Некоторые мысли о туризме

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Начало с середины сентября

Попробуем сделать пресловутый модульный подход. Сначала рассмотрим вариант, что мы действительно хотим осуществить подобный переход.

В моем видении плавный переход от системы школ к системе модулей выглядит так: школы остаются в виде "весеннего" и "осеннего" наборов. Соответственно общетуристские вещи читаются два раза в год, но они взаимозаменяемы. А вот чисто лыжные и чисто горные вещи читаются только один раз в год.

Под модулем будем понимать нечто законченное и осмысленное. В конце каждого модуля --- зачет. К некоторым модулям можно перейти без других модулей, к другим --- только при сданных модулях более низкого уровня (заготовка для более сложной подготовки).

Слушатели сразу же принимаются в команды и в клуб, как таковой школы нет. Командир --- аналог тьютора в западной системе образования. То есть как бы приходят на работу в лабу к профу, но им еще нужно и лекции посещать, и пвд, и задания сдавать с зачетами, иначе отчислят (а мы можем отчислять?)

Классический список занятий лыжной школы:

  • Первая лекция осенней ШТ - Вводная. Знакомство. Туризм, человек на природе, одежда, личное снаряжение
  • Начальный уровень: снаряжение, бивак, питание - лекция для выравнивания уровня знаний опытных школьников и новичков
  • Топография и Ориентирование, Организация бивака в зимнем походе
  • Снаряжение для лыжного туризма
  • Техника и тактика лыжного туризма
  • Обзор районов для зимних путешествий
  • Медицина в лыжном походе
  • Опасности в лыжном туризме
  • Особенности лыжного туризма
  • Зачет

Список занятий горной школы (по Болотину):

  • вводная+организация
  • питание
  • Снаряж лич
  • Снаряж общ. Бивак. (видео)
  • рельеф, склоны
  • медицина 1: ПМП
  • страховка 1
  • Медицина-2: фармацевтика; высота
  • страховка 2
  • ПСР
  • переправы
  • районы
  • Страховка 3: скалы/лёд/снег
  • опасности
  • медицина 3
  • ориентирование, тактика

Попробуем найти общее и разделить разное по модулям


С другой стороны, эти модули и так уже всех припекли в МГТУ, особенно среди преподавательского состава. Не удивлюсь, если лучше всех в модульно--рейтинговой системе разбираются сотрудники факультета повышения квалификации.

Как сейчас обстоят дела: есть различные школы и направления. Водники живут отдельной жизнью, мы их не касаемся; велики проводят установленные классические школы. Горники проводят ежегодную школу во многом благодаря Игорю Болотину, лыжная школа обычно висит на Андрее Зайцеве. Структура лыжного модуля практически не менялась с середины нулевых годов, если верить данной библиотеке. В последние годы в горном направлении увеличилась часть, посвященная медицине, и то, как мне видится, с нашей подачи.

Новички приходят на школу и их сразу же распределяют по командирам. Существует альтернативный вариант, применяемый, насколько нам известно, в МАИ: новички приходят на школу, их там учат всякому, но чтобы пойти в поход, участник должен сам отыскать руководителя среди тех, кто ведет зимой, и напроситься к нему; причем это делается уже на поздних этапах работы школы.

В рамках сложившейся системы командно--административного состава турклуба считаю данный подход малореализуемым, так как многие руководители, на наш взгляд, не могут/не хотят следовать концепции подготовки новичков как большого потока туристов, а сразу зацикливаются в своих командах. Особенно это заметно в горном направлении. Исходя из достаточно эгоистической предпосылки, можно рассудить, что зачем готовить людей, которые пойдут в поход с другим человеком, если можно полностью сосредоточиться на своих курсантах/стажерах. Действительно, не будем принимать всерьез коллективистские концепции.

Также следует учитывать, что далеко не все руководители вообще готовы искать новичков, так как им уже вполне комфортно в сложившихся командах. В итоге получаем, что есть команды, которые ходят только в походы высокой категории/в закрытой туссовке, а есть новичковые школьные походы. Отсюда ситуация, когда, сходив в один поход 2кс, участник отстреливается, потому что его никто не мотивирует идти дальше. Процент отсева участников (то есть доля тех, кто пойдет во второй поход) действительно высок. По некоторым годам он достигает 80% [данные из личной переписки].

Следующий фактор, который необходимо учитывать --- нужно привлекать больше студентов. А студент, как известно, живет от сессии до сессии, причем в последнее время им добавилось дополнительная модульная нагрузка в середине семестра. Соответственно было бы нелогичным отказываться от деления на "осенний" и "весенний" циклы, так как они очень хорошо ложатся на двухсеместровую структуру учебного года в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы (список не ограничивается, но нам показалось это наиболее значимым):

  • в условиях современного общества руководитель похода, который бесплатно делает свою работу, по сути является активным акцептором нематериальных ценностей в виде общения с новыми людьми, реализации своих спортивных/походных амбиций (взамен в основном материального стимулирования в коммерческих группах). Если человеку просто нравилось бы ходить в горы, он бы мог делать это в одиночку. Но в нашей ситуации мозг руководителя оказывается зараженным вирусом спортивного туризма, понятием о туристической команде, при этом иногда туристы после определенной внутренней перестройки меняют свое отношение к миру и им оказывается сложно существовать в стандартных для окружающего общества ситуациях. Более того, мы имеем смелость заявить, что существуют такие ситуации, когда руководство новичковым походом есть не более чем эгоистичное желание (пускай и неосознанное) сходить в новый район, а новички в этом случае рассматриваются как необходимый балласт
  • спортивный туризм есть сильный меметический вирус, вроде религии или психологической зависимости от компьютерных игр, усугубленный адреналиновой наркоманией. Запомним, это вирус, потенциально опасный для жизни своими осложнениями, как бы цинично это не звучало.

Мы, в свою очередь, также являемся активными адептами спортивного туризма, поэтому рассуждения о наборе в турклуб можно поставить в духе рассуждений о приеме новых адептов в своеобразный культ. В таком случае необходимо отбросить лишнее и включить важное: разница между модульной системой и системой школ оказывается совершенно несущественной! Люди и там и там ходят на тренировки, слушают лекции. Так какая разница? Важно следующее: обряд инициации (первый поход? туристический слет? тут можно подумать), регулярные тренировки (причем чем чаще, тем лучше, как в спортивном плане, так и в плане заражения вирусом туризма), регулярные совместные попойкивстречи. И даже разные уровни походов/школ можно расценивать как разные градусы посвящения, к которым не всегда понятно как идти, но которые с неизбежностью наступают, если человек достаточно поверил в туризм. Поэтому основной задачей школы будем считать вовлечение людей в туризм, привязка их к бауманской системе туризма (а у каждого клуба свои особенности), заражение их вирусом туризма. Непрерывность же набора участников и роста уровня посвящения лучше решать тренировкой новых руководителей (что интересно, именно так и обстоят дела в любом мало мальски уважающем себя культе). И действительно --- никто ведь не устраивает "Школу кардиналов-2015" и не пишет "модуль отмывания денег в Банке Ватикана". Нет, все проще --- иезуитский колледж (aka ШГТ/ШЛТ), затем управление маленьким приходом, средним приходом (с перерывами на выезды на церковные конференции на Тянь--Шань), большим, затем Папа позвал в 5кскакой--нибудь комитет в Ватикане и так далее.

Выводы:

1. Будет классическая ШЛТ

2. Тренировок должно быть много. Мне понравился объем, который был весной на ШГТ и два года назад на ШЛТ.

3. Набор идет сразу в команды (классическая лотерея) + возможен переход в процессе работы школы.

4. Нужны внешкольные клубные мероприятия, нужно привлекать новичков на всякие там "вечера встреч" и "походы в музеи"


Николай Неровный

written with Belhaven Scottish Stout