О проведении лекций и практических занятий Болотин 2011
Методическая разработка лекции. Болотин И. В., сентябрь 2011 Лекция предназначена для проведения на инструкторском блоке школы горного туризма специализированного уровня. Условия: аудитория, доска, мел. Уровень курсантов: 3ГУ, прошли основной блок школы СУ. В заголовке каждого подраздела стоит время в минутах от начала лекции, когда нужно переходить к этому подразделу – без учёта перерыва.
00 Вводное слово
Опыт преподавания. Лектор не претендует.
Лекции
04 Подготовка к лекции
Классически считается, что к лекции надо готовиться вдвое дольше, чем длится лекция. Этот показатель может достигать 4:1..6:1, если тема для лектора недостаточно проработанная. Бывает, что нужно прочитать несколько книг, чтобы рассказать их краткое содержание на лекции. Поэтому рассчитывайте своё время подготовки к лекции!
Общие принципы:
- От простого к сложному, от общего к частному; Самое интересное лучше в середине.
- Резюме каждого подраздела: назывные предложения, вывод.
- Стараться применять положительные утверждения. Например, вместо «на осыпях не растягиваться, не ходить без каскок», говорить «по осыпям ходим только плотной группой и только в касках».
Подготовка к лекции состоит в следующем.
- Изучение литературы (книг, статей);
- Составить письменный план лекции с расчётом по минутам. Некоторые не рассчитывают и не успевают рассказать самое интересное.
- Картинки: нарисовать на бумаге от руки, продумать дизайн, порядок вырисовывания на доске.
- Импровизация. Самая лучшая импровизация – которая заранее отрепетирована. Неплохо заготовить несколько баек.
16 Три вида памяти, четыре темперамента. Восприятие
Все люди (и курсанты, и лекторы) разные. Во-первых это темпераменты:
- сангвиник и холерик – быстро схватывают. Им предпочтительнее быстрый темп изложения и смена тем.
- флегматик и меланхолик – медленнее схватывают, но склонны к более глубокому анализу. Им предпочтительнее медленный темп с более глубоким изложением.
Если темп изложения (перескока с темы на тему) для курсанта некомфортен, он теряет интерес и ничего не усваивает.
Байка: я (флегматик) и мой тренер по самбо (холерик).
В аудитории найдутся и те и другие, поэтому на лекции темп должен быть средним. Лектор должен знать свой темперамент и корректировать темп изложения, чтобы он был ближе к среднему.
Во-вторых есть три вида памяти (восприятия), задействуемые курсантом:
- Слуховая => лектор должен говорить.
- Зрительная => лектор должен показывать: рисовать на доске или показывать на проекторе.
- Моторно-сенсорная. => курсанты должны записывать. Для стимулирования записи лектор должен иногда акцентировать «запишите»; темп изложения должен предусматривать конспектирование. => лучше подходит доска.
Хотя обычно у каждого человека превалирует свой вида восприятия, наилучшее усвоение идёт при задействовании всех трёх видов.
20 Доска или проектор
Презентации более актуальны при докладах на конференциях, когда за выделенные 10-15 минут нужно показать как можно больше своих достижений. На лекции же главное – чтобы слушатели побольше усвоили. Лучше дать немного меньше материала, но чтобы он был лучше усвоен, например выводя формулы.
Как показывает практика, при показе презентаций курсанты ничего (почти) не конспектируют, а слайды перед ними мелькают быстро. Презентации полезны, например, для показа фоток и видео. Но если это фотки снаряжения, то лучше уж показать его вживую.
Доска | Проектор | |
усвоение | + рисуем постепенно | – сразу (можно и постепенно, но так никто не делает). |
конспектирование | + темп рисования ~ соответствует темпу конспектирования | – темп рисования >> конспектирования |
+ лектор даёт столько, сколько сам успеет нарисовать | – лектор стремится дать как можно больше, чего курсанты в таком количестве не усвоят | |
красота картинок | – зависит от художественных способностей лектора | + можно вставлять фото/видео, чужие картинки |
+ курсант легко перерисует картинку к себе в тетрадочку | – фото/видео не подлежит конспектированию | |
электронная версия лекции | – лектор поленится сделать. | + уже готова автоматически: лектор только кидает её в рассылку |
Общий вывод: доска – лучшее средство.
26 Что рисовать на доске
Главное – как можно больше картинок! Почти всё, что говорится, должно быть как-либо отображено на доске.
- Схемы страховки, расположения участников.
- Кроки местности.
- Выводы формул (более актуально для технических дисциплин, но и для туризма тоже работает).
- Графики зависимостей. Это лучше, чем просто рассказать на словах «чем больше – тем меньше,… а потом уже не так сильно….».
- Таблицы сравнения.
- Иерархические диаграммы: mindmap-ы имени Тони и Бари Бьюзен, называемые также картами памяти, картами ума и т. д. Неплохо преуспел в их применении Сергей Ганаховский. Конспект практически любого текста можно представить в виде такой диаграммы, особенно хорошо для гуманитарных предметов. Удивительно, почему ими так мало пользуются преподаватели-гуманитарии? Рекомендуется почитать литературу про них.
34 Пример иерархической диаграммы: классификация страховки
Вместе с курсантами составить.
Страховка.
- По расположению верёвки.
- Нижняя (картинка с человечком и стрелочками)
- Верхняя (картинка с человечком и стрелочками)
- Перильная (картинка с человечком и стрелочками)
- Самостраховка на усе.
- Тактика.
- Перила (картинка с человечками).
- Попеременная (две картинки с человечками).
- Одновременная.
- С промежутками (картина с человечками и стрелочками).
- На гребне (картинка с человечками и элементами гребня)
- На закрытом леднике (картинка с человечками и ледником).
44 Как: очевидные вещи
- Голос:
- ГРОМКО! Перекричать болтунов на предпоследнем ряду.
- Речь: грамотная, литературная. Можно тренировать всю жизнь.
- Дикция: хорошая.
- Шрифт, размер картинок:
- КРУПНО! С задних рядов должно быть видно без бинокля.
- Продуманный дизайн: чтобы надписи и картинки были логично расположены, не наезжали друг на друга, занимали всё пространство доски.
- Порядок рисования/стирания должен быть продуман. Лучше всего по-русски: слева направо, сверху вниз. Прежде чем стирать, дать, чтобы курсанты записали/зарисовали.
- Отойдите, за вами не видно!
- Двигаться, ходить туда-сюда, жестикулировать. Движущийся объект привлекает внимание, если оно у курсантов по какой-то причине притупилось.
- Одежда: представительная. Иначе не будут воспринимать всерьёз лектора и информацию, исходящую от него.
Чего делать нельзя (проговаривается без рисования на доске). Нельзя сидеть за столом и тихо что-то бормотать. Нельзя рисовать пришедшую в голову мысль в первом попавшемся месте доски, поверх старого. (Пример: Илья Дьяконов) Нельзя стирать сразу после рисования.
52 Как: дополнительные полезные вещи
- Диалог. (а) стимулирует курсантов к активной работе; (б) обратная связь лектору: (меня кто-нибудь слушает, или уже совсем ничего не понятно?).
- Со всеми: «А что дальше?... Я забыл, кто подскажет?». Здесь недостаток: работают только самые активные.
- Лично с каждым (с некоторыми самыми перспективными): «Рома, скажи, какой ещё есть способ страховки?».
- вопрос на да/нет к аудитории, например: «Поднимите руки, кто любит таскать тяжёлые рюкзаки?».
- Блиц-опрос на 5-7 минут в начале занятия. Впервые я увидел у С. П. Андреева, который преподавал у нас теоретическую механику и квантовую механику. В начале каждой лекции или семинара преподаватель проходит по списку курсантов и каждому задаёт простой вопрос по предыдущим лекциям, требующий развёрнутого ответа и даёт на размышление 5-7 секунд. Например «что такое нижняя страховка». Можно задавать более сложные вопросы, но развитие темы предлагать следующему курсанту. При ответе/неответе преподаватель ставит плюсик/минусик в свою книжечку. При неответе следующему курсанту задаётся тот же вопрос, при ответе – следующиему курсанту задаётся следующий вопрос. Если три курсанта подряд не ответили на один вопрос, ответ на вопрос объясняется преподавателем.
В итоге (а) курсанты более собраны, читают предыдущие лекции, (б) у преподавателя обратная связь: кто-нибудь что-нибудь усваивает или нет; (в) выявляются сильные и перспективные курсанты, которым, по-видимому, следует уделять наибольшее внимание. Вопросы к блиц-опросу преподаватель конечно же должен готовить заранее.
- Байки из жизни лектора или известных ему людей. Или анекдоты. Но только в тему.
- Демонстрационные материалы: например железки, огрызки верёвок.
- Тут поможет ассистент: пока лектор что-то говорит, ассистент, например, одевает на себя железо.
- Раздаточные материалы. Если курсантов немного (человек 20-30), лектора не напряжёт распечатать и раздать, например, список снаряжения, пример раскладки и т. д.
60 Байка
О том, как я преподавал общую физику в МГТУ им. Баумана. Как студенты относятся к блиц-опросам. Как я предлагал студентам вместо защиты задачи из ТДЗ сдать физнорматив или пробежать МБ. Как Саша Коваль пробежал МБ, хотя уже имел зачёт по физике.
Тренировки (практические занятия)
66 Особенности
Лучше начинать с отдельных элементов, а к сложным системам переходить, когда элементы будут отработаны почти идеально. Особенности тренировок:
- Больше времени. Давление времени на инструктора послабее, чем на лекции.
- Активность курсантов: есть возможность работать руками => объяснений поменьше, путь работают.
Эффективность времени на тренировке (ЭТ) <1. Есть понятие: Эффективность времени на тренировке (ЭТ):
ЭТ=<развивающая работа>/(<развивающая работа> + <сервисное время> + <отдых>).
Примеры ЭТ<1.
- Скалолазание: один страхует, другой лезет => ЭТ<=0,5.
- Отработка личной техники в борьбе: один бросает, другой падает =>ЭТ=0,5.
- Борьба: 5 мин боремся, 5 мин отдыхаем (т. к. иначе все устанут и будет не борьба а топтание на месте).
- Разминка: новичка она развивает, а для мастера спорта это сервисное время.
Вывод: ЭТ практически всегда меньше единицы. Однако нужно разработать занятие так, чтобы ЭТ было повыше.
70 Эффективность времени на тренировке
При командной работе ЭТ – это среднее ЭТ всех участников.
Примеры занятий с низкой ЭТ.
- Тренировка по провеске перил на льду водоёма или на склонах. В реальности работает лидер, и то не всё время, а также частично страхующий и замыкающий – тоже далеко не всё время. В итоге в команде из 5 человек ЭТ~0,2..0,3. Картинка расположения участников. Варианты повышения ЭТ:
- снизить размер бригады до 2-3 человек;
- вообще не отрабатывать перильную тактику, заменить одновременкой или попеременкой.
- Подъём тяжелопострадавшего по всем правилам. Для этого нужен транспорт, пострадавший, страхующий и не менее двоих тянущих – 5 человек. Картинка расположения участников. При этом работает фактически только тот, кто собирал полиспаст и тот, кто собирал вишню – систему подвеса транспорта и пострадавшего. В зависимости от высоты подъёма (а нужно поднять высоко, чтобы люди это прочувствовали) получается ЭТ~0,02..0,1. Чтобы каждый что-то отработал по разу, нужно повторить упражнение не менее 5 раз со сменой ролей. Варианты повышения ЭТ при отработке подъёма/спуска пострадавшего.
- Отрабатывать не подъём/спуск по всем правилам, а вариант Сергея Веденина: снятие пострадавшего, висящего на перилах, в одиночку. => ЭТ=0,5.
Таким образом, чтобы повысить ЭТ, надо.
- Как можно более мелкие бригады (связки).
- Придумывать упражнения, которые можно выполнить в малых бригадах (должно быть достаточно снаряжения!). Несмотря на то, что отрабатывать будем не совсем то, что предстоит.
- Больше времени уделять отработке «мелких элементов» – некомандной работе с ЭТ=1. Например вкручивание буров, создание станций, создание полиспаста для подъёма рюкзака. Ну и конечно же узлы.
И поменьше слов, побольше пусть люди работают, по ходу их можно поправить.
80 Общие слова
- Инструктор не входит ни в какую бригаду (связку): ходит от одной бригады к другой и даёт советы.
- 20 курсантов на одного инструктора – это слишком много. Желательно иметь не более 6 курсантов на инструктора/стажёра, а в идеале – одного инструктора или стажёра на 3 курсантов.
- Иногда требуется подготовка «трассы», например «протяжённый технический этап». Можно дать курсантам простые задания, например на «мелкие элементы», а инструктор пока побежит готовить трассу. Потом выпустить на трассу первую бригаду, пока подготавливается вторая половина трассы.
85 Откуда взять стажёров
Кидать клич в клубную рассылку бесполезно. Нужно звонить каждому лично и уговаривать. Причём начинать заранее, хотя бы за 2 недели.
80 Байка
Как я проводил занятие «ТГТ, протяжённый технический участок». Как неожиданно пришло 18 человек. Как я заставил Олю Мартыненко и Настю Горячеву инструкторствовать. Какая низкая получилась ЭТ.
87 Заключительное слово
Преподаватель – непростая профессия. Что-то приходит с опытом преподавания, а что-то можно изучить отдельно. Рекомендую:
- Изучить ораторское искусство.
- Освоить применение иерархических диаграмм Бьюзенов.
- Поучиться быстро рисовать красивые картинки, чтобы рисовать потом на доске.
- Почитать про НЛП (нейролингвистическое программирование).
- Потренироваться излагать мысли с применением только положительных утверждений.