Снежные занятия — различия между версиями
Материал из Библиотека ТК МГТУ им. Н. Э. Баумана
SG (обсуждение | вклад) |
SG (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Указания по проведению снежного занятия]] - теоретическая часть | [[Указания по проведению снежного занятия]] - теоретическая часть | ||
− | *Вводная | + | *'''Вводная''' |
**Снег в горах | **Снег в горах | ||
***Характеристика снежного покрова в зависимости от структуры снега. | ***Характеристика снежного покрова в зависимости от структуры снега. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
**[[Работа с ледорубом]] | **[[Работа с ледорубом]] | ||
**Определение крутизны склона: http://www.piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html | **Определение крутизны склона: http://www.piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html | ||
− | *Содержательная часть: | + | |
+ | |||
+ | *'''Содержательная часть (демонстрация)''': | ||
**[[Формирование ступеней]]. Движение плотной группой со сменой лидера (лидер делает шаг в сторону и становится последним). Ступени формируются на полную ступню, min - 1/2 ступни на жестком снегу. (Доп. см. http://www.skif.msk.ru/metodlib/snow.html) | **[[Формирование ступеней]]. Движение плотной группой со сменой лидера (лидер делает шаг в сторону и становится последним). Ступени формируются на полную ступню, min - 1/2 ступни на жестком снегу. (Доп. см. http://www.skif.msk.ru/metodlib/snow.html) | ||
**Подъем, пересечения ([[траверс по снегу|траверс]]) и [[спуск по снегу|спуски]] по склонам различной крутизны со снегом разного характера. | **Подъем, пересечения ([[траверс по снегу|траверс]]) и [[спуск по снегу|спуски]] по склонам различной крутизны со снегом разного характера. | ||
Строка 26: | Строка 28: | ||
**[[Использование кошек при движении по твердому фирну или насту]]. (Теор. упомянуть) | **[[Использование кошек при движении по твердому фирну или насту]]. (Теор. упомянуть) | ||
[[Указания по проведению снежного занятия - практическая часть]] | [[Указания по проведению снежного занятия - практическая часть]] | ||
− | *Практика (упражнения) (Приемы техники передвижения по снежным склонам отрабатывать в последовательности нарастающей трудности): | + | |
+ | |||
+ | *'''Практика''' (упражнения) (Приемы техники передвижения по снежным склонам отрабатывать в последовательности нарастающей трудности): | ||
**работа с ледорубом: | **работа с ледорубом: | ||
***Отработка перехвата на месте, критерии длины темляка. | ***Отработка перехвата на месте, критерии длины темляка. |
Версия 21:13, 1 марта 2005
Указания по проведению снежного занятия - теоретическая часть
- Вводная
- Снег в горах
- Характеристика снежного покрова в зависимости от структуры снега.
- Суточные изменения состояния снега.
- Годовые изменения состояния снега.
- Зависимость приемов передвижения по снегу от состояния снега.
- Формы снежной поверхности (коротенько)
- Влияние рельефа местности, ветра, интенсивности осадков и температуры на образование различных форм снежного рельефа: снежные и фирновые поля, закрытые ледники, снежные мостики, фирновый цирк, снежный склон, подгорная трещина, снежный кулуар, конус выноса, гребень, карнизы.
- Влияние форм снежной поверхности на технику передвижения.
- Зависимость приемов от крутизны и состояния снежной поверхности.
- Особенности передвижения по снегу
- Возможность вытаптывания или выбивания ступеней,
- использование кошек на твердом снегу,
- применение скольжения.
- Возможность почти повсеместной организации точек опоры для (само)страховки
- Работа с ледорубом
- Определение крутизны склона: http://www.piligrim-andy.narod.ru/text/krut.html
- Снег в горах
- Содержательная часть (демонстрация):
- Формирование ступеней. Движение плотной группой со сменой лидера (лидер делает шаг в сторону и становится последним). Ступени формируются на полную ступню, min - 1/2 ступни на жестком снегу. (Доп. см. http://www.skif.msk.ru/metodlib/snow.html)
- Подъем, пересечения (траверс) и спуски по склонам различной крутизны со снегом разного характера.
- Подъем на параллельных ступнях, “елочкой”, “зигзагом”, “подъем в три такта”.
- Пересечение склонов на параллельных ступнях (боком к склону) и “в три такта” (лицом к склону), смена направления движения.
- Спуски лицом вперед и лицом к склону (“в три такта”).
- Скольжение на ногах с опорой на ледоруб при спусках по безопасным склонам.
- Использование кошек при движении по твердому фирну или насту. (Теор. упомянуть)
Указания по проведению снежного занятия - практическая часть
- Практика (упражнения) (Приемы техники передвижения по снежным склонам отрабатывать в последовательности нарастающей трудности):
- работа с ледорубом:
- Отработка перехвата на месте, критерии длины темляка.
- Отработка смены положений ледоруба: самостраховка слева – само-задержание; ношение – самозадержание; самостраховка справа – самозадер-жание (через перехват).
- Отработка перехватов из положения стоя с контактом штычка ледо-руба с плотным снежным склоном.
- Отработка самозадержания из положения стоя на ровном месте.
- передвижение по некрутым снежным склонам, подъем, пересечение и спуск на параллельных ступнях лицом в сторону движения с ледорубом, изготовленным к самостраховке;
- передвижение по снежным склонам средней крутизны с мягкой поверхностью. Подъем “елочкой”. Пересечение склона на параллельных ступнях с опорой на ледоруб. Спуск с выбиванием ступеней ударом каблука. Движение совершается лицом к направлению движения;
- передвижение по плотному (жесткому) снежному склону средней крутизны. Подъем боком к склону и к направлению движения или зигзагом. Пересечение склона производится, как в предыдущем случае.
- Спуск боком к склону приставным шагом или зигзагом. Ступени выбиваются рантом ботинка. Ледоруб используется как опора;
- передвижение по крутому снежному склону (“в три такта”). Подъем лицом к склону с выбиванием ступеней носком ботинка и использованием ледоруба, воткнутого в склон, для создания дополнительной точки опоры.
- Пересечение склона боком к направлению движения. Спуск спиной к направлению движения, лицом к склону.
- работа с ледорубом:
Во всех случаях маршрут указывается в виде буквы “П”, одна из вертикальных сторон которой — подъем, горизонтальная — пересечение склона, а другая вертикальная сторона — спуск.
Общая длина маршрута — 50—60 м.
Инструктор находится в середине фигуры, образованной маршрутом.
Еще один вариант:
- Склон 20° - 30°. Подъем, траверс и спуск с подробным объяснением техники движения. 2 – 3 раза со сменой ведущего на подъеме.
- Склон 30 – 45°. Движение вверх зигзагом, спуск вертикально. Повто-рить 2 – 3 раза.
- Склон 40 - 50°. Подъем, траверс, спуск в три такта. 2 – 3 раза.
- Склон 30 - 40°. Подъем по ступеням (сохранение), траверс, спуск глиссером. Добавлять остановки, повороты, прыжки, 5 – 7 раз.
- Склон 30 – 40°. Подъем по ступеням (сохранение), траверс, срыв с самозадержанием. Добавлять перекаты. Повторить 6 - 8 раз. (после обеда)
Взято отсюда: http://hibaratxt.narod.ru/alpin/cherepov/index7.html http://takt.tomsk.ru/t/lib/VGGbook/TurBook.rar