Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
 
 
(не показано 14 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
На ШЛТ Володин (Или Зайцев???) разрабатывал методику вроде, надо бы его попинать, чтобы он ее выдал в электронном виде.
+
==Теоретическая часть==
Это для лыж, но наверно можно взять за основу...
+
*[[Конспект лекции по ориентированию]]
Лекции в клубе тогда не было, читали теорию прямо на выходе.
 
  
Примерный план(Работа с картой, Теория):
+
==Практика==
'''Карты'''
+
Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.
  Классификация
 
  Разграфка и номенклатура
 
  Масштабы
 
  Системы координат
 
'''Рельеф'''
 
  Горизонтали
 
  Формы рельефа
 
  Заложение
 
  Детали р-фа, не выраженные гориз-лями
 
'''Условные знаки'''
 
  Масштаб-е
 
  Внемас-е
 
  Линей-е
 
  Точеч-е
 
  
 +
Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования.
 +
В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.
  
Практика (Ориент-е на местности)
+
Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:
Ор-е без карты/компаса
+
*время выполнения приёма
Ор-е без карты, с компасом
+
*точность работы
  Ор-е с к/к
+
*количество ошибок
 +
Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.
 +
 
 +
'''Ориентирование без карты/компаса'''
 +
*Определение сторон света. В горах из всех способов определения сторон света уверенно можно использовать только ориентирование по солнцу. (Ночью - по полярной звезде.) Все остальные признаки (муравейники, кора на деревьях, кресты церквей и т. п.) в горах не работают.
 +
*Движение по известным линейным и точечным ориентирам: движение вдоль реки, по дну долины, по гребню по направлению к вершине, по маренному валу вдоль ледника.
 +
*Определение местоположения по характерным деталям рельефа: контрольные туры, набор высоты в сочетании со временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования.
 +
 
 +
'''Ориентирование с картой без компаса'''
 +
*Приемы ориентирования карты без компаса
 +
**по солнцу
 +
**по линейным ориентирам
 +
**по характерным объектам
 +
*определение точки стояния
 +
**по характерным объектам на местности, обозначенным на карте (тотечным ориентирам)
 +
**по характерным формам рельефа
 +
**способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.
 +
*чтение карты. Выбор пути по карте.
 +
*определение крутизны склонов, характеристик и особенностей маршрута.
 +
 
 +
'''Ориентирование с картой и компасом'''
 +
*компас - самое надежное средство определения сторон света и ориентирования карты. При этом из-за локальных магнитных аномалий показания компаса могут существенно искажаться. Также рекомендуется держать компас подальше от железа, висящего на системе.
 +
*ориентирование карты по компасу
 +
*понятие азимута. Надо знать, что это такое и как используетс. Хотя используемый в равнинном туризме и спортивном ориентировании способ движения по азимуту в альпинизме распространения не получил, но иногда в условиях плохой видимости теоретически может пригодиться. (В горах, правда, лучше при отсутствии видимости вообще никуда не ходить.)
 +
 
 +
'''Упражнения'''
 +
*Ориентирование карты. Каждый участник должен попытаться сориентировать карту различными способами и обосновать свои действия. При движении группы в разных местах при любой остановке начинаем с ориентирования карты. После того, как это уверенно выполнено, можно приступать к другим упражнениям.
 +
Нужно пояснить, что быстрое ориентирование карты - одна из основ.
 +
*Беседа о выборе правильного маршрута движения по карте. Нужно рассказать о том, на что надо обращать внимание при планировании маршрута.
 +
**крутизна склонов и их определение по карте
 +
**измерение расстояний по карте. Прикинуть на глаз расстояние до ориентира, потом проверить при помощи измерений.
 +
*Определение точки стояния. После того, как карта правильно сориентирована, найти точку стояния гораздо проще. При движении участники в произвольные моменты останавливаются руководителем и по очереди пытаются определить точку стояния. При этом они должны обосновать свой выбор. Если определили неверно, руководитель сразу производит разбор ошибки и показывает, как можно правильно сориентироваться.
 +
*Знакомство с азимутом.
 +
**Попрактиковаться определять азимуты на окружающие ориентиры, как точечные, так и азимуты направления линейных ориентиров. Например, определить азимут на торчащий вдали треангулятор, или определить азимут направления просеки, по которой предстоит двигаться.
 +
**Потренироваться определять азимут по карте. Например определить азимут направления из точки стояния или другого точечного ориентира, на какой-нибудь другой объект на карте.
 +
*Движение по азимуту. Не надо зацикливаться на спортивном движении по азимуту через глухой лес, но привычка двигаться в заданном направлении с помощью компаса очень полезна.
 +
**Участники по очереди становятся лидерами и ведут группу в выбранном по карте направлении.
 +
**Расставить участников на линейном ориентире (просеке) на растоянии 70-100 метров. Каждый должен определить точку стояния, по карте найти азимут на определенный руководителем ориентир, пройти по выбранному азимуту через лес и выйти в нужную точку.
 +
В итоге все участники должны выйти в одну и ту же точку с разных сторон, попробовав двигаться по азимуту.
 +
**Пересечь всей группой большое поле, двигаясь по заданному азимуту. Руководитель выбирает ориентир на противоположной стороне, сам вычисляет азимут на него и сообщает его группе. Участники, поочередно меняясь, ведут группу, отслеживая направление. Если группа сильно уклоняется, руководитель возвращает их на нужную линию, производя разбор ошибок.
 +
*Беседа про подробность карт. Устаревание информации (заросшие просеки, новые поселки, вырубки и т. д.) В горах - тоже (может смыть мосты, снег то есть, то нет, ледники отступают...)
 +
*Беседа про условные обозначения на карте.
 +
*Маршбросок. Перед началом обсуждают всем отделением маршрут до лагеря (большая петля), командир корректирует и утверждает маршрут. Движутся все вместе, непрерывно ориентируясь и отслеживая свое местоположение. Командир постоянно задает вопросы лидеру и команде, касяющиеся определения точки стояния, пройденного расстояния. Можно дать задание участникам следить за ориентирами на пути и сообщить о них, когда группа до них дойдет. Лидеры меняются через каждые 500 метров.
 +
*Возвращение в лагерь с победой и обсуждение пройденного. Заключительная беседа.
 +
[[Category:Выходы ШЛТ]][[Category:Выходы ШГТ]][[Category:Топография и ориентирование]]

Текущая версия на 18:13, 24 января 2009

Теоретическая часть

Практика

Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, выдерживать требуемое направление при движении, отслеживать пройденный путь.

Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.

Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:

  • время выполнения приёма
  • точность работы
  • количество ошибок

Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.

Ориентирование без карты/компаса

  • Определение сторон света. В горах из всех способов определения сторон света уверенно можно использовать только ориентирование по солнцу. (Ночью - по полярной звезде.) Все остальные признаки (муравейники, кора на деревьях, кресты церквей и т. п.) в горах не работают.
  • Движение по известным линейным и точечным ориентирам: движение вдоль реки, по дну долины, по гребню по направлению к вершине, по маренному валу вдоль ледника.
  • Определение местоположения по характерным деталям рельефа: контрольные туры, набор высоты в сочетании со временем и скоростью передвижения по рельефу. Каждый из этих элементов, каким бы важным он ни был, не может служить однозначной гарантией правильности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются однозначному толкованию. Оценка скорости движения и набора высоты часто очень субъективна, сама высота определяется весьма приближенно. Далекие ориентиры могут быть прикрыты облаками, да они и не очень помогают в ориентировании непосредственно на маршруте. Поэтому уверенность в правильности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении информации по нескольким элементам ориентирования.

Ориентирование с картой без компаса

  • Приемы ориентирования карты без компаса
    • по солнцу
    • по линейным ориентирам
    • по характерным объектам
  • определение точки стояния
    • по характерным объектам на местности, обозначенным на карте (тотечным ориентирам)
    • по характерным формам рельефа
    • способом засечки на известные видимые вершины, перевалы или выдающиеся предметы на местности, указанные на карте.
  • чтение карты. Выбор пути по карте.
  • определение крутизны склонов, характеристик и особенностей маршрута.

Ориентирование с картой и компасом

  • компас - самое надежное средство определения сторон света и ориентирования карты. При этом из-за локальных магнитных аномалий показания компаса могут существенно искажаться. Также рекомендуется держать компас подальше от железа, висящего на системе.
  • ориентирование карты по компасу
  • понятие азимута. Надо знать, что это такое и как используетс. Хотя используемый в равнинном туризме и спортивном ориентировании способ движения по азимуту в альпинизме распространения не получил, но иногда в условиях плохой видимости теоретически может пригодиться. (В горах, правда, лучше при отсутствии видимости вообще никуда не ходить.)

Упражнения

  • Ориентирование карты. Каждый участник должен попытаться сориентировать карту различными способами и обосновать свои действия. При движении группы в разных местах при любой остановке начинаем с ориентирования карты. После того, как это уверенно выполнено, можно приступать к другим упражнениям.

Нужно пояснить, что быстрое ориентирование карты - одна из основ.

  • Беседа о выборе правильного маршрута движения по карте. Нужно рассказать о том, на что надо обращать внимание при планировании маршрута.
    • крутизна склонов и их определение по карте
    • измерение расстояний по карте. Прикинуть на глаз расстояние до ориентира, потом проверить при помощи измерений.
  • Определение точки стояния. После того, как карта правильно сориентирована, найти точку стояния гораздо проще. При движении участники в произвольные моменты останавливаются руководителем и по очереди пытаются определить точку стояния. При этом они должны обосновать свой выбор. Если определили неверно, руководитель сразу производит разбор ошибки и показывает, как можно правильно сориентироваться.
  • Знакомство с азимутом.
    • Попрактиковаться определять азимуты на окружающие ориентиры, как точечные, так и азимуты направления линейных ориентиров. Например, определить азимут на торчащий вдали треангулятор, или определить азимут направления просеки, по которой предстоит двигаться.
    • Потренироваться определять азимут по карте. Например определить азимут направления из точки стояния или другого точечного ориентира, на какой-нибудь другой объект на карте.
  • Движение по азимуту. Не надо зацикливаться на спортивном движении по азимуту через глухой лес, но привычка двигаться в заданном направлении с помощью компаса очень полезна.
    • Участники по очереди становятся лидерами и ведут группу в выбранном по карте направлении.
    • Расставить участников на линейном ориентире (просеке) на растоянии 70-100 метров. Каждый должен определить точку стояния, по карте найти азимут на определенный руководителем ориентир, пройти по выбранному азимуту через лес и выйти в нужную точку.

В итоге все участники должны выйти в одну и ту же точку с разных сторон, попробовав двигаться по азимуту.

    • Пересечь всей группой большое поле, двигаясь по заданному азимуту. Руководитель выбирает ориентир на противоположной стороне, сам вычисляет азимут на него и сообщает его группе. Участники, поочередно меняясь, ведут группу, отслеживая направление. Если группа сильно уклоняется, руководитель возвращает их на нужную линию, производя разбор ошибок.
  • Беседа про подробность карт. Устаревание информации (заросшие просеки, новые поселки, вырубки и т. д.) В горах - тоже (может смыть мосты, снег то есть, то нет, ледники отступают...)
  • Беседа про условные обозначения на карте.
  • Маршбросок. Перед началом обсуждают всем отделением маршрут до лагеря (большая петля), командир корректирует и утверждает маршрут. Движутся все вместе, непрерывно ориентируясь и отслеживая свое местоположение. Командир постоянно задает вопросы лидеру и команде, касяющиеся определения точки стояния, пройденного расстояния. Можно дать задание участникам следить за ориентирами на пути и сообщить о них, когда группа до них дойдет. Лидеры меняются через каждые 500 метров.
  • Возвращение в лагерь с победой и обсуждение пройденного. Заключительная беседа.