

Рис. 7 Бочка

Общие рекомендации:

  • Грести как можно дальше вперед и вглубь;
  • Крепко держать весло и не допускать разворота байдарки;
  • Если, все-таки, начало разворачивать необходимо сделать сильный крен на бочку заранее.

Пенный котел:

Очень неприятным и предельным случаем бочки является пенный котел. За счет структуры струй, которые засасывают предметы в середину и очень долго там их «варят» является весьма труднопроходимым препятствием. А главное не совсем понятно как двигаются массы воды внутри «котла» и каковы там течения. Вследстве чего общая рекомендация по прохождению «котлов» - проходить как можно дальше от них, при невозможности – обносить!!!

9Kotel.png

Рис. 9 Пенный котел

Переплытие на другой берег:

Достаточно часто, для различных целей необходимо переправиться с одного на другой берег. На спокойной воде это не очень сложная задача, но она становится весьма сложной и неприятной, если это маневр нужно завершить перед порогом на участке расширения реки. В данном случае мы имеем основную струю, два улова по берегам и, соответственно, две сбойки струй.

Методика действий при этом маневре очевидно является комбинацией методик отчаливания и причаливания. С той лишь разницей, что после отчаливания вам не надо разворачивать байдарку по струе, а достигнув начала улова сразу начать маневр причаливания. При выполнении этого маневра важно точно расчитывать действия и точно прицеливаться, и очень важно не забывать про крены, т.к. направления течения будут постоянно менятся.

10Pereprava.png

Рис. 10 Переправа

Основные рекомендации крена

Крен от улова, Крен от струи, Крен на камень, Крен на бочку.

Дополнительные термины

Траверс – пересечение струи.

Просьбы и пожелания

Коллеги, к сожалению, я с детства не очень хорошо рисую, поэтому рисунки унылы чуть менее, чем полностью ))) Кто сможет нарисовать получше, присылайте пожалуйста картинки (предпочтительно 2-3-х цветные в формате .png) на почту, указанную ниже. Или же закачивайте сами, но с теми же именами, тогда они обновятся автоматически. 8-) Заранее благодарен )


пишите_письма_буду_рад