ШГТ-3-2011-Лекторам — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
(ПСР)
(Лекции.)
Строка 6: Строка 6:
  
 
==Лекции.==
 
==Лекции.==
'''Время.''' Предполагается, что лекция длится с 19:00 по 21:30, с одним 10-минутным перерывом. Т. е. это 140 минут – примерно 3..3,5 академических часа. Однако необходимо учитывать, что в реальности часть времени уйдёт на раскачку в начале, раскачку после перерыва и просто ошибки в планировании занятия лекторами; лектор должен иметь хороший запас по времени. Но всё равно следует также поддерживать дисциплину и стремиться к запланированному показателю: 140 минут чистого времени, а запас тратить на более подробный разбор каких-то аспектов, или на рассказы интересных баек.
+
'''Время.''' Предполагается, что лекция длится с 19:00 по 21:30, с одним 10-минутным перерывом. Т. е. это 140 минут – примерно 3..3,5 академических часа. Однако необходимо учитывать, что в реальности часть времени уйдёт на раскачку в начале, раскачку после перерыва и просто ошибки в планировании занятия лекторами; лектор должен иметь хороший запас по времени. Потратить этот запас можно в конце на более подробный разбор каких-то аспектов, или на рассказы интересных баек.
  
 
'''Помещение.'''
 
'''Помещение.'''

Версия 20:04, 21 апреля 2011

Программа ШГТ-3 (СТП) 2011 года: видение Игоря Болотина

Ожидаемое количество курсантов: в начале – 45 чел, в конце – 25 чел.

Что я хотел бы услышать/усвоить на лекциях и выходах.

Лекции.

Время. Предполагается, что лекция длится с 19:00 по 21:30, с одним 10-минутным перерывом. Т. е. это 140 минут – примерно 3..3,5 академических часа. Однако необходимо учитывать, что в реальности часть времени уйдёт на раскачку в начале, раскачку после перерыва и просто ошибки в планировании занятия лекторами; лектор должен иметь хороший запас по времени. Потратить этот запас можно в конце на более подробный разбор каких-то аспектов, или на рассказы интересных баек.

Помещение.

Это небольшая аудитория Л-230 (на ~30-40 чел.).

Доска vs проектор (презентация).

Доска, конечно же, есть везде. Проектор в клубе есть, но чтобы им воспользоваться нужен специальный человек, который достанет у кого надо ключи от каморки, возьмёт оттуда проектор, принесёт на лекцию, а потом унесёт обратно и вернёт кому надо ключи. Короче, сложная логистика.

Хотелось бы, чтобы лекторы пользовались преимущественно доской, а не презентациями. Есть разные мнения, но моё такое: доска рулит. Преимущества доски:

  • На доске лектор рисует постепенно, пририсовывая новые детали (в презентации тоже так можно, но мало кто это делает). Это способствует более ровному усвоению.
  • Темп рисования на доске примерно соответствует темпу конспектирования в тетрадочку (при конспектировании работают все три вида памяти). С презентацией у лектора есть соблазн дать как можно больше информации, которая всё равно не усвоится.

ПМСМ презентации более актуальны при докладах на конференциях, когда за выделенные 10-15 минут нужно показать как можно больше своих достижений. На лекции же главное – чтобы слушатели побольше усвоили. ПМСМ лучше дать немного меньше материала, но чтобы он был лучше усвоен, например выводя формулы.

Презентации полезны, например, для показа фоток и видео. Но если это фотки снаряжения, то лучше уж показать его вживую.

Реквизит.

Очень желательно полное обеспечение демонстрационными материалами: скальные крючья, куски верёвок и т. д. Уважаемые лекторы! Если чего-то не хватает, пишите и звоните заранее!

Ассистент.

Круто, когда лекцию читает не один человек, а двое. Они дополняют друг друга, если один чего-то забыл сказать. Правда выходит не очень красиво, если они начинают друг другу немного противоречить.

На лекции по страховке ассистент может показывать технические приёмы, способы обвязки, наконец, просто одевать снаряжение на себя, пока лектор говорит и рисует на доске.

Раздаточный материал.

С учётом небольшого количества слушателей, лектора не напряжёт распечатать и раздать, например, список аптечки, список снаряжения или картинки с узлами. Конечно, всё это продублируется в электронном виде, но на лекции слушателям удобнее сверяться именно с бумажной версией.

Общая подготовка.

На последних ШГТ и особенно ШЛТ было много откровенно слабых лекций. Товарищи лекторы, просьба относиться к подготовке посерьёзнее! Классически считается, что на 1 час лекции тратится 2 часа подготовки. Конечно, если вы уже читали такую лекцию, может быть будет чуть меньше.

Лектор даёт в разы больше (глубже), чем слушатели в итоге усвоят.

Лектор должен владеть в разы большими знаниями, чем даёт на лекциях.

Итак, что я хотел бы услышать в отдельных лекциях.


Снаряжение (специальное + неспециальное).

Основная тема лекции – агитация легкохождения.

Зачем (быстрее вы вряд ли пойдёте, зато получите больше удовольствия).

Концепция «рублей/100 г облегчения» и «не покупайте тяжёлое, если знаете, что у кого-то есть зарекомендовавшее себя лёгкое».

Рекомендуемый список снаряжа (модели, фирмы, цены), отвечающие легкоходной концепции (раздаточный материал).

Мелкие фичи, которые делают поход комфортнее и безопаснее (пристраховка всего что на внешке, показать клёвый шарф и т. д.).

Много реквизита.

Метода по пошиву групповых спальников (нарисовать на доске). Где достать материалы (холлофайбер, парашютка). Расчёт теплопроводности спальников.

Питание.

Роль макронутриентов. Специфика усвоения каждого, липолиз/гликолиз от ЧСС, сколько уходит кислорода при липолизе/гликолизе. Аэробно-анаэробный порог (зависимость потребления кислорода от развиваемой мощности: ноги vs ноги+руки). Почему треккинговые палки – это круто.

Роль белков: иммунная система, влияние на горную болезнь, переносимость холода. Аминокислотный состав: в каких продуктах он более оптимален. Рекомендуемое соотношение растительных и животных белков. Общий вывод, что мясо надо есть обязательно :-).

Соотношение БЖУ. От чего оно зависит (высота, напряжённость, тренированность спортсмена). Сколько калорий нужно человеку. Привести в пример рацион зеков и военнопленных.

Понятие эффективности пищи. Расчёт веса теоретической минимальной раскладки. Реальные раскладки: какая у них эффективность. Способы повышение эффективности пищи. Разные уровни сублимации. Продукция фирмы «Галактика». Баланс между эффективностью и тем, что могут съесть участники.

Способы повышения эффективности. ИКпит.

Агитация за разнообразие пищи. (Вся эта эффективность – это хорошо, но надо бы и об участниках позаботиться).

Голодные дни и голодные походы (с общим выводом, что голодные походы – это плохо). Что делать, если, например, еды осталось на 2 дня, а идти ещё 5 дней.

Потребление воды и солей. Агитация за Mg+. Дозировки.

Как сэкономить потребление газа.

Страховка.

Про верхнюю/нижнюю, одновременную/попеременную. Тактика движения группы по протяжённому склону вверх, вниз, траверсом. Классическая тактика (с провеской перил), тактика подъёма рюкзаков (лидирование с рюкзаком, подъём на верёвке, возвращение лидера за рюкзаком, расформирование одного рюкзака). Тактика «связка по связке». Способ восхождения с одновременной страховкой через тиблоки. Одновременная страховка на скальном и снежном гребне. Одновременная страховка на закрытом леднике (кратко: в основном это будет дано на лекции «снег»).

Расчёт необходимого количества снаряжения.

Нагрузки, получающиеся при рыке (с выводом!) – формулы от веса, характеристик верёвки и крутизны склона. Как рассчитать K-фактор, при использовании промежуточных точек.

Виды верёвок (статика/динамика; целая, полуверёвка, сдвоенная). Чёткие цифры характеристик (удельный вес, удлинение на нагрузке в ХХХ кгс, удлинение при падении с К=2), где, когда и как используются, где и когда использовать ни в коем случае нельзя. Привести пример Артёма Фёдорова (www.caas.ru; он широко использует полуверёвки 7,8 мм). Материалы (нейлон, дайнема, кевлар). Интересно было бы услышать по практике использования кевларовых шнуров 5,5..6 мм., хотя такого опыта наверное очень мало или нет совсем.

Оттяжки и безмуфтовые карабины.

Амортизаторы рывка: тактика использования. (меня интересуют фрикционные)

ИСС. Агитация за наличие верхней части. Способы блокировки ИСС. Например: прямым, булинём, встречной восьмёркой с усами, без усов (усы отдельно), способы вязки стропой. Достоинства и недостатки. Способы встёгивания в основную верёвку. Можно ли снимать/одевать ИСС без развязывания блокировки. Какая верёвка лучше подходит для блокировки ИСС. Выработать рекомендации.

Примечание. В клубе Траст-М распространён способ вязки встречной восьмёркой (в одном узле параллельно идут 3 плети), который ПМСМ не очень хорош. Я так до конца и не понял, как в него правильно встёгиваться, например, среднему в связке. Нужна длинная петля австрийского проводника?

Карабины: что они должны быть муфтой вверх (муфта на виду), следить, чтобы бегущая верёвка могла только закрутить муфту, но не раскрутить. Чем грозит карабин, провёрнутый поперёк или загороженный рюкзаком или снегом. Рассказать страшилку.

Общее промывание мозгов, что нельзя быть непристрахованным.

Некоторые правила ТГТ (при работе без пострадавшего), размер штрафов. Что считается средством страховки, а что не считается. (TBD: вынести в другую лекцию?)

Лёд.

Виды ледяного рельефа, фактуры льда. Сколько выдерживает точка на льду той или иной фактуры.

Личная техника. Групповая техника и тактика. Снаряжение для ледолазания (ледоруб, 2 ледоруба, инструмент, разные виды фиф).

Создание точек и станций на льду (с экскурсом в историю, упомянуть «морковки»). Как лучше ставить буры, один сбоку от другого, или один над другим? Преимущества и недостатки титановых и стальных буров. Как правильно точить буры. Как носить их на системе (с колпачками vs без, из чего должны быть штаны, чтобы не продрались).

Как одеваться при выходе на лёд.

Способы сдёргивания на льду: бур-барабан, бур-самосброс (без барабана), ледовое ушко (как оно правильно называется?), рычажный сбрасыватель. Какая должны быть сдёргивающая верёвка? Где можно обойтись основной верёвкой?

Опасности на льду. Как понять, где будет сыпать камнями? Разобрать на фотках.

Снег.

Виды (фактуры) снега. Крутизна. Характер сочетаний с другими видами рельефа.

Личная и групповая техника движения по снегу. Одевать или не одевать кошки.

Точки и станции на снегу. Снежный якорь. Сколько выдерживает точка на снегу разной фактуры. Направление рывка. Постановка промежуточных точек.

Закрытый ледник. Одновременная страховка на закрытом леднике. (нарисовать схему со всеми узлами и указанием длины отрезков верёвки). Спуск с одновременной страховкой: что делать последнему в связке при срыве. Создание станции для вытягивания пострадавшего из трещины.

Есть интересная опция (видел в учебном фильме, ссылку на который присылал SG, и ещё на какой-то картинке Petzl): на всей длине связочной верёвки навязать узелков (австрийские петли) примерно каждый метр или чаще. При падении участника в трещину, узелки тромозят об снег, на партнёров по связке приходится меньший рывок.

Опасности на снегу. Снежные мосты. Как определить, где меньше сыплет камнями.

Скалы.

Виды скал. На каких скалах страховка ставится, а на каких нет. Какие скалы встречаются чаще. Сочетание скал с другими видами рельефа.

Личная и групповая техника. Скалолазание.

Постановка точек на скалах: крючья разных видов, стопперы, френды, гексы, «обезьяний кулак», петля за выступ. Про дюбеля и технику ИТО – вскользь. Про небесные пальцы наверное не надо. Подробно про каждый вид точек – сколько выдерживает, направление рывка. Как поставить, как достать.

Сколько скального снаряжения нужно брать в поход: на примере какого-нибудь скального препятствия.

Опасности на скалах. Как определить, где будет сыпать больше, а где меньше (желательно на фотках).

Ориентирование.

По-видимому разумно провести сначала ползанятия – лекцию, а потом ползанятия что-то вроде мастер-класса по пользованию Ozi Explorer-ом и гарминовскими приборами. Особо рассмотреть, какие обычно возникают трудности. Рассказать про разные приборы. Интересно было бы услышать про наручные GPS-навигаторы. Насколько они полезны и надёжны.

Про номенклатуры карт: TBD, стоит это делать или нет. Вроде бы участники это должны уже знать, но на самом деле не очень это знают, особенно из Траст-М-а. То же самое про чтение карты.

Медицина 1.

В основном теория. Включая специфику высоты и взаимодействие горной болезни с переохлаждением.

Медицина 2.

Хотелось бы практики (типа, семинар): иммобилизация и повязки для всех частей тела. Внутримышечные инъекции (чтобы все или почти все поделали инъекции).

В качестве реквизита стоит взять несколько жертвенных ковриков.

Алгоритм ПМП (нарисовать на доске!). Отработку наверное стоит вынести на выход.

Узлы.

Побольше практики. К концу занятия участники должны уметь вязать все узлы, запланированные на 3-й уровень (узлы по 2-му уровню они повторят в качестве домашнего задания).

Хотя Саша Володин говорит, что зубрёжка – не самый лучший способ обучения узлам, ничего лучше пока не придумали. Ну либо, пока участники учатся вязать, рассказать/показать несколько примеров использования.

Опасности.

Побольше промывания мозгов на тему «умереть легко». Как обычно Николай Евгеньевич и делает.

Переправы

Броды, натягивание переправ.

Полезные мелочи (типа, снимите носки перед бродом).

Физподготовка

Механизмы усвоения калорий (углеводы->гликоген->АТФ). Некоторые механизмы усталости (кончился АТФ; кончился креатинфосфат+закисление; кончился гликоген).

Влияние креатинфосфата на сверхвосстановление (а) волокон (б) митохондрий. Некоторые препараты. Требования к пище. Срок восстановления. Микроциклы. Пример организации тренировочного микроцикла.

Мезо- и макроциклы. Пример подведения спортивной формы к соревнованиям при наличии графика соревнований (на примере борьбы?). Влияние возраста.

Несколько баек из борцовской практики. Общий вывод, что планирование микро/мезо/макро-циклов – это хорошо, но есть куча помех, чтобы планы выполнить (травмы, болезни, командировки, авралы на работе и даже неожиданные соревнования).

Силовая подготовка. Группы мышц (не более 6 групп, а лучше 3-4). (а) простой путь: 1 подход на каждую группу мышц в неделю; (б) продвинутый путь: 5 подходов по ~5 раз, по 2 раза в неделю на каждую группу мышц. (Надо будет почитать про другие варианты).

Аэробная подготовка (здесь я совсем плаваю). Аэробно-анаэробный порог. График потребления кислорода от развиваемой мощности. Эффективность разных видов активности для развития аэробной выносливости: бег/лыжи/плавание/велосипед. Выработать рекомендации по аэробной активности, а также рекомендации по групповым/индивидуальным тренировкам. Несколько слов о технике бега и выборе обуви (по Гордону Пири).

Возможно, стоит упомянуть о комбинированной аэробно-силовой тренировке.

Сравнить соотношение нормативов 3р/МС по пауэрлифтингу и по стайерскому бегу. Общий вывод, что развить выносливость гораздо сложнее, чем развить силу. Соотношение силовой и аэробной нагрузки.

Агитация за ведение спортивного дневника. После лекции лучше всего создать что-то вроде гугль-документа, в котором каждый должен вести спортивный дневник. Пример спортивного дневника.

Ссылки на методики Селуянова (готовил олимпийскую сборную России по конькобежному спорту) и Слимейкера-Браунинга (книга «серьёзные тренировки на выносливость»).

Открытый вопрос: что рекомендовать для развития координации?

ПСР

Краткое повторение пройденного. Штаб, головной, транспортировочный и вспомогательный отряды. Сигнализация. Гонец от аварийной группы: ГККЧП (где-кто-когда-что-погода). Алгоритм ПМП. Курсанты это уже слушали, надо напомнить.

Поисковые работы. Ситуационные задачи по поисковым работам: местность (хребтовка на доске), район поиска, располагаемые ресурсы (люди, ср-ва связи, время). Решение задач с точки зрения руководителя поисковых работ. Вариант: дать по 3 минуты на обдумывание одной задачи, чтобы курсанты записали своё решение, затем - обсуждение п/р лектора и выработка правильного решения. И так 2-3 задачи.

Спасработы силами группы. Кратко напомнить способы транспортировки по разным видам рельефа (кое-что уже разбиралось на выходе "носилки, ПМП").

Ситуационные задачи по спасработам. Например, вот склон лд-сн-ск, стоко-то верёвок до верха, стоко-то до низа, стоко-то верёвок имеется у группы, из них стоко-то битых, посадить вертолёт можно там-то (или нигде нельзя). Решение: участники работают в таком-то порядке. (всё рисовать на доске!)

Сортировка пострадавших. Ситуационные задачи по сортировке пострадавших.

Байки из практики спасателя.

ТГТ

Чем дистанция отличается от маршрута. Классы дистанций.

Первый класс: примеры этапов. Когда нужна/не нужна верхняя командная страховка. Что считается средством страховки. Где разрешено, а где не разрешено лидирование (или это уже второй класс?). Всё со схемами на доске.

Второй класс: примеры этапов. Правила работы с легкопострадавшим (схема на доске!). Отличия реальных спасработ.

Третий класс: примеры этапов. Правила работы с тяжелопострадавшим (схема на доске!). Отличия реальных спасработ.

Более высокие классы (кратко).

Штрафы. За что могут снять с этапа/соревнований. КВ. Общие правила.

Организация соревнований. Что нас ждёт в Петушках.

Байки из практики ТГТ.

Выходы

ПВД+ТГТ-1

Общение (посмотреть друг на друга) + повторение того, что участники уже знают. Можно сделать «изнуряющие» элементы (тренировка физо).

Прозвучала такая идея: лыжный ПВД (суббота) с ночёвкой в шатре с субботы на воскресение. А в воскресение тренируем ТГТ: подъём/спуск по перилам, подъём/спуск лёгкого пострада, натягивание переправы.

Район: Полушкино.

Лёд

По-видимому на водоёме: имитация многоверёвочного стенного восхождения и спуска. Сосулек на всех не хватит. Вестровцы конечно что-то там заливают в Полушкино, но, боюсь, мы только сломаем эту сосульку.

И конечно же, чтобы каждый отработал бур-самовыкрут.

Снег, зарубания

Частично совместить с выходом ШГТ-1. Пусть участники поучат новичков.

Отработать «катапульту» (ледоруб-самосброс).

Носилки, ПМП

2 вида носилок: верёвочные (несколько раз в малых группах) и жёсткие (один раз в большой группе). Методы транспортировки без носилок (на бухте, на лямках рюкзака).

Ситуационные задачи на ПМП с элементами сортировки пострадавших. Прокрутить несколько задач в малых группах (по ~5 чел).

ТГТ: протяжённый технический участок

Несколько раз пройти: инструктора ставят дистанцию (или несколько) на 5-7 верёвок (подъём, траверс, спуск), группа проходит в составе малых групп (по 3-6 человек). Раз туда, раз обратно, потом ставим новую дистанцию. Инструктора ходят и ставят штрафы.

Подобно одноимённому этапу на Вестровском КП.