Перевал Кшемыш

Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
Версия от 13:49, 15 мая 2010; Muka (обсуждение | вклад) (Спуск)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Формальные

Категория трудности
Высота 4300
Характер ледово-скальный
Ориентация запад-восток

Карта

Map kshemysh.GIF

Описания

2008 г. Перекусываем, достаем все снаряжение и связываемся. Перевал скально-ледовый. Нижняя часть склона снежно-ледовая, перерезанная посредине несложным бергшрундом. Верхняя часть представляет собой сильно разрушенные скалы средней крутизной около 45°.

Поднимаемся по фирну в кошках и связках до бергшрунда. Выше - склон ледовый. Движение - по перилам, первый идет с ледовым инструментом. После 6 веревок льда около 45° выходим на скалы, которые в этом месте довольно крутые (Рис. 10). Скалы очень разрушенные, часто самопроизвольно сыпет. Страховку организовывать сложно: закладные элементы класть практически некуда, монолитных выступов под петли - не много. Провешиваем еще 2 веревки перил: сначала вправо-вверх по внутреннему углу к скальному острому выступу, затем - прямо вверх. Далее вверх ведет осыпной склон с небольшими выходами скал и простыми полками, по которым можно идти пешком.

Две последние веревки оставили на склоне для спуска в целях экономии времени. Как впоследствии выяснилось, это было серьезной ошибкой. Скалы очень сыпучие. Пока мы ходили на перевал, нам побило камнями обе веревки: динамическую повредило в 10 метрах от конца, а статическую - посредине. Пришлось завязать на веревках узлы, что усложнило пользование веревками на протяжении всего похода.

На перевал вышли в 15:30. Общее время подъема на перевал от подножия составило 5 часов. Перевал Кшемыш (4180, 2Б) расположен в Туркестанском хребте между вершиной Кшемыш-Баши и скальным массивом Ак-Терек. Соединяет долину р. Кшемыш и верховья р. Ак-Терек. Ориентация: северо-запад - юго-восток. С южной стороны видна часть Алайского хребта. На севере - ледник Кшемыш, пик Андреева и перевал Щуровского. Седловина скальная, на перевале можно поставить несколько палаток. Вода внизу на леднике.

2005 г. Неудачное прохождение в походе Кузаняна. На следующий день был запланирован проход перевала Кшемыш (2Б), на снежном взлёте которого виднелся нехилый берг. Ясно было, что завтра нам перевал не пройти, так как надо было сначала подойти под него, а затем ещё и провесить верёвки, а на следующий день уже идти. Так мы потеряли третий день запаса - днёвку.

Утром вдобавок выяснилось, что забурились мы не туда, впереди - почти отвесная стена, пришлось отходить назад, где скалы более пологие. Поставив лагерь на леднике (нашли маленький моренный островок среди льда и множества ручьёв), пошли провешивать перевал, хотя бы насколько это было возможно. Издалека казалось, что перевал вообще не проходим, что стена 90 градусов, но подойдяя ближе выяснилось, что всё не так уж плохо. Решили что до берга дойдём без верёвок и с рюкзаками, и провесили всего одну верёвку через берг и выше (высота берга составляла метра 3-4). Дима повесил верёвку на ледорубах, т.к. склон был снежный.

На следующий день вышли с рассветом, и вскоре убедились, что через берг с рюкзаками не пролезть (там был чуть ли не ледовый карниз), поэтому рюкзаки вытаскивали параллельно отдельной верёвкой. Татьяну тоже пришлось вытаскивать - она лезла с трудом. Дима тем времеменем провешивал верёвки, коих получилось ещё 4 с половиной. Все крепились на ледорубах (по причине снежного склона) и лишьсамая верхняя - на бурах (там обнаружился лёд).

Там где закончился снег и лёд, начиналась вертикальная стенка скал. Я полез в обход, и с трудом всё же нашёл проход, иногда держась на "честном слове" - скалы были хрупкими. Мне удалось даже найти старую петлю, переброшенную через выступ скалы. Я продублировал точку и повесил верёвку. До вечера удалось пролезть всем участникам и вытащить пару рюкзаков. До перевальной седловины ещё непонятное количество верёвок, я сходил на разведку, но лучшей полочки для ночёвки не нашёл. Погода портилась, повалил снег. Пристраховавшись мы кое-как укрепили тент от палатки, залезли под него, подстелив палатку под себя и накрывшись спальниками. Кирилл, Дима и Александра ночевали под другим тентом.

Тент заваливало снегом, он проседал и протекал, однако мы кое-как спали. В проловине второго ночи к нам пожаловали Дима и Саша, ссылаясь, что мёрзнут. Нам пришлось их впустить, но в оставшуюся часть ночи в такой давке удавалось уснуть не всем. К утру снег стих, но ветер не прекращался. Нам вылезать не хотелось, и выползли мы только в 8.

Сначала повытаскивали рюкзаки, затем я пошёл провешивать следующую верёвку. Снега нападало сантиметров 25, идти было трудно, так как было не ясно, что за скалы под ногам. Вчера вечером я приметил точку со старой петлёй, но сегодня не мог найти её. Пришлось делать новую, как впоследствии выяснилось, в двух метрах от заснеженной старой.

Следующую верёвку провешивать было сложнее: под снегом кое-где скрывался лёд, поэтому не за что было ухватиться. Возвращаться и одевать кошки не хотелось. Пройдя траверсом левее, удалось найти проход в скалах, но дальше опять под снегом скрывался лёд, я и повесил верёвку на бурах. Первым по ней прижумарил Кирилл, он меня и выпустил в туалет на страховке (иначе было бы опасно).

Следующую верёвку я вешал крайне долго: три попытки идти в разных направлениях заканчивались непроходом. Дело уже шло к вечеру, что грозило обернуться очередной ночёвкой на полочке. Этого никому не хотелось. Решили перейти со скал на лёд (ледовый кулуар был правее по ходу). Пришлось повесить косые перила по скалам, маятник и трудные места были обеспечены. С рюкзаком пролезли не все. Параллельно, пока не стемнело, отправили Диму провешивать перила по льду. До верха опять не хватило, нарастили верёвку, но по перегиба опять недостали. На глаз оставалось метров 30.

К тому моменту, как сгустились сумерки, я вылез на последнюю точку. Встегнул свободный конец верёвки для подстраховки, но она закончилась раньше перегиба. Последние метров 20 аккуратно пролез без верёвки и очутился на залитой лунным светом седловине перевала. Время было 22 часа (по нашему времени, операжающему местное на 2 часа). Ещё в течение четырёх часов вылезали остальные участники, кто с рюкзаком, а кто и без. Последней прошла Лена - она боялась идти 20 м без перил, и специально для неё пришлось провешивать. На сей раз позаботились не оставить внизу палатку, благо что на перевале было под неё место.

Итак, наконец мы заночевали в палатке, на пер. Кшемыш (2Б, 4300), а не на полочке. Мы разместились всемером в одной палатке (5-местной), но, как говорится, "в тесноте, да не в обиде". Одиннадцать верёвок подъёма позади, хотя завтра нам ещё предстоит затащить 3 рюкзака и снять верёвки. Наскоро поужинали (первый раз за два дня) и спать. Записка говорила о том, что уже как 7 лет на перевале никого не было.

16 августа. Страшно отстаём от графика. Да ещё и примус плохо работает - удалось лишь разогреть воду, но карпюр заварился. Спустились в долину р. Ак-Терек, вечером повалил снег, а мы подумывали над изменением маршрута. Решили заменить перевалы Айланыш и Дарапиоз перевалом Матча, что позволяло сократить маршрут и восстановить график.

1976 г. Одно из многих описаний в МГЦТК. Перевал Кшемыш - самое глубокое понижение в хребте, соединяющем массив Ак-Терека с в.Кшемыш-Баши в Туркестанском хребте. Подход к нему как из Воруха, так и со стороны долины Ак-Терека описан в книге Л.А.Максимова "Матчинский горный узел".

При подъеме на перевал с севера заночевать лучше всего на островках поверхностной морены л.Кшемыш, напротив перевального взлета (высота 3650 м.)

Перевальный взлет представляет собой в нижней части ледовый склон крутизной до 45 градусов (250 м), рассеченный двумя бергшрундами. В верхней части - скалы средней сложности (45 градусов, 300 метров). От ночевки вышли 15 сентября в 7 часов утра. Подход к нижнему бергшрунду (высота 3740 метров) занял 1 час. Крутизна взлета перед бергшрундом до 35 градусов (100 метров). Под бергшрундом одеваем кошки и преодолеваем его с крючьевой страховкой по ненадежному мостику. Выше - более крутой ледовый склон (40-45 градусов, 150 метров) с тонким слоем снега, который выводит к верхнему бергшрунду. Кошки местами не держат, приходится вешать перила. Преодоление этого участка заняло около 2 часов. Еще час мы потратили на безуспешные попытки перейти верхний бергшрунд по снежным мостам(все они оказались из свежего снега). На одном из участков самому высокому из нас удалось дотянуться до противоположного склона бергшрунда и ввинтить в него ледобурный крюк. Остальные участники по перилам перешли бергшрунд и по крутому льду (50 градусов, 30 метров) вышли к подножью скального участка перевального взлета (высота 3850 метров).

Отсюда поднимаются обычно или прямо вверх, или траверсируют под скалами вправо - к неявной ложбинке над огромным черным камнем. Мы выбрали последний вариант. Подъем по любому пути камнеопасен, однако прошедший накануне снегопад "замуровал" камни, что существенно снизило опасность камнепадов.

Наиболее сложны на скальном участке первые 100 метров. Здесь много гладких монолитных плит, присыпанных снегом. Идти приходится с крючьевой страховкой. Верхняя часть перевального взлета проще, имеет примерно одинаковый характер, поэтому пути подъема здесь могут быть самые различные. На преодоление скального участка мы затратили 3,5 часа и в 17 часов вышли на перевал. В целом, подъем на перевал от ночевки занял 8,5 ходовых часов, набор высоты 360 метров.

Седловина перевала скальная, тур в центре перемычки. Отсюда открывается великолепный вид на сверкающие белизной Зеравшанский и Алайский хребты.

Спуск с перевала в долину Ак-Терека не сложнее 1А. Прямо с перевала выходим на ровное снежное плато ледника Герез и через 10-15 минут спускаемся к левобережной морене, где останавливаемся на ночлег.

На следующий день идем вних по этой морене до языка ледника Герез, переходим на правый берег вытекающего из него ручья и по моренам спускаемся в долину(40 минут). От языка ледника Ак-Терек по правому берегу реки идет хорошая тропа, которая через 1 час выводит к летовке под левобережной мореной ледника Матча.


Фотографии

Подъем

Матча Леша 042.jpg

F 7.jpg

F 9.jpg

Седловина

Ksemysh sedlo.jpg

Спуск

Kshemysh back.png