Снег. Организация страховки. — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
м
м ()
Строка 63: Строка 63:
  
 
*Срыв
 
*Срыв
 +
**Стандартный рывок UIAA рассчитан для веса 80 кг. Рывок пропорционален квадратному корню из веса человека (вместе с одеждой и снаряжением). Так, если вес в два раза больше, то величина рывка будет в 1.4 раза больше.
 +
**Фактор рывка - это отношение глубины падения к длине выданной веревки. Фактор рывка непосредственно влияет на величину рывка.
 
**я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва
 
**я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва
  
Строка 71: Строка 73:
  
  
страховка - комплекс мер....
+
Страховка — ряд мероприятий, направленных на предотвращение возможности получения травм участникам восхождения в результате их падения с большей или меньшей высоты на неподготовленную для этого поверхность горного рельефа.
  
 
*страховочная цепь, ее звенья.  
 
*страховочная цепь, ее звенья.  
 +
**База (или пункт страховки) — максимально удобное место, с которого осуществляется страховка. База оборудуется надежными точками страховки (обычно — не менее 2 точек страховки), которые блокируются между собой.
 +
 
**точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
 
**точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
 
***Ледоруб - держит 27-40 кг
 
***Ледоруб - держит 27-40 кг
Строка 111: Строка 115:
 
**через себя
 
**через себя
 
**на рельефе
 
**на рельефе
 +
 +
*Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь.
 +
*Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию.
  
 
===Пример реализации принципов применительно к снегу 40 мин===
 
===Пример реализации принципов применительно к снегу 40 мин===
  
 
===Семинар по узлам 1 час===
 
===Семинар по узлам 1 час===

Версия 18:04, 9 марта 2005

Цели и задачи

  • Усвоение принципов страховки
  • Демонстрация применения принципов страховки на примере снежных форм рельефа
  • Знакомство с узлами

Общая продолжительность

3 часа

Предусловия

Требования к участникам

  • Опыт практического выхода с ночевкой
  • Техника индивидуальной работы с ледорубом. Культура использования каски.
  • Индивидуальная техника движения по снегу. Самостраховка ледорубом.
  • Понимание участниками сложности самозадержания и того, что это - крайняя мера
  • Теоретические и практические знания по теме "Снег"

групповое снаряжение для демонстрации

  • концы основной вереки для демонстрации узлов и снаряжения (не менее 5м)
  • ИСС
  • пруссик
  • различные карабины
  • различные компенсирующие/тормозные устройства (реверсо, косичка, разрывные петли, 6 дырок)
  • шант, жюмар и пр железяки
  • снаряжение для организации станции на снегу (2 ледоруба, усиление ледоруба лопатой, снежные флажки)

личное снаряжение участников

  • кусок репшнура 2м для вязки узлов

Постусловия, Контрольные мероприятия, проверяемые результаты

  • Основной принцип страховки - непрерывность (?)
  • способность построить цепь страховки от точки до точки и объяснить ее наиболее критичные звенья
  • участник на просьбу завязать узел на вервеке вяжет 8, а не простой :)
  • есть еще идеи, как проверить усвояемость материала?

Преподавательский состав

лекцию читают 2 инструктора, семинар по узлам проводится по отделениям инструктором и стажером

Место проведения

турклуб

Время (дата) проведения

3 лекция

10 марта

Расписание мероприятия

Принципы страховки 1ч 20 мин

Предлагаю следующий принцип изложения.

  1. На основе практ выхода убедить в необходимости страховки
  2. Объяснить, что такое страховка, что такое падение
  3. нарисовать простейшую страх. цепь. параметры падения
  4. рассчитать на ней нагрузки при глухом рывке, показать, что цепь надо усложнять или брать более сложные элементы (трос заменить на динамическую веревку)
  5. Продемонстрировать реальное снаряжение, объяснив его важнейшие для страховки параметры, те подставив в начальную модель реальные данные
  6. собрать несколько цепей из разного снаряжения, выявить пределы их применения, вычислить нагрузки и критические элементы
  7. обобщить цепи, ввести промежуточные узлы, множество промежуточных точек и перегибов, трение о скалы, реальный рельеф
  8. как все это работает на снегу. Основное отличие цепи - в точке крепления к рельефу. Показать и рассказать
  9. а что будет, если точка страховки движется и создается динамически? какие ограничения (сложность рельефа, вес рюкзаков ,опыт участников ,физическое состояние)
  10. как еще можно организационно упростить страховку на маршруте?
  11. Резюме - различные классификации страховки, список понятий, различные приемы страховки - четко и без флейма в 10...15 мин подвести итог и наладить бардак


  • Срыв
    • Стандартный рывок UIAA рассчитан для веса 80 кг. Рывок пропорционален квадратному корню из веса человека (вместе с одеждой и снаряжением). Так, если вес в два раза больше, то величина рывка будет в 1.4 раза больше.
    • Фактор рывка - это отношение глубины падения к длине выданной веревки. Фактор рывка непосредственно влияет на величину рывка.
    • я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва
  • кратко факторы, упрощающие срыв
    • ненадежность положения человека на сложном рельефе
    • камни и пр
    • рюкзак


Страховка — ряд мероприятий, направленных на предотвращение возможности получения травм участникам восхождения в результате их падения с большей или меньшей высоты на неподготовленную для этого поверхность горного рельефа.

  • страховочная цепь, ее звенья.
    • База (или пункт страховки) — максимально удобное место, с которого осуществляется страховка. База оборудуется надежными точками страховки (обычно — не менее 2 точек страховки), которые блокируются между собой.
    • точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
      • Ледоруб - держит 27-40 кг
      • Ледоруб + лопата - 60 кг
      • Ледоруб + нога (встать сверху) - 100 кг
      • Ледоруб + лопата + нога - 120 кг
      • Если ледоруб входит только на половину, делают петлю как можно ниже, на поверхности снега - рычаг должен быть минимальным
      • Закопанная варежка со снегом может выдержать рывок до 200 кг.
      • Снежный крюк (якорь) - существует в различных вариантах, используется для устройства страховочных точек в снегу: загоняется в снег, после чего снег утрамбовывается
      • косынка(платочек)
    • веревка
    • ИСС
    • человек
    • промежуточные точки
    • перегибы веревки, узлы

Надежность всей цепи зависит от наиболее слабого звена.

  • Срыв
    • Распределение нагрузки по страховочной цепи
    • наглядная демонстрация недопустимости глухого рывка
  • Динамические элементы в страховочной цепи. Здесь же параметры снаряжения, демонстрация
    • веревка
    • ИСС и человек
  • виды страховки
    • индивидуальная - всегда обеспечиваешь себя
    • групповая - когда не хватает индивидуальной
  • виды движения по веревке
    • одновременное - обычно на несложном рельефе, - ориентирована на передвижение по гребню, через трещины, закрытый ледник. В связке-двойке используется веревка длиной метров 8-12, остальное (если есть лишнее) прячется в рюкзак. Недалеко от петли (сантиметров 70) вяжется австрийский проводник - для рюкзака, это необходимо для того, чтобы, если человек сорвался в трещину, можно было скинуть рюкзак, и он бы висел не на системе, а отдельно. Также делается сразу петля самовылаза. При движении ледоруб находится на самостраховке, все готово к падению в любую секунду.
    • попеременое - применяется, когда зарубание затруднено по каким-то причинам, при такой страховке кроме ледоруба ничего не используется. Активно используются голосовые команды. При попеременной страховке связками ходят только в лоб. И длина связок не превышает 15 метров. в туризме малораспространено.
    • по перилам - на сложном рельефе. При установке перил надо придерживаться следующих правил: главная задача каждого не срываться, лидер, который делает перила должен быть подготовленным участником, если позволяет склон, лучше осуществлять подъем сразу с рюкзаком, на крутых склонах идется на три такта.
  • виды точек страховки
    • через себя
    • на рельефе
  • Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь.
  • Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию.

Пример реализации принципов применительно к снегу 40 мин

Семинар по узлам 1 час