Методика проведения занятий по ориентированию — различия между версиями

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Перейти к: навигация, поиск
()
Строка 43: Строка 43:
 
**по шкале заложений
 
**по шкале заложений
 
**на глаз или по линейке (по отметкам высот)
 
**на глаз или по линейке (по отметкам высот)
*Условные знаки
+
'''Условные знаки'''
**масштабные
+
*масштабные
**внемасштабные
+
*внемасштабные
**линейные
+
*линейные
**точечные
+
*точечные
**знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
+
*знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках
*Ориентиры
+
'''Ориентиры'''
**линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
+
*линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
**точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров.  Преимущества и недостатки.
+
*точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров.  Преимущества и недостатки.
**площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.
+
*площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.
  
 
==Практика==
 
==Практика==

Версия 15:50, 1 апреля 2005

Теоретическая часть

Задачи ориентирования Ориентирование - способность в любой момент определить свое положение.

Как показывает практика, восстановление утерянной ориентировки требует больше умения и времени, чем простое ее сохранение.

Карты и схемы

Умение пользоваться картой дает возможность альпинистам заранее определять наиболее трудные и опасные участки пути, примерное время их прохождения.

Карта — изображение местности на бумаге в уменьшенном виде.

  • Классификация картографических материалов, применяющихся в горном туризме
    • карты
    • схемы (разхребтовки)
    • планы. Различие между картой и планом: план составляется для небольших участков в предположении, что поверхность земли является плоской. Карта составляется с учетом сферической формы земной поверхности
    • кроки
  • Номенклатура топокарт (коротко)
  • Масштаб карты
    • Виды обозначения масштаба (текстовый, численный, линейный)
    • Способы определения масштаба (по обозначению, по номенклатуре, по известным расстояниям, на глаз)
  • Измерения расстояний по карте
    • по сетке
    • курвиметром
    • на глаз
    • коэффициенты при определении расстояний

Отображение рельефа на картах

  • Горизонтали. Горизонталь — кривая замкнутая линия, соединяющая точки поверхности, находящиеся на одинаковой высоте над уровнем моря.
    • виды (основные, половинные)
    • высота сечения
    • определение направления ската, бергштрихи
  • Формы рельефа
    • гора, вершина
    • котловина, дно
    • хребет, водораздел
    • лощина, кулуар
    • седловина
  • Детали рельефа, не выраженные горизонталями
    • естественные (обрывы, узкие овраги, скалы, перевалы)
    • искусственные (насыпи, выемки, курганы, ямы)
  • определение крутизны скатов (обрыва)
    • по формуле
    • по шкале заложений
    • на глаз или по линейке (по отметкам высот)

Условные знаки

  • масштабные
  • внемасштабные
  • линейные
  • точечные
  • знаки, используемые на туристских схемах и расхребтовках

Ориентиры

  • линейные: реки, хребты, морены, тропы, дороги. Преимущества и недостатки.
  • точечные: вершины, туры, строения, перевалы, стоянки, точки пересечения линейных ориентиров. Преимущества и недостатки.
  • площадные: долины, плато, озера, мульды, цирки ледников. Контуры площадных ориентиров служат линейными ориентирами.

Практика

Основная цель занятий - усвоение системы горизонталей и условных знаков на картах, умение ориентировать и читать карту, находить точку стояния по окружающим ориентирам, отслеживать пройденный путь.

Маршрут должен быть проходимым, но иметь затрудненные условия для ориентирования. В начале показывается порядок выполнения приёма, а затем требуем его многократного выполнения.

Для повышения интереса к занятию можно ввести элемент соревнования. За каждое правильно выполненное задание начислять по одному очку. В конце занятия выиграет приз. Показатели оценки результатов:

  • время выполнения приёма
  • точность работы
  • количество ошибок

Весь материал должен быть усвоен до выезда в горы, для этого отводится 2 часа на теоретические и 4 часа на практические занятия. В горах только повторяется ранее пройденное, и обучаемые знакомятся практически с особенностями ориентировки на местности.

Ор-е без карты/компаса
Ор-е без карты, с компасом
Ор-е с к/к