Принципы страховки архив 2005 — различия между версиями
Строка 114: | Строка 114: | ||
*Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь. | *Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь. | ||
*Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию. | *Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию. | ||
+ | |||
+ | ===Комментарии по лекции=== | ||
+ | |||
+ | *''В самом начале нужно вкратце рассказать о некоторых понятиях, без которых дальнейшее | ||
+ | ''восприятие лекции школьниками будет осложнено. | ||
+ | *''• виды передвижения по рельефу и верёвке | ||
+ | *''• виды страховки | ||
+ | *''• базовые и промежуточные точки страховки | ||
+ | *''• когда и в каких местах следует применять страховку | ||
+ | *''• какие бывают падения, в зависимости от вида страховки | ||
+ | *''• маятник при срыве/падении | ||
+ | *''• последствия падения | ||
+ | |||
+ | *''Многое из перечисленного отнесено на конец лекции. Я считаю, что слушатели должны прослушать | ||
+ | ''эти базовые понятия в самом начале. Иначе теоретический материал о стандартах UIAA и факторе | ||
+ | рывка будет довольно сложно | ||
+ | ''понять. А куча цифр предельных нагрузок различных элементов цепи страховки вообще внесёт сумятицу в ряды школы. Разумеется | ||
+ | ''не надо сразу вдаваться в описание подаваемых команд при движении или видами точек | ||
+ | ''страховки на снегу. Лишь общие понятия и схемы. | ||
+ | |||
+ | *''Только после этого прочесть более сложную теорию (желательно со слайдами). | ||
+ | ''Когда показ слайдов закончен, идёт демонстрация и даётся конкретика – как правильно | ||
+ | ''одевать/подгонять систему, работа с железом и т.п. Подробнее раскрываются все базовые | ||
+ | ''понятия, о которых говорили в самом начале. | ||
+ | |||
+ | *''_____________________________________________________________________________AnTank |
Текущая версия на 10:21, 10 марта 2006
Предлагаю следующий принцип изложения.
- На основе практ выхода убедить в необходимости страховки
- Объяснить, что такое падение, что такое страховка
- нарисовать простейшую страх. цепь из абсолютно нерастяжимых элементов. параметры падения
- рассчитать на ней нагрузки при глухом рывке
- привести предельные нагрузки для основных элементов и показать, что цепь надо усложнять или брать более сложные элементы (трос заменить на динамическую веревку)
- Продемонстрировать реальное снаряжение, объяснив его важнейшие для страховки параметры, те подставив в начальную модель реальные данные
- собрать несколько цепей из разного снаряжения, выявить пределы их применения, вычислить нагрузки и критические элементы
- обобщить цепи, ввести промежуточные узлы, множество промежуточных точек и перегибов, трение о скалы, реальный рельеф
- как все это работает на снегу. Основное отличие цепи - в том, что теперь самый ненадежный элемент - точка крепления к рельефу. Показать и рассказать
- как страховочная цепь создается и используется. выход лидера + перила для остальных. команды при работе
- а что будет, если точка страховки движется и создается динамически? какие ограничения (сложность рельефа, вес рюкзаков ,опыт участников ,физическое состояние)
- как еще можно организационно упростить страховку на маршруте?
- Резюме - различные классификации страховки, список понятий, различные приемы страховки - четко и без флейма в 10...15 мин подвести итог и наладить бардак
- Срыв, рывок
- Вес человека.Стандартный рывок UIAA рассчитан для веса 80 кг. Рывок пропорционален квадратному корню из веса человека (вместе с одеждой и снаряжением). Так, если вес в два раза больше, то величина рывка будет в 1.4 раза больше.
- Фактор рывка - это отношение глубины падения к длине выданной веревки. Фактор рывка непосредственно влияет на величину рывка. рывок на веревку (динамику?) не зависит(!) от глубины падения человека, а зависит только от фактора рывка.
- жесткость веревки
- я тут несколько плаваю, но надо четко дать буржуйские параметры срыва
- кратко факторы, упрощающие срыв
- ненадежность положения человека на сложном рельефе
- камни и пр
- рюкзак
Страховка — ряд мероприятий, направленных на предотвращение возможности получения травм участникам восхождения в результате их падения с большей или меньшей высоты на неподготовленную для этого поверхность горного рельефа.
- страховочная цепь, ее звенья.
- точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
- Ледоруб - держит 27-40 кг
- Ледоруб + лопата - 60 кг
- Ледоруб + нога (встать сверху) - 100 кг
- Ледоруб + лопата + нога - 120 кг
- Если ледоруб входит только на половину, делают петлю как можно ниже, на поверхности снега - рычаг должен быть минимальным
- Закопанная варежка со снегом может выдержать рывок до 200 кг.
- Снежный крюк (якорь) - существует в различных вариантах, используется для устройства страховочных точек в снегу: загоняется в снег, после чего снег утрамбовывается
- косынка(платочек)
- веревка, стропа - рассчитаны на рывок до 2200 кг. Ранее используемые пеньковые веревки обрывались уже при факторе рывка К=0.25. При этом величина рывка была около 700 кг. Современные импортные веревки подразделяются на динамические и статические (их еще называют полудинамическими). Из российских веревок только калининградская динамическая веревка удовлетворяет тестам UIAA, остальные веревки следует считать статическими. Для статических веревок есть рекомендация не использовать их в условиях, когда фактор рывка выше 1. Допустимые усилия рывка для статических веревок возникают при факторе рывка К=0.3 (порядка 500 кг). Это соответствует следующей схеме расположения точек страховки: 3, 6, 9, 11, 13, 15, 18, 21, 25, 30, 35, 40, 47 метров от базы.
- ИСС - альпинистская система рассчитана на рывок не более 1500—1600 кг
- человек - рывок в 200...300 кг
- точка крепления к рельефу. Для организации точек на снегу используют:
- База (или пункт страховки) — максимально удобное место, с которого осуществляется страховка. База оборудуется надежными точками страховки (обычно — не менее 2 точек страховки), которые блокируются между собой. Основные критерии выбора базы — наличие хороших точек страховки, безопасность от камней и прочих объективных опасностей, удобство осуществления страховки на базе и хороший обзор последующего участка. Желательно, также, чтобы база находилась чуть в стороне от предполагаемого направления движения первого в связке.База должна выдержать любой самый жесткий рывок.
- всякое железо, карабины, крючья, буры рассчитаны на 1600—2500 кг
- промежуточные точки - Например, чтобы фактор рывка был бы не более К=0.5 (в этом случае рывок на веревку будет не более 340 кг при жестком закреплении веревки, которая по тесту UIAA показывает рывок 1200 кг) точки надо располагать на следующих расстояниях от базы: 3, 6, 8, 11, 15, 20, 26, 34, 45 метров.
- перегибы веревки, узлы
Надежность всей цепи зависит от наиболее слабого звена.
- Срыв
- Распределение нагрузки по страховочной цепи. рывок на карабин и на точку будет в 1.66 раза больше, чем рывок на веревку. Только верхняя точка нагружается вниз, промежуточные точки часто нагружаются в бок
- наглядная демонстрация недопустимости глухого рывка
- Динамические элементы в страховочной цепи. Здесь же параметры снаряжения, демонстрация
- веревка
- ИСС и человек
- протравливание. Динамическая страховка подразделяется на мягкую и жесткую. При этом веревка протравливается с определенным усилием через тормозное устройство. Мягкая динамическая страховка — при усилии протравливания 200 кг, жесткая — 400 кг и выше. В первом случае рывок на сорвавшегося будет равен 300 кг, во втором — 600 кг. Соответственно нагрузки на верхний крюк 500 кг в первом случае и 1000 кг — во втором. Протравливать веревку легче всего через тормозные устройства. например, усилие протравливания на восьмерке веревки, зажатой с 25 кг составит 200 кг. Сколько необходимо протравливать? Соотношение такое. Во сколько раз усилие протравливания больше веса человека, во столько же раз длина протравливания меньше глубины падения. Если человек весом 100 кг (вместе с одеждой и снаряжением) упал на глубину 10 м (5 м до последней точке, и столько же ниже), усилие протравливания 400 кг (усилие протравливания больше веса с в 4 раза), значит протравливать надо в 4 раза меньше — 2.5 м. Соответственно если усилие протравливания 200 кг, то протравливать нужно 5 м. Запас свободной веревки для протравливания должен быть в пределах 10—100% от выданной.
руквицы и пр
- способы закрепления страховочной веревки
- конец всегда встегнут
- Страховка через выступ
- Страховка через карабин
- Страховка через тормозное устройство, расположенное на беседке страхующего - веревка все равно проходит через точку на станции
- Страховка через тормозное устройство, расположенное на базе
- Страховка через поясницу, через плечо
- команды, их однозначность
- Страховка готова? Команда лидера перед началом его движения. Лидер начинает движение только после положительного ответа на данную команду — «Страховка готова!». Страхующий при этом находится в рукавицах и готов страховать лидера. Эти же команды применяются, когда первый принимает второго.
- Страховка готова.Ответ на предыдущую команду. Эта команда означает, что человек, собирающийся начать движение, может его начинать (то есть отстегнуть свою самостраховку с базы или начать снимать базу). После этой команды единственная страховка у страхуемого — эта веревка. Страхующий после отдачи данной команды должен начать страховать напарника и быть готовым в любой момент к срыву напарника. Не допускается перещелкивание страховочной веревки после отдачи этой команды.
- Принял(Понял).Ответ на любую команду, если смысл команды понят.
- Повтори. В случае если команда непонятна или не услышана.
- Пошел. Команда отдается перед началом движения. Страхующий должен быть готов начать выбирать или выдавать веревку.
- Иду. Команда может применяться вместо предыдущей или может быть ответом на команду «как дела?», если человек продолжает свое движение.
- Страхуй. Вариант команды для привлечения внимания страхующего к процессу страховки. Может применяться как вариант команды «пошел», «иду». Обычно, все же, означает неудовольствие первого относительно того, как его страхуют.
- Выдай (есть вариант этой команды — дай веревку). Выдать веревку, как можно быстрее.
- Выбери. Выбрать веревку, как можно быстрее, не сдернув при этом первого (или второго для случая траверса).
- Закрепи. Первый отдает эту команду страхующему, чтобы он жестко закрепил веревку на базе. Страхующий закрепляет веревку и ждет следующей команды.
- Закрепись. Страхующий подает эту команду первому в случае, если есть необходимость на время перестать страховать первого. Первый должен найти хорошее место и устойчиво стать (лучше, если он при этом станет на самостраховку), при этом он отвечает «Готово» или «Есть». Страхующий выполняет необходимые действия (например, поправляет страховку) и вновь возобновляет страховку, подав соответствующую команду (например — «страховка готова»).
- Сколько веревки? Страхующий должен назвать количество метров веревки, оставшейся у него. Обычно говорится примерная цифра, кратная 10 или из первого десятка.
- Веревки 6 метров. Ответ на предыдущую команду. Не нужно долго думать. Отвечать сразу по принципу — лучше сказать меньше, чем больше.
- Камень. Если человек заметил падающий камень или сам упустил камень. Эта же команда применяется при падении любых предметов, способных травмировать группу (лед, ветки, предметы, выпавшие из рюкзака). Подается особо громко.
- Лавина. То же в случае лавины.
- Держи (Срыв). Подается человеком во время срыва (если он успеет). По этой команде страхующий готовится к рывку.
- У крюка. Команда, которую подает идущий, чтобы пояснить страхующему, что он будет стоять на месте, чтобы вытащить или заложить точку страховки.
- На самостраховке. Подается после того, как идущий встал на самостраховку за базу и его уже не надо страховать. После этого, обычно, страхующий (второй) готовится к началу движения.
- Страховки нет. Подается после того, как идущий встал на самостраховку за базу и его уже не надо страховать. После этого, обычно, страхующий (второй) перестает страховать напарника и готовится к началу движения.
- Перила готовы. Команда означает, что страховочная веревка закреплена на базе и ее можно нагружать (использовать в качестве перил).
- Как дела? Команда, не обозначающая никаких действий. Означает, что напарнику (как правило, страхующему) надоело ждать, и он интересуется причиной задержки в действиях своего напарника.
Список команд согласуют заранее, чтобы при плохой слышимости можно было отличить
- Вы-дай. Она более короткая и состоит из двух слогов. Напарник обычно слышит только «ай» или «а…».
- Вы-бе-ри. Более длинная, состоит из трех слогов. При предельной слышимости слышно только «и…»
- Стра-хов-ка го-то-ва. Самая длинная команда, в конце слышно «а…». Можно перепутать с командой «выдай» (она тоже оканчивается на «а…»), но отличить ее можно по тому, что она длинная.
- виды страховки
- индивидуальная - всегда обеспечиваешь себя
- групповая - когда не хватает индивидуальной
- виды движения по веревке
- одновременное - обычно на несложном рельефе, - ориентирована на передвижение по гребню, через трещины, закрытый ледник. В связке-двойке используется веревка длиной метров 8-12, остальное (если есть лишнее) прячется в рюкзак. Недалеко от петли (сантиметров 70) вяжется австрийский проводник - для рюкзака, это необходимо для того, чтобы, если человек сорвался в трещину, можно было скинуть рюкзак, и он бы висел не на системе, а отдельно. Также делается сразу петля самовылаза. При движении ледоруб находится на самостраховке, все готово к падению в любую секунду.
- попеременое - применяется, когда зарубание затруднено по каким-то причинам, при такой страховке кроме ледоруба ничего не используется. Активно используются голосовые команды. При попеременной страховке связками ходят только в лоб. И длина связок не превышает 15 метров. в туризме малораспространено.
- по перилам - на сложном рельефе. При установке перил надо придерживаться следующих правил: главная задача каждого не срываться, лидер, который делает перила должен быть подготовленным участником, если позволяет склон, лучше осуществлять подъем сразу с рюкзаком, на крутых склонах идется на три такта.
- виды точек страховки
- через себя
- на рельефе
- Нижняя страховка — страховочная веревка от страхуемого уходит вниз, при срыве больше лететь.
- Верхняя страховка — страховочная веревка уходит вверх, в идеале должен пролететь только амортизацию.
Комментарии по лекции
- В самом начале нужно вкратце рассказать о некоторых понятиях, без которых дальнейшее
восприятие лекции школьниками будет осложнено.
- • виды передвижения по рельефу и верёвке
- • виды страховки
- • базовые и промежуточные точки страховки
- • когда и в каких местах следует применять страховку
- • какие бывают падения, в зависимости от вида страховки
- • маятник при срыве/падении
- • последствия падения
- Многое из перечисленного отнесено на конец лекции. Я считаю, что слушатели должны прослушать
эти базовые понятия в самом начале. Иначе теоретический материал о стандартах UIAA и факторе рывка будет довольно сложно понять. А куча цифр предельных нагрузок различных элементов цепи страховки вообще внесёт сумятицу в ряды школы. Разумеется не надо сразу вдаваться в описание подаваемых команд при движении или видами точек страховки на снегу. Лишь общие понятия и схемы.
- Только после этого прочесть более сложную теорию (желательно со слайдами).
Когда показ слайдов закончен, идёт демонстрация и даётся конкретика – как правильно одевать/подгонять систему, работа с железом и т.п. Подробнее раскрываются все базовые понятия, о которых говорили в самом начале.
- _____________________________________________________________________________AnTank