План занятий на сборах в Джан-Тугане

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

04.07

Заезд, размещение


05.07

Скальные занятия

Место проведения: "Скальная лаборатория".


Темы занятия:

  • Движение по вертикальным перилам
  • Отработка навыков перемещения по вертикальному скальному рельефу.


Рекомендуемая продолжительность занятия - 5 часов.


Программа занятия:

1) Отделения во главе с Инструктором поднимаются на Скальную лабораторию. Каждое отделение выбирает себе 2-3 коридора (в зависимости от кол-ва верёвок в команде) и вешает в этих коридорах вертикальные перила. Участники отрабатывают подъем/спуск по провешенным перилам (для ускорения процесса один коридор можно использовать как подъёмный, второй - как спусковой, тогда процесс будет как бы непрерывный). Основная идея - отработать движение по вертикальным перилам на РЕАЛЬНОМ рельефе РЕАЛЬНОГО масштаба. В прошлом году многие участники, смело дюльферявшие в Полушкино и Петушках, долго не решались дюльфернуть с какого-нибудь карниза Скальной лаборатории. Пусть привыкают.

2) На движение по перилам отводится примерно 1/3 времени занятия (1.5 - 2 часа). 2/3 времени (3 - 3.5 часа) отводится на лазание с верхней страховкой. Участники переделывают перила в верхнюю страховку и начинают лазать в провешенных коридорах. В некоторых коридорах длины страховочной веревки 40-50 м, разделенной соответственно пополам, может не хватить (длинные коридоры). В этом случае можно либо отказаться от лазания в этих коридорах, либо снять перила с других менее интересных коридоров и связать вместе 2 верёвки. После того, как участники пролезли все свои коридоры, они переходят на другие (обмен коридорами). Нужно постараться, чтобы каждый участник пролез как можно больше коридоров. Девочек (мальчиков), которые боятся лазать и тихонько стоят в стороне, отлавливать и принудительно направлять на стену.


МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ во время занятия:

1) Камни. Никто не стоит спиной к склону. Что бы ты кто ни делал - страховал или курил бамбук - все должны палить стены лаборатории. Командиры, не забываем сами и дрессируем своих участников. В прошлом году из-под ног одного из лезущих ушёл такой комод, который мог бы спокойно закатать в склон несколько человек. По счастливой случайности, кусок породы прошёл между участниками, сидевшими на травке под стеной.

2) Перила. Следите за тем, как ваши участники крепят перила: качество опоры, узлы, трение веревки о перегиб и др. Экзамен показал, что как минимум половина школы не умеет вязать узлы. Поэтому, прежде чем пустить кого-то на перила, тщательно всё проверьте.

3) Страховка. Следите за тем, как страхуют ваши участники. Несмотря на то, что это все уже неоднократно отрабатывалось на занятиях, многие наверняка недооценивают значение правильной страховки. То же самое относится к самостраховке на перилах. Год назад один из участников схватился за жюмар, свободно болтающийся на верёвке, и полез наверх, не встегнув его в грудь. Обнаружил это на стене в 20 м от земли, когда собирался откинуться отдохнуть. Это к вопросу об автоматизме и том, что "мы это всё сто раз отрабатывали".


06.07

Ледовые занятия, день 1

Место проведения: ледник Кашкаташ.


Темы занятия:

  • Техника передвижения по льду без кошек: траверс ледового склона, подъём и спуск, рубка ступеней.
  • Техника передвижения по льду в кошках: прусский шаг, подъём и спуск на передних зубьях на 3 такта.


07.07

Ледовые занятия, день 2

Место проведения: ледник Кашкаташ


Темы занятия:

  • Организация точек страховки на ледовом склоне
  • Отработка навыков перемещения по крутому ледовому склону


Программа занятия:

1) Учимся вкручивать ледобур. Участники всех отделений собираются вокруг Инструктора, который демонстрирует правильные действия при вкручивании ледобура: подготовка площадки, угол входа ледобура в склон, вкручивание "по самую шляпку", засыпка сверху снегом и льдом во избежание вытаивания. После общей демонстрации участники расходятся по отделениям и начинают вкручивать буры самостоятельно под присмотром командиров. Цель - каждый участник должен хотя бы 1 раз ПРАВИЛЬНО вкрутить бур.

2) Учимся делать станцию на двух ледобурах. Все участники вновь собираются вокруг Инструктора, который демонстрирует правильные действия при организации станции на двух ледобурах: расстояние между ледобурами, вязание компенсационной петли, наличие станционного карабина, демострация мест станции, куда можно и куда нельзя вщелкиваться. После этого участники вновь расходятся по отделениям и под присмотром командиров отрабатывают организацию станции на двух ледобурах. Цель - каждый участник должен хотя бы 1 раз ПРАВИЛЬНО сделать станцию. В качестве наглядной демонстрации можно сделать одну станцию на какой-нибудь крутонаклонной поверхности, повиснуть на ней вшестером и понять, как это неудобно и что на станциях лучше не скапливаться.

3) Отрабатываем движение в связках по открытому леднику с попеременной страховкой. Отделения разбиваются на связки (так, как они будут ходить в походе), связываются и начинают движение с попеременной страховкой по НЕКРУТОМУ склону. Цель - пройти связкой ощутимое (несколько верёвок) расстояние по слабонаклонной поверхности, отработав действия участников связки при попеременной страховке. Поскольку количество буров в команде скорее всего не позволит крайним участникам связки организовывать станции на двух ледобурах, в качестве имитации можно страховать через 1 ледобур. Ещё раз отмечу: вследствие того, что организуемая страховка будет носить чисто тренировочный характер (малый опыт участников, отсутствие промежуточных точек), не надо отправлять связки на крутые ледовые склоны.

4) Отрабатываем элементы простого ледолазания с командной страховкой. В предыдущем пункте лучше сразу направить связки вверх по леднику, где находится много довольно крутых и относительно безопасных ледовых стенок. Всем отделениям необходимо в итоге собраться примерно в одном месте, где каждое отделение сможет выбрать себе стенку для лазания, и чтобы при этом все отделения находились в зоне видимости инструктора. Стены должны быть без карнизов и нависаний, наверху не должно быть никаких камней. На выбранных стенах отделения провешивают коридоры для лазания (организуют верхнюю командную страховку). Подъем по крутому ледовому склону можно отработать несколькими способами: сначала с ледорубом на 3 такта, потом можно попробовать "как крутые дядьки" с двумя ледорубами. В конце можно отработать подъем с имитацией нижней страховки: лезущий вкручивает промежуты, прощелкивает верёвку (через оттяжки, их можно предварительно организовать из карабинов и петель). При этом его страхует 2 человека: первый - реальный страхующий через верхнюю страховку, второй страхует через имитируемую нижнюю. Данный вид лазания потребует дополнительные буры и верёвку, т.е. придется разробрать остальные коридоры, поэтому его лучше пробовать в конце.

5) При наличии необходимого снаряжения, можно отработать сдёргивание перил, закреплённых на ледобуре. Инструктор демонстрирует 2 способа организации сдёргивания: бур-самовывертыш и петлю Абалакова. После этого участники отделений вместе со своими командирами организуют сдёргивание на какой-нибудь слабонаклонной поверхности и выполняют это сдёргивание.


08.07

Снежные занятия, день 1

Место проведения: район ледника Джанкуат


Темы занятия:

  • Техника передвижения по снежному склону
  • Техника зарубания


Программа занятия:

1) Отделения во главе с Инструктором выдвигаются к месту занятия. Примерное время движения: 2 перехода до Зелёной гостиницы и еще 1 переход по левобережной морене л. Джанкуат до ночевок на Парусе. Примерное время начала движения от Верхнего Джана - 10:00 (после завтрака), приверное время прибытия на Парус - 13:00. Прибыв на место ночевки, отделения ставят лагерь и обедают. Чтобы выиграть больше времени на занятия в 1-й день, обедать лучше сухпайком.

2) В зависимости от состояния снежного покрова, Инструктор выбирает ближайший склон, подходящий для проведения занятий. Примерно в 14:30 - 15:00 отделения выходят на выбранный склон и начинают занятия.

3) Отрабатываем технику передвижения по снежному склону. Инструктор демонстрирует технику передвижения по снежному склону:

  • Положение ледоруба "на изготовку";
  • Техника формирования ступеней, правильная постановка ног, командная работа (первый формирует, второй утаптывает, третий закрепляет);
  • Подъем группы змейкой, перестановка ног на поворотах змейки, смена лидера;
  • Траверс снежного склона;
  • Индивидуальный подъём и спуск на 3 такта.

После этого отделения расходятся и под присмотром командиров и Инструктора начинают отрабатывать продемонстрированные элементы: ходить туда-сюда змейкой со сменой лидера, ходить на 3 такта по коридорам и т.д.

4) Отрабатываем технику зарубания. Инструктор демонстрирует способы задержания на снегу в зависимости от положения тела при срыве: лицом к склону, спиной к склону, лицом к склону вниз головой. После этого участники расходятся по отделениям, выбирают себе коридоры на склоне и под присмотром командиров и Инструктора начинают отрабатывать технику зарубания. Задача - по несколько раз (лучше не менее 10) отработать остановку для каждого положения тела при срыве. Необходимо, чтобы к концу данной части занятия все участники уверенно останавливались во всех отрабатываемых ситуациях. При этом необходимо обращать особое внимание:

  • На пугливых девочек. Почти в каждом отделении встречаются девочки, которые не прилагают никаких усилий к остановке, т.е. не рубятся в классическом представлении, а просто ложаться на ледоруб и едут донизу со стонами и повизгиванием. На таких девочек надо воздействовать персонально, чтобы до них дошло, что от этого зависит их жизнь.
  • На бесстрашных героев. Почти в каждом отделении встречаются молодые люди, которые с пеной у рта сягают рыбкой вниз по склону, чтобы падение и последующее зарубание было более эффектным. Такие вещи надо СРАЗУ присекать, дабы указанные товарищи не вспороли себе кишки ледорубом. Рекомендация командирам: при первом подобном случае остановить всё свое отделение, собрать вокруг себя, показать пальцем на того самого "Васю", рассказать какие-нибудь страшилки про ледоруб, который входит на 10 см в жопу или в живот, чтобы все прочувствовали серьёзность момента.


Примерное время окончания занятия - 19:00 (зависит от погоды и состояния участников).

После занятий по зарубанию все будут мокрые до трусов, поэтому их лучше проводить именно в конце.

По окончании занятия отделения возвращаются к лагерю, ужинают и ложатся спать.


09.07

Снежные занятия, день 2

Место проведения: район ледника Джанкуат


Темы занятия:

  • Организация точек страховки на снежном склоне
  • Одновременная и попеременная страховка, удержание рывка


Программа занятия:

1) Подъём, завтрак, выдвижение к месту проведения занятия.

2) Инструктор демонстрирует технику организации точки страховки на снегу с помощью ледоруба: подготовка площадки, глубина вхождения ледоруба, размещение страхующего относительно страхуемого, угол перегиба верёвки через карабин, укрепление ледоруба собственным весом (сидя и стоя на нём ногой). Из командиров выбирается доброволец, который имитирует реальный рывок. Задача - показать правильную и неправильную страховку через ледоруб, причем так, чтобы при неправильной страховке ледоруб при рывке с корнем вырвало из склона.

3) Отрабатываем попеременную страховку через ледоруб. Участники разбиваются на связки (как в походе), связываются и начинают ходить вверх-вниз по склону с попеременной страховкой. Сначала необходимо добиться правильной техники, затем можно перейти к удержанию рывка. Участникам связок нужно поочереди имитировать как можно более сильный рывок (разбегаться и прыгать на безопасном склоне). Задача данного этапа занятия - поставить всем участникам правильную технику страховки, чтобы ни один имитируемый срыв не приводил к вырыванию точки страховки.

4) Отрабатываем одновременную страховку. Участники продолжают ходить вверх-вниз по склону, теперь уже с одновременной страховкой. Один из участников имитирует срыв (при этом не зарубаясь!), задача второго (остальных) участника - зарубившись, остановить падение связки. Командиры, будучи свободными от связок, могут усиливать рывок, хватаясь где-нибудь посередине за связочную верёвку.


Поскольку в этот день отделения не будут привязаны по времени к завтраку в столовой, подъём и завтрак лучше сделать пораньше, скажем в 6-7 утра, чтобы в 8-9 начать занятие. Примерная продолжительность занятия - 4 часа (зависит от погоды и конкретной насыщенности программы). Примерно в 13:00 занятие заканчивается, отделения возвращаются в лагерь, обедают (здесь уже рекомендуется горячий обед!). В 15:00-16:00 отделения начинают спуск обратно в Джан-Туган, примерно к 18:00 все спускаются "домой".


10.07

День отдыха перед походом, заброска


11.07

Начало похода