Занятия, проведенные отделением Чушева — различия между версиями
Shurik (обсуждение | вклад) |
Shurik (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
участницами. Отработали: | участницами. Отработали: | ||
− | *Подъем "грудь-нога": с двумя прусиками, жумар+прусик, узел Бахмана+прусик. (кстати, остался открытым вопрос является ли узел Бахмана средством страховки) | + | *Подъем "грудь-нога": с двумя прусиками, жумар+прусик, узел Бахмана+прусик. ([[кстати, остался открытым вопрос является ли узел Бахмана средством страховки]]) |
*Спуск дюльфером по перилам без верхней страховки (прусик+восьмерка)(основной упор делался на правильный переход через перегиб) | *Спуск дюльфером по перилам без верхней страховки (прусик+восьмерка)(основной упор делался на правильный переход через перегиб) | ||
*Лазание под верхнюю страховку по башне, страховка "через себя" через восьмерку. | *Лазание под верхнюю страховку по башне, страховка "через себя" через восьмерку. | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
и стала травить через восьмерку. Кроме того неправильная работа ногами - когда начинается полет ноги нужно переставить ниже. | и стала травить через восьмерку. Кроме того неправильная работа ногами - когда начинается полет ноги нужно переставить ниже. | ||
− | + | ==Уже в карьере отрабатывали:== | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
+ | === Организация верхней страховки через карабин, спуск по двойной веревке дюльфером === | ||
+ | *'''Цель, задачи''' - Научить готовить точку для верхней страховки, научить правильно спускаться по перилам, закрепленным не одним концом в точке, а пропушенным через карабин (или ролик). | ||
+ | *'''Число участников, требования к ним''' - 6 участников, требования стандартные, обязательно каски! | ||
+ | *'''Число инструкторов, замечания по безопасности''' - один руководитель, то бишь я. Безопасность обеспечивается: перед | ||
+ | спуском с большой высоты (как на главном бастионе) желательно провести занятие (отработать правильный выход через | ||
перегиб) в более простом месте; Не подпускать к краю без страховки; перед началом спуска обязательно проверка | перегиб) в более простом месте; Не подпускать к краю без страховки; перед началом спуска обязательно проверка | ||
− | |||
правильности пристежки и разрешение руководителя начинать спуск; желательно нахождение внизу еще одного инструктора | правильности пристежки и разрешение руководителя начинать спуск; желательно нахождение внизу еще одного инструктора | ||
− | |||
(у нас не было) | (у нас не было) | ||
− | *Снар. личное - система, каска, 3 карабина, восьмерка, прусик (лучше 2), перчатки (не уверен стоит ли требовать с участников рукавицы, но было бы неплохо) | + | *'''Снар. личное''' - система, каска, 3 карабина, восьмерка, прусик (лучше 2), перчатки (не уверен стоит ли требовать с участников рукавицы, но было бы неплохо) |
− | *Снар. групповое - 50м, 40м, 30м, несколько кусков по 15..20м для точки, ролик | + | *'''Снар. групповое''' - 50м, 40м, 30м, несколько кусков по 15..20м для точки, ролик |
− | требования к месту проведения - Наличие надежных точек крепления наверху, выраженный перегиб наверху, высота | + | *требования к месту проведения - Наличие надежных точек крепления наверху, выраженный перегиб наверху, высота метров 5 минимум |
− | + | Пришли наверх, там торчат трубы. Посмотрели примерно три коридора, где повесим веревку. Сверху нифига не просматривается, поэтому вешаем приблизительно. Вспоминаем, как крепить к трубам - схват, стремя, булинь. Крепим к трубам оттяжки из веревок по 10..15..20м, на конце восмерка с карабином (в | |
− | метров 5 минимум | ||
− | |||
− | |||
− | , где повесим веревку. Сверху нифига не просматривается, поэтому вешаем приблизительно. Вспоминаем, как крепить к | ||
− | |||
− | трубам - схват, стремя, булинь. Крепим к трубам оттяжки из веревок по 10..15..20м, на конце восмерка с карабином (в | ||
− | |||
одном из трех карабинов ролик). Длина оттяжки такая, чтобы при нагрузке карабин висел за перегибом, но не слишком | одном из трех карабинов ролик). Длина оттяжки такая, чтобы при нагрузке карабин висел за перегибом, но не слишком | ||
− | |||
далеко. При необходимости длину оттяжки временно можно уменьшить завязав на ней австрийский проводник. Через | далеко. При необходимости длину оттяжки временно можно уменьшить завязав на ней австрийский проводник. Через | ||
− | |||
какрабин на конце оттяжки пропускаем основную веревку (50, 40 или 30м), далее блокируем обязательно концы | какрабин на конце оттяжки пропускаем основную веревку (50, 40 или 30м), далее блокируем обязательно концы | ||
− | + | ("закольцовываем") этой веревки встречной восьмеркой, обычной восьмеркой ([[??? можно ли]]) или проводники-восмерки на | |
− | ("закольцовываем") этой веревки встречной восьмеркой, обычной восьмеркой (??? можно ли) или проводники-восмерки на | ||
− | |||
концах состегиваются карабином. Основная веревка кидается вниз, так, чтобы сблокированные концы лежали на земле. | концах состегиваются карабином. Основная веревка кидается вниз, так, чтобы сблокированные концы лежали на земле. | ||
− | |||
(Не забывать подавать команду "веревка!", напомнить участникам) Участник готовится к спуску: в обвязку правильно | (Не забывать подавать команду "веревка!", напомнить участникам) Участник готовится к спуску: в обвязку правильно | ||
− | |||
включены карабин с восмеркой справа (если правша, +рога восьмерки в правильную сторону!) и карабин слева. Если | включены карабин с восмеркой справа (если правша, +рога восьмерки в правильную сторону!) и карабин слева. Если | ||
− | |||
карабин на конце оттяжки находится в опасной зоне ( а так и будет, если длинна оттяжки выбрана правильно), то | карабин на конце оттяжки находится в опасной зоне ( а так и будет, если длинна оттяжки выбрана правильно), то | ||
− | |||
сначала нужно встать на самостраховку. Варианты: 1) завязать на оттяжке австрийский проводник и в него встать на | сначала нужно встать на самостраховку. Варианты: 1) завязать на оттяжке австрийский проводник и в него встать на | ||
− | |||
самострах 2)прусик на оттяжку 3)самострах в карабин на конце оттяжки 4)страховка другим участником через точку в | самострах 2)прусик на оттяжку 3)самострах в карабин на конце оттяжки 4)страховка другим участником через точку в | ||
− | |||
безопасной зоне (этот вариант мы не рассматривали на занятиях, забыл, а о нем стоит вспомнить). Мы использовали | безопасной зоне (этот вариант мы не рассматривали на занятиях, забыл, а о нем стоит вспомнить). Мы использовали | ||
− | |||
самый бестолковый вариант - третий. Это позволило по крайней мере одновременно выпускать людей по двум коридорам - | самый бестолковый вариант - третий. Это позволило по крайней мере одновременно выпускать людей по двум коридорам - | ||
− | |||
пока один навязывает прусик и восьмерку (стоит на самострахе), можно заниматся другим и не боятся что участник | пока один навязывает прусик и восьмерку (стоит на самострахе), можно заниматся другим и не боятся что участник | ||
− | |||
упорхнет. После того, как участник на страховке, он может подойти к краю, спустится на полочку ниже при ее наличии | упорхнет. После того, как участник на страховке, он может подойти к краю, спустится на полочку ниже при ее наличии | ||
− | |||
(у нас были подходящие полочки). Стоя на полочке привязывает прусик двойным схватывающим на двойную (!) веревку, | (у нас были подходящие полочки). Стоя на полочке привязывает прусик двойным схватывающим на двойную (!) веревку, | ||
− | |||
ниже двойную веревку продевает в восьмерку (на рога наматывать не надо, трение достаточно большое, +у участника уже | ниже двойную веревку продевает в восьмерку (на рога наматывать не надо, трение достаточно большое, +у участника уже | ||
− | |||
есть опыт задержания себя при дюльфере). Карабины все замуфтованы. Рукавицы или перчатки одеты. После проверки | есть опыт задержания себя при дюльфере). Карабины все замуфтованы. Рукавицы или перчатки одеты. После проверки | ||
− | |||
инструктором(стажером) правильности можно выстегивать самострах и начинать спуск. Весьма вероятно, что нагрузить | инструктором(стажером) правильности можно выстегивать самострах и начинать спуск. Весьма вероятно, что нагрузить | ||
− | |||
веревку получится лишь спустившись на метр-два ниже полочки (если правильно выбрана длина оттяжки, если на ней не | веревку получится лишь спустившись на метр-два ниже полочки (если правильно выбрана длина оттяжки, если на ней не | ||
− | |||
завязывали австрийский проводник для укорачивания), если ниже полочки некуда поставить ноги, то выход будет связан | завязывали австрийский проводник для укорачивания), если ниже полочки некуда поставить ноги, то выход будет связан | ||
− | |||
с небольшим свободным полетом. Именно поэтому у участников уже должен быть опыт выхода через перегиб в более | с небольшим свободным полетом. Именно поэтому у участников уже должен быть опыт выхода через перегиб в более | ||
− | |||
простых ситуациях. У нас было куда поставить ноги. Участник спускается дюльфером, отцепляется внизу, подает команду | простых ситуациях. У нас было куда поставить ноги. Участник спускается дюльфером, отцепляется внизу, подает команду | ||
− | |||
"перила свободны". Только после этого следующий наверху може пристегиваться. После спуска всей команды веревка | "перила свободны". Только после этого следующий наверху може пристегиваться. После спуска всей команды веревка | ||
− | |||
"раскольцовывается", можно приступать к свободному лазанию с верхней страховкой. | "раскольцовывается", можно приступать к свободному лазанию с верхней страховкой. | ||
− | + | *'''Альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций''' - можно выпускать участников к месту пристежки с верхней страховкой; можно | |
− | *Альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из | ||
− | незапланированных, но вероятных ситуаций - можно выпускать участников к месту пристежки с верхней страховкой; можно | ||
− | |||
обеспечить при дюльфере верхнюю страховку; можно спускаться по одинарным перилам, а закольцовывать двойные только | обеспечить при дюльфере верхнюю страховку; можно спускаться по одинарным перилам, а закольцовывать двойные только | ||
− | |||
для последнего, но это не так поучительно; при выходе за перигиб у участников вероятны проблемы (повисание на | для последнего, но это не так поучительно; при выходе за перигиб у участников вероятны проблемы (повисание на | ||
− | |||
прусике, удар об рельеф, переворачивание, паника и тд). Выход из ситуации - продолжать спуск вниз. В крайнем случае | прусике, удар об рельеф, переворачивание, паника и тд). Выход из ситуации - продолжать спуск вниз. В крайнем случае | ||
− | + | вытягивание участника наверх силами команды ([[как правильно???]]); весьма вероятна ситуация, что узел, | |
− | вытягивание участника наверх силами команды (как правильно???); весьма вероятна ситуация, что узел, | ||
− | |||
закольцовывающий двойную веревку, окажется выше земли. Выход из ситуации надо отрабатывать заранее! | закольцовывающий двойную веревку, окажется выше земли. Выход из ситуации надо отрабатывать заранее! | ||
− | + | *'''как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями''' - вспоминаем как делать точку на | |
− | *как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - вспоминаем как делать точку на | ||
− | |||
рельефе; есть сходство со сдергиванием спусковых перил, там тоже дюльфер по двойной веревке; Усложненный выход за | рельефе; есть сходство со сдергиванием спусковых перил, там тоже дюльфер по двойной веревке; Усложненный выход за | ||
− | |||
перегиб на дюльфер (нет возможности нагрузить веревку до выхода за перигиб) способствует повышению уверенности | перегиб на дюльфер (нет возможности нагрузить веревку до выхода за перигиб) способствует повышению уверенности | ||
− | |||
участников в нестандартной ситуации и тд. | участников в нестандартной ситуации и тд. | ||
− | *объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов | + | *'''объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия''' - не знаю. На все ушло около часа, может чуть меньше. |
− | упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - не знаю. На все ушло около часа, может чуть меньше. | + | *'''типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации)''' - организация точки под руководством инструктора, устранение ошибок по ходу. Пристежка к двойным перилам самостоятельно (обязательно находясь на страховке), после проверка. Типичные ошибки: неправильно встегнуты грудные карабины, неправильно встегнута восьмерка, нет каски, неправильное положение рук и ног при начале спуска. |
− | *типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за | + | *'''описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд''' - основные трудности с выходом на дюльфер, остальное должно быть отработано раньше. |
− | выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только | ||
− | при тупиковой ситуации) - организация точки под руководством инструктора, устранение ошибок по ходу. Пристежка к | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
+ | === Свободное лазание по скалам === | ||
+ | *'''Цель, задачи''' - полазать, постраховать | ||
+ | *'''Число участников, требования к ним''' - все то же, обувь соответствующая | ||
+ | *'''Число инструкторов, замечания по безопасности''' - то же | ||
+ | *'''Снаряжение личное и групповое''' - то же | ||
+ | *'''требования к месту проведения''' - те же, чтобы лазать можно было | ||
+ | Веревки уже висят, разбиваемся на пары и вперед. Страхующему нужно | ||
выбрать правильную позицию, обязательно рукавицы и каска. Страховка через себя или через точку (мы отработали и то, | выбрать правильную позицию, обязательно рукавицы и каска. Страховка через себя или через точку (мы отработали и то, | ||
− | |||
и другое). Если через точку - организация этой точки. Мы делали концом страховочной веревки вокруг камня или | и другое). Если через точку - организация этой точки. Мы делали концом страховочной веревки вокруг камня или | ||
− | |||
дерева. На конце веревки проводник-восьмерка, конец вокруг дерева(камня), вяжем узел среднего (австрийский пр.), | дерева. На конце веревки проводник-восьмерка, конец вокруг дерева(камня), вяжем узел среднего (австрийский пр.), | ||
− | |||
блокируем проводники карабином, муфтовать не забываем. В петлю можно встать на самострах, можно объяснить | блокируем проводники карабином, муфтовать не забываем. В петлю можно встать на самострах, можно объяснить | ||
− | |||
участникам зачем это нужно (мы забыли сделать, на сам не вставали). Чуть выше австрийского проводника вяжем | участникам зачем это нужно (мы забыли сделать, на сам не вставали). Чуть выше австрийского проводника вяжем | ||
− | |||
проводник-восьмерку, в нее встегиваем карабин с восьмеркой, через нее страхуем. Рога в правильную сторону. | проводник-восьмерку, в нее встегиваем карабин с восьмеркой, через нее страхуем. Рога в правильную сторону. | ||
− | + | Правильное положение страхующего - лицом всегда к страхуемому. Правильное положение рук и корпуса ([[??? пока так и не разобрались, есть варианты]]). Далее, обязательно объяснить правильную подача команд: "страховка готова", | |
− | Правильное положение страхующего - лицом всегда к страхуемому. Правильное положение рук и корпуса (??? пока так и | ||
− | |||
− | не разобрались, есть варианты). Далее, обязательно объяснить правильную подача команд: "страховка готова", | ||
− | |||
"движение начал", "срыв", "камень", "выдай", "выбери", "закрепи" и тд. Перед началом лазания по рельефу контрольный | "движение начал", "срыв", "камень", "выдай", "выбери", "закрепи" и тд. Перед началом лазания по рельефу контрольный | ||
− | |||
срыв с небольшой высоты (1-2 метра), проверка работы страхующего. Начали лазать. Я лично в лазании не силен, | срыв с небольшой высоты (1-2 метра), проверка работы страхующего. Начали лазать. Я лично в лазании не силен, | ||
− | |||
поэтому особо обучать скалолазать не могу. | поэтому особо обучать скалолазать не могу. | ||
− | *альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из | + | *'''альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций''' - как оказалось, верояно падение камней на участников, причем довольно |
− | незапланированных, но вероятных ситуаций - как оказалось, верояно падение камней на участников, причем довольно | ||
− | |||
больших. Выход наверх, когда участник долезает до карабина, затруднен, но возможен. Лучше спускать вниз, однако как | больших. Выход наверх, когда участник долезает до карабина, затруднен, но возможен. Лучше спускать вниз, однако как | ||
− | |||
раз при спуске болше всего портится веревка, особенно если плохо расположен верхний карабин. | раз при спуске болше всего портится веревка, особенно если плохо расположен верхний карабин. | ||
− | *как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - напрямую, только страховка будет | + | *'''как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями''' - напрямую, только страховка будет |
− | |||
нижней (% | нижней (% | ||
− | *объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов | + | *'''объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия''' - не знаю, лазали часа 2. |
− | упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - не знаю, лазали часа 2. | + | *'''типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации)''' - не забыть рассказать что такое "маятник" и с чем его едят, почему нельзя на него |
− | *типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за | ||
− | выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только | ||
− | при тупиковой ситуации) - не забыть рассказать что такое "маятник" и с чем его едят, почему нельзя на него | ||
− | |||
уходить. Не лазать один над другим. Инструктор один на группу, находится внизу. Следить в основном за страхующим | уходить. Не лазать один над другим. Инструктор один на группу, находится внизу. Следить в основном за страхующим | ||
− | |||
(мне кажется это важнее), по крайней мере на первых порах. | (мне кажется это важнее), по крайней мере на первых порах. | ||
− | *описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий | + | *'''описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд''' - все прошло нормально, только камни кое-где вываливались из |
− | от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - все прошло нормально, только камни кое-где вываливались из | ||
− | |||
склона, это было неприятно. | склона, это было неприятно. | ||
− | + | === П-образные перила === | |
− | + | *'''Цель, задачи''' - получить опыт перестежки с горизонтальных перил на вертикальные и наоборот | |
− | *Цель, задачи - получить опыт перестежки с горизонтальных перил на вертикальные и наоборот | + | *'''Число участников, требования к ним''' - то же |
− | *Число участников, требования к ним - то же | + | *'''Число инструкторов, замечания по безопасности''' - то же |
− | *Число инструкторов, замечания по безопасности - то же | + | *'''Снаряжение личное''' - то же: прусик, жумар (или второй прусик), восьмерка |
− | *Снаряжение личное - то же: прусик, жумар (или второй прусик), восьмерка | + | *'''групповое''' - пара веревок, пара карабинов |
− | *групповое - пара веревок, пара карабинов | + | *'''требования к месту проведения''' - отрицалово желательно (: |
− | *требования к месту проведения - отрицалово желательно (: | + | Перила подготавливали инструктора. Подъем по одной веревке |
− | |||
− | |||
способом "грудь-нога" жумар + прусик. Поднялись до горизонтальных перил, застегнули на них грудной карабин. | способом "грудь-нога" жумар + прусик. Поднялись до горизонтальных перил, застегнули на них грудной карабин. | ||
− | |||
Перенесли вес на жумар (есть другие варианты), спустили схватывающий узел прусика, перенесли вес на грудной карабин | Перенесли вес на жумар (есть другие варианты), спустили схватывающий узел прусика, перенесли вес на грудной карабин | ||
− | |||
на гор-х перилах. Сняли барахло с вертикальной перилины. Переползли. Навязали прусик и восьмерку на спусковые | на гор-х перилах. Сняли барахло с вертикальной перилины. Переползли. Навязали прусик и восьмерку на спусковые | ||
− | |||
перила, намотали на рога восьмерки веревку, сделали петлю под ногу на ней же, вышагнули на этой петле, ослабили | перила, намотали на рога восьмерки веревку, сделали петлю под ногу на ней же, вышагнули на этой петле, ослабили | ||
− | |||
т.о. гор-е перила, выстегнули карабин. Повисли на восьмерке. Размотали роги, дюльфер вниз. | т.о. гор-е перила, выстегнули карабин. Повисли на восьмерке. Размотали роги, дюльфер вниз. | ||
− | + | *'''альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций''' - если горизонтальные перила не позволяют опиратся на рельеф и | |
− | *альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из | ||
− | незапланированных, но вероятных ситуаций - если горизонтальные перила не позволяют опиратся на рельеф и | ||
− | |||
достаточно длинные, то надо лезть с двумя карабинами. В нашем случае кое-где на рельеф можно было опираться, перила | достаточно длинные, то надо лезть с двумя карабинами. В нашем случае кое-где на рельеф можно было опираться, перила | ||
− | + | были очень короткими (метра три всего). Цеплялись к ним одним грудным карабином. ([[??? правильно ли это]]) Возможен | |
− | были очень короткими (метра три всего). Цеплялись к ним одним грудным карабином. (??? правильно ли это) Возможен | ||
− | |||
вариант перехода сразу с подъема на дюльфер. | вариант перехода сразу с подъема на дюльфер. | ||
− | *как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - трудно сказать | + | *'''как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями''' - трудно сказать |
− | *объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов | + | *'''объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия''' - мы потратили не много времени, меньше часа. Но прошли не все. |
− | упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - мы потратили не много времени, меньше часа. Но прошли не все. | + | *'''типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации)''' - проверять муфтовку карабинов! Следить, чтобы не расстегивали карабины, которые в данный |
− | *типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за | ||
− | выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только | ||
− | при тупиковой ситуации) - проверять муфтовку карабинов! Следить, чтобы не расстегивали карабины, которые в данный | ||
− | |||
момент расстегивать нельзя. | момент расстегивать нельзя. | ||
− | *описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий | + | *'''описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд''' - ничего примечательного. |
− | от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - ничего примечательного. | ||
− | + | === Переправа через реку === | |
− | + | *'''Цель, задачи''' - научить натягивать переправу вообще и через водную преграду в частности, основы полиспаста | |
− | *Цель, задачи - научить натягивать переправу вообще и через водную преграду в частности, основы полиспаста | + | *'''Число участников, требования к ним''' - то же, можно без касок |
− | *Число участников, требования к ним - то же, можно без касок | + | *'''Число инструкторов, замечания по безопасности''' - одного вполне достаточно, можно расслабится если проводить между |
− | *Число инструкторов, замечания по безопасности - одного вполне достаточно, можно расслабится если проводить между | ||
− | |||
деревьями на простом рельефе | деревьями на простом рельефе | ||
− | *Снаряжение личное - то же, каски и жумары желательно | + | *'''Снаряжение личное''' - то же, каски и жумары желательно |
− | *Снаряжение групповое - две вервки (сдвоенные перила + сдергивающая) | + | *'''Снаряжение групповое''' - две вервки (сдвоенные перила + сдергивающая) |
− | *требования к месту проведения - пара деревьев на расстоянии 5..10м | + | *'''требования к месту проведения''' - пара деревьев на расстоянии 5..10м |
− | + | Обозначаем опоры, границы реки, объясняем теорию ([[почему перила тянутся двойной веревкой а не одинарной???]] и тд), первый участник вплавь, поэтому к нему пристегивается середина | |
− | |||
− | тянутся | ||
− | |||
веревки, на середине завязана восьмерка, в ней карабин, карабин застегивается на боковую часть грудной обвзяки выше | веревки, на середине завязана восьмерка, в ней карабин, карабин застегивается на боковую часть грудной обвзяки выше | ||
− | |||
по течению реки (карабин в таком случае называется скользящий), далее по два человека берутся за половины веревки, | по течению реки (карабин в таком случае называется скользящий), далее по два человека берутся за половины веревки, | ||
− | |||
идущей к первому участнику и расходятся выше и ниже по течению. Веревка в этом случае называется сопровождающей. | идущей к первому участнику и расходятся выше и ниже по течению. Веревка в этом случае называется сопровождающей. | ||
− | |||
Конец веревки не встегивается никуда "из соображений безопасности". Первый переплывает и вяжет на "целевом" берегу | Конец веревки не встегивается никуда "из соображений безопасности". Первый переплывает и вяжет на "целевом" берегу | ||
− | |||
вокруг дерева штык. (я показывал так: два оборота вокруг дерева, дальше штык (минимум 3 петли), обязательно | вокруг дерева штык. (я показывал так: два оборота вокруг дерева, дальше штык (минимум 3 петли), обязательно | ||
− | |||
контрольный узел. Команда на "исходном" сводит вместе половины сопровождающей веревки, которая теперь именуется | контрольный узел. Команда на "исходном" сводит вместе половины сопровождающей веревки, которая теперь именуется | ||
− | + | "перилами". Завязывает двойной схватывающий узел прусиком (мы делали двойным прусиком. [[Как правильно и как лучше одинарным или двойным???]]) на двойных перилах. Этот прусик называют "тянущим". В конец прусика встегивается карабин, | |
− | "перилами". Завязывает двойной схватывающий узел прусиком (мы делали двойным прусиком. Как правильно и как лучше | ||
− | |||
− | одинарным или двойным???) на двойных перилах. Этот прусик называют "тянущим". В конец прусика встегивается карабин, | ||
− | |||
желательно с роликом. Теперь надо связать полиспаст, которым будет тянутся "тянущий" пруссик к опоре (дереву). Мы | желательно с роликом. Теперь надо связать полиспаст, которым будет тянутся "тянущий" пруссик к опоре (дереву). Мы | ||
− | |||
отрабатывали одинарный полиспаст. Одним концом перильной веревки делается карабинная удавка на опоре, дальше | отрабатывали одинарный полиспаст. Одним концом перильной веревки делается карабинная удавка на опоре, дальше | ||
− | |||
веревка простегивается в карабин(ролик) на тянущем прусике и дальше снова возвращается к опоре. Если тянуть за эту | веревка простегивается в карабин(ролик) на тянущем прусике и дальше снова возвращается к опоре. Если тянуть за эту | ||
− | |||
веревку дальше, упираясь ногами в опору, можно натягивать с почти удвоенным усилием перила. Далее, схватывающий | веревку дальше, упираясь ногами в опору, можно натягивать с почти удвоенным усилием перила. Далее, схватывающий | ||
− | |||
узел надо продвинуть по перилам максимально далеко в сторону целевого берега, насколько позволит безопасная зона | узел надо продвинуть по перилам максимально далеко в сторону целевого берега, насколько позволит безопасная зона | ||
− | |||
(граница воды). "Удерживающий" прусик или другое устройство мы не использовали, т.к. предполагается, что при | (граница воды). "Удерживающий" прусик или другое устройство мы не использовали, т.к. предполагается, что при | ||
− | + | полностью выбраном полиспасте перила будут натянуты достаточно ([[???]]Весьма вероятно что это мое упущение). Дальше | |
− | полностью выбраном полиспасте перила будут натянуты достаточно (???Весьма вероятно что это мое упущение). Дальше | ||
− | |||
нужно натянуть полиспаст и застегнуть двойные перила на опоре карабинной удавкой. Крайне желательно, чтобы узел | нужно натянуть полиспаст и застегнуть двойные перила на опоре карабинной удавкой. Крайне желательно, чтобы узел | ||
− | |||
(восьмерка на двойной веревке) был завязан заранее и в него был встегнут карабин. Расстояние, на котором вяжется | (восьмерка на двойной веревке) был завязан заранее и в него был встегнут карабин. Расстояние, на котором вяжется | ||
− | |||
этот узел надо уметь прикидывать. Лучше если эта восьмерка будет завязана поближе к тянущему узлу, чтобы натяжение | этот узел надо уметь прикидывать. Лучше если эта восьмерка будет завязана поближе к тянущему узлу, чтобы натяжение | ||
− | |||
перил было больше, но все же чтобы при натянутом полиспасте силами всей команды можно было бы застегнуть карабинную | перил было больше, но все же чтобы при натянутом полиспасте силами всей команды можно было бы застегнуть карабинную | ||
− | |||
удавку (в крайнем случае она наращивается карабинами). Карабины на перилах (в карабиннной удавке) обязательно | удавку (в крайнем случае она наращивается карабинами). Карабины на перилах (в карабиннной удавке) обязательно | ||
− | + | муфтовать. [[Карабины в тянущей цепи муфтовать не обязательно (????]]). Полиспаст тянется за свободный конец веревки за | |
− | муфтовать. Карабины в тянущей цепи муфтовать не обязательно (????). Полиспаст тянется за свободный конец веревки за | ||
− | |||
дерево(опору), один человек может при этом упиратся ногами в дерево(опору). Я рассказал, что по моим наблюдениям | дерево(опору), один человек может при этом упиратся ногами в дерево(опору). Я рассказал, что по моим наблюдениям | ||
− | |||
наиболее эффективно тянуть полиспаст жумаром, встегнутым в грудную обвзяку (?). Пока несколько человек "дернули" | наиболее эффективно тянуть полиспаст жумаром, встегнутым в грудную обвзяку (?). Пока несколько человек "дернули" | ||
− | |||
полиспаст, один человек должен застегнуть карабинную удавку. Если не хватает - либо сильнее тянуть, либо наращивать | полиспаст, один человек должен застегнуть карабинную удавку. Если не хватает - либо сильнее тянуть, либо наращивать | ||
− | |||
удавку карабинами. Высота удавки над землей - примерно на уровне шеи среднего чела. Итак, застегнули. Развязали | удавку карабинами. Высота удавки над землей - примерно на уровне шеи среднего чела. Итак, застегнули. Развязали | ||
− | |||
нафиг полиспаст. (мои участники регулярно забывали разязать конец перил, завязанный вокруг опоры и не могли | нафиг полиспаст. (мои участники регулярно забывали разязать конец перил, завязанный вокруг опоры и не могли | ||
− | |||
сдернуть веревку из-за этого) Начинаем переправлятся. Порядок пристегивания следующий: сначала берется вторая | сдернуть веревку из-за этого) Начинаем переправлятся. Порядок пристегивания следующий: сначала берется вторая | ||
− | |||
веревка, на конце вяжется проводник-восьмерка, карабином (называется сопровождающим) встегивается участнику в ... | веревка, на конце вяжется проводник-восьмерка, карабином (называется сопровождающим) встегивается участнику в ... | ||
− | |||
(тут я так и не смог связанно объяснить. Варианта два: поскольку река, значит также как и первому - под мышку. Но с | (тут я так и не смог связанно объяснить. Варианта два: поскольку река, значит также как и первому - под мышку. Но с | ||
− | + | другой стороны всегда встегивали просто в грудь). [[Нужно ли крепить другой конец веревки в точке(???)]] - это я опустил, | |
− | другой стороны всегда встегивали просто в грудь). Нужно ли крепить другой конец веревки в точке - это я опустил, | + | т.к. сам не уверен . Другой участник берет эту веревку (сопровождающая) в обе руки, сопровождение готово. |
− | |||
− | т.к. сам не уверен | ||
− | |||
Участник, которого готовы сопровождать сначала пристегивает грудной карабин на двойные перила, потом закидывает | Участник, которого готовы сопровождать сначала пристегивает грудной карабин на двойные перила, потом закидывает | ||
− | |||
ноги и застегивает беседочный карабин на двойных перилах, головой в направлении движения. Беседочным я назвал тот | ноги и застегивает беседочный карабин на двойных перилах, головой в направлении движения. Беседочным я назвал тот | ||
− | |||
карабин, который состегивает грузовую петлю беседки и нижнюю петлю двойного булиня, которым так модно теперь вязать | карабин, который состегивает грузовую петлю беседки и нижнюю петлю двойного булиня, которым так модно теперь вязать | ||
− | |||
системы. (?) Можно двигатся по перилам (на технике движения я не заострял внимания), доползли до целевого берега. | системы. (?) Можно двигатся по перилам (на технике движения я не заострял внимания), доползли до целевого берега. | ||
− | |||
Порядок отстежки: беседочный, потом грудной, потом сопровождающий карабины. Следующий участник имеет право | Порядок отстежки: беседочный, потом грудной, потом сопровождающий карабины. Следующий участник имеет право | ||
− | |||
застегнуть свой грудной карабин на перилах только после отстегивания от перил предыдущего участника. Конец | застегнуть свой грудной карабин на перилах только после отстегивания от перил предыдущего участника. Конец | ||
− | |||
сопровождающей веревки на целевом берегу можно теперь использовать как тянущий, при условии, что с исходного берега | сопровождающей веревки на целевом берегу можно теперь использовать как тянущий, при условии, что с исходного берега | ||
− | |||
будут сопровождать. Для всего этого примерно на середине сопровождающей веревки (которая лежит на исходном берегу) | будут сопровождать. Для всего этого примерно на середине сопровождающей веревки (которая лежит на исходном берегу) | ||
− | |||
вяжется узел средного (австрийский пр-к), он карабином (называется сопровождающим)пристегивается к следующему | вяжется узел средного (австрийский пр-к), он карабином (называется сопровождающим)пристегивается к следующему | ||
− | |||
участнику. После переправы этого участника, сопровождающий карабин настегивается на перила и его вытягивают | участнику. После переправы этого участника, сопровождающий карабин настегивается на перила и его вытягивают | ||
− | |||
веревкой на исходный берег. Пристегивается следующий и т.д. Последний участник расправляет концы двойных перил, | веревкой на исходный берег. Пристегивается следующий и т.д. Последний участник расправляет концы двойных перил, | ||
− | |||
развязывает на них лишние узлы и снимает лишние карабины. Конец сопровождающей веревки, завязанный | развязывает на них лишние узлы и снимает лишние карабины. Конец сопровождающей веревки, завязанный | ||
− | |||
проводником-восьмеркой, пристегивает карабином к карабину карабинной удавки (: Фууу... Веревка в таком случае | проводником-восьмеркой, пристегивает карабином к карабину карабинной удавки (: Фууу... Веревка в таком случае | ||
− | |||
называется сдергивающей. Последний переправляется, с целевого берега его должны сопровождать. После отстежки его от | называется сдергивающей. Последний переправляется, с целевого берега его должны сопровождать. После отстежки его от | ||
− | |||
перил можно развязывать штык и вытягивать за сдергивающую веревку всю конструкцию на целевой берег. Отсечка по | перил можно развязывать штык и вытягивать за сдергивающую веревку всю конструкцию на целевой берег. Отсечка по | ||
− | |||
пересечению всех веревок границы реки. Шампанское, поздравления, бухтовка. | пересечению всех веревок границы реки. Шампанское, поздравления, бухтовка. | ||
− | *альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из | + | *'''альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций''' - при провисании перильной веревки можно вставать и поднимать ее плечом, |
− | незапланированных, но вероятных ситуаций - при провисании перильной веревки можно вставать и поднимать ее плечом, | ||
− | |||
это не запрещается. Вообще вариантов переправ масса, можно придумать тыщу разных способов. | это не запрещается. Вообще вариантов переправ масса, можно придумать тыщу разных способов. | ||
− | *как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - трудно сказать | + | *'''как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями''' - трудно сказать |
− | *объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов | + | *'''объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия''' - В нашем случае первый раз 45 мин, второй 23 мин, третий 17 мин. |
− | упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - В нашем случае первый раз 45 мин, второй 23 мин, третий 17 мин. | + | *'''типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) ''' - тут инструктор может слегка расслабится, если рельеф безопасный. Типичные ошибки: |
− | *типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за | ||
− | выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только | ||
− | при тупиковой ситуации) | ||
− | |||
пренебрежение сопровождением и муфтованием карабинов, неправильное пристегивание веревок, общая невнимательность и | пренебрежение сопровождением и муфтованием карабинов, неправильное пристегивание веревок, общая невнимательность и | ||
− | |||
непонимание сути дела. Разжевывать сначала подробно, а потом заставлять выполнять самостоятельно. | непонимание сути дела. Разжевывать сначала подробно, а потом заставлять выполнять самостоятельно. | ||
− | *описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий | + | *'''описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд''' - один раз объяснил, потом несколько раз полностью |
− | от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - один раз объяснил, потом несколько раз полностью | ||
− | |||
самостоятельно, без подсказок. Прогресс налицо. | самостоятельно, без подсказок. Прогресс налицо. | ||
− | + | === Спуск тяжелопострадавшего с сопровождающим из опасной зоны === | |
− | + | *'''Цель, задачи''' - овладеть техникой спуска тяжелопострадавшего, научится работать в условиях опасной зоны, | |
− | *Цель, задачи - овладеть техникой спуска тяжелопострадавшего, научится работать в условиях опасной зоны, | ||
− | |||
приближенных к реальным (всем обязательно постоянное нахождение на страховке/самостраховке) | приближенных к реальным (всем обязательно постоянное нахождение на страховке/самостраховке) | ||
− | *Число участников, требования к ним - то же (минимум 4 человека) | + | *'''Число участников, требования к ним''' - то же (минимум 4 человека) |
− | *Число инструкторов, замечания по безопасности - то же | + | *'''Число инструкторов, замечания по безопасности''' - то же |
− | *Снаряжение личное и групповое - то же | + | *'''Снаряжение личное и групповое''' - то же |
− | *требования к месту проведения - мы отрабатывали ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, поэтому нам подошел склон 30 градусов, 10 метров, | + | *'''требования к месту проведения''' - мы отрабатывали ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, поэтому нам подошел склон 30 градусов, 10 метров, дерево в качесве опоры. |
− | + | Нашли подходящее место для ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО овладения техникой. С полого места вверх идет склон, на склоне метрах в 10-и вверх дерево. Объясняю, что мы "как будто бы в горах", на реальном склоне. Первого участника выпускаем с нижней страховкой, он организует на дереве точку из конца страховочной веревки, за неименеем ничего другого. Делает ДВОЙНУЮ петлю (два раза обводит конец веревки вокруг дерева), завязывает австрийский проводник и сблокировывает его карабином с восьмеркой на конце веревки, получается | |
− | дерево в качесве опоры. | ||
− | |||
− | |||
− | полого места вверх идет склон, на склоне метрах в 10-и вверх дерево. Объясняю, что мы "как будто бы в горах", на | ||
− | |||
− | реальном склоне. Первого участника выпускаем с нижней страховкой, он организует на дереве точку из конца | ||
− | |||
− | страховочной веревки, за неименеем ничего другого. Делает ДВОЙНУЮ петлю (два раза обводит конец веревки вокруг | ||
− | |||
− | дерева), завязывает австрийский проводник и сблокировывает его карабином с восьмеркой на конце веревки, получается | ||
− | |||
двойная петля. Встает на самостраховку в эту двойную петлю (здесь и далее обязательно застегивает карабин на обоих | двойная петля. Встает на самостраховку в эту двойную петлю (здесь и далее обязательно застегивает карабин на обоих | ||
− | |||
прядях петли). В паре метров от австрийского проводника на страховочной веревке завязывает проводник-восмерку и | прядях петли). В паре метров от австрийского проводника на страховочной веревке завязывает проводник-восмерку и | ||
− | |||
карабином пристегивает ее на двойную петлю. Перила готовы. Вся команда поднимается поочереди с самостраховкой | карабином пристегивает ее на двойную петлю. Перила готовы. Вся команда поднимается поочереди с самостраховкой | ||
− | + | прусиком ([[или жумаром???]]) по перилам, обязательно до отстегивания от перил встаем на самостраховку в двойную петлю. | |
− | прусиком (или жумаром???) по перилам, обязательно до отстегивания от перил встаем на самостраховку в двойную петлю. | ||
− | |||
Нельзя пристегиватся к перилам, пока к ним пристегнут другой участник. (Можно повесить вторые перила для ускорения | Нельзя пристегиватся к перилам, пока к ним пристегнут другой участник. (Можно повесить вторые перила для ускорения | ||
− | |||
процесса). Итак, вся команда стоит на самостраховке. Есть еще две веревки. Вводная - есть пострадавший и его надо | процесса). Итак, вся команда стоит на самостраховке. Есть еще две веревки. Вводная - есть пострадавший и его надо | ||
− | |||
спускать вниз, сам идти не может. Бухтуем одну из веревок "на колени", маркируем т.о., что получается кольцо | спускать вниз, сам идти не может. Бухтуем одну из веревок "на колени", маркируем т.о., что получается кольцо | ||
− | |||
диаметром примерно чуть меньше метра. Разделяем "пряди" на две равные части, получаем "бабочку". Выбираем | диаметром примерно чуть меньше метра. Разделяем "пряди" на две равные части, получаем "бабочку". Выбираем | ||
− | |||
"транспорт" или "сопровождающего" - участника, который будет спускать на себе пострадавшего. Свободный самострах | "транспорт" или "сопровождающего" - участника, который будет спускать на себе пострадавшего. Свободный самострах | ||
− | |||
пострадавшего встегивается сопровождающему в грудную обвязку, теперь они сблокированы. Пострадавшему организуется | пострадавшего встегивается сопровождающему в грудную обвязку, теперь они сблокированы. Пострадавшему организуется | ||
− | |||
верхняя страховка через восмерку. Для этого на карабин к двойной петле (к точке) пристегивается восьмерка, через | верхняя страховка через восмерку. Для этого на карабин к двойной петле (к точке) пристегивается восьмерка, через | ||
− | |||
нее пропускается свободный конец той веревки, которая была перилами для подъема. На конце вяжется | нее пропускается свободный конец той веревки, которая была перилами для подъема. На конце вяжется | ||
− | |||
проводник-восьмерка, карабином в грудную обвязку пострадавшему. Другой конец этой веревки, как и положено, уже | проводник-восьмерка, карабином в грудную обвязку пострадавшему. Другой конец этой веревки, как и положено, уже | ||
− | |||
закреплен в точке. Любой свободный участник страхует пострадавшего через восьмерку, обязательно в рукавицах. Еще | закреплен в точке. Любой свободный участник страхует пострадавшего через восьмерку, обязательно в рукавицах. Еще | ||
− | |||
одна свободная веревка (называется "грузовая") складывается вдвое, на концах вяжется "вишенка" (в двух метрах | одна свободная веревка (называется "грузовая") складывается вдвое, на концах вяжется "вишенка" (в двух метрах | ||
− | |||
примерно от концов вяжется восьмерка на двойной веревке, а на торчащих из нее концов проводники-восьмерки. При чем | примерно от концов вяжется восьмерка на двойной веревке, а на торчащих из нее концов проводники-восьмерки. При чем | ||
− | |||
один конец должен быть короче другого). Концы "вишенки" встегиваются карабинами в грудные обвязки пострадавшему и | один конец должен быть короче другого). Концы "вишенки" встегиваются карабинами в грудные обвязки пострадавшему и | ||
− | |||
сопровождающему, длинный - споровождающему. Грузовая двойная веревка пропускается через "карабинный тормоз", | сопровождающему, длинный - споровождающему. Грузовая двойная веревка пропускается через "карабинный тормоз", | ||
− | |||
пристегнутый к двойной петле (точке). Свободный конец двойной грузовой веревки встегивается в точку. На двойную | пристегнутый к двойной петле (точке). Свободный конец двойной грузовой веревки встегивается в точку. На двойную | ||
− | + | грузовую веревку между "какрабинным тормозом" и "вишенкой" вяжется двойным схватом прусик ([[двойной????]]) и | |
− | грузовую веревку между "какрабинным тормозом" и "вишенкой" вяжется двойным схватом прусик (двойной????) и | ||
− | |||
встегивается в двойную петлю (точку). Он называется подстраховочным. Чтобы он не затягивался при спуске | встегивается в двойную петлю (точку). Он называется подстраховочным. Чтобы он не затягивался при спуске | ||
− | |||
пострадавшего, его желательно контролировать отдельному участнику. Еще один участник контролирует выдачу веревки | пострадавшего, его желательно контролировать отдельному участнику. Еще один участник контролирует выдачу веревки | ||
− | |||
через карабинный тормоз. "Бабочка" одевается пострадавшему как штаны, петли накидывает на плечи сопровождающий. | через карабинный тормоз. "Бабочка" одевается пострадавшему как штаны, петли накидывает на плечи сопровождающий. | ||
− | + | Желательно ([[но не обязательно ?]]) скрепить петли на груди у сопровождающего пруссиком с карабином или просто | |
− | Желательно (но не обязательно ?) скрепить петли на груди у сопровождающего пруссиком с карабином или просто | ||
− | |||
кусочком веревки. Спровождающий "взваливает" на себя пострадавшего, нагружает грузовую веревку. Если пострадавшему | кусочком веревки. Спровождающий "взваливает" на себя пострадавшего, нагружает грузовую веревку. Если пострадавшему | ||
− | |||
обеспечивается страховка, можно выстегивать самострахи сопровождающего и пострадавшего из точки. Участник у | обеспечивается страховка, можно выстегивать самострахи сопровождающего и пострадавшего из точки. Участник у | ||
− | |||
карабинного тормоза начинает выдавать грузовую веревку а сопровождающий шагает спиной вниз по склону , нагружая | карабинного тормоза начинает выдавать грузовую веревку а сопровождающий шагает спиной вниз по склону , нагружая | ||
− | |||
грузовую веревку. При этом пострадавший не должен касатся склона, его надо беречь. После спуска пострадавшего в | грузовую веревку. При этом пострадавший не должен касатся склона, его надо беречь. После спуска пострадавшего в | ||
− | |||
безопасную зону, оставшиеся участники организуют одинарные перила и спускаются по ним дюльфером с самостраховкой | безопасную зону, оставшиеся участники организуют одинарные перила и спускаются по ним дюльфером с самостраховкой | ||
− | |||
прусиком. Последний делает карабинную удавку вокург дерева, крепит сдергивающую веревку. После пристегивания к | прусиком. Последний делает карабинную удавку вокург дерева, крепит сдергивающую веревку. После пристегивания к | ||
− | |||
получившимся перилам последний участник может выстегнуть самострах и разобрать двойную петлю (точку). Последний | получившимся перилам последний участник может выстегнуть самострах и разобрать двойную петлю (точку). Последний | ||
− | |||
спускается, расправляя сдергивающую веревку. Развязываем узел, сдергиваем, идем лечится. | спускается, расправляя сдергивающую веревку. Развязываем узел, сдергиваем, идем лечится. | ||
− | + | *'''альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций''' - возможна отработка спуска из безопасной зоны, но это не так поучительно. | |
− | *альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из | ||
− | незапланированных, но вероятных ситуаций - возможна отработка спуска из безопасной зоны, но это не так поучительно. | ||
− | |||
Кроме того можно спускать в опасную зону. Можно отработать действия при затягивании подстраховочного прусика. Можно | Кроме того можно спускать в опасную зону. Можно отработать действия при затягивании подстраховочного прусика. Можно | ||
− | |||
сразу выполнять на отвесном склоне, через перегиб, но на мой взгляд это опасно осложнениями. | сразу выполнять на отвесном склоне, через перегиб, но на мой взгляд это опасно осложнениями. | ||
− | *как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - может пригодится | + | *'''как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями''' - может пригодится |
− | *объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов | + | *'''объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия''' - не знаю |
− | упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - не знаю | + | *'''типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) ''' - особый контроль за непрерывностью страховки в опасной зоне, инструктор для наглядной |
− | *типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за | ||
− | выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только | ||
− | при тупиковой ситуации) | ||
− | |||
агитации может тоже находится со всеми на самостраховке. Т.к. работы проводятся на неопасном склоне, нет | агитации может тоже находится со всеми на самостраховке. Т.к. работы проводятся на неопасном склоне, нет | ||
− | |||
необходимости срочно останавливать команду при нарушении правил безопасности. | необходимости срочно останавливать команду при нарушении правил безопасности. | ||
− | *описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий | + | *'''описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд''' - для начала все было неплохо |
− | от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - для начала все было неплохо |
Текущая версия на 03:05, 22 апреля 2005
Надо сразу отметить, что у нас занятия проводятся не в полном составе. В карьере было только двое парней из команды
(не считая меня), что естественно вызывает беспокойство. Мы успели в субботу (еще ДО ПОДОЛЬСКА) примерно с 14 до 16:30 позаниматся в Царицыно на "башенке" с четырмя моими
участницами. Отработали:
- Подъем "грудь-нога": с двумя прусиками, жумар+прусик, узел Бахмана+прусик. (кстати, остался открытым вопрос является ли узел Бахмана средством страховки)
- Спуск дюльфером по перилам без верхней страховки (прусик+восьмерка)(основной упор делался на правильный переход через перегиб)
- Лазание под верхнюю страховку по башне, страховка "через себя" через восьмерку.
- Еще была попытка показать правильный переход через узел при дюльфере, по-моему неудачная.
На занятиях в Царицыно Ольга при переходе через перегиб перевернулась практически вниз головой, как это бывает иногда у новичков (сам так первый раз дюльфернул и видел неоднократно такие "выходы"), веревка легла на ногу и на нее пришелся рывок. В результате Ольга прихрамывала, в Подольск с нами поехала, но от занятий воздержлась. Выводы: Я объяснял выход через перегиб так, как учит МВ: выход спиной вперед, ноги прямые, расставлены достаточно широко, участник отклоняется понемногу назад, перила нагружены и тд., по-моему все было правильно. Однако, даже то, что на рога восьмерки накручивается веревка не дает гарантии от таких "полетов", как совершила Ольга - веревка была мягкая и стала травить через восьмерку. Кроме того неправильная работа ногами - когда начинается полет ноги нужно переставить ниже.
Содержание
Уже в карьере отрабатывали:
Организация верхней страховки через карабин, спуск по двойной веревке дюльфером
- Цель, задачи - Научить готовить точку для верхней страховки, научить правильно спускаться по перилам, закрепленным не одним концом в точке, а пропушенным через карабин (или ролик).
- Число участников, требования к ним - 6 участников, требования стандартные, обязательно каски!
- Число инструкторов, замечания по безопасности - один руководитель, то бишь я. Безопасность обеспечивается: перед
спуском с большой высоты (как на главном бастионе) желательно провести занятие (отработать правильный выход через перегиб) в более простом месте; Не подпускать к краю без страховки; перед началом спуска обязательно проверка правильности пристежки и разрешение руководителя начинать спуск; желательно нахождение внизу еще одного инструктора (у нас не было)
- Снар. личное - система, каска, 3 карабина, восьмерка, прусик (лучше 2), перчатки (не уверен стоит ли требовать с участников рукавицы, но было бы неплохо)
- Снар. групповое - 50м, 40м, 30м, несколько кусков по 15..20м для точки, ролик
- требования к месту проведения - Наличие надежных точек крепления наверху, выраженный перегиб наверху, высота метров 5 минимум
Пришли наверх, там торчат трубы. Посмотрели примерно три коридора, где повесим веревку. Сверху нифига не просматривается, поэтому вешаем приблизительно. Вспоминаем, как крепить к трубам - схват, стремя, булинь. Крепим к трубам оттяжки из веревок по 10..15..20м, на конце восмерка с карабином (в одном из трех карабинов ролик). Длина оттяжки такая, чтобы при нагрузке карабин висел за перегибом, но не слишком далеко. При необходимости длину оттяжки временно можно уменьшить завязав на ней австрийский проводник. Через какрабин на конце оттяжки пропускаем основную веревку (50, 40 или 30м), далее блокируем обязательно концы ("закольцовываем") этой веревки встречной восьмеркой, обычной восьмеркой (??? можно ли) или проводники-восмерки на концах состегиваются карабином. Основная веревка кидается вниз, так, чтобы сблокированные концы лежали на земле. (Не забывать подавать команду "веревка!", напомнить участникам) Участник готовится к спуску: в обвязку правильно включены карабин с восмеркой справа (если правша, +рога восьмерки в правильную сторону!) и карабин слева. Если карабин на конце оттяжки находится в опасной зоне ( а так и будет, если длинна оттяжки выбрана правильно), то сначала нужно встать на самостраховку. Варианты: 1) завязать на оттяжке австрийский проводник и в него встать на самострах 2)прусик на оттяжку 3)самострах в карабин на конце оттяжки 4)страховка другим участником через точку в безопасной зоне (этот вариант мы не рассматривали на занятиях, забыл, а о нем стоит вспомнить). Мы использовали самый бестолковый вариант - третий. Это позволило по крайней мере одновременно выпускать людей по двум коридорам - пока один навязывает прусик и восьмерку (стоит на самострахе), можно заниматся другим и не боятся что участник упорхнет. После того, как участник на страховке, он может подойти к краю, спустится на полочку ниже при ее наличии (у нас были подходящие полочки). Стоя на полочке привязывает прусик двойным схватывающим на двойную (!) веревку, ниже двойную веревку продевает в восьмерку (на рога наматывать не надо, трение достаточно большое, +у участника уже есть опыт задержания себя при дюльфере). Карабины все замуфтованы. Рукавицы или перчатки одеты. После проверки инструктором(стажером) правильности можно выстегивать самострах и начинать спуск. Весьма вероятно, что нагрузить веревку получится лишь спустившись на метр-два ниже полочки (если правильно выбрана длина оттяжки, если на ней не завязывали австрийский проводник для укорачивания), если ниже полочки некуда поставить ноги, то выход будет связан с небольшим свободным полетом. Именно поэтому у участников уже должен быть опыт выхода через перегиб в более простых ситуациях. У нас было куда поставить ноги. Участник спускается дюльфером, отцепляется внизу, подает команду "перила свободны". Только после этого следующий наверху може пристегиваться. После спуска всей команды веревка "раскольцовывается", можно приступать к свободному лазанию с верхней страховкой.
- Альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций - можно выпускать участников к месту пристежки с верхней страховкой; можно
обеспечить при дюльфере верхнюю страховку; можно спускаться по одинарным перилам, а закольцовывать двойные только для последнего, но это не так поучительно; при выходе за перигиб у участников вероятны проблемы (повисание на прусике, удар об рельеф, переворачивание, паника и тд). Выход из ситуации - продолжать спуск вниз. В крайнем случае вытягивание участника наверх силами команды (как правильно???); весьма вероятна ситуация, что узел, закольцовывающий двойную веревку, окажется выше земли. Выход из ситуации надо отрабатывать заранее!
- как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - вспоминаем как делать точку на
рельефе; есть сходство со сдергиванием спусковых перил, там тоже дюльфер по двойной веревке; Усложненный выход за перегиб на дюльфер (нет возможности нагрузить веревку до выхода за перигиб) способствует повышению уверенности участников в нестандартной ситуации и тд.
- объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - не знаю. На все ушло около часа, может чуть меньше.
- типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) - организация точки под руководством инструктора, устранение ошибок по ходу. Пристежка к двойным перилам самостоятельно (обязательно находясь на страховке), после проверка. Типичные ошибки: неправильно встегнуты грудные карабины, неправильно встегнута восьмерка, нет каски, неправильное положение рук и ног при начале спуска.
- описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - основные трудности с выходом на дюльфер, остальное должно быть отработано раньше.
Свободное лазание по скалам
- Цель, задачи - полазать, постраховать
- Число участников, требования к ним - все то же, обувь соответствующая
- Число инструкторов, замечания по безопасности - то же
- Снаряжение личное и групповое - то же
- требования к месту проведения - те же, чтобы лазать можно было
Веревки уже висят, разбиваемся на пары и вперед. Страхующему нужно выбрать правильную позицию, обязательно рукавицы и каска. Страховка через себя или через точку (мы отработали и то, и другое). Если через точку - организация этой точки. Мы делали концом страховочной веревки вокруг камня или дерева. На конце веревки проводник-восьмерка, конец вокруг дерева(камня), вяжем узел среднего (австрийский пр.), блокируем проводники карабином, муфтовать не забываем. В петлю можно встать на самострах, можно объяснить участникам зачем это нужно (мы забыли сделать, на сам не вставали). Чуть выше австрийского проводника вяжем проводник-восьмерку, в нее встегиваем карабин с восьмеркой, через нее страхуем. Рога в правильную сторону. Правильное положение страхующего - лицом всегда к страхуемому. Правильное положение рук и корпуса (??? пока так и не разобрались, есть варианты). Далее, обязательно объяснить правильную подача команд: "страховка готова", "движение начал", "срыв", "камень", "выдай", "выбери", "закрепи" и тд. Перед началом лазания по рельефу контрольный срыв с небольшой высоты (1-2 метра), проверка работы страхующего. Начали лазать. Я лично в лазании не силен, поэтому особо обучать скалолазать не могу.
- альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций - как оказалось, верояно падение камней на участников, причем довольно
больших. Выход наверх, когда участник долезает до карабина, затруднен, но возможен. Лучше спускать вниз, однако как раз при спуске болше всего портится веревка, особенно если плохо расположен верхний карабин.
- как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - напрямую, только страховка будет
нижней (%
- объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - не знаю, лазали часа 2.
- типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) - не забыть рассказать что такое "маятник" и с чем его едят, почему нельзя на него
уходить. Не лазать один над другим. Инструктор один на группу, находится внизу. Следить в основном за страхующим (мне кажется это важнее), по крайней мере на первых порах.
- описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - все прошло нормально, только камни кое-где вываливались из
склона, это было неприятно.
П-образные перила
- Цель, задачи - получить опыт перестежки с горизонтальных перил на вертикальные и наоборот
- Число участников, требования к ним - то же
- Число инструкторов, замечания по безопасности - то же
- Снаряжение личное - то же: прусик, жумар (или второй прусик), восьмерка
- групповое - пара веревок, пара карабинов
- требования к месту проведения - отрицалово желательно (:
Перила подготавливали инструктора. Подъем по одной веревке способом "грудь-нога" жумар + прусик. Поднялись до горизонтальных перил, застегнули на них грудной карабин. Перенесли вес на жумар (есть другие варианты), спустили схватывающий узел прусика, перенесли вес на грудной карабин на гор-х перилах. Сняли барахло с вертикальной перилины. Переползли. Навязали прусик и восьмерку на спусковые перила, намотали на рога восьмерки веревку, сделали петлю под ногу на ней же, вышагнули на этой петле, ослабили т.о. гор-е перила, выстегнули карабин. Повисли на восьмерке. Размотали роги, дюльфер вниз.
- альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций - если горизонтальные перила не позволяют опиратся на рельеф и
достаточно длинные, то надо лезть с двумя карабинами. В нашем случае кое-где на рельеф можно было опираться, перила были очень короткими (метра три всего). Цеплялись к ним одним грудным карабином. (??? правильно ли это) Возможен вариант перехода сразу с подъема на дюльфер.
- как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - трудно сказать
- объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - мы потратили не много времени, меньше часа. Но прошли не все.
- типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) - проверять муфтовку карабинов! Следить, чтобы не расстегивали карабины, которые в данный
момент расстегивать нельзя.
- описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - ничего примечательного.
Переправа через реку
- Цель, задачи - научить натягивать переправу вообще и через водную преграду в частности, основы полиспаста
- Число участников, требования к ним - то же, можно без касок
- Число инструкторов, замечания по безопасности - одного вполне достаточно, можно расслабится если проводить между
деревьями на простом рельефе
- Снаряжение личное - то же, каски и жумары желательно
- Снаряжение групповое - две вервки (сдвоенные перила + сдергивающая)
- требования к месту проведения - пара деревьев на расстоянии 5..10м
Обозначаем опоры, границы реки, объясняем теорию (почему перила тянутся двойной веревкой а не одинарной??? и тд), первый участник вплавь, поэтому к нему пристегивается середина веревки, на середине завязана восьмерка, в ней карабин, карабин застегивается на боковую часть грудной обвзяки выше по течению реки (карабин в таком случае называется скользящий), далее по два человека берутся за половины веревки, идущей к первому участнику и расходятся выше и ниже по течению. Веревка в этом случае называется сопровождающей. Конец веревки не встегивается никуда "из соображений безопасности". Первый переплывает и вяжет на "целевом" берегу вокруг дерева штык. (я показывал так: два оборота вокруг дерева, дальше штык (минимум 3 петли), обязательно контрольный узел. Команда на "исходном" сводит вместе половины сопровождающей веревки, которая теперь именуется "перилами". Завязывает двойной схватывающий узел прусиком (мы делали двойным прусиком. Как правильно и как лучше одинарным или двойным???) на двойных перилах. Этот прусик называют "тянущим". В конец прусика встегивается карабин, желательно с роликом. Теперь надо связать полиспаст, которым будет тянутся "тянущий" пруссик к опоре (дереву). Мы отрабатывали одинарный полиспаст. Одним концом перильной веревки делается карабинная удавка на опоре, дальше веревка простегивается в карабин(ролик) на тянущем прусике и дальше снова возвращается к опоре. Если тянуть за эту веревку дальше, упираясь ногами в опору, можно натягивать с почти удвоенным усилием перила. Далее, схватывающий узел надо продвинуть по перилам максимально далеко в сторону целевого берега, насколько позволит безопасная зона (граница воды). "Удерживающий" прусик или другое устройство мы не использовали, т.к. предполагается, что при полностью выбраном полиспасте перила будут натянуты достаточно (???Весьма вероятно что это мое упущение). Дальше нужно натянуть полиспаст и застегнуть двойные перила на опоре карабинной удавкой. Крайне желательно, чтобы узел (восьмерка на двойной веревке) был завязан заранее и в него был встегнут карабин. Расстояние, на котором вяжется этот узел надо уметь прикидывать. Лучше если эта восьмерка будет завязана поближе к тянущему узлу, чтобы натяжение перил было больше, но все же чтобы при натянутом полиспасте силами всей команды можно было бы застегнуть карабинную удавку (в крайнем случае она наращивается карабинами). Карабины на перилах (в карабиннной удавке) обязательно муфтовать. Карабины в тянущей цепи муфтовать не обязательно (????). Полиспаст тянется за свободный конец веревки за дерево(опору), один человек может при этом упиратся ногами в дерево(опору). Я рассказал, что по моим наблюдениям наиболее эффективно тянуть полиспаст жумаром, встегнутым в грудную обвзяку (?). Пока несколько человек "дернули" полиспаст, один человек должен застегнуть карабинную удавку. Если не хватает - либо сильнее тянуть, либо наращивать удавку карабинами. Высота удавки над землей - примерно на уровне шеи среднего чела. Итак, застегнули. Развязали нафиг полиспаст. (мои участники регулярно забывали разязать конец перил, завязанный вокруг опоры и не могли сдернуть веревку из-за этого) Начинаем переправлятся. Порядок пристегивания следующий: сначала берется вторая веревка, на конце вяжется проводник-восьмерка, карабином (называется сопровождающим) встегивается участнику в ... (тут я так и не смог связанно объяснить. Варианта два: поскольку река, значит также как и первому - под мышку. Но с другой стороны всегда встегивали просто в грудь). Нужно ли крепить другой конец веревки в точке(???) - это я опустил, т.к. сам не уверен . Другой участник берет эту веревку (сопровождающая) в обе руки, сопровождение готово. Участник, которого готовы сопровождать сначала пристегивает грудной карабин на двойные перила, потом закидывает ноги и застегивает беседочный карабин на двойных перилах, головой в направлении движения. Беседочным я назвал тот карабин, который состегивает грузовую петлю беседки и нижнюю петлю двойного булиня, которым так модно теперь вязать системы. (?) Можно двигатся по перилам (на технике движения я не заострял внимания), доползли до целевого берега. Порядок отстежки: беседочный, потом грудной, потом сопровождающий карабины. Следующий участник имеет право застегнуть свой грудной карабин на перилах только после отстегивания от перил предыдущего участника. Конец сопровождающей веревки на целевом берегу можно теперь использовать как тянущий, при условии, что с исходного берега будут сопровождать. Для всего этого примерно на середине сопровождающей веревки (которая лежит на исходном берегу) вяжется узел средного (австрийский пр-к), он карабином (называется сопровождающим)пристегивается к следующему участнику. После переправы этого участника, сопровождающий карабин настегивается на перила и его вытягивают веревкой на исходный берег. Пристегивается следующий и т.д. Последний участник расправляет концы двойных перил, развязывает на них лишние узлы и снимает лишние карабины. Конец сопровождающей веревки, завязанный проводником-восьмеркой, пристегивает карабином к карабину карабинной удавки (: Фууу... Веревка в таком случае называется сдергивающей. Последний переправляется, с целевого берега его должны сопровождать. После отстежки его от перил можно развязывать штык и вытягивать за сдергивающую веревку всю конструкцию на целевой берег. Отсечка по пересечению всех веревок границы реки. Шампанское, поздравления, бухтовка.
- альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций - при провисании перильной веревки можно вставать и поднимать ее плечом,
это не запрещается. Вообще вариантов переправ масса, можно придумать тыщу разных способов.
- как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - трудно сказать
- объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - В нашем случае первый раз 45 мин, второй 23 мин, третий 17 мин.
- типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) - тут инструктор может слегка расслабится, если рельеф безопасный. Типичные ошибки:
пренебрежение сопровождением и муфтованием карабинов, неправильное пристегивание веревок, общая невнимательность и непонимание сути дела. Разжевывать сначала подробно, а потом заставлять выполнять самостоятельно.
- описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - один раз объяснил, потом несколько раз полностью
самостоятельно, без подсказок. Прогресс налицо.
Спуск тяжелопострадавшего с сопровождающим из опасной зоны
- Цель, задачи - овладеть техникой спуска тяжелопострадавшего, научится работать в условиях опасной зоны,
приближенных к реальным (всем обязательно постоянное нахождение на страховке/самостраховке)
- Число участников, требования к ним - то же (минимум 4 человека)
- Число инструкторов, замечания по безопасности - то же
- Снаряжение личное и групповое - то же
- требования к месту проведения - мы отрабатывали ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, поэтому нам подошел склон 30 градусов, 10 метров, дерево в качесве опоры.
Нашли подходящее место для ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО овладения техникой. С полого места вверх идет склон, на склоне метрах в 10-и вверх дерево. Объясняю, что мы "как будто бы в горах", на реальном склоне. Первого участника выпускаем с нижней страховкой, он организует на дереве точку из конца страховочной веревки, за неименеем ничего другого. Делает ДВОЙНУЮ петлю (два раза обводит конец веревки вокруг дерева), завязывает австрийский проводник и сблокировывает его карабином с восьмеркой на конце веревки, получается двойная петля. Встает на самостраховку в эту двойную петлю (здесь и далее обязательно застегивает карабин на обоих прядях петли). В паре метров от австрийского проводника на страховочной веревке завязывает проводник-восмерку и карабином пристегивает ее на двойную петлю. Перила готовы. Вся команда поднимается поочереди с самостраховкой прусиком (или жумаром???) по перилам, обязательно до отстегивания от перил встаем на самостраховку в двойную петлю. Нельзя пристегиватся к перилам, пока к ним пристегнут другой участник. (Можно повесить вторые перила для ускорения процесса). Итак, вся команда стоит на самостраховке. Есть еще две веревки. Вводная - есть пострадавший и его надо спускать вниз, сам идти не может. Бухтуем одну из веревок "на колени", маркируем т.о., что получается кольцо диаметром примерно чуть меньше метра. Разделяем "пряди" на две равные части, получаем "бабочку". Выбираем "транспорт" или "сопровождающего" - участника, который будет спускать на себе пострадавшего. Свободный самострах пострадавшего встегивается сопровождающему в грудную обвязку, теперь они сблокированы. Пострадавшему организуется верхняя страховка через восмерку. Для этого на карабин к двойной петле (к точке) пристегивается восьмерка, через нее пропускается свободный конец той веревки, которая была перилами для подъема. На конце вяжется проводник-восьмерка, карабином в грудную обвязку пострадавшему. Другой конец этой веревки, как и положено, уже закреплен в точке. Любой свободный участник страхует пострадавшего через восьмерку, обязательно в рукавицах. Еще одна свободная веревка (называется "грузовая") складывается вдвое, на концах вяжется "вишенка" (в двух метрах примерно от концов вяжется восьмерка на двойной веревке, а на торчащих из нее концов проводники-восьмерки. При чем один конец должен быть короче другого). Концы "вишенки" встегиваются карабинами в грудные обвязки пострадавшему и сопровождающему, длинный - споровождающему. Грузовая двойная веревка пропускается через "карабинный тормоз", пристегнутый к двойной петле (точке). Свободный конец двойной грузовой веревки встегивается в точку. На двойную грузовую веревку между "какрабинным тормозом" и "вишенкой" вяжется двойным схватом прусик (двойной????) и встегивается в двойную петлю (точку). Он называется подстраховочным. Чтобы он не затягивался при спуске пострадавшего, его желательно контролировать отдельному участнику. Еще один участник контролирует выдачу веревки через карабинный тормоз. "Бабочка" одевается пострадавшему как штаны, петли накидывает на плечи сопровождающий. Желательно (но не обязательно ?) скрепить петли на груди у сопровождающего пруссиком с карабином или просто кусочком веревки. Спровождающий "взваливает" на себя пострадавшего, нагружает грузовую веревку. Если пострадавшему обеспечивается страховка, можно выстегивать самострахи сопровождающего и пострадавшего из точки. Участник у карабинного тормоза начинает выдавать грузовую веревку а сопровождающий шагает спиной вниз по склону , нагружая грузовую веревку. При этом пострадавший не должен касатся склона, его надо беречь. После спуска пострадавшего в безопасную зону, оставшиеся участники организуют одинарные перила и спускаются по ним дюльфером с самостраховкой прусиком. Последний делает карабинную удавку вокург дерева, крепит сдергивающую веревку. После пристегивания к получившимся перилам последний участник может выстегнуть самострах и разобрать двойную петлю (точку). Последний спускается, расправляя сдергивающую веревку. Развязываем узел, сдергиваем, идем лечится.
- альтернативные пути выполнения упражнения/варианты по состоянию рельефа/выходы из незапланированных, но вероятных ситуаций - возможна отработка спуска из безопасной зоны, но это не так поучительно.
Кроме того можно спускать в опасную зону. Можно отработать действия при затягивании подстраховочного прусика. Можно сразу выполнять на отвесном склоне, через перегиб, но на мой взгляд это опасно осложнениями.
- как связано с реальной работой на маршруте, с другими техниками/упражнениями - может пригодится
- объективно проверяемые результаты (время, контрольные мероприятия), повремянка этапов упражения для 1го, 2го, 3го предельного занятия - не знаю
- типичне ошибки, профилактические меры и способы устранения. особенности контроля за выполнением (положение инструктора относительно работающих, остановка по нарушению или только при тупиковой ситуации) - особый контроль за непрерывностью страховки в опасной зоне, инструктор для наглядной
агитации может тоже находится со всеми на самостраховке. Т.к. работы проводятся на неопасном склоне, нет необходимости срочно останавливать команду при нарушении правил безопасности.
- описание реального хода выполнения упражнения на тренировке с повремянкой и указанием отличий от желаемого. Что было труднее всего, почему и тд - для начала все было неплохо