Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
()
 
(не показано 11 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
==Теоретическая часть==
 
==Теоретическая часть==
'''Задачи ориентирования'''
+
*[[Конспект лекции по ориентированию]]
''Ориентирование'' - способность в любой момент определить свое положение.
 
 
 
Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение.
 
 
 
'''Карты и схемы'''
 
 
 
Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения.
 
 
 
''Карта'' — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.
 
*Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме
 
**карты
 
**схемы (разхребтовки)
 
**планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности
 
**кроки
 
*Номенклатура топокарт (коротко)
 
*Масштаб карты
 
**Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный)
 
**Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз)
 
*Измерения расстояний по карте
 
**по сетке
 
**курвиметром
 
**на глаз
 
**коэффициенты при определении расстояний
 
 
 
'''Отображение рельефа на картах'''
 
*Горизонтали. ''Горизонталь'' — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
 
**виды (основные, половинные)
 
**высота сечения
 
**определение направления ската, бергштрихи
 
*Формы рельефа
 
**гора, вершина
 
**котловина, дно
 
**хребет, водораздел
 
**лощина, кулуар
 
**седловина
 
*Детали рельефа, не выраженные горизонталями
 
**естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы)
 
**искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы)
 
*определение крутизны скатов (обрыва)
 
**по формуле
 
**по шкале заложений
 
**на глаз или по линейке (по отметкам высот)
 
'''Условные знаки'''
 
*масштабные
 
*внемасштабные
 
*линейные
 
*точечные
 
*знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
 
'''Ориентиры'''
 
*линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
 
*точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров.  Преимущества и недостатки.
 
*площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.
 
  
 
==Практика==
 
==Практика==
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, отслеживать пройденный путь.
+
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.
  
 
Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования.
 
Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования.
Строка 64: Строка 12:
 
*точность работы
 
*точность работы
 
*количество ошибок
 
*количество ошибок
Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.
+
Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.
  
 
'''Ориентирование без карты/компаса'''
 
'''Ориентирование без карты/компаса'''
 +
*Определение сторон света. В горах из всех способов определения сторон света уверенно можно использовать только ориентирование по солнцу. (Ночью - по полярной звезде.) Все остальные признаки (муравейники, кора на деревьях, кресты церквей и т. п.) в горах не работают.
 +
*Движение по известным линейным и точечным ориентирам: движение вдоль реки, по дну долины, по гребню по направлению к вершине, по маренному валу вдоль ледника.
 +
*Определение местоположения по характерным деталям рельефа: контрольные туры, набор высоты в сочетании со временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования.
 +
 +
'''Ориентирование с картой без компаса'''
 +
*Приемы ориентирования карты без компаса
 +
**по солнцу
 +
**по линейным ориентирам
 +
**по характерным объектам
 +
*определение точки стояния
 +
**по характерным объектам на местности, обозначенным на карте (тотечным ориентирам)
 +
**по характерным формам рельефа
 +
**способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.
 +
*чтение карты. Выбор пути по карте.
 +
*определение крутизны склонов, характеристик и особенностей маршрута.
  
*Определение сторон света
+
'''Ориентирование с картой и компасом'''
 +
*компас - самое надежное средство определения сторон света и ориентирования карты. При этом из-за локальных магнитных аномалий показания компаса могут существенно искажаться. Также рекомендуется держать компас подальше от железа, висящего на системе.
 +
*ориентирование карты по компасу
 +
*понятие азимута. Надо знать, что это такое и как используетс. Хотя используемый в равнинном туризме и спортивном ориентировании способ движения по азимуту в альпинизме распространения не получил, но иногда в условиях плохой видимости теоретически может пригодиться. (В горах, правда, лучше при отсутствии видимости вообще никуда не ходить.)
  
  Ор-е без карты, с компасом
+
'''Упражнения'''
Ор-е с к/к
+
*Ориентирование карты. Каждый участник должен попытаться сориентировать карту различными способами и обосновать свои действия. При движении группы в разных местах при любой остановке начинаем с ориентирования карты. После того, как это уверенно выполнено, можно приступать к другим упражнениям.
 +
Нужно пояснить, что быстрое ориентирование карты - одна из основ.
 +
*Беседа о выборе правильного маршрута движения по карте. Нужно рассказать о том, на что надо обращать внимание при планировании маршрута.
 +
**крутизна склонов и их определение по карте
 +
**измерение расстояний по карте. Прикинуть на глаз расстояние до ориентира, потом проверить при помощи измерений.
 +
*Определение точки стояния. После того, как карта правильно сориентирована, найти точку стояния гораздо проще. При движении участники в произвольные моменты останавливаются руководителем и по очереди пытаются определить точку стояния. При этом они должны обосновать свой выбор. Если определили неверно, руководитель сразу производит разбор ошибки и показывает, как можно правильно сориентироваться.
 +
*Знакомство с азимутом.
 +
**Попрактиковаться определять азимуты на окружающие ориентиры, как точечные, так и азимуты направления линейных ориентиров. Например, определить азимут на торчащий вдали треангулятор, или определить азимут направления просеки, по которой предстоит двигаться.
 +
**Потренироваться определять азимут по карте. Например определить азимут направления из точки стояния или другого точечного ориентира, на какой-нибудь другой объект на карте.
 +
*Движение по азимуту. Не надо зацикливаться на спортивном движении по азимуту через глухой лес, но привычка двигаться в заданном направлении с помощью компаса очень полезна.
 +
**Участники по очереди становятся лидерами и ведут группу в выбранном по карте направлении.
 +
**Расставить участников на линейном ориентире (просеке) на растоянии 70-100 метров. Каждый должен определить точку стояния, по карте найти азимут на определенный руководителем ориентир, пройти по выбранному азимуту через лес и выйти в нужную точку.
 +
В итоге все участники должны выйти в одну и ту же точку с разных сторон, попробовав двигаться по азимуту.
 +
**Пересечь всей группой большое поле, двигаясь по заданному азимуту. Руководитель выбирает ориентир на противоположной стороне, сам вычисляет азимут на него и сообщает его группе. Участники, поочередно меняясь, ведут группу, отслеживая направление. Если группа сильно уклоняется, руководитель возвращает их на нужную линию, производя разбор ошибок.
 +
*Беседа про подробность карт. Устаревание информации (заросшие просеки, новые поселки, вырубки и т. д.) В горах - тоже (может смыть мосты, снег то есть, то нет, ледники отступают...)
 +
*Беседа про условные обозначения на карте.
 +
*Маршбросок. Перед началом обсуждают всем отделением маршрут до лагеря (большая петля), командир корректирует и утверждает маршрут. Движутся все вместе, непрерывно ориентируясь и отслеживая свое местоположение. Командир постоянно задает вопросы лидеру и команде, касяющиеся определения точки стояния, пройденного расстояния. Можно дать задание участникам следить за ориентирами на пути и сообщить о них, когда группа до них дойдет. Лидеры меняются через каждые 500 метров.
 +
*Возвращение в лагерь с победой и обсуждение пройденного. Заключительная беседа.
 +
[[Category:Выходы ШЛТ]][[Category:Выходы ШГТ]][[Category:Топография и ориентирование]]

Текущая версия на 18:13, 24 января 2009

Теоретическая часть

Практика

Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.

Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.

Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:

  • время выполнения приёма
  • точность работы
  • количество ошибок

Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.

Ориентирование без карты/компаса

  • Определение сторон света. В горах из всех способов определения сторон света уверенно можно использовать только ориентирование по солнцу. (Ночью - по полярной звезде.) Все остальные признаки (муравейники, кора на деревьях, кресты церквей и т. п.) в горах не работают.
  • Движение по известным линейным и точечным ориентирам: движение вдоль реки, по дну долины, по гребню по направлению к вершине, по маренному валу вдоль ледника.
  • Определение местоположения по характерным деталям рельефа: контрольные туры, набор высоты в сочетании со временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования.

Ориентирование с картой без компаса

  • Приемы ориентирования карты без компаса
    • по солнцу
    • по линейным ориентирам
    • по характерным объектам
  • определение точки стояния
    • по характерным объектам на местности, обозначенным на карте (тотечным ориентирам)
    • по характерным формам рельефа
    • способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.
  • чтение карты. Выбор пути по карте.
  • определение крутизны склонов, характеристик и особенностей маршрута.

Ориентирование с картой и компасом

  • компас - самое надежное средство определения сторон света и ориентирования карты. При этом из-за локальных магнитных аномалий показания компаса могут существенно искажаться. Также рекомендуется держать компас подальше от железа, висящего на системе.
  • ориентирование карты по компасу
  • понятие азимута. Надо знать, что это такое и как используетс. Хотя используемый в равнинном туризме и спортивном ориентировании способ движения по азимуту в альпинизме распространения не получил, но иногда в условиях плохой видимости теоретически может пригодиться. (В горах, правда, лучше при отсутствии видимости вообще никуда не ходить.)

Упражнения

  • Ориентирование карты. Каждый участник должен попытаться сориентировать карту различными способами и обосновать свои действия. При движении группы в разных местах при любой остановке начинаем с ориентирования карты. После того, как это уверенно выполнено, можно приступать к другим упражнениям.

Нужно пояснить, что быстрое ориентирование карты - одна из основ.

  • Беседа о выборе правильного маршрута движения по карте. Нужно рассказать о том, на что надо обращать внимание при планировании маршрута.
    • крутизна склонов и их определение по карте
    • измерение расстояний по карте. Прикинуть на глаз расстояние до ориентира, потом проверить при помощи измерений.
  • Определение точки стояния. После того, как карта правильно сориентирована, найти точку стояния гораздо проще. При движении участники в произвольные моменты останавливаются руководителем и по очереди пытаются определить точку стояния. При этом они должны обосновать свой выбор. Если определили неверно, руководитель сразу производит разбор ошибки и показывает, как можно правильно сориентироваться.
  • Знакомство с азимутом.
    • Попрактиковаться определять азимуты на окружающие ориентиры, как точечные, так и азимуты направления линейных ориентиров. Например, определить азимут на торчащий вдали треангулятор, или определить азимут направления просеки, по которой предстоит двигаться.
    • Потренироваться определять азимут по карте. Например определить азимут направления из точки стояния или другого точечного ориентира, на какой-нибудь другой объект на карте.
  • Движение по азимуту. Не надо зацикливаться на спортивном движении по азимуту через глухой лес, но привычка двигаться в заданном направлении с помощью компаса очень полезна.
    • Участники по очереди становятся лидерами и ведут группу в выбранном по карте направлении.
    • Расставить участников на линейном ориентире (просеке) на растоянии 70-100 метров. Каждый должен определить точку стояния, по карте найти азимут на определенный руководителем ориентир, пройти по выбранному азимуту через лес и выйти в нужную точку.

В итоге все участники должны выйти в одну и ту же точку с разных сторон, попробовав двигаться по азимуту.

    • Пересечь всей группой большое поле, двигаясь по заданному азимуту. Руководитель выбирает ориентир на противоположной стороне, сам вычисляет азимут на него и сообщает его группе. Участники, поочередно меняясь, ведут группу, отслеживая направление. Если группа сильно уклоняется, руководитель возвращает их на нужную линию, производя разбор ошибок.
  • Беседа про подробность карт. Устаревание информации (заросшие просеки, новые поселки, вырубки и т. д.) В горах - тоже (может смыть мосты, снег то есть, то нет, ледники отступают...)
  • Беседа про условные обозначения на карте.
  • Маршбросок. Перед началом обсуждают всем отделением маршрут до лагеря (большая петля), командир корректирует и утверждает маршрут. Движутся все вместе, непрерывно ориентируясь и отслеживая свое местоположение. Командир постоянно задает вопросы лидеру и команде, касяющиеся определения точки стояния, пройденного расстояния. Можно дать задание участникам следить за ориентирами на пути и сообщить о них, когда группа до них дойдет. Лидеры меняются через каждые 500 метров.
  • Возвращение в лагерь с победой и обсуждение пройденного. Заключительная беседа.