Методика написания методички на практический выход

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск

Основано на кратком конспекте лекции АГ Никонорова в тк "Вестра" от 27 сентября 2005 года

лекция читалась слушателям первого года, после УТП


Для чего читается эта лекция? Для того, чтобы выпускник школы БУ имел хоть какое-то представление об основных принципах построения занятий, так как формально, после стажировки, он имеет право их проводить.

При разработке плана занятия надо сфокусироваться на следующих вещях

  1. знать уровень слушателей. Для разного уровня слушателей - разные занятия. В туризме слушателей грубо можно разделить на начальный уровень (НУ, БУ), средний (специализированный, СУ) и высший (ВУ). Соответственно для каждого уровня строится свое занятие. Для начального - изучение нового материала, отработка базовых навыков. Для среднего - повторение ранее изученного, более глубокое изучение вопроса, анализ приемов и их взаимосвязи. Для высшего - обмен опытом применения техник, критический разбор используемых, разработка и анализ новых.
  2. цель и задачи занятия. Цель - это ЧЕГО мы хотим достичь, а задачи - КАК мы будем достигать цель. Задаччи надо подбирать так, чтобы они были интересны с одной стороны и выполнимы с другой, те учитывать уровень слушателей.
  3. повторение - необходимо как в рамках занятия, так и во всем процессе обучения. Курс обучения длится 2...3 года, и одни и те же темы/приемы отрабатываются многократно.
  4. эмоциональная насыщенность - занятие должно быть интересным. если слушатели теряют интерес, то эффективность резко падает. Считается, что непроизвольно внимание человека может быть сфокусировано на предмете в течении 7 минут, волевым усилием это время может быть увеличено до 20. Поэтому раз в 20 минут рекомендуется отвлечься, вставить какую-то шутку, случай из жизни или сменить тему. В этом плане гораздо проще с новичками - для них все ново, и каждое слово инструктора - откровение, поэтому внимание у них удержать легче.

Продолжительность занятий

  • считается, что однодневные занятия гораздо эффективнее многодневных. Связано это с возможностью полноценно отдохнуть дома, отсутствием затрат на постановку лагеря, готовку и прочее. Команда по тм из Ростова (сильнейшая на 2005 г) последние 2 месяца перед соревнованиями тренировалась по 2 раза в день, с перерывом на обед дома. В то же время туризм - многодневное общение на природе. И сплачивание коллектива перед походом также очень важно. Как компромисс можно предложить многодневные выходы/тренировки для НУ и БУ, с целью приучения к походному быту и формирования команды. Для более высоких уровней подготовки предподчтительней интенсивные однодневные тренировки. Тут однако возникает другая проблема - полигонов для серьезной подготовки в Москве практически нет, и приходится проводить многодневные выходы в Карелию, Елец или Владимир.

Основные дидактические принципы

  • наглядность - демонстрация объекта/примема во много раз эффективнее его словесного описания.
  • осознанность - те добровольное, целенаправленное обучение со стороны слушателя. с этим в туризме обычно проблем нет, тк не армия
  • доступность - излагаемый материал должен быть простым для слушателя, но не вгонять его в скуку. зависит от таланта инструктора
  • научность - каждое значимое слово должно быть обосновано - экспериментами, теорией и тд
  • учет возрастных и других особенностей аудитории
  • связь теории и практики - эффект обучения возрастает многократно, если сразу после прослушивания теории есть возможность ее применить

содержание методички

  • смотри на сайте Вестры примеры методичек

количество слушателей

  • считается, что на одного преподавателя (инструктора/стажера) должно быть не более 6 слушателей, иначе его внимания на всех не хватает.
  • если больше, то желательно выделить лидера в группе (технически и морально способного помочь) и делегировать часть функций ему. При выборе надо быть аккуратным, тк некоторые очень быстро заболевают "звездной болезнью"
  • если лидера выбрать невозможно, приходится строить всю группу строем и гонять по солдатски, что чрезвычайно снижает эффективность занятия

безопасность

  • необходимо перед занятием оценить безопасность его проведения - проверить склоны, снаряжение участников и пр. Отказ от занятия, если место проведения не достаточно безопасно - верное, но обычно трудное, решение.

расписание занятия

в занятии 3 части

  • вступление - 15...30 мин - вспоминаем пройденный теоретически материал или занятия прошлых лет, разминаемся
  • основная часть. Основная часть занятия с описанием отрабатываемых примемов, ограничений, особенностей приема. Обязательно указать расположение группы, инструктора и стажера, чем каждый из них занимается.
  • заключение - оценить участников, подытожить, повторить основные отработанные принципы, раздать ДЗ

следует не забыть про обед - написать, как его организуем (термоса или горелки), кто готовит, во сколько уходит готовить и как перестраиваются коллеги. Важно проработать вопрос, чем заниматься после обеда, тк активные упражнения (зарубания :) ) не рекомендуются

Выдаваемое ДЗ должно быть реальным и интересным, как пример - ДЗ по ведению дневника наблюдений за снежными склонами. В качестве склонов можно использовать крышы домов разной экспозиции. Можно наблюдать образование сосулек, стаивание снега, наддувов, обвалов карнизов и тд

Задание в аудиторию - вспомните наиболее удачное занятие и опишите его сейчас за 15 минут

вопрос в аудиторию - перечислите основные дидактические принципы, используя пословицы и поговорки

прочие сведения с лекции

  • раньше требования по методике были гораздо строже - при открытии школы требовали 25% материала, при закрытии - 75%
  • сейчас явно методической литературы нет, есть книжки по темам, на основании которых используя материал данной лекции можно конструировать занятия
  • брошюра по составлению отчетов есть у АА Алексеева
  • лектор не должен стесняться своего незнания аудитории поименно
  • отлично с точки зрения педагогики читает лекцию по снаряжению Александр Ефимов (Норд-Венто)
  • для лучшего усвоения материала
    • прочитать лекцию сразу после
    • через 2 часа дома
    • через сутки
    • через неделю