Положение о школах спортивного туризма

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Версия от 23:28, 9 сентября 2010; Zaya (обсуждение | вклад) (Права и обязанности руководства школы)

Перейти к: навигация, поиск

Положение о школах спортивного туризма ПГЛ НП «ТК МГТУ»

История изменений


Дата Версия Автор редакции Комментарий
10.09.10 3 Зайцев А.А. Разработка единого положения о Школах туристской подготовки
28.09.09 2 Ганаховский С.А. Дополнения по мотивам обсуждения в рассылке Leaders
26.09.09 1 Ганаховский С.А. Исходная версия

Цели проведения школ

  • Подготовка слушателей к спортивным походам 1-3 к.с., повышение туристской квалификации.
  • Привлечение в клуб новых членов.
  • Повышение инструкторского и преподавательского уровня членов клуба.

Порядок организации школы

Школы организуется несколько раз в год и имеют специализацию по направлениям туризма (пешие, горные, лыжные, водные, велосипедные и т. п.). Также, в зависимости от уровня подготовки и объема специальных знаний, различают несколько ступеней школьной подготовки:

  • школы первой ступени - школы начального уровня (НУ), на которых даются общетуристические знания, приобретается опыт путешествий, осваиваются приемы выживания в условиях дикой природы. Успешно закончившие школу готовы к участию в походах 1кс.
  • школы второй ступени - школы базовой туристической подготовки (БТП), готовят к походам 2 кс и дают необходимый объем знаний и навыков для уверенного передвижения в реальной горной местности.
  • школы третьей ступени - продолжение курса БТП. Слушатели школы более углубленно изучают специальную технику и снаряжение, готовятся к участию в походах 3 кс.
  • школы четвертой ступени - школы специализированного уровня (СТП), слушатели которых, помимо узкоспециализированных знаний и навыков, необходимых для участия в походах высоких категорий сложности, получают также знания в области управления группой и методические навыки (инструкторский блок).

Решение о проведении очередной школы того или иного направления принимается руководством клуба и зависит от наличия ключевых ресурсов - состава руководства школы и минимального кворума слушателей.

Традиционные периоды проведения школ (по опыту прошлых лет):

  • школа пешего туризма 1 ступени (сентябрь-октябрь, походы 1 кс на ноябрьские праздники)
  • школа лыжного туризма 2 ступени (ноябрь-декабрь, походы 1 кс на НГ каникулы и 2 кс на студенческие каникулы в январе)
  • школа горного туризма 1 ступени (февраль-апрель, походы 1 кс на майские праздники)
  • школа горного туризма 2 ступени (март-июнь, походы 2 кс в июле-августе)
  • школа водного туризма 2 ступени (февраль-апрель, походы 2 кс на майские праздники)

Для организации школы необходимы следующие шаги:

  • включить школу в план работы на полугодие
  • провести рекламно-информационную кампанию
  • провести организационное собрание, на котором утвердить:
    • начальника школы
    • руководителей школьных отделений
    • календарный план и состав занятий
    • изменения в программе обучения, нововведения
  • официально утвердить план школы (исполнительный директор НП «ТК МГТУ» и председатель МКК от лица МКК)
  • заявить школу (в случае принятия такого решения)
  • обеспечить преподавательско-инструкторский состав
  • сформировать методическую комиссию

Руководство клуба занимается обеспечением инфраструктуры школы:

  • аудитории
  • пропуска
  • необходимое оборудование (доска, проектор, звук и т.п.)
  • поддержка информационных ресурсов (сайт, рассылки, база данных участников)
  • общеклубное снаряжение для практических выходов и занятий
  • помещение и условия для тренировок

Руководство школы занимается обеспечением методического и учебного процесса:

  • обеспечение школы лекторами и инструкторами
  • конспекты лекционных материалов
  • презентации
  • раздаточный материал
  • задания для самостоятельной проработки и тесты
  • контроль посещаемости
  • оценка уровня знаний
  • практические выходы и тренировки

Руководство школы включает в себя:

  • начальника школы
  • руководителей школьных отделений
  • методическую комиссию
  • представителей МКК по данному виду

Описание курса

Курс школы включает в себя:

  • теоретические занятия 90-120 мин/нед
  • физические тренировки 180 мин/нед
  • практические занятия (выходы) 3-5 дней/мес
  • домашние задания и контрольные работы (тесты)

Обязательными мероприятиями курса являются:

  • ключевые лекции
  • сдача нормативов
  • проверка на местности
  • зачёт школы

По усмотрению руководителей школы в курс школы могут включаться дополнительные необязательные занятия.

Походы, к которым готовит школа, частью курса школы не являются и представляют собой самостоятельные мероприятия.

По итогам прохождения школы командиры, МКК и руководство клуба принимают решение о допуске слушателя к участию в категорийном походе (см. «Положение об МКК»)

По итогам курса слушателю выдается сертификат НП «ТК МГТУ» о прохождении школы.

Права и обязанности руководства школы

Руководство школы обязано:

  • иметь достаточный туристский опыт (в т. ч. и опыт руководства) по данному виду туризма
  • следовать уставу, положениям и правилам НП «ТК МГТУ»
  • отчитываться перед руководством клуба
  • обеспечить и контролировать учебно-методический процесс
  • составить и утвердить план занятий школы
  • заявить школу официально (в случае принятия такого решения)
  • наблюдать за успехами слушателей
  • присутствовать на контрольных мероприятиях
  • выдавать рекомендации по участию слушателей в спортивных походах

Руководство школы имеет право:

  • ставить эксперименты в учебно-методическом процессе
  • менять программу школы по своему усмотрению с согласия руководства клуба
  • принимать решения об отчислении слушателей
  • запрашивать помощи у руководства клуба

Требования к слушателям

  • Слушатели обязаны подчиняться пунктам данного положения, правилам внутреннего распорядка МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также клубным правилам, описанным в уставе и других положениях.
  • Для прохождения школы в полном объеме слушатели должны предоставить медицинскую справку о допуске к занятиям спортивным туризмом.
  • При поступлении в школу слушатель заполняет анкету и расписывается в том, что он ознакомлен с правилами проведения школы. (см. Приложения 1 и 2)
  • В течение обучения со слушателей взимается ежемесячный взнос, эквивалентный текущему ежемесячному членскому взносу (см. положение «О членстве»).
  • Слушатели обязуются посещать занятия. Для пропуска занятий необходима уважительная причина.
  • Слушатели обязуются выполнять домашние задания и проверочные тестирования после занятий.

Нарушение требований слушателями может послужить причиной их отчисления из школы, причиной не допуска к походу .

Требования к преподавательско-инструкторскому составу

  • Туристский опыт участия не менее 4 к.с. по данному виду туризма
  • Преподаватели и инструкторы обязаны подчиняться требованиям к методическому процессу

Требования к организации методического процесса

  • Количество преподавателей:
    • Теоретические занятия: 2(желательно) -1 чел.
    • ОФП: 1 чел
    • Выходы, не связанные с отработкой техники: 1 чел на группу
    • Выходы, связанные с отработкой техники: из расчета 1 чел на группу из 5х
  • В рамках школы формируется методическая комиссия, в задачи которой входит контроль и унификация содержимого занятий школы, а также наставничество преподавателей.
  • Преподаватель обязан предоставить план-конспект занятия, а также контрольные вопросы к теоретическому занятию (в форме теста, т.е. с вариантами ответа) в методическую комиссию не позднее, чем за 1 неделю до занятия.
  • Методическая комиссия рассматривает, корректирует и утверждает план занятия.
  • Скорректированный план-конспект, проверочные вопросы и прочие материалы заносятся в БД «wiki», проверочные вопросы заносятся в функциональность он-лайн тестирования.
  • После проведения занятия преподаватель пишет краткий отчет в БД «wiki» на страничке плана-конспекта.

От имени Совета НП ТК МГТУ:

Председатель Совета НП ТК МГТУ

Коренчук Иван Владимирович_________________________________


Исполнительный директор

Ганаховский Сергей Александрович__________________________________


________________2009